Если ходить в кино только на самые распиаренные российские фильмы, то может сложиться впечатление, будто в соседней стране ничего хорошего не снимают. Это, конечно же, не так. В России выпускают много отличных картин, а не только «Елки», «Вторжение» и «Защитников». Сегодня вспомним десять лент на русском языке, которые вышли в последнее десятилетие и которые не стыдно посмотреть.
Это стало какой-то фишкой, но все действительно так — почему-то самые хорошие образцы кинематографа у восточной соседки получаются в своеобразном жанре «чернуха». Мы, впрочем, постарались подобрать разножанровые картины, не ударяясь в откровенный артхаус, уныние и хандру. Итак, вот десять примечательных российских фильмов — пусть не всегда шедевров, но как минимум с изюминкой.
Режиссер: Клим Шипенко.
В ролях: Александр Петров, Кристина Асмус, Иван Янковский.
Самый свежий пример. Фильм вышел прошлой осенью, а под конец года уже появился в интернете. Возможно, не последнюю роль в хорошем восприятии этой ленты сыграли низкие ожидания на фоне громогласного пиара. Но перед нами как раз тот случай, когда реальность превосходит ожидания, а пиар сыграл свою роль, пусть и не совсем так, как рассчитывали авторы.
27-летний Илья успел отсидеть в тюрьме по надуманному обвинению, а теперь пытается наладить свою жизнь. Не получается. Но однажды парень встречает человека, который засадил его за решетку. Илья завладевает смартфоном обидчика и через мессенджеры, соцсети и даже телефонные разговоры пытается выдавать себя за другого.
Редкий российский фильм, который просто интересно смотреть благодаря интриге, сюжету и повисшему в голове вопросу «Так, и что дальше?». Этот интерес заставляет закрывать глаза на недостатки вроде плохой игры второстепенных актеров (как раз Александр Петров здесь очень хорош), а также на порой чересчур навязчивое будто стариковское назидание «Вот до чего доводят эти ваши интернеты!». Ах да, сцена секса с Кристиной Асмус — самый отвратительный эпизод картины.
Режиссер: Илья Найшуллер.
В ролях: Шарлто Копли, Данила Козловский, Хейли Беннетт.
В России умеют в эксперименты. «Хардкор» — боевик с видом «из глаз», который почти три года снимал Илья Найшуллер, фактически любитель без опыта работы в «большом кино». Бюджет в два миллиона долларов собирали через краудфандинг. Получился один из самых необычных фильмов.
Главный герой — это вы. Однажды вы очнулись в какой-то лаборатории на дирижабле и, ничего не понимая, наблюдаете, как назвавшаяся вашей женой женщина прикручивает вам ногу и заканчивает сварку руки. Сами понимаете, что теперь ничего не остается, как спасти мир от киборгов и сумасшедшего гения-миллиардера. Жаль, для полного комплекта не завезли зомби-нацистов.
«Хардкор» похож на стрим какой-нибудь игры-шутера с возрастным рейтингом 18+. Здесь есть киборги-убийцы, мини-боссы и прочий треш. Но треш, поданный правильно, то есть весело, смело и бесшабашно. Показательный пример того, что в России делают разное кино.
Режиссер: Александр Хант.
В ролях: Алексей Серебряков, Евгений Ткачук, Ольга Лапшина.
Классический роуд-муви в не самом заезженном для такого жанра антураже. Витька, дома которого ждет нелюбимая жена с тещей и сыном, батрачит на заводе и пытается обмануть банк, чтобы взять кредит на квартиру. А еще ему на голову внезапно сваливается давно бросивший семью отец — уголовник и вообще мерзкая личность. Теперь он инвалид, но с собственными квадратными метрами. Наконец-то Витька может отомстить и отдать батю в дом инвалидов, оставив себе его хату.
Это только завязка для долгого приключения по дороге из точки А в точку Б со множеством промежуточных остановок. И в конце этого пути Витька и Леха станут совсем другими. Но нет, речь не о банальном «был плохим зэком — стал хорошим гражданином». Преобразование здесь куда тоньше и глубже.
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» радует русскими просторами, покосившимися избами, интерьерами в коврах и карикатурными бандитами из девяностых. А еще — выдающейся операторской работой и смелостью молодого режиссера-дебютанта.
Режиссер: Анна Меликян.
В ролях: Тинатин Далакишвили, Северия Янушаускайте, Павел Табаков.
По сути та самая русская чернуха, но замаскированная настолько ярко и сочно, что на душе совсем не грустно. И даже наоборот. Жанр «Звезды» определить непросто. Вроде мелодрама, но чересчур позитивная и часто смешная. В целом такой ягодный микс, который ешь по чуть-чуть, чтобы прочувствовать все оттенки вкуса.
Главную героиню зовут Маша. У нее есть список дел, которые надо обязательно сделать как можно скорее, чтобы стать успешной актрисой. Например, убрать лопоухость, выровнять ноги, закачать силикона в грудь и губы, прицепить искусственный бриллиант к зубу. На пути к мечте девушка встречает отвергнутую крутым московским чиновником леди и ее пасынка.
Украшение фильма — исполнительницы двух главных ролей. Тинатин Далакишвили и вовсе поразительно прекрасна в образе юродивой провинциальной дурехи. А еще «Звезда», как и многие хорошие российские картины, привлекает изобретательным визуалом и легким абсурдом как истории в целом, так и отдельных сцен.
Режиссер: Сергей Лобан.
В ролях: Петр Мамонов, Вера Строкова, Алексей Подольский.
Фактически два двухчасовых фильма по две новеллы, но по сути один с четырьмя пересекающимися историями. «Шапито-шоу» из тех комедий, во время просмотра которых не будешь хохотать до слез, но которые создают некое светлое настроение. Это при том, что поводов для раздумий здесь тоже хватает.
Беззаботный и слегка сюрреалистичный Крым еще до нашествия «зеленых человечков». Неуклюжий ботаник и интернет-задрот решает развиртуализироваться и вместе с подругой по ЖЖ едет на море. Глухой парень ссорится с друзьями и заводит новых во всех смыслах нетрадиционных знакомых. Сын долго не видел отца, но когда тот объявился, соглашается отправиться с ним покорять крымские горы. Рома похож на Виктора Цоя и за счет этого собирается собрать кучу денег с отдыхающих — не меньше трех тысяч долларов, а может даже евро.
Обе части «Шапито-шоу» («Любовь и дружба» и «Уважение и сотрудничество») не только развлекают абсурдными ситуациями и музыкальными номерами. Это еще и срез нашего странного поколения, которое за прошедшие девять лет ни капельки не изменилось.
Режиссер: Дмитрий Киселев.
В ролях: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин.
С фильмами, которые пытаются базироваться на реальных событиях, в России обычно беда. Что ни возьми, все обязательно превратится в агитку. Особенно плохо получается, когда при этом пытаются копировать Голливуд. Но лента «Время первых» сломала парадигму. Это отличная картина об освоении космоса, которую не стыдно показать хоть на родине, хоть в США.
По ходу просмотра на смену скепсису приходит удивление — как, неужели это сняли в России? А как же пафос? Где же ура-патриотизм? Куда исчезло безусловное восхваление советского прошлого? Если нет последнего, то тогда уж чернухи должно быть в избытке — о том, как замученные правительством инженеры и летчики под угрозой лагерей работают по 30 часов в сутки за плошку макарон. Ан нет.
«Лучшее российское кино о космосе. Более того, это фильм мирового уровня. Кинематографические ниточки, которые едва заметно пронизывают все повествование, здесь не просто для вида, как, например, в переоцененной и насквозь фальшивой „Легенде №17“. Ими наконец-то научились сшивать кинополотно, а не чудовище Франкенштейна», — писали мы почти три года назад.
Режиссер: Сергей Лозница.
В ролях: Василина Маковцева, Валериу Андрюцэ, Лия Ахеджакова.
Справедливости ради заметим, что российской эту ленту можно назвать с большой натяжкой. Режиссер — родившийся в Беларуси украинец, окончивший ВГИК в Москве. Продюсеры зарубежные, бюджет тоже, съемки проходили в Латвии… Но актеры в основном российские, да и язык русский.
Женщина, на лице которой застыл отпечаток вечной скорби, едет в глухомань. Где-то там тюрьма, где «ни за что» сидит ее муж. На почте женщине вернули посылку, которую она отправляла в тюрьму. Теперь надо узнать, что случилось. Сделать это практически невозможно, потому что мешают практически все.
«Кроткая» — почти типичный пример той самой российской чернухи, хотя до «Зеленого слоника» очень далеко. Это напичканный прозрачными аллегориями фильм о гипертрофированной, но всем знакомой России. Под конец зыбкая реальность и вовсе трансформируется в тотальный сюр. Прямо глаз не оторвать! Не зря картина претендовала на главную награду Каннского кинофестиваля.
Режиссер: Андрей Звягинцев.
Один из самых талантливых современных российских режиссеров снимает редко, но метко. За свою карьеру он выпустил пять полнометражных лент, и все их можно и нужно смотреть. Три фильма пришлись на 2010-е. Нет нужды разбивать их по разным местам рейтинга — все они в одинаковой мере являются достойными представителями российского кинематографа.
Картины Звягинцева узнаются по фирменному режиссерскому почерку, все они безжалостно ставят обществу диагнозы, но делают это по-разному. В «Елене» и «Нелюбви» приговор замаскирован под мелодраму с отношениями между двумя людьми, в «Левиафане» — под постперестроечную чернуху с совсем уж мрачной безнадегой.
Работы Звягинцева могут понравиться или вызвать острый приступ отторжения. Но в любом случае кино этого режиссера пробуждает эмоции и отличается потрясающе высоким уровнем кинематографичности.
Режиссер: Кирилл Серебренников.
В ролях: Тео Ю, Рома Зверь, Ирина Старшенбаум.
Фильм, вокруг которого сложилась аура, аналогичная той, что впоследствии можно было видеть вокруг «Богемской рапсодии». Мол, все неправда, все не так и вообще отсебятина. Да, отсебятина. Наверное, и правда все не так. Вот только «Лето» никогда не позиционировалось в качестве биографической ленты «про Цоя».
«Лето» — кино-настроение. Атмосферный, немного грустный (но ни разу не сопливый), яркий музыкальный эксперимент Кирилла Серебренникова. Простая история любви, обернутая в специфическую романтику Ленинграда 1980-х годов, с потрясающими клиповыми номерами.
В 2018 году вышло несколько примечательных российских картин, но «Лето», на наш взгляд, лучшая. Главное, не воспринимать ее как биографию великого музыканта, потому что тогда будет очень легко обмануться в ожиданиях.
Режиссер: Дарья Жук.
В ролях: Алина Насибуллина, Иван Мулин, Юрий Борисов.
А вот так. Составить рейтинг из десяти заметных белорусских фильмов, снятых в 2010-е, невозможно. Но одно кино достойно не только упоминания, но и первого места, пусть даже в топе российских лент. В конце концов, однозначно определить страновую принадлежность «Хрусталя» так же сложно, как и в случае с «Кроткой». Режиссером здесь выступила американка родом из Беларуси, снимали ленту в Минске и Борисове на деньги четырех стран, а актеры в основном российские.
Главная героиня фильма — Эвелина. Она хочет работать диджеем, но явно не в Беларуси 1990-х. Девушка мечтает об Америке. Она подает документы на визу и в качестве рабочего места указывает завод по изготовлению хрусталя, однако ошибается с номером телефона. В посольстве будут проверять эту информацию, а значит, нужно срочно ехать в поселок Хрустальный, где обитают абоненты указанного телефонного номера.
«Хрусталь» — колоритный, яркий и одновременно страшный укол ностальгии от автора, который давно не живет в Беларуси, но чувствует эту страну порой лучше, чем местные. Очень крутой проект мирового уровня! Из недостатков только отчаянно «гэкающие» российские актеры.
Разумеется, годных российских фильмов за последние десять лет снято куда больше. Напишите в комментариях, какие нравятся вам.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by