12 февраля 2020 в 8:00
Автор: Константин Сидорович

Подозрительно дешевый ноутбук и телефон с ушной серой в комплекте. Печальные истории покупателей

Автор: Константин Сидорович

Мы собрали еще три истории от покупателей, которые считают, что с ними обошлись несправедливо. В одном случае речь идет о покупке ноутбука: парень с деньгами пришел в магазин за одним лэптопом, а продать ему попытались другой, что подешевле. Еще один герой нашей статьи попробовал по гарантии сдать сломавшийся монитор, но у него потребовали гарантийный талон. А Артем купил старый телефон под видом нового, да еще и с ушной серой в комплектных наушниках.

Заказал один ноутбук, но настойчиво пытались продать другой

Владимир часто покупает товары в интернет-магазинах. В середине января на сайте одной из крупных сетей он заметил большую скидку на ноутбук Acer Aspire 3 A315-55G-59YC NX.HEDEU.008 (знаем, больно, но так нужно): вместо стандартной цены в 1200—1300 рублей его отдавали за 845.

15.6" 1920 x 1080 TN+Film, Intel Core i5 8265U 1600 МГц, 8 ГБ, SSD 256 ГБ, граф. адаптер: NVIDIA GeForce MX230 2 ГБ, Linux, цвет крышки черный

— Я сделал заказ, получил на почту письмо с подтверждением и приглашением забрать ноутбук через два дня. Ровно через два дня получил SMS о том, что мой ноутбук приехал в магазин. Прибыл в магазин, мне вынесли коробку и предложили оплатить товар. Но на упаковке я заметил наклейку с совсем другой маркировкой, которая указывала на модель Acer Aspire 3 A315-21G-96QG NX.HCWEU.006.

15.6" 1920 x 1080 TN+Film, AMD A9 9420e 1800 МГц, 4 ГБ, HDD 1000 ГБ, граф. адаптер: AMD Radeon 530 2 ГБ, Linux, цвет крышки черный

По словам Владимира, в ответ на недоумение сотрудники магазина пытались убедить его, что это именно то, что он заказывал. После того как мужчина показал скриншот своего заказа, перед ним извинились и сказали, что в магазине такого ноутбука нет.

— Оказалось, что лэптоп есть в салоне, который находится в Пинске. Мне пообещали в течение двух дней привезти его, но сказали, что продадут за 1300 рублей. Вот те раз! А если колбаса стоит 5 рублей, вы что, заплатите за нее 20?! Магазин предложил цену, я на нее откликнулся, но, оказывается, могу купить товар только дороже!

Владимиру пообещали разобраться и уже на следующий день перезвонили, извинились и сказали, что не смогут продать ноутбук за 845 рублей: уж очень низкая цена. Вместо этого предложили начислить бонусные баллы, от чего мужчина отказался.

Владимир интересуется: насколько правомерно то, что ему не продали товар по той цене, которая была указана на сайте магазина? Тем более что заказ подтвердили по электронной почте.

Как обычно, все случаи прокомментировала юрист Татьяна Ревинская.

Комментарий юриста: «Магазин можно привлечь к административной ответственности»

— Потребитель в соответствии с законом «О защите прав потребителей» (статьи 5, 7) наделен правом на своевременное получение достоверной информации о предлагаемых товарах, в том числе об их цене. Пункт 4 Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета министров от 15 января 2009 года №31, обязывает продавца на сайте интернет-магазина до момента заключения договора розничной купли-продажи предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о цене товара.

Когда выбранный товар направляется покупателем в корзину либо заказ товара осуществлен по телефону и получено подтверждение принятия такого заказа продавцом, цена выбранного товара должна оставаться неизменной.

В противном случае продавец может быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей по статье 12.17 КоАП. В частности, частью 1 статьи 12.17 КоАП предусмотрена административная ответственность за несоблюдение правил торговли в виде штрафа до 10 базовых величин. Деяние, предусмотренное частью 1 статьи 12.17 КоАП, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (часть 3 статьи 12.17 КоАП).

Монитор сломался во время гарантии, но магазину понадобился талон

Юрий живет в областном центре и тоже часто покупает технику в интернет-магазинах. Летом 2018-го он заказал монитор AOC, который спустя полтора года сломался. Гарантия действовала, но принимать дисплей магазин не захотел — все из-за отсутствия фирменного гарантийного талона. Так вообще можно было?

23", 16:9, 1920x1080, IPS, 60 Гц, интерфейсы HDMI+D-Sub (VGA)

— Коробку от монитора вместе с диском, инструкцией и пустым гарантийным талоном я выбросил вскоре после покупки. Оставил товарный чек, в котором была отражена вся информация о товаре и гарантии на него. В итоге в гарантийном отделе магазина мне ответили полным отказом в любой помощи по причине отсутствия у меня фирменного гарантийного талона производителя.

После этого Юрий занялся подробным изучением закона «О защите прав потребителей». В документе он не нашел требования о необходимости предоставлять фирменный гарантийный талон производителя для принятия товара на гарантийное обслуживание.

— Я снова написал в магазин с требованием принять мой монитор. На этот раз мне ответили согласием, но с небольшой оговоркой: они принимают мой монитор «условно», и поэтому сроки гарантийного ремонта могут превышать 14 дней, установленные законом.

Юрию не оставалось ничего другого, кроме как согласиться. Он вернул монитор в магазин и спустя месяц получил SMS о том, что устройство признано неремонтопригодным. На протяжении всего этого времени покупатель звонил в гарантийный отдел магазина и писал претензии с требованием расторгнуть договор купли-продажи. В конце концов Юрий вернул деньги за некачественный монитор, но это стоило ему больших усилий — прежде всего эмоциональных.

— Все-таки кто в этой ситуации прав? Обязан ли продавец при продаже товара заполнять фирменный гарантийный талон производителя или достаточно товарного чека? Если не обязан, то вправе ли он требовать его для проведения гарантийного обслуживания?

Комментарий юриста: «Гарантийный талон не обязателен для гарантийного обслуживания»

— Из пункта 5 статьи 22 закона «О защите прав потребителей» следует, что при безвозмездном устранении недостатков товара заполняется гарантийный талон, переданный потребителю одновременно с товаром при его приобретении, а в случае его отсутствия оформляется документ, подтверждающий безвозмездное устранение недостатков товара, в порядке и по форме, установленным МАРТ.

В рассматриваемом случае продавец обязан был принять товар на гарантийное обслуживание, а при отсутствии гарантийного талона у покупателя — составить акт передачи товара.

Форма этого документа установлена пунктом 2 постановления МАРТ от 29 ноября 2018 года №85 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь „О защите прав потребителей“». Проще говоря, обязанность по составлению (заполнению) акта возложена на субъект хозяйствования, к которому обратился потребитель. При этом такой документ составляется со слов потребителя в двух экземплярах и подписывается продавцом и потребителем. Один экземпляр остается у продавца (изготовителя, поставщика, представителя), второй — передается потребителю.

Стоимость товара для заполнения акта указывается на основании чека (иного аналогичного документа), подтверждающего факт приобретения товара. Способ расчета цены товара при отсутствии чека (иного документа) определен в пункте вышеуказанного постановления №85, которым и следует руководствоваться.

Продали старый смартфон под видом нового, да еще с ушной серой в комплекте

Артем заказал в интернет-магазине смартфон Huawei P10 Plus. Никаких скидок или чего-то такого — просто обычный телефон, пусть не самый свежий, но все еще актуальный.

Android, экран 5.5" IPS (1440x2560), HiSilicon Kirin 960, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 64 ГБ, карты памяти, камера 12 Мп, аккумулятор 3750 мАч, 2 SIM
Нет в наличии

— Привезли поздно, после десяти вечера. Немного смутили открытая коробка и отсутствие заводских пленок на телефоне, но курьер сказал, что они проверяют все телефоны на работоспособность, поэтому вскрывают коробки.

Парень поверил курьеру и оплатил покупку. Только на следующий день он заметил некоторые особенности, заставившие его усомниться в том, что смартфон никогда не был в использовании.

— Через день я заметил, что телефон уж слишком медленно заряжается — больше трех часов, хотя должна быть быстрая зарядка, занимающая около часа. Стал присматриваться внимательнее. Кабель в комплекте — на 2 ампера, хотя должен быть 5-амперный. На зарядке также нет заводских пленок. Гарнитура — вообще позор какой-то, по виду б/у года два, наушники забиты ушной серой.

В довершение всего оказалось, что в комплекте с Huawei P10 Plus поставляется чехол, однако магазин умудрился продать его Артему отдельно за 10 рублей. Он связался с магазином и высказал свои претензии. Покупателю, по его словам, предложили выход: ему готовы возместить 50 рублей в качестве компенсации за моральные страдания.

Осторожно! Фото ниже могут нанести непоправимый вред вашему психическому здоровью!

— При этом сказали дальше пользоваться устройством: дескать, аппарат долго стоял на витрине, продавцы что-то там напутали с коробками, положили/прикарманили то, что не следовало, ну а вообще, мы удивлены, почему вы расстраиваетесь, ведь смартфон у вас ну прямо очень хороший и все такое.

Артем признает, что виноват сам и должен был быть более внимательным во время покупки. И все же он удивлен, что «вот так нагло можно дурить народ». Что же делать в ситуации, когда тебе под видом нового товара продали б/у?

Комментарий юриста: «Продавец обязан забрать товар и вернуть деньги»

— До продажи товара покупателю продавец должен предупредить его о наличии в товаре недостатков либо о том, что товар является бывшим в употреблении. Такие сведения могут быть внесены в кассовый чек, квитанцию к приходному кассовому ордеру, технический паспорт, инструкцию по эксплуатации, руководство пользователя или другой документ, то есть в документ, являющийся подтверждением приобретения товара (пункт 6 статьи 7 закона «О защите прав потребителей»).

Если такая информация не была доведена до потребителя, то последний вправе предъявить продавцу требование о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченных за товар денежных средств.

Согласно закону «О защите прав потребителей», такое требование должно быть удовлетворено незамедлительно, а если это сделать невозможно, то в срок не более 7 дней (в случае необходимости проведения экспертизы — не более 14 дней) (пункт 1 статьи 25).

В случае если претензия потребителя не удовлетворяется в установленные законом сроки, потребитель вправе обратиться с тем же требованием с иском в суд. Кроме того, потребитель вправе потребовать уплаты неустойки за нарушение сроков удовлетворения требования в размере 1% от стоимости товара, а также денежной компенсации морального вреда.

Выбор покупателей
Android, экран 6.15" IPS (1080x2312), HiSilicon Kirin 710, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 128 ГБ, карты памяти, камера 24 Мп, аккумулятор 3340 мАч, 2 SIM
Android, экран 5.71" IPS (720x1520), Mediatek MT6761 Helio A22, ОЗУ 2 ГБ, флэш-память 32 ГБ, карты памяти, камера 13 Мп, аккумулятор 3020 мАч, 2 SIM
Android, экран 6.15" IPS (1080x2312), HiSilicon Kirin 710, ОЗУ 6 ГБ, флэш-память 256 ГБ, карты памяти, камера 48 Мп, аккумулятор 3340 мАч, 2 SIM

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by