Магазинное унижение и слово блогера. Истории трех покупателей

27 декабря 2019 в 10:13
Источник: Клим Картохин

Магазинное унижение и слово блогера. Истории трех покупателей

Источник: Клим Картохин

Все три сегодняшние истории связаны с водой. Расскажем про посудомоечную машину с дырой в боку, вонючей стиралке и ненужном смесителе. В одном случае ситуация разрешилась хорошо, во втором — более-менее нормально, хоть и не без сложностей, а в третьей вообще ничего не ясно. Все, как обычно, прокомментирует юрист.

Лишняя дыра

Супруга Александра давно мечтала о посудомоечной машине. В 2019 году пара приобрела новую квартиру и заодно решила воплотить в жизнь мечту. Семья заказала в интернет-магазине долгожданную машинку. Настала пора положить конец семейным раздорам в попытках решить древнюю как мир проблему «кто моет посуду?».

— Во время моего отсутствия жена приняла у курьеров машинку, хотя они ее, как оказывается, не представили должным образом. Распаковав машину по возвращении, я увидел дыру в пластиковой емкости слева (теплообменник). Я так понял, при работе она наполняется водой. В таком виде работа ее невозможна.

Александр обратился в магазин с требование поменять машину или бесплатно ее отремонтировать. Однако в магазине ответили, что случай не относится к гарантийным, мол, нужно было внимательнее осматривать товар при его приемке.

— Но жена же не специалист! Да и курьеры дыры не увидели или не захотели увидеть. Стоимость ремонта составляет более половины стоимости машинки. Теперь не знаю, что с ней делать…

Выбор покупателей
загрузка на 14 комплектов посуды, электронное управление, 9 программ, 59.8×55.5×82 см, нержавеющая сталь цвет
Выбор покупателей
загрузка на 9 комплектов посуды, электронное управление, 5 программ, 44.8×55×81.5 см, черный цвет
загрузка на 13 комплектов посуды, электронное управление, 5 программ, 59.8×55×81.5 см, черный цвет

Итак, товар приняли, расписались об отсутствии претензий к внешнему виду, но не обратили внимания на недостающий кусок пластика. Есть ли в этом случае шанс вернуть машинку в магазин?

Юрист: придется доказывать, что повреждение имелось до передачи товара

Ситуацию прокомментировала юрист Татьяна Ревинская:

— Закон говорит о том, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства по договору, лежит на продавце. Вместе с тем потребитель обязан будет доказать, что недостатки товара возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента (пп. 8—10 ст. 31 Закона №90-З). Это и предстоит сделать нашему герою, обратившись первоначально с претензией к продавцу, а при неразрешении вопроса — в суд, где он объяснит, почему при приемке товара отсутствовали претензии к внешнему виду машинки, а затем доказать, что имеющееся повреждение имелось до передачи товара.

Подменная стиральная машина простояла неделю с водой и завоняла

У Вадима была стирально-сушильная машина, но однажды она сломалась. Благо устройство было на гарантийном обслуживании и магазин забрал его в ремонт. Более того, даже предоставил из подменного фонда замену на время ремонта. Вот это сервис! Но Вадим так не считает. К тому же в свое время он заплатил за расширенную программу гарантии.

Для начала мужчина решил испытать подменную машинку — забросил в нее полотенце и запустил цикл стирки. Стиралка делала-делала свое дело, но не доделала. По словам Вадима, в какой-то момент машина перестала стирать, но воду не слила.

Выбор покупателей
автоматическая стиральная машина, загрузка до 6 кг, отжим 1000 об/мин, глубина 40 см (с люком 42 см), энергопотребление A++, защита от протечек, 14 программ
стирально-сушильная машина, сушка: естественная конденсация, с паром, загрузка до 7 кг, отжим 1200 об/мин, глубина 45 см (с люком 48 см), энергопотребление C, прямой привод, 14 программ
автоматическая стиральная машина, загрузка до 6 кг, отжим 1000 об/мин, глубина 45 см, энергопотребление A++, 8 программ

Как отметил Вадим, вопрос с заменой подменной стиральной машины затянулся на неделю. Все это время устройство с водой и полотенцем внутри стояло в квартире.

— Появился запах. Наконец доставили другую машинку из подменного фонда, но без одной ножки, вместо которой прикручен болт. Первую машинку магазин не забрал, так как в ней стоит вода. Я прикрутил новый болт, запустил пробную стирку, и пошел с женой гулять. По возвращении домой как раз началась программа полоскание-отжим с ужасными стуками на весь подъезд.

Приезжал мастер, который не смог починить ни одну из машин. Потом обе машинки все-таки забрали, но новую подменную привезли спустя еще почти неделю. Правда, к этому времени уже была отремонтирована собственная стиралка Вадима.

Есть ли законодательные нормы, определяющие качество товаров, предоставляемых как подменные? Что делать, если все подменные устройства имеют дефекты?

Юрист: по закону магазин не обязан предоставлять аналогичный товар

— В случае безвозмездного устранения недостатков в товаре длительного пользования потребитель вправе предъявить изготовителю или продавцу требование о предоставлении ему на период ремонта безвозмездно во временное пользование аналогичного товара (п. 2 ст. 22 Закона №90-З). Изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требование в трехдневный срок со дня его предъявления, а также обеспечить доставку такого товара за свой счет. Порядок предоставления аналогичных товаров, а также перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, установлены постановлением №778.

В указанном документе содержится определение «аналогичного товара» — товар, который по своим основным характеристикам, функциональному назначению схож с товаром, переданным потребителем изготовителю (продавцу) для безвозмездного устранения недостатков в принадлежащем ему товаре длительного пользования или замены такого товара. При этом в аналогичном товаре допускаются различия в наименовании изготовителя, товарном знаке, внешнем виде, размере. Из этого следует, что «аналогичный товар», предоставляемый на время ремонта, безусловно, должен быть пригоден для эксплуатации по назначению.

К слову говоря, «электротовары бытовые (посудомоечные и стиральные машины, духовые шкафы)» согласно постановлению №778 относятся к товарам длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар.

Привезли не тот смеситель, но спасла жена-блогер

Алексею не нужны от магазина ни посудомоечные, ни стиральные машины. Он всего-то заказал пару смесителей. В рамках акции полагалась существенная скидка, но для этого нужно было совершить онлайн-оплату. Мужчина так и сделал.

Однако, когда товар привезли, оказалось, что у одного из смесителей длина излива составляет 350 мм, хотя на сайте магазина было указано 220 мм. Это принципиальный момент, который не позволял установить смеситель.

однорычажный смеситель для мойки, монтаж на раковину или столешницу
Выбор покупателей
однорычажный смеситель для мойки, монтаж на раковину или столешницу
однорычажный смеситель для мойки, монтаж на раковину или столешницу

Таким образом, один смеситель остался у Алексея, а второй он вернул курьеру, который пообещал, что за него вернут деньги. Нюанс в том, что деньги мужчина уже заплатил за оба товара, а остался с одним. По словам покупателя, выяснилось, что на сайте магазина была указана неверная длина излива смесителя. Вопрос с возвратом денег решился не сразу, но в конце концов стоимость товара вернули Алексею.

— Моя жена – блогер в Instagram с аудиторией несколько тысяч подписчиков. Понимая, что магазин абсолютно не собирается решать нашу проблему, она рассказала об этой истории у себя на странице, отметив магазин в своем рассказе. Только после этого магазин связался с женой, и после многочисленных звонков и переговоров мне предложили вернуть деньги.

Жена потребовала компенсацию за потраченное время и нервы, за вызов нами мастера по установке смесителей в день доставки, который зря приехал, а мы платили ему за приезд, хотя свою работу он не смог выполнить. На что магазин удивился, так как считает, что во всем прав… Считаем всю позицию магазина в отношении нас как покупателей унизительной, и если бы не блогерский рассказ жены на широкую аудиторию, не знаю, получил бы я их назад или нет.

Привезли не тот товар, из-за чего специально вызванный мастер не смог установить смеситель, хотя деньги за факт вызова взял. Имеет ли потребитель право требовать от магазина компенсацию в подобных случаях?

Юрист: от магазина можно потребовать компенсацию за вызов мастера

— При реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, в том числе в интернете, продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует таким образцам, описаниям, а также требованиям законодательства. Поэтому, если до потребителя доведена недостоверная информация о товаре, а договор купли-продажи уже заключен, потребитель имеет право потребовать от продавца расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения других убытков.

Применительно к рассматриваемому случаю стоимость вызова мастера по установке смесителя можно отнести к убыткам и предъявить к продавцу требование об их возмещении.

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by