Спецпроект

IT-ликбез: зачем нужен бизнес-аналитик и почему он — не лишний костыль в компании

39 718
02 декабря 2019 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич, Максим Тарналицкий
Спецпроект

IT-ликбез: зачем нужен бизнес-аналитик и почему он — не лишний костыль в компании

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич, Максим Тарналицкий

После дизайнера и программиста настал черед рассказа о бизнес-аналитике в рамках спецпроекта Onliner и IT-компании ISsoft. В Беларуси такая специальность появилась только 10—15 лет назад, хотя в мире она существует довольно давно. Видимо, поэтому в нашей стране так тяжело раньше развивался бизнес: анализировать его было некому. То ли дело сейчас. Но на самом деле профессия стала жертвой прямого перевода с английского: хоть бизнес-аналитик действительно может изучать эффективность процессов компании, в IT-фирмах он чаще работает над продуктами и должен быть «исправным телефоном» — названные заказчиком пожелания нужно точно передать команде по разработке проекта. Александр Жевняк с десятилетним опытом работы в бизнес-анализе рассказал, как трансформировалась профессия и почему без нее сейчас трудно представить IT-компанию. Также преподаватели Академии управления поделились своим видением развития этой специальности.

Как менялись задачи бизнес-аналитика

— Чем занимается бизнес-аналитик?

— Работа бизнес-аналитика в IT-компании напрямую связана со словом «требования». Аналитик выявляет их, документирует, управляет ими. Есть еще множество действий, которые можно проделать с требованиями и о которых знает только бизнес-аналитик.

В начале моего рабочего пути основной фокус делался на сами требования, а сейчас аналитика все в большей степени интересует, что дальше будет с выявленными и задокументированными им требованиями. С приходом гибких методологий такой специалист сильнее интегрируется в работу команды и хочет чувствовать свой вклад в результат.

— С заказчиком ведь проектный менеджер общается, нет?

— Есть разные сферы общения. Все, что касается организационных моментов, — да, этим занимается проектный менеджер. Он понимает, как должна работать команда.

Но что именно хочет заказчик и какой продукт ему нужен в результате — такими вопросами занимается уже бизнес-аналитик на основе разных требований: начиная с верхнеуровневых «чего хочет бизнес» и «чего хотят клиенты этого бизнеса» и заканчивая детальным «как это все будет реализовано в системе».

— Как проходила трансформация задач бизнес-аналитика? С чем она связана?

— Бизнес-аналитик появился в белорусских компаниях около десяти лет назад. В те годы еще никто толком не понимал, что такое бизнес-анализ. Каждая компания проводила его по-своему. Постепенно мы стали перенимать опыт западной модели бизнес-анализа, изучали зарубежную литературу, слушали курсы. Даже тем, кто уже работал бизнес-аналитиком, это помогло систематизировать знания.

Зачем бизнес-аналитик вообще нужен

— Почему раньше компании справлялись без бизнес-аналитика, а сейчас он вдруг стал необходим?

— Профессия не то чтобы появилась десять лет назад — ее скорее просто выделили в отдельную. На заре IT всю работу, по сути, выполняли разработчики, в том числе в части переговоров с заказчиком. Но постепенно появились люди, которые на этом специализируются. Они начали в этом относительно узком сегменте развиваться, искать оптимальные подходы. Когда вплотную занимаешься одной сферой, твоя эффективность возрастает. Для бизнес-анализа крайне важны коммуникативные навыки, умение вести беседу, вовремя пошутить и в нужный момент промолчать.

— Похоже на раздувание штата: раньше тот же разработчик справлялся с несколькими задачами, а сейчас его труд облегчили — наняли отдельного человека, чтобы покрыть другую сферу. Это нормальная ситуация для индустрии?

— Ситуация, на мой взгляд, отличная. Заказчики умеют считать деньги. Когда им предлагают ввести в команду бизнес-аналитика, дизайнера, тестировщика — они не слепо соглашаются, а просчитывают, поможет ли это быстрее и эффективнее завершить проект. В итоге заказчик все равно платит меньше за целую команду, чем за одного многостаночника, потому что команда справляется быстрее.

— Сколько нужно бизнес-аналитиков на проект?

— Если команд на проекте несколько, то может быть и два, и три бизнес-аналитика. Или когда проект очень большой и нужно много информации обработать. Но зачастую действует правило «одна команда — один бизнес-аналитик».

Английский нужен, но не обязателен

— Расхожее мнение: попасть в IT проще всего через тестирование. Но бизнес-анализ — вроде как чистая «гуманитарщина». Значит, это направление еще доступнее?

— Не сказал бы. Причем не могу однозначно утверждать, что бизнес-аналитик — гуманитарная специальность. Сейчас этот специалист все больше углубляется в особенности разработки и взаимодействие с программистами, поэтому ему нужно если не знать, то как минимум хорошо понимать технические детали. Плюс бизнес-аналитик — человек с аналитическим складом ума: он должен уметь размышлять, сопоставлять факты, делать выводы.

Сравнивать с тестированием тоже не стану — у каждой специальности своя специфика. Наверное, более усидчивым ребятам будет легче проявить себя в QA. Если в целом брать нетехнического человека, который никогда не был связан с IT, то да — тестирование и бизнес-анализ будут хорошими вариантами для попадания в отрасль. По крайней мере, как мне кажется, легче программирования.

Однако бизнес-аналитику очень важен хороший английский. Это, конечно, зависит от рынка, с которым работает компания, но в Беларуси многие фирмы как раз ориентированы на Запад. А если специфика компании этого не требует — ничего страшного. Знаю отличных бизнес-аналитиков, которые работают с русскоговорящими заказчиками и хорошо себя чувствуют.

— Бизнес-аналитики же могут работать на проектах из совсем разных сфер? Допустим, банковское приложение, а потом — что-нибудь из медицины. Или так не происходит?

— В продуктовых компаниях, как правило, есть одно направление, в котором они развиваются, — и там прыгать между сферами не нужно. Аутсорс-компании работают в других условиях, а в Беларуси их все же пока большинство. И здесь очень важно быстро переключаться и вникать в новые сферы.

— Как на практике выглядит работа? Поступает заказ: разработать банковское приложение. Что делает бизнес-аналитик?

— Первый шаг — получить максимальное количество информации о той отрасли, с которой бизнес-аналитику предстоит работать. Нужно изучить специфику работы конкретного банка: да хотя бы просто по сайту полазить — одни ведь ориентированы на физлиц, другие больше работают с юрлицами, и все это накладывает свои особенности. Важны абсолютно все источники информации. Можно изучить конкурентов — это поможет привнести новые идеи. Если бизнес-аналитик сам работал в банке или был связан с ними, то вообще супер: уже есть понимание, что можно сделать технически, а что не реализуемо.

— Как определяется эффективность работы бизнес-аналитика?

— Бизнес-аналитик — связующее звено между заказчиком проекта и командой, исполнителями. Он предоставляет «сервис» по доставке, обработке и анализу информации от заказчика команде и наоборот. Если результатом стал тот продукт, который хотел заказчик, — то работа команды выполнена хорошо и, соответственно, работа бизнес-аналитика тоже, поскольку работа команды базируется на результатах работы бизнес-аналитика.

— Бизнес-анализ в IT-компаниях и «обычных» отличается? Что приложением заниматься, что новой моделью грузовика — вроде принципы те же: вникать в суть, общаться с заказчиками и так далее.

— Бизнес-аналитик на производстве занимается немного другими вещами. Он больше связан с анализом бизнеса, его экономическими показателями: например, высчитывает эффективность деятельности, возможности развития предприятия. А в IT все связано с конкретными проектами — мы зачастую не настолько глубоко понимаем бизнес, как специалисты на, допустим, производстве. Если там высоко ценится глубокая экспертиза в одной отрасли, то у нас — умение пусть и не всегда очень глубоко, но быстро вникать в сферу деятельности нашего заказчика.


За уточнением особенностей подготовки бизнес-аналитиков мы отправились в Академию управления при президенте Республики Беларусь — именно с этого вуза вообще началось обучение по данной специальности в нашей стране. Старший преподаватель Дмитрий Шаститко и заведующий кафедрой управления информационными ресурсами Борис Новыш рассказали, как в Беларуси появилась эта специальность и что с ней будет дальше.

О типах бизнес-аналитиков

— Специальность молодая для Беларуси — ей порядка десяти лет. Почему так?

Дмитрий: Раньше работа бизнес-аналитика ложилась на плечи проект-менеджера или разработчиков. Однако процессы в аутсорс-компаниях пересматривают, их стараются сделать максимально эффективными. Поэтому и выделяется специальная роль, область знаний.

Вообще, специальность у нас называется не «бизнес-анализ», а «управление информационными ресурсами». Появилась она из большого опыта работы со слушателями. Нужно было организовать взаимодействие государственных органов с айтишниками, требовалась некая прослойка между экономистами и программистами.

Дмитрий Шаститко

Борис: Если быть точным, специальность в 2003 году родилась. Тогда мы решали текущие задачи (информатизация госорганов, предприятий) и не задумывались над тем, во что специальность может вырасти. А потом пришло понимание, что бизнес-анализ — очень перспективное направление. На Западе ведь это одна из самых востребованных и уважаемых профессий. Почему? Такого человека всегда не хватает. Он должен много в чем разбираться, а люди с подобными знаниями реально на вес золота. Мы, кстати, были первыми в Беларуси, кто начал обучать бизнес-анализу.

Борис Новыш

— Специальность делится на какие-нибудь подвиды?

Дмитрий: Да. Если бизнес-аналитик занимается чисто айтишными вещами, то есть бизнес его не интересует, он превращается в системного аналитика. Под словом «системный» подразумевается программное обеспечение, информационные системы. Если же человек сдвигается в сторону бизнеса, то он тоже будет системным аналитиком, но уже в плане построения бизнес-процессов. Специалист может участвовать в принятии стратегических решений, планировании, бизнес-инжиниринге. То есть человек анализирует не проекты, а деятельность самой компании. Он определяет, нуждается ли какой-то процесс в совершенствовании или нет. Третье направление — анализ данных. Но во всех случаях нужны еще и знания в конкретной сфере, с которой связан проект.

Т-образные компетенции

— Вы как-то учите переключаться с одной области на другую, быстро погружаться в доменную зону и так далее?

Дмитрий: Нужно «научиться быстро учиться». Выделю эмпатию — представление, для чего проект необходим, какие люди будут с ним работать и использовать его. И еще отмечу то, что в английском называют holistic view: что-то вроде системного мышления. Бизнес-аналитик, входя в новую область, должен представлять, что она сложная, уметь выделять ключевые элементы и связывать их — таким образом идет построение системы знаний.

Борис: Бизнес-аналитик же не в вакууме работает. Всегда рядом есть специалист, с которым можно посоветоваться. Для этого и важны навыки коммуникации: не знаешь чего-то — просто спроси того, кто лучше разбирается.

Дмитрий: Нужны T-образные компетенции. То есть знать много по широкому кругу вопросов и в одной сфере разбираться глубоко. В Академии управления мы стремимся дать студентам вот эту горизонтальную «крышку» от буквы Т, а вертикальную «палочку» они уже сами для себя выберут.

— На какие специальности может перейти бизнес-аналитик? 

Дмитрий: Бизнес-анализ — область очень широкая, и люди могут уходить хоть в программисты. Но самые близкие специальности — тестировщик и проектный менеджер. Они в одной плоскости находятся. Если смотреть на карьерную вертикаль, то все стандартно: джуниор, мидл, сеньор. Когда компания крупная и у нее целый отдел бизнес-аналитиков, то можно дорасти до руководителя.

Борис: Я бы даже сказал, что тестировщики чаще переходят в бизнес-анализ, для них это карьерный рост. Но при всем уважении к тестировщикам, летают они несколько ниже.

— Как понять, что бизнес-аналитик на своем месте и не просто так деньги получает?

Дмитрий: Он знает, чего хочет заказчик, может объяснить простыми словами суть требований и описать это доступными формулировками в виде концепта, техзадания. Причем работает это в обе стороны: все объяснять нужно и команде, и заказчику, при этом не искажая суть.

— Специальность даже за небольшой промежуток времени, примерно 10—15 лет, сильно трансформировалась. Давайте прибавим еще 10—15 лет к нынешнему году. Чем будет заниматься бизнес-аналитик в 2030—2035 годах? Он вообще нужен будет?

Дмитрий: Смотря о каком бизнес-аналитике мы говорим. Если аналитик требований — то да, однозначно будет нужен. Если аналитик данных — тоже окажется востребован при любых обстоятельствах.

Что касается аналитики бизнес-процессов, то здесь все сложнее. ERP-системы и все это направление развиваются и могут просто вытеснить человека из управления самими процессами. Задача будет сводиться к установке и настройке системы.

Борис: 15 лет — огромный срок. Даже лучшие представители Парка высоких технологий не скажут, как и что изменится за это время. Сейчас много говорят об искусственном интеллекте и его возрастающей роли, но, на мой взгляд, параллельно с ним нужно развивать и специальности естественного характера. Очень надеюсь, что ИИ не вытеснит человека где бы то ни было не только в мой век, но и в ваш тоже. Ясно только одно: роль человеческого интеллекта должна возрастать, а не падать, как это происходит в некоторых сферах.


Компания ISsoft — один из крупнейших белорусских разработчиков IT-решений для рынков США и Западной Европы. Основана в Минске в 2004 году как дочерняя компания корпорации Coherent Solutions, Inc. (США). Резидент Парка высоких технологий с 2007 года. Центры разработки ISsoft в Минске и Бресте насчитывают более 1000 квалифицированных сотрудников. Компания ежегодно входит в рейтинги Inc.5000 и Software 500.

Читайте также:

Спецпроект подготовлен при поддержке иностранного производственного унитарного предприятия «ИССОФТ СОЛЮШЕНЗ», УНП 190819327.

«Черная пятница» в Каталоге Onliner. Не пропустите!

17.3" 1920 x 1080, IPS, 60 Гц, AMD Ryzen 5 3550H, 8 ГБ DDR4, SSD 256 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce GTX 1650 4 ГБ GDDR5, без ОС, цвет крышки черный, аккумулятор 64 Вт·ч
Снят с продажи
15.6" 1920 x 1080, IPS, 120 Гц, AMD Ryzen 7 3750H, 8 ГБ DDR4, SSD 512 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce GTX 1650 4 ГБ GDDR5, без ОС, цвет крышки черный, аккумулятор 48 Вт·ч
Снят с продажи

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by