Его история берет начало примерно в 2000 году, когда соседи по многоэтажке начали активнее обзаводиться компьютерами, а подрастающее поколение всячески этому радовалось. Ведь у них было желание «социального взаимодействия с применением современных технологий» (проще говоря, народу хотелось играть по сети). Есть компьютер, есть телефон — но кто даст зависнуть на проводе надолго?
— Задумывалось сделать удобнее себе: вместо того чтобы тягать компьютеры или занимать телефон, чтобы рубиться в Age of Empires, проще было кинуть кабель. В первой сетке было три компьютера. Это был Ethernet на 10 мегабитах, стоял «трикомовский» хаб. Постепенно знакомились с соседями, сеть росла. Кто-то приносил кино, расшаривали на всех, — рассказывает наш собеседник.
Google тогда не было (точнее, был, но не «такой, как теперь»), информацию найти было сложно. На помощь пришел брат соседа, который как раз был «админом» в какой-то из компаний. По словам Антона, как раз этот сосед в свое время и выступил инициатором создания локалки, которая со временем превратилась в WestLan.
— У него был инструмент, он знал, как и что работает, поэтому никаких проблем по технической части не возникло. А дальше — по книгам. Я позже сам статью написал про домашние сети: как они строятся, как настроить.
Во сколько все обошлось?
— Может, долларов 150 — на троих по 50. Купили бухту кабеля, купили хаб (на самом деле нам он достался «по наследству»), нужно было только обжать и протянуть. Ну и сетевые карты — тогда не у каждого такая была в компьютере.
Потом вместе все делали, по квартире аккуратно тянули. Родители косо смотрели (смеется. — Прим. Onliner).
Конфликтов с другими жильцами не возникало, по крайней мере поначалу: народу в сети немного, шума и пыли не было. Потом, когда сеть начала расти (а это происходило медленно), случались казусы.
— В какой-то момент начали заглядывать на соседние дома. В одном из них ребята тоже строили сеть, и мы кинули первую «воздушку». Нас стало человек 12—15, сейчас уже и не вспомню.
Основным драйвером роста домашних сетей Антон называет интернет. Как только он появился, возникла возможность не занимать телефонную линию, пришло четкое понимание, зачем нужна сеть.
— Первыми, наверное, у кого появился интернет из домашних сеток, были Уручье, Серебрянка и микрорайон Запад. До этого была общага РТИ. «Соло» как раз с нее и начинала. Здесь они впервые попробовали, увидели, что такое домашняя сетка и какую прибыль из нее можно извлечь.
Отличие интернета в домашней сети по «диалапу» было не столько в скорости, сколько в том, что ты платил не за время, проведенное в сети, а за трафик. Радикально новое явление. Ты мог просто открыть страницу и читать ее спокойно, не думая, сколько времени это займет, не нужно было постоянно отключаться-подключаться и занимать линию.
Поначалу у нас была выделенная линия на 128 Кбит/с от того самого оператора «Соло». Это было из разряда «вау». Тебе звонят по телефону, спрашивают: «Чем занимаешься?» А ты такой: «В интернете сижу» (смеется. — Прим. Onliner).
Домашние сети развивались там, где были «спальники», где много людей, продолжает Антон. У белорусов постепенно появлялись компьютеры, их нужно было как-то соединить между собой.
— А когда появился интернет, одним из наших лозунгов стало «Компьютер без сети — что телевизор без антенны» (для тех, кто еще не подключился).
Как искали желающих подключиться? Развешивали объявления на подъездах, соседи рассказывали соседям, через знакомых передавали. И можно вспомнить Сергея Джейгало (он же SergeJey), который сделал сайт homenet.tut.by и помог развитию сообщества. Если человек хотел подключиться, он заходил на сайт, регистрировался и смотрел, какие домашние сети рядом, а потом связывался с их администратором. Так многие находили.
Одной из важных «фишек» домашних сетей Антон называет не только игры и кино, но и возможность общения. В те давние времена было принято регулярно встречаться в офлайне, пить сок и, может, пиво. На заре встречались «на этаже» («но все было в рамках, культурно-аккуратно»). Когда сеть все еще была небольшой, практиковали душевные выезды в город и за его пределы. Позже проводились и масштабные встречи — сотня-полторы юзеров из нескольких сетей живо обсуждали злободневные темы на стадионе какой-нибудь местной школы.
Но это позже. Первые пять домов подключились неспешно, а потом началась более активная экспансия WestLan. На вопрос «Зачем подключаться?» отвечали так: «Получить дешевый интернет плюс плюшки в виде общения, контента, игр, музыки, фильмов».
— Было, кстати, пару забавных случаев.
Висела «воздушка», которая мешала человеку: портила вид из окна. Он пожаловался в ЖЭС, они вышли на нас. Надо перевесить, мол. Мы перевесили, а через месяц этот же человек приходит к нам и говорит: «Хочу подключиться». Подключили (смеется. — Прим. Onliner).
И еще один. У нас в сетке был парень, который подписывался как Boris. Его так все звали — и когда звонили ему домой, тоже спрашивали Бориса. И мама звала его к телефону… И вот сидим как-то у него, заходит его мама и спрашивает: «Сережка, ты кушать будешь?» Вот тут-то мы и офигели: «Тебя Сергей зовут?..»
Сетей вокруг становилось больше, то и дело поднимались вопросы об объединении, одновременно где-то шла «войнушка». Антон показывает на карте дома́, входившие в «королевство» WestLan, а неподалеку — Lorien и между ними небольшое нейтральное «государство». Почти незримая борьба напоминала ту же Age of Empires с захватом территорий, тактикой и стратегией.
— Сообщества на сообщества ходили, как фанаты футбольных команд, но до драк не доходило. Какими-то творческими вещами «давили»: сочиняли, например, что-нибудь про администратора и выкладывали в чат. Рассказы, шутки…
Также приведем уцелевший (но чуть исправленный: пергамент сохранился не полностью) отрывок из прошлого за авторством WestStar-Nor (особенности авторской орфографии и пунктуации сохранены).
«Среди тьмы и вороха ламерского невежества и скудноумия сияет звезда Лориен! Велик и бесконечно замечателен замысел бурномощного, многомудрого и богоравного ЛОРИЕНА! Слава о нем достигла дальних земель. Но что это? Что это копошится там такое? Где? Да вон там - в дальнем темном углу? Аааа, это ламерская и убогая «Вестстар»... Как грустно... Неужели можно опуститься так низко? Что-что? ОБЪЕДИНИТЬСЯ С НАМИ?!!!! Они?!!... Хотя, подожди! Нам ведь нужно как-то расширяться.
Почему бы не провести эксперимент - присоединим к себе этот «Вестстар»!И это только начало! Скоро мы будем везде! (крик) О нас заговорят все! (крик становится громче) Нас покажут в новостях! Мы будем... мы будем...(истошный крик, глаза навыкате, безумны и сверкают, кулаки сжаты) !!!!! (слышится звук арф, органа, хор поет торжественный гимн... Минск предстает перед глазами с высоты птичьего полета, кругом толпы с плакатами и транспарантами, у всех на лицах - счастливое выражение, они что-то кричат... гул... не разобрать... гул нарастает, звуки становятся четче слышны...: ооооие! ооооиииен! ооорииииен! лориен! Лориен! ЛОРИЕН!!! ЛОРИЕН!!!)... ....
Сэр! Господин, Лориен! С вами все в порядке? Вы уставились в одну точку и на меня никак не реагировали! - Чего тебе?! Не видишь, я занят! - Извините, сэр. Там к вам господин Иса пришел. Вы просили его впустить как только он придет. – Давай его сюда! Свободен».
Также Антон предоставил нам отрывки логов с обсуждениями объединения сетей. Публиковать их не станем, но поверьте на слово: драмы много.
— Долгое время у нас не было абонентской платы, а появилась она, когда произошла чудесная гроза. До этого момента коммутаторы менялись по гарантии — если где-то выгорал порт, например. Но как-то в дом попала молния, отбила часть фасада, у людей выгорели лифты, холодильники, телевизоры — все, что включалось в розетку. Заодно задело нашу «воздушку». Мы собрали урожай «убитых» коммутаторов — 20 штук. Нам удалось поменять их по гарантии, а вот остальным не так повезло.
Позже, когда компьютерные фирмы случайно увидели фотографию с «тушками», сказали, что больше коммутаторы после грозы по гарантии не меняют (смеется. — Прим. Onliner). Тогда было принято решение создать финансовую подушку на подобные случаи, чтобы не закладывать свои деньги.
Сетью, по словам Антона, занимался администратор домашней сети.
— Эдакий маленький бог в этом мире, — смеется он. — Админ ходил к юзерам, настраивал, как все должно быть, и оно работало. Пока было небольшое количество людей, особого обслуживания это не требовало: поставил один раз и забыл — оно все работает. К тому же все это и не воспринималось как работа… Это в первую очередь было хобби.
Как выяснилось, Антон познакомился со своей тогда еще будущей женой именно благодаря домашней сети:
— Меня попросили помочь с настройкой компьютера, когда ее подключали.
Ведь, по его словам, сеть существовала как «ячейка общества» со своими драмами, отношениями и конфликтами. Конечно, нашлось место и истории с «вычислю по IP».
Как-то два пользователя устроили конфликт в чате, а затем разборки вышли за его пределы. Все это переросло в «реал», а потом дошло до суда (речь шла о защите чести и достоинства).
— Судье рассказывали, что такое чат, что такое личка, что такое мессага и игнор (эскалация конфликта произошла из-за него) и так далее. В итоге все закончилось тем, что оба получили штрафы и общественные работы.
Однако больше вспоминаются приятные моменты: встречи, поздравления с Новым годом (сетевики ходили по квартирам пользователей-девушек как заправские Деды Морозы, только без бороды).
— Оператор был первым, кто сделал большой охват по домашним сетям. У них была значительная часть рынка, и это очень помогло, когда просел рынок юрлиц. Помните, как «Белтелеком» сравнял тарифы? «Соло» ощутили, потому что у них была большая база «юриков». Но «физики» поддержали, а юрлицам предлагали расширенный пакет услуг подороже.
По мере развития инфраструктуры передачи данных и с течением времени компания увидела, что администраторы «подрастают» и хобби становится обузой — обслуживать домашние сети становится некому. Выход — посмотреть в сторону того, чтобы взять инициативу в свои руки. Компания использовала свою магистральную сеть для объединения существующих домашних сетей в Минске. Это был первый линк между востоком и западом — Уручьем и микрорайоном Запад.
— Это крупное объединение. Запад тогда насчитывал 400—500 компьютеров в нашей сети, в Уручье было под тысячу.
Были нюансы и со стороны государства, когда домашние сети оказались «ненужным» феноменом и создавали конкуренцию некоторым организациям. Еще одной причиной было, возможно, непонимание ответственных лиц того, как и что нужно регулировать. Это приводило к путанице и тормозило развитие. И с домашними сетями предлагали особенно не церемониться — резать провода. Но до этого дело не доходило.
— Компания «Соло» работала в направлении «как строить сети легально» и аккуратно делая шаги в этом направлении при общении с чиновниками. Такие попытки предпринимали и конкуренты. Например, компанию «Атлант Телеком», когда выясняли у Мингорисполкома вопрос согласования сетей в жилых домах, направили по большому счету к телевизионному оператору МТИС (тогда его учредителем был Мингорисполком). На этой встрече руководство «Атлант Телекома» имело неосторожность сообщить, что, помимо интернета, у них есть планы оказывать и услуги IPTV. Понятное дело, что МТИС не хотел конкуренции на этом поле, поэтому всячески способствовал затягиванию процедуры согласования документов, — рассказал Антон.
Напоследок решили задать вопрос о финансовом интересе:
— Признайтесь: финансово выгодно все это было?
— Это, как я говорил раньше, было хобби. Я не платил за интернет (смеется. — Прим. Onliner) — это бонус для всех администраторов в то время. Те, у кого желание работать за идею иссякло, либо бросали это дело, либо переводили в коммерческое русло. Таких сетей в Минске тоже было достаточно: OneNet, Unet, «Домашняя сеть» (Ангарская), NetBerry (Серебрянка), Optitel (Веснянка) и некоторые другие.
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by