23 января 2020 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович

Смотрит ли работодатель твои социальные сети? И какие может сделать выводы?

Автор: Виталий Олехнович

Социальные сети сегодня — это как открытая карта наших контактов, привычек, поведения и предпочтений. Мы делимся ссылками, которые вызывают в нас отклик, рассказываем о личных победах и неудачах, возмущаемся и радуемся. Эти знания раньше не покидали наш небольшой привилегированный круг общения. Сегодня же эту информацию может получить любой желающий. В том числе органы, будущий работодатель и... американское правительство.

А потому высказывания в интернете могут иметь вполне реальные последствия не только в нашем круге общения, но и за его пределами. И последствия эти могут оказаться не только позитивными, но скорее негативными для нашего личного бренда. Да, открытость в интернете приводит к тому, что вокруг вас образуется определенный ореол, который нынче принято называть личным брендом. Он опирается на репутацию и охват. Даже совсем небольшой охват может привести к тому, что о вас узнает весь мир. И лучше будет, если повод для знакомства окажется позитивным.

Один глупый твит

В 2013 году старший директор по корпоративным коммуникациям в американской интернет-корпорации Жюстин Сакко из-за одного глупого твита настроила против себя половину западного интернета. 30-летняя американка летела из Нью-Йорка в Южную Африку через английский аэропорт Хитроу. В пути она отпускала злобные шуточки о своем путешествии. «Странный немецкий чувак. Ты летишь первым классом. На дворе 2014-й. Купи дезодорант», — написала по прилету в Хитроу женщина, недовольная соседом по самолету.

Перед финальным 11-часовым перелетом в Кейптаун она написала: «Отправляюсь в Африку. Надеюсь, я не заражусь СПИДом. Просто шутка. Я ведь белая!». Никто из 170 ее подписчиков в Twitter не отреагировал на эту публикацию, и Жюстин спокойно перевела смартфон в режим полета и провалилась в сон.

Когда самолет приземлился в точке назначения, американка включила телефон и он буквально взорвался уведомлениями из соцсетей. «Ты должна мне немедленно перезвонить, — писала ей в одном из сообщений подруга. — Ты — тренд №1 в мировом Twitter прямо сейчас».

«Как эта женщина получила работу пиарщика?»

«Это возмутительное и оскорбительное заявление!»

«Мы вот-вот увидим, как эту с**у @JustineSacco уволят».

Пока женщина летела, скандал набирал обороты. Ее работодатель отметил, что Жюстин сейчас недоступна для комментариев, так как находится в полете. В Twitter приобрел популярность хештег о том, что «ЖюстинЕщеНеПриземлилась». В Кейптауне даже нашелся активный пользователь, который приехал в аэропорт и сфотографировал американку после приземления.

Аккаунт Жюстин максимально быстро удалили, но было слишком поздно. Интернет уже нельзя было остановить. Коллективная ярость мощным, праведным и эффективным мечом опустилась на шею американки. Она стала изгоем, самой ненавидимой женщиной в Twitter, дальние родственники в ЮАР постарались дистанцироваться от нее. Отец Жюстин публично извинился за твит, назвав дочь «гребаной дурой». И, естественно, женщина лишилась своей работы практически сразу после того, как спустилась на землю Южной Африки.

Впрочем, через пару лет, когда страсти улеглись, американка смогла вернуться к деятельности в своей профессиональной сфере.

Работодатель следит за мной?

Таким образом, даже не будучи публичной персоной в привычном понимании этого слова, не появляясь в сюжетах на ТВ или с комментариями в СМИ, стоит опасаться того, что ты против своей воли можешь превратиться в публичную личность. Опасаются этого и работодатели, которые на Западе и в России все чаще обращают внимание на то, как сотрудник ведет свои аккаунты в соцсетях. Ведь негатив может перекинуться и на репутацию компании. Чаще, конечно, это относится к топ-менеджерам, но и обычный специалист может пасть жертвой агрессивно настроенной интернет-толпы.

Следят ли работодатели за своими сотрудниками в соцсетях и проверяют ли аккаунты кандидатов на вакансию? С таким вопросом мы обратились к Ксении Кручининой, HR, рекрутеру и специалисту по построению отношений с персоналом.

— Внимание на это, конечно, обращается. Более того, я слышала о специальных программных продуктах для HR, которые осуществляют проверку поведения человека в соцсети и дают рекрутеру справку о том, есть ли какие-то негативные или опасные для компании элементы на страничке кандидата.

У нас пока что такие программы, кажется, не распространены. Но я знаю, что и HR, и руководители, и служба безопасности проверяют аккаунты кандидатов в соцсетях. Так что важно быть осмотрительным насчет того, что и как вы пишете.

Фото из личного архива Ксении

Очень хороший вариант — перед поиском работы почистить страницу и попросить знакомых HR ее посмотреть. А еще можно обратиться к карьерному консультанту, чтобы он в целом оценил образ, способности и профессиональную привлекательность кандидата для рынка.

Такие программные продукты, которые оценивают поведение в соцсетях, и вправду существуют. В прошлом году мы общались с представителем компании SearchInform Иваном Бирулей, который специализируется на профайлинге — изучении работников по той переписке, которую они ведут в интернете. Иван в том числе рассказывал, что в России имеют некоторую популярность сервисы, которые позволяют оценивать переписку сотрудников «из Skype и других мессенджеров, посты, которые человек с рабочей станции оставляет в социальных сетях, письма из корпоративной почты».

В большей мере это делается для обеспечения безопасности компании, но также может быть полезным и для главы отдела кадров. «Если сотрудник тонет в негативе, то, вероятно, к нему стоит присмотреться, помочь ему или предостеречь от плохих действий», — говорил Иван Бируля.

Существуют такие программные продукты и в Штатах. Один из них предоставляет работодателю широкий поиск по соцсетям, сайтам знакомств, фотографиям, микроблогам, форумам и т. д. Искусственный интеллект оценивает работников и кандидатов, изучая их записи на предмет потенциально дискриминационной или проблематичной информации. Это могут быть призывы к насилию, нелегальный или сексуальный контент, расистские высказывания. То, за что работодателю придется покраснеть в случае, если эти записи обнаружатся у его подчиненного.

Следы человека изучаются минимум за последние семь лет. Казалось бы, кому интересны ваши старые сообщения? Но вспомните историю Джеймса Ганна, режиссера «Стражей галактики», которому пришлось расплачиваться за твиты, опубликованные в период с 2008 по 2011 год.

Как вести себя в соцсетях?

Под колпаком быть неприятно. Особенно когда по привычке считаешь свой аккаунт в соцсети личным пространством, над которым не должны властвовать корпоративные нормы. В таком случае будет правильнее огородить его от взора посторонних. Благо многие сервисы сейчас это позволяют.

В противном случае придется подстраиваться. Как вести аккаунт, чтобы не испугать работодателя?

— Если вы хотите впечатлить работодателя, то соцсеть должна отвечать на два вопроса. Во-первых, насколько вы любите профессию и то, что делаете. Это могут быть посты о курсах, митапах, книгах, обсуждение профессиональной тематики. Во-вторых, какой вы человек. Какие у вас хобби и увлечения, мысли и времяпрепровождение. Все работодатели, которых я знаю, почти всегда заглядывают в соцсеть, причем не только HR, но и руководители, — еще раз подчеркивает Ксения Кручинина.

А как работодатели в принципе трактуют высокую и низкую активность в соцсетях при выборе кандидатов?

— Могу говорить только за себя. Активность я никак не трактую, ни высокую, ни низкую, а вот качество контента — да. Хорошо и интересно, когда человек что-то пишет, думает, делится эмоциями, образовывает себя и читателей, плохо, когда человек делает сомнительные репосты, в грубой форме и радикально осуждает других людей или мнения. Жестокость или насилие, постоянные жалобы или недовольство... Соцсеть довольно часто является отражением человека, если только он не создает иной образ специально.

Логично, что с возникновением вопросов к аккаунтам сотрудников должен со временем появиться и свод писаных (или неписаных) правил, которые будут четче регулировать поведение в интернете. И эту тенденцию Ксения подтверждает:

— В международных и крупных компаниях, в том числе белорусских, для которых большое значение имеет репутация, действительно существуют определенные правила поведения сотрудника в сети.

В последние годы в Беларуси из-за поведения работников в интернете даже возникают скандалы. Чаще всего это связано с какими-то радикальными комментариями, которые идут вразрез с общественным мнением и общечеловеческой моралью. Эти сообщения вызывают такие сильные эмоции, что людям не лень написать в саму компанию. Мол, обратите внимание, что говорит ваш сотрудник; если вы держите людей с такими мыслями, то, вероятно, вы поддерживаете такое мнение и как компания.

И бизнес вынужден оправдываться за поведение своего сотрудника. Это риски для репутации. Почти всегда такие истории заканчиваются увольнением специалиста.

В этом отношении показателен пример дискуссионного ресторана «Лебяжий» и его PR-директора Виктории Мороз. В середине января девушка опубликовала в Instagram фотографию набитых закуской утиных клювов, сопроводив снимок подписью: «Кто там за птиц переживал, а? @lebyaziyrest завтра официально открывается. Всех ждем, любимые хейтеры. Покажи свой злостный комментарий в СМИ и получи фирменное блюдо в подарок». Критике в СМИ и со стороны интернет-пользователей подвергся как оригинальный пост, так и сам ресторан.

Спустя пару дней после публикации выяснилось, что Виктория больше не работает с рестораном. Правда, девушка утверждает, что прекращение сотрудничества никак не связано с ее постом о птицах.

Где еще могут заинтересоваться вашей соцсетью?

О том, что можно, а что лучше не стоит писать в соцсетях, чтобы не стать добычей мошенников или не оказаться за решеткой, мы писали еще летом. К списку злоумышленников и правоохранителей, которые могут заинтересоваться вашими аккаунтами, с тех пор добавилось американское правительство.

Под конец минувшего десятилетия США решили усилить безопасность своих граждан. С лета 2019 года для получения американской визы от иностранцев требуют указывать ссылки на их аккаунты в соцсетях, которыми они пользовались на протяжении последних пяти лет.

«Мы уже запрашиваем определенную контактную информацию, историю путешествий, информацию о членах семьи и предыдущие адреса у всех заявителей на получение визы», — говорилось в заявлении Государственного департамента США. Таким образом улучшают процессы отбора «с целью защиты граждан США», что было инициировано в 2017 году президентом Трампом.

Что об этом думают путешественники? Белорусский блогер Каролина Кононович лично столкнулась с такой практикой, когда на днях подавала анкету на американскую визу. Впрочем, это не сказалась негативно на ее выдаче.

— Сейчас соцсети — это как некий виртуальный документ, который может много, немного или ничего о тебе не рассказать.

Можно частично найти соответствия в соцсетях и анкете, которую мы подаем. Если они есть, очевидные и правдивые, это может благоприятно сказаться на решении. В другом случае, когда человек где-то пишет, что мечтает переехать в США или что в прошлой поездке так подрабатывал полгода, это может повлиять негативно.

Не думаю, что они в целом будут смотреть у каждого заявителя их Instagram или другие соцсети. Скорее в случаях, когда возникают сомнения. Странного ничего не вижу, это часть жизни многих людей, — отметила Каролина.

Читайте также:

Android, экран 6.3" IPS (1080x2340), Qualcomm Snapdragon 665, ОЗУ 4 ГБ, память 64 ГБ, аккумулятор 4000 мАч, 2 SIM (nano-SIM)
Снят с продажи

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by