39 343
23 декабря 2019 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Александр Ружечка

Теплый декабрь — это влияние вредных выбросов? Экоактивистка-веган о Грете Тунберг и жизни без пластика

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Александр Ружечка

После эксперимента Onliner по переходу журналиста на концепцию zero waste (то есть жизнь без отходов) с редакцией связалась экоактивистка Дарина. Девушка заявила, что наш штатный экспериментатор неправильно подошел к вопросу, а соблюдать принципы zero waste в Минске более чем реально. Мы встретились с Дариной и узнали, почему нельзя покупать сшитые в бедных регионах планеты куртки, как обходиться без пластика и каким образом это все поможет экономить деньги.

«А что я буду есть?»

— Как у вас началось это… движение, интерес — как правильно описать zero waste?

— Это скорее образ жизни.

— Хорошо, с чего этот образ жизни начался?

— Лет до 16 я была уверена, что проблемы с экологией — надуманные. Ничего не вижу, ничего не слышу — все потому, что не хотела начинать что-то делать. Позднее через знакомых узнала о минимализме и заинтересовалась им. Минимализм отвергает общество потребления, бездумные покупки.

Повзрослев, поняла: с экологией все ужасно. И это я ответственна за весь мусор, пластик, выбросы — я все покупаю, потребляю и голосую своими покупками: стройте больше заводов, выпускайте больше вещей, упаковки. Это лицемерно. Для меня zero waste — выбор, который я делаю каждый день. Я делаю выбор в пользу планеты.

— Опишите это на бытовом уровне. Приходите в продуктовый магазин — как выбираете то, что подходит по zero waste?

— Конечно, сначала были проблемы. Первое время у меня возникал вопрос, а что я буду есть? Сшила мешочки, пришла в магазин — и вижу, что выбор очень маленький. Нашла батон и макароны в картонной упаковке — была просто счастлива. Но надо ведь больше, какого-то разнообразия хочется.

В следующие дни и недели я узнала, что неподалеку есть много магазинов, где можно купить на развес крупы, приправы, и рынок еще поблизости. Все это в шаговой доступности (я живу в районе Кунцевщины). Выбор-то есть, просто я о нем не знала.

— Правильно понимаю, что в одном магазине вы покупаете крупу, потом идете в другой — за приправой на развес, а в третьем овощи с фруктами берете? Можно ли все купить в одном месте?

— Я сейчас на растительном питании, поэтому обо всех продуктах не скажу. Но раньше находила молоко в стеклянной таре, например. Сейчас покупаю только растительные продукты и все их могу найти в одном магазине. Раньше, когда употребляла животные продукты, нужно было зайти в две точки. На рынках обычно все без упаковки. Максимум нужно заехать в специализированный магазин, чтобы купить мыло, щетки.

— Остается вопрос усилий и временных затрат: все равно нужно выбрать конкретный магазин и ограничиваться его ассортиментом.

— Я отношусь к приобретению продуктов питания как к покупке вещей. Если мы ищем курточку, то не идем в первый попавшийся магазин — стараемся подойти к выбору осознанно. То же самое у меня с выбором продуктов. Жизнь вообще стала проще для меня: я трачу меньше времени на покупки, потому что сразу иду в нужный магазин.

О расходах

— С переходом на zero waste стали тратить больше или меньше? 

— Расходы изменились в лучшую сторону. Zero waste — это отказ от необдуманного потребления. Как правило, в упаковке — вредные продукты: батончики, чипсы, газировка, соусы. Я заменила одно другим: вместо мяса — овощи, например, и больше круп.

Не скажу, что zero waste — это дорого. Конечно, сначала ты вкладываешься: покупаешь мешочки, бутылку для воды. Но ведь они многоразовые, поэтому сразу начинаешь экономить на упаковке. Вообще, все как с обычными товарами: мыло для волос можно купить и за 4 рубля, и за 50 рублей — это выбор каждого человека.

Раньше я могла пойти в торговый центр, накупить кучу одежды, косметики. А потом все это лежало в шкафу, я ничем не пользовалась. В итоге понимаешь: тебе столько не нужно, это влияет на экологию, это дорого. Я перестала покупать новую одежду, беру ее в секонд-хенде. Там есть хорошие вещи — почему бы дальше ими не пользоваться? Так что затраты очень сильно снизились. Заодно и время экономлю: не лажу по интернет-магазинам, не хожу по торговым центрам. Больше времени уделяю семье, саморазвитию, йоге, медитации. Я стала развлекаться и радовать себя не только магазинами.

— Саморазвитие — это в том числе книги. Только электронные или можно и бумажные?

— Можно, конечно. Если любите книги — покупайте, коллекционируйте. Более того: если любите хорошо одеваться — пожалуйста, берите хоть пять рубашек. Но покупайте качественные, чтобы они долго носились и служили вам не один месяц, а желательно несколько лет.

— А чай в пакетиках допускается?

— Нет, только листовой. Есть компостируемые пакетики, но в Беларуси я таких не видела. Хотя товары в упаковке я уже просто не замечаю, чай покупаю на развес. Для этого не обязательно чайную лавку искать: даже в супермаркетах можно найти чай, кофе, крупы, овощи, фрукты без упаковки.

Что не так с производителями товаров

— Нет ощущения, что производители поймали тренд и, условно, рисуют на упаковке зеленый листик, который дает повод увеличить цену товара в три раза? То есть просто зарабатывают на идейных экоактивистах.

— Это называется гринвошинг (greenwashing): когда пишут «эко», а оно совсем не эко. Да, такое явление есть.

— Как понять, что товар действительно экологически чистый?

— На этикетке может быть что угодно, поэтому нужно разбираться в составе. Кроме того, стоит почитать о производителе, насколько он ответственный — соблюдает ли экологические нормы, соответствуют ли его выбросы требуемым, оплачивается ли труд. Это, кстати, тоже важно в среде zero waste — справедливая оплата труда.

Товар не должны производить где-нибудь в Бангладеш, где людям платят мизерные деньги.

Я отказываюсь от всего, что считаю неправильным. Так что я не только за природу, за животных, но еще и за людей. Как можно покупать товары, которые вредят человеку на производстве? Или когда ему мало платят?

— Если от таких товаров все откажутся, то рабочие перестанут получать даже те мизерные деньги — и останутся вообще без дохода. В том регионе вряд ли большой выбор работы.

— Но все равно это труд. Возьмем магазин одежды, который закупает товар с завода, где человеку платят доллар в день. Если все перестанут покупать такую одежду, то производителю придется менять свои подходы. Мы голосуем за то, как хотим жить: хотите несправедливости или чтобы все жили хорошо? Ответственность лежит на нас.

Да, есть такое мнение: если упаковка будет не нужна, то заводы по ее производству остановятся, люди потеряют работу. Но в мире очень много работ помимо выпуска упаковки, одежды. Ее вообще выпустили столько, что хватит лет на сто.

— Почему экоактивисты давят на обычных потребителей, а не на производителей товаров во вредной упаковке? Пусть переходят на экологически чистый выпуск продукции, и проблема решится сама собой.

— Мы можем влиять на производителей несколькими способами. Мой любимый вариант — голосование покупкой. Я выберу ответственного в плане экологии производителя.

Когда компания увидит, что товар пользуется спросом, потому что он качественный, его выбирают за экологичность, — тогда она сама пересмотрит свои подходы.

Основатель zero waste Беа Джонсон говорит, что можно просто написать производителю: «Мне очень нравится ваша продукция, но она в пластике, и покупать ее я не могу. Выпускайте товар в экологической упаковке, пожалуйста». Я так пробовала, но всегда голосую своей покупкой либо отказом от нее.

В плане законодательства я не могу повлиять на все производство. Хотя подвижки есть: уже ведь одобрен запрет на одноразовую посуду. Самое главное — то, как мы живем каждый день.

— Пластик вроде как перерабатывается — по крайней мере, некоторые виды. Почему тогда столько негатива к нему? 

— Во-первых, где гарантия, что пластик не содержит вредных веществ? Стекло — материал, который просто лежит и никакого вреда экологии не наносит. Максимум — занимает место. А пластик при разложении распадется на микропластик, частички попадут в воду, и это будут пить животные, мы с вами, то есть по итогу пластик окажется внутри нас.

Во-вторых, у пластика ограниченный срок переработки — то есть его можно перерабатывать не вечно, а 4—5 раз. Потом он все равно отправится на полигон.

Почему Тунберг все правильно делает

— Грета Тунберг молодец?

— Думаю, да. Девочка очень смелая: в 16 лет выйти бастовать… Она борется за проблему. Я отлично понимаю ее чувства: мне самой больно смотреть на ухудшение климата, убийство животных.

Вот сейчас декабрь, а на улице все еще тепло — это, скорее всего, влияние вредных выбросов. Тунберг делает то, о чем заявляет: не летает на самолетах, например.

— То есть вы готовы отправиться в отпуск на яхте с солнечными панелями и потратить на это пару недель вместо 8—9 часов на самолете?

— По-моему, хорошее приключение получится. В этом плане я считаю так: самолеты — это вредно, но если без них не обойтись, то полечу. А когда есть выбор — еду на автобусе, например.

— Так можно дойти до аналогии с луддитами, отрицавшими промышленный прогресс и великие достижения человечества.

— На первом этапе авиация и пластик, конечно, сыграли свою роль в развитии человечества. Но основная проблема — потребление. Мы слишком много всего потребляем, продукты просто выбрасывают. Я не против развития, однако не следует забывать и об экологии. Буду только рада, если ученые придумают новые способы упаковки продуктов. Например, есть упаковка для воды, сделанная из водорослей.

— Экоактивисты борются с пластиковыми стаканчиками в мире, где есть ядерное и химическое оружие. Вам не кажется, что оно нанесет куда больший и непоправимый вред по сравнению с теми же стаканчиками?

— Если в мире есть проблема, это не значит, что ты не можешь решать другую. Это как «зачем мне мыть посуду, когда в Африке дети голодают?». Да, ядерное оружие — это очень печально, и я против него, как и против войн в целом. Но я не произвожу его. А мусор производила и решила от него избавиться. В мире, конечно, много несправедливости. Но это не оправдание, чтобы ничего не делать.

Без фанатизма

— Говорят, узнать, что перед тобой веган, очень легко: в первые 5 минут знакомства он сам об этом расскажет. В случае с живущими по концепции zero waste тоже так?

— Я, конечно, не буду никого призывать к экологичности и говорить, что живу без отходов. Просто люди сами интересуются и начинают меня расспрашивать, когда в кофейне, например, прошу напиток без трубочки и пакетиков сахара. Спрашивают: почему без трубочки? И я начинаю рассказывать, что она не перерабатывается, а упаковка для сахара тоже с пластиком.

Мужа моего, когда он приходит в магазин, постоянно спрашивают о мешочках. И реагируют позитивно, когда им рассказываешь, что это для экологии.

Но и молчать я не могу: это действительно важная проблема. Лично я могу с этим что-то сделать, и каждый может постараться, чтобы мы все жили экологично. Только люди почему-то не очень это любят, встречается какая-то агрессия.

— Как ваши друзья, знакомые относятся к zero waste? 

— Где-то 95% поддерживают.

— Переубедили их?

— Нет, никого никогда не переубеждала. Окружающие не страдают от моих рассказов. На первом этапе, конечно, я все мозги прожужжала: «Знаешь, почему пластик вреден? Вот потому-то». Затем начинали спрашивать, что делать с лекарствами, как вообще жить без мусора, и постепенно переходили на zero waste.

— Кстати, о лекарствах. Они же все в пластиковых баночках, тюбиках, блистерах. Что с ними делать? 

— С экологичным образом жизни я стала меньше болеть: ем правильную еду, не мажу на себя химию. Поэтому и таблетки редко покупаю. Люди вообще привыкли все решать таблетками. А может надо изменить свои привычки? Спортом заняться, пить бросить, начать правильно питаться.

Но если для спасения себя мне нужно будет купить лекарство — само собой, куплю. Zero waste — это не фанатизм вида «умру, но не куплю». Zero waste — это про сокращение отходов, мусора настолько, насколько возможно.

— То есть до нуля, как из названия следует?

— В идеале, конечно, да. Но я бы назвала правильный образ жизни low waste. Не нужно фанатизма. Я первое время чувствовала вину, когда приходилось покупать выписанные врачом таблетки. Но поняла, что это глупо: был бы у меня выбор — купила бы лекарства без упаковки.

— Вам поручили навести порядок с экологией в Беларуси. Три закона, которые вы сразу ввели бы?

— Первый: отказ от ненужной одноразовой упаковки. Если что-то может продаваться без упаковки, то пусть так и продается. Экоупаковка — не выход: все равно тратятся ресурсы, нужно ее правильно утилизировать. Но главное — нужен запрет на полиэтиленовые пакеты, одноразовые стаканчики, трубочки. Многоразовая кружка решает все проблемы, причем уже во многих кофейнях делают скидки, если приходишь со своей тарой.

Второй: нужно наладить переработку. Есть, между прочим, штраф за неправильную сортировку мусора, но об этом почти никто не знает. Сейчас, когда я бросаю что-то в контейнер, то не уверена, что оно доедет до места правильной переработки. Наверное, если бы такая уверенность была, то покупала бы больше товаров в стекле.

Третий: необходимо наладить информирование. Люди не понимают, что покупкой куртки они влияют на экологию — это производство, транспортировка. Нужно повысить экологическую осведомленность, в школе толком и не рассказывают про это. Наш дом не заканчивается на квартирке, он намного больше. И заботиться о нем нужно так же, как о своем жилье. Когда просишь соседа по квартире прибраться — это нормально. А когда просишь обойтись без пакета — сразу слышишь, что с тобой что-то не в порядке.

Читайте также:

искусственная ель, ПВХ, 1.5 м, цвет зеленый
искусственная ель, ПВХ, 2 м, цвет зеленый
искусственная ель, ПВХ, 1.8 м, цвет зеленый

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by