2466
31 января 2020 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович

Пришел за ноутбуком за 1900 рублей. Ушел с двумя Windows, заплатив 3097 рублей

Ни для кого не секрет, что магазины техники всеми силами стараются нарастить средний чек покупки, продавая клиенту не только саму технику, но еще и ворох дополнительных услуг к ней. Целое бинго собрал наш читатель Сергей, который решил на Новый год порадовать племянника и подарить ему ноутбук. Тот стоил 1899 рублей. Мужчина заплатил 3097 рублей, приобретя Windows для ноутбука, на котором уже была установлена ОС. Как так получилось? Разбираемся.

— Я не предъявляю претензий магазину или работникам, — сразу же уточняет наш собеседник. — Просто хочется донести до людей свою историю, чтобы при покупке они были внимательнее и не наступали на эти же грабли.

HP по цене MacBook

Сергей работает на заводе. Получает чуть больше, чем «папиццот». Слабо разбирается в ноутбуках, но любит своего племянника. А потому, чтобы не тратить время в интернете, в середине декабря отправился в магазин «Электросила» в торговом центре у станции метро «Могилевская». Там есть консультанты, которые разбираются и в тостерах, и в холодильниках, и в ноутбуках. Они-то и могут посоветовать модель, которая будет полезной 9-летнему ребенку. Такой логикой руководствовался Сергей, и она вполне имеет право на жизнь. Не разбираешься сам — обратись к специалисту.

Подарок куплен в рассрочку, характеристики у ноутбука хорошие, в нужный час он подарен, племянник счастлив. Обо всей этой ситуации можно было бы и забыть, если бы родители ребенка не показали ноутбук знакомому айтишнику.

— А зачем вы купили еще одну операционную систему Windows 10, если эти ноутбуки с завода ей комплектуются?

Обратились к Сергею. И правда, к ноутбуку, на котором уже с завода установлена Windows 10, ему продали еще одну Windows 10 Home, которая обошлась в 493 рубля и 88 копеек. Еще 34 рубля и 39 копеек пришлось заплатить согласно счету-фактуре за «Установку Windows». Кроме этого в счете значились следующие услуги:

  • «Настройка ПК Премиум+ESET» — 80 рублей 39 копеек;
  • «ГарантСервис на 36 мес» — 206 рублей и 89 копеек;
  • «Настройка ПК+Офис» — 382 рубля 73 копейки.

Еще каким-то образом среди подписок на Office и антивирус затесалась годичная подписка на «Викиум». Это платформа для улучшения производительности мозга. Выглядит как издевка. На сайте магазина эта подписка стоит почти 35 рублей

Вместе с ноутбуком HP Pavilion Gaming 15 8PL29EA (1899 рублей) общий выставленный счет равен 3097 рублям и 28 копейкам. За чуть меньшую сумму Сергей мог бы приобрести свеженький 13-дюймовый MacBook Pro с тачбаром.

15.6" 1920 x 1080 TN+Film, AMD Ryzen 5 3550H 2100 МГц, 8 ГБ, SSD 512 ГБ, граф. адаптер: NVIDIA GeForce GTX 1050 3 ГБ, Windows 10, цвет крышки темно-серый
13.3" 2560 x 1600 IPS, Intel Core i5 8257U 1400 МГц, 8 ГБ, SSD 128 ГБ, граф. адаптер: встроенный, Mac OS, цвет крышки серый

Как могла случиться такая необдуманная покупка? Почему Сергей не удивился настолько увеличившемуся чеку?

— Я в компьютерах несильно соображаю. Консультант предложил установить Windows на ноутбук. «Будете устанавливать?» Ну раз нету, значит, надо. Я согласился. Он еще переспросил: «Будете устанавливать?» Ну если нету, то надо устанавливать.

Наверное, где-то на этом этапе возник сбой в коммуникации. Кто-то что-то сказал, кто-то не услышал. По крайней мере, в ответе представителей «Электросилы» утверждается, что консультант ставил покупателя в известность о наличии на его ноутбуке предустановленной Windows. Но об этом позже. Сергей признается, что когда увидел итоговый чек, то не очень удивился. Наверное, работа специалистов стоит таких денег... Все-таки столько всего сделали, все равно ведь пришлось бы Windows устанавливать, и система лицензионная.

— Мне там расписали, что она хорошая, переносная, можно на другой компьютер установить. Ключ у меня свой будет. Чем какую-то ерунду установить, лучше ведь хорошую вещь поставить.

Можно ли вернуть Windows?

Брат посоветовал Сергею обратиться в магазин, чтобы написать возврат на вторую копию Windows. Магазин посетили, возврат уплаченных денежных средств запросили. Оставалось ждать ответа.

— Говорили, что вопрос будет рассмотрен, скорее всего, положительно, что консультант, наверное, просто ошибся.

Пока ждали, выяснилось, что на жестком диске ноутбука вместо заявленных 512 ГБ доступны лишь 100 ГБ с небольшим. Оказалось, что специалист при продаже не до конца выполнил свою работу. Поехали в магазин и попросили устранить недочет.

Спустя пару дней пришлось снова посетить эту торговую точку. Оттуда позвонили и попросили привезти ноутбук. Аппарат сфотографировали, а затем сказали, что в течение двух недель заявление рассмотрят и дадут ответ.

Ответ пришел точно в срок. Правда, он не был обнадеживающим для Сергея. Приводим его с сокращениями (полная версия доступна на фотографиях ответа):

«Продавец-консультант проконсультировал вас о выбранной модели ноутбука, рассказал о предустановленной ОС Windows 10. Информация о предустановленной на ноутбуке ОС Windows 10 была доведена до вашего сведения путем указания на упаковке ноутбука, в ценнике и в аннотации к ноутбуку в магазине.

Вам было сообщено о преимуществах покупки лицензионной ОС Windows Home (ESD). В результате вами был сделан выбор в пользу приобретения в рамках договора оказания IT-услуг лицензионной ОС Windows Home (ESD). Указанное программное обеспечение было продано вам без понуждения с вашего предварительного согласия».

Далее по тексту Сергею разъясняют, что ему настроили ПК, передали электронную лицензию Windows, подготовили жесткий диск, установили системные драйверы, провели первый запуск и активацию ОС, создали учетную запись, установили и настроили антивирус, обучили пользованию. А сам Сергей все акты оказанных услуг подписал без замечаний. К тому же, согласно статьям Гражданского кодекса и пунктам договора, вернуть денежные средства за Windows Home (ESD) магазин отказывается, так как договор полностью исполнен и услуги полностью оказаны. А если клиент не согласен, решение можно обжаловать в суде.

— Столько времени потратить на поездки в магазин и получить такой ответ, — с досадой говорит Александр, брат Сергея. — Кто тут прав, кто не прав, каждый решит для себя сам. Просто хочется обратиться к тем, кто собирается что-либо купить: не верьте на слово продавцам-консультантам, самостоятельно изучайте информацию о товаре. И, возможно, пара дней, потраченных на это изучение, позволит вам сэкономить немалую сумму.

А что говорят в магазине?

Ответ Сергею на просьбу вернуть деньги за второй экземпляр Windows мы уже видели. Но решили самостоятельно обратиться в «Электросилу», чтобы уточнить взгляд на ситуацию со стороны магазина. Там говорят, что практика продажи второй Windows для ноутбука с предустановленной ОС применяется, когда клиент проинформирован о разнице между этими двумя версиями и дает согласие на приобретение продукта.

Разница же заключается в том, что «OEM-версии программного обеспечения предназначены только для сборщиков персональных компьютеров и серверов».

— Они не предназначены для распространения конечным пользователям отдельно от компьютерной техники, что накладывает определенные ограничения на работу этих версий, — говорится в комментарии представителя компании для Onliner. — OEM-версии привязаны к устройству (железу), и, соответственно, если выходит из строя устройство, клиент остается без лицензии.

ESD-версии остаются с клиентом даже в случае, когда устройство выходит из строя. Возможен перенос лицензии на новое устройство неограниченное число раз.

Зачем консультанту продавать вторую Windows?

Конечно, по букве закона все четко. Клиент согласился накатить поверх Windows, стоимость которой включена в цену ноутбука, еще одну за 500 рублей, консультант не стал возражать и переубеждать. Работа его заключается не в этом. Чтобы выяснить, в чем же заключается его работа, мы обратились к другому минчанину, который одно время работал в магазине техники продавцом-консультантом. Вот что он рассказал:

— Консультант замотивирован тем, чтобы продать покупателю как можно больше услуг. От этого напрямую зависит его итоговая зарплата. Процентик капает за продажу расширенной гарантии и дорогого товара. И если консультант выполняет планы, то зарплата эта будет хорошей. А не выполняет? Ну, депремировать в нашей стране умеют едва ли не лучше, чем премировать. Есть люди, которые готовы делать план на 300%, но таких единицы. Все-таки совесть в этом мире еще что-то да значит. Но все мы хотим жить хорошо: и покупатель, и консультант, и владелец магазина. Хотелось бы, чтобы каждый в этом треугольнике был одинаково доволен по итогу, но такое случается не всегда.

Акционный товар в бонусный зачет не идет. Его и так купят уже из-за привлекательной цены. А потому стараются продавать максимально дорогой. К тому же перед консультантом стоит задача максимально удлинять чек клиента на выходе из магазина. Поэтому к напольным весам вам предложат прикупить батарейки. В ход идет вся мелочовка (от лампочек до жидких порошков). Лишь бы это был чек не из одной позиции.

Наш собеседник говорит, что в одной сети даже есть такое понятие, как «золотая сделка». Например, когда к проданной кофемолке продавец умудряется привязать набор посуды, стаканов, ложек и проч.

Что касается ситуации Сергея, то ему еще не повезло прийти в магазин в предновогодний сезон. В это время руководство торговых точек уменьшает коэффициент и увеличивает план. Так что консультантам приходится работать еще активнее, чтобы заработать ту же сумму, что и до праздников.

Уточнением про OEM-версию

Мы обратились в два магазина техники, а также к одному из дистрибуторов компьютерной техники в Беларуси с вопросом, можно ли отказаться от предустановленной на ноутбук OEM-версии и тем самым сделать покупку ноутбука дешевле. Во всех случаях нам ответили отрицательно. Такой практики в Беларуси нет, хотя в российском сегменте интернета и можно найти истории о том, как покупателям удавалось отказаться от предустановленной Windows и получить определенную сумму денег за нее.


Надеемся, что история Сергея заставит вас быть осмотрительнее и научит вовремя говорить «нет» консультанту, который пытается продать вам то, за что вы платить не собирались.

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович