Ни для кого не секрет, что магазины техники всеми силами стараются нарастить средний чек покупки, продавая клиенту не только саму технику, но еще и ворох дополнительных услуг к ней. Целое бинго собрал наш читатель Сергей, который решил на Новый год порадовать племянника и подарить ему ноутбук. Тот стоил 1899 рублей. Мужчина заплатил 3097 рублей, приобретя Windows для ноутбука, на котором уже была установлена ОС. Как так получилось? Разбираемся.
— Я не предъявляю претензий магазину или работникам, — сразу же уточняет наш собеседник. — Просто хочется донести до людей свою историю, чтобы при покупке они были внимательнее и не наступали на эти же грабли.
Сергей работает на заводе. Получает чуть больше, чем «папиццот». Слабо разбирается в ноутбуках, но любит своего племянника. А потому, чтобы не тратить время в интернете, в середине декабря отправился в магазин «Электросила» в торговом центре у станции метро «Могилевская». Там есть консультанты, которые разбираются и в тостерах, и в холодильниках, и в ноутбуках. Они-то и могут посоветовать модель, которая будет полезной 9-летнему ребенку. Такой логикой руководствовался Сергей, и она вполне имеет право на жизнь. Не разбираешься сам — обратись к специалисту.
Подарок куплен в рассрочку, характеристики у ноутбука хорошие, в нужный час он подарен, племянник счастлив. Обо всей этой ситуации можно было бы и забыть, если бы родители ребенка не показали ноутбук знакомому айтишнику.
— А зачем вы купили еще одну операционную систему Windows 10, если эти ноутбуки с завода ей комплектуются?
Обратились к Сергею. И правда, к ноутбуку, на котором уже с завода установлена Windows 10, ему продали еще одну Windows 10 Home, которая обошлась в 493 рубля и 88 копеек. Еще 34 рубля и 39 копеек пришлось заплатить согласно счету-фактуре за «Установку Windows». Кроме этого в счете значились следующие услуги:
Вместе с ноутбуком HP Pavilion Gaming 15 8PL29EA (1899 рублей) общий выставленный счет равен 3097 рублям и 28 копейкам. За чуть меньшую сумму Сергей мог бы приобрести свеженький 13-дюймовый MacBook Pro с тачбаром.
Как могла случиться такая необдуманная покупка? Почему Сергей не удивился настолько увеличившемуся чеку?
— Я в компьютерах несильно соображаю. Консультант предложил установить Windows на ноутбук. «Будете устанавливать?» Ну раз нету, значит, надо. Я согласился. Он еще переспросил: «Будете устанавливать?» Ну если нету, то надо устанавливать.
Наверное, где-то на этом этапе возник сбой в коммуникации. Кто-то что-то сказал, кто-то не услышал. По крайней мере, в ответе представителей «Электросилы» утверждается, что консультант ставил покупателя в известность о наличии на его ноутбуке предустановленной Windows. Но об этом позже. Сергей признается, что когда увидел итоговый чек, то не очень удивился. Наверное, работа специалистов стоит таких денег... Все-таки столько всего сделали, все равно ведь пришлось бы Windows устанавливать, и система лицензионная.
— Мне там расписали, что она хорошая, переносная, можно на другой компьютер установить. Ключ у меня свой будет. Чем какую-то ерунду установить, лучше ведь хорошую вещь поставить.
Брат посоветовал Сергею обратиться в магазин, чтобы написать возврат на вторую копию Windows. Магазин посетили, возврат уплаченных денежных средств запросили. Оставалось ждать ответа.
— Говорили, что вопрос будет рассмотрен, скорее всего, положительно, что консультант, наверное, просто ошибся.
Пока ждали, выяснилось, что на жестком диске ноутбука вместо заявленных 512 ГБ доступны лишь 100 ГБ с небольшим. Оказалось, что специалист при продаже не до конца выполнил свою работу. Поехали в магазин и попросили устранить недочет.
Спустя пару дней пришлось снова посетить эту торговую точку. Оттуда позвонили и попросили привезти ноутбук. Аппарат сфотографировали, а затем сказали, что в течение двух недель заявление рассмотрят и дадут ответ.
Ответ пришел точно в срок. Правда, он не был обнадеживающим для Сергея. Приводим его с сокращениями (полная версия доступна на фотографиях ответа):
«Продавец-консультант проконсультировал вас о выбранной модели ноутбука, рассказал о предустановленной ОС Windows 10. Информация о предустановленной на ноутбуке ОС Windows 10 была доведена до вашего сведения путем указания на упаковке ноутбука, в ценнике и в аннотации к ноутбуку в магазине.
Вам было сообщено о преимуществах покупки лицензионной ОС Windows Home (ESD). В результате вами был сделан выбор в пользу приобретения в рамках договора оказания IT-услуг лицензионной ОС Windows Home (ESD). Указанное программное обеспечение было продано вам без понуждения с вашего предварительного согласия».
Далее по тексту Сергею разъясняют, что ему настроили ПК, передали электронную лицензию Windows, подготовили жесткий диск, установили системные драйверы, провели первый запуск и активацию ОС, создали учетную запись, установили и настроили антивирус, обучили пользованию. А сам Сергей все акты оказанных услуг подписал без замечаний. К тому же, согласно статьям Гражданского кодекса и пунктам договора, вернуть денежные средства за Windows Home (ESD) магазин отказывается, так как договор полностью исполнен и услуги полностью оказаны. А если клиент не согласен, решение можно обжаловать в суде.
— Столько времени потратить на поездки в магазин и получить такой ответ, — с досадой говорит Александр, брат Сергея. — Кто тут прав, кто не прав, каждый решит для себя сам. Просто хочется обратиться к тем, кто собирается что-либо купить: не верьте на слово продавцам-консультантам, самостоятельно изучайте информацию о товаре. И, возможно, пара дней, потраченных на это изучение, позволит вам сэкономить немалую сумму.
Ответ Сергею на просьбу вернуть деньги за второй экземпляр Windows мы уже видели. Но решили самостоятельно обратиться в «Электросилу», чтобы уточнить взгляд на ситуацию со стороны магазина. Там говорят, что практика продажи второй Windows для ноутбука с предустановленной ОС применяется, когда клиент проинформирован о разнице между этими двумя версиями и дает согласие на приобретение продукта.
Разница же заключается в том, что «OEM-версии программного обеспечения предназначены только для сборщиков персональных компьютеров и серверов».
— Они не предназначены для распространения конечным пользователям отдельно от компьютерной техники, что накладывает определенные ограничения на работу этих версий, — говорится в комментарии представителя компании для Onliner. — OEM-версии привязаны к устройству (железу), и, соответственно, если выходит из строя устройство, клиент остается без лицензии.
ESD-версии остаются с клиентом даже в случае, когда устройство выходит из строя. Возможен перенос лицензии на новое устройство неограниченное число раз.
Конечно, по букве закона все четко. Клиент согласился накатить поверх Windows, стоимость которой включена в цену ноутбука, еще одну за 500 рублей, консультант не стал возражать и переубеждать. Работа его заключается не в этом. Чтобы выяснить, в чем же заключается его работа, мы обратились к другому минчанину, который одно время работал в магазине техники продавцом-консультантом. Вот что он рассказал:
— Консультант замотивирован тем, чтобы продать покупателю как можно больше услуг. От этого напрямую зависит его итоговая зарплата. Процентик капает за продажу расширенной гарантии и дорогого товара. И если консультант выполняет планы, то зарплата эта будет хорошей. А не выполняет? Ну, депремировать в нашей стране умеют едва ли не лучше, чем премировать. Есть люди, которые готовы делать план на 300%, но таких единицы. Все-таки совесть в этом мире еще что-то да значит. Но все мы хотим жить хорошо: и покупатель, и консультант, и владелец магазина. Хотелось бы, чтобы каждый в этом треугольнике был одинаково доволен по итогу, но такое случается не всегда.
Акционный товар в бонусный зачет не идет. Его и так купят уже из-за привлекательной цены. А потому стараются продавать максимально дорогой. К тому же перед консультантом стоит задача максимально удлинять чек клиента на выходе из магазина. Поэтому к напольным весам вам предложат прикупить батарейки. В ход идет вся мелочовка (от лампочек до жидких порошков). Лишь бы это был чек не из одной позиции.
Наш собеседник говорит, что в одной сети даже есть такое понятие, как «золотая сделка». Например, когда к проданной кофемолке продавец умудряется привязать набор посуды, стаканов, ложек и проч.
Что касается ситуации Сергея, то ему еще не повезло прийти в магазин в предновогодний сезон. В это время руководство торговых точек уменьшает коэффициент и увеличивает план. Так что консультантам приходится работать еще активнее, чтобы заработать ту же сумму, что и до праздников.
Мы обратились в два магазина техники, а также к одному из дистрибуторов компьютерной техники в Беларуси с вопросом, можно ли отказаться от предустановленной на ноутбук OEM-версии и тем самым сделать покупку ноутбука дешевле. Во всех случаях нам ответили отрицательно. Такой практики в Беларуси нет, хотя в российском сегменте интернета и можно найти истории о том, как покупателям удавалось отказаться от предустановленной Windows и получить определенную сумму денег за нее.
Надеемся, что история Сергея заставит вас быть осмотрительнее и научит вовремя говорить «нет» консультанту, который пытается продать вам то, за что вы платить не собирались.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by