Победить бюрократов. Белорусы разработали приложение по оформлению европротокола

23 709
30 октября 2019 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Победить бюрократов. Белорусы разработали приложение по оформлению европротокола

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Царапины на бамперах порой приводят к огроменным пробкам в час пик, и на такие случаи давно был придуман европротокол, он же извещение о ДТП: мол, и сам быстрее освободишься, и других людей не задержишь, пока ждешь ГАИ. В реальности оказывается, что документ, который призван упростить оформление мелкой аварии, может лишь усложнить процедуру — заполнить все правильно и с первого раза не так-то и легко, особенно в стрессовой обстановке. Команда из двух разработчиков, дизайнера и юриста нашла новое решение — составление европротокола в электронном виде. Говорят, несколько страховых компаний уже заинтересовались проектом и готовы признавать документ в таком виде. Onliner встретился с командой и узнал подробности.

Электронный документ с цифровой подписью

— Почему занялись такой темой?

Анастасия: Мы с мужем решили поучаствовать в конкурсе REVERA Legal Tech Battle: он занимается юриспруденцией, а я дизайном интерфейсов. На конкурс пришли с одной идеей, но потом один из менторов натолкнул нас на мысль об автоматизации составления европротокола.

Илья: При этом сама идея по автоматизации подобного процесса появилась у меня еще год назад на одной из конференций. Потом многие СМИ стали писать, что составить европротокол очень сложно, и я подумал, что этот процесс можно упростить. Даже у соседей, России и Украины, есть технологичные решения для этого. Но, к примеру, в России сперва нужно зарегистрироваться на портале государственных услуг, что очень долго.

Глеб: Мне рассказали об идее, все понравилось. Но разработчиков у проекта тогда не было. Спросил, что надо делать. Подумал тогда: «За несколько ночей, может, что-то и получится». Вот, получилось.

Андрей: А мне одногруппница написала, мол, тут люди ищут Android-разработчика, ты ж вроде этим занимаешься. Решил узнать подробности. Понравилось, что есть решение реальной проблемы, и я захотел поучаствовать.

Анастасия: Мы уже общались со страховыми компаниями. Наша главная идея — электронная подпись, оставленная пальцем на экране, должна признаваться в качестве полноценной. Страховые согласились на это.

Максимальная сумма выплат по европротоколу равняется 800 евро. Документ можно составлять только при следующих условиях: в ДТП участвовало два транспортных средства, пострадавших нет, другое имущество не повреждено, страховка есть у обоих участников аварии, оба водителя трезвые и с действующими правами, разногласий по поводу причины ДТП не имеется (виновник четко определен)

— Европротокол вообще популярен у нас в стране? 

Илья: Да, много мелких ДТП оформляют с помощью европротокола. Это заодно и в интересах ГАИ: экипажи не занимаются рутинными авариями, они могут посвятить себя более важным делам по обеспечению дорожной безопасности.

— А что с безопасностью, возможностью подделки? 

Илья: Мы специализируемся на генерации электронного документа, его выгрузке и составлении пользователем, включая схему ДТП. В дальнейшем нужно будет просто отправить этот документ в страховую компанию или Белорусское бюро по транспортному страхованию.

Анастасия: Да, как раз связывались с ними на днях. У нас уже есть два контакта со страховыми компаниями: они решают, как будут исполнять поручение бюро по автоматизации заполнения европротокола.

— Как вы переломите привычную для человека схему «попал в мелкое ДТП — достал бланк европротокола и заполнил его»? 

Илья: Проблема в том, что сам бланк далеко не всегда есть под рукой. Кроме того, на заполнение документа уйдет минут 20—30, плюс нужно ждать, пока его заполнит второй участник ДТП. А если бланка нет, нужно его где-то найти: на заправке, попросить знакомых привезти — все это занимает время. Страховой компании необходимо верное и полное указание всех данных. Если хоть где-то ошибешься, выплату не получишь.

Мобильное приложение, во-первых, экономит время, а во-вторых, сама процедура отправки европротокола и получения выплат сильно сокращается.

Анастасия: Также есть человеческий фактор: бланк заполняют от руки, а почерк у всех разный. Неаккуратно что-то напишете, и документ могут не принять. В нашем же случае ошибки практически исключены. В страховых компаниях такие бланки лежат пачками, на многих заправках они тоже есть — говорят, люди очень часто спрашивают их. Значит, в целом европротоколами пользуются, хоть их и не назовешь удобными.

Глеб: Допустим, у человека нет нашего приложения. Но его можно очень быстро скачать — финальная версия будет занимать не больше 15 МБ. Даже где-нибудь за городом скорость мобильного интернета позволит оперативно загрузить программу. Понятно, что она нужна не каждый день, но благодаря маленькому размеру приложение и удалять не придется, чтобы место освободить.

 

— Программа ведь на iOS и Android будет? 

Илья: Да. Сейчас доделываем Android-версию, все-таки смартфоны на этой платформе более популярны.

Анастасия: В Android-версии уже готова генерация PDF-файла. Приложение для iOS также находится в разработке.

QR-коды в страховых полисах

— Приложение ситуативное: человек вряд ли будет заранее его скачивать. А после ДТП, возможно, и удалит. Как планируете удерживать людей в программе?

Анастасия: Конечно, попадать в ДТП никто не планирует, поэтому заранее вряд ли много людей скачают приложение. По нашему плану страховые компании будут выдавать клиентам QR-коды со ссылками на программу. То есть человек сразу будет идентифицирован через тот же QR-код, и вводить свои данные не придется.

Илья: Мы планируем добавить юридический справочник, и это будет полезный для пользователя контент. Правовое просвещение, грамотность — все, что касается линии ГАИ, не только европротокола. Но сперва нужно составить этот справочник, и работа будет кропотливой: нужно конкретное и точное толкование информации.

— Насколько сокращается время заполнения европротокола?

Илья: Это займет 15—20 минут, мы засекали. Против полутора часов с бумажным вариантом. Ведь сначала заполняет один водитель, потом другой. А в приложении можно заполнять с двух смартфонов одновременно, и потом один сканирует экран другого или пересылает свою часть документа.

Почему электронный вариант проще бумажного

— Откуда такая экономия времени? 

Анастасия: Часть данных уже будет заполнена при авторизации. Также планируем внедрить сканирование документов — паспорта, водительского удостоверения, страхового полиса. Все это ускорит составление европротокола. К тому же у вас должен быть пакет документов, который прикладывается к европротоколу. В нашем приложении вы сразу можете его добавить, чтобы всегда был под рукой.

Илья: Плюс ко всему, если водитель будет неверно вводить данные в поля форм в программе, то она подскажет, что ты вводишь что-то неправильно.

— В таком случае что с безопасностью? Сканировать права, паспорт, загружать их в приложение — сомнительное решение.

Глеб: В любом случае свои личные данные необходимо указать в европротоколе. Отсканируешь их или запишешь от руки — одинаково же. И приложение работает в офлайн-режиме, интернет ему нужен только для отправки готового файла. У пользователей, которые боятся сканировать, всегда будет возможность заполнить поля. Для нас главная задача — генерация PDF-файла, а отправка будет идти через стандартные почтовые клиенты. Сам документ может просто храниться в памяти телефона. Не хотите пересылать — скиньте на флешку, распечатайте и занесите в страховую.

Андрей: Когда договоримся со страховыми, передавать европротоколы можно будет напрямую на их серверы. Без использования мобильного почтового клиента.

— При составлении европротокола нужно тщательно задокументировать схему ДТП. Как у вас это будет реализовано?

Анастасия: На данный момент нужно рисовать схему, все как в бумажной версии. Затем мы добавим базу схематичных перекрестков, стрелок и так далее. На самом деле информации нужно не так много: положение транспортных средств, направление, приоритет.

Заработок на страховых компаниях

— Вы же планируете зарабатывать на приложении? Каким образом? 

Илья: Да, монетизация будет. Конечным пользователем является водитель, но наш непосредственный пользователь — страховая компания. Фактически заказчиком будет именно она. Здесь можно составлять обычный договор абонентского обслуживания, или же договор исключительной лицензии.

При обработке больших объемов данных нужно много людей, но в случае с электронными носителями мы сильно упростим весь массив работы. Как минимум не нужно будет оцифровывать информацию.

Анастасия: В дальнейшем возможно появление веб-версии приложения именно для страховых компаний. Но это пока не приоритетное направление развития.

Сама стоимость для страховых компаний будет оговариваться индивидуально. К тому же, возможно, они захотят какие-то эксклюзивные, расширенные функции — все это повлияет на цену. Пока что у нас нет четкого требования, из-за чего не знаем стоимость разработки и не можем высчитать прайс.

Илья: Но мы точно знаем главное условие: европротокол можно составить, подписать и отправить в электронном виде. Все остальное — потом.

— Когда релиз? 

Анастасия: Скоро зима, «горячий сезон» в плане ДТП. Мы хотим выпустить Android-версию до конца года. Дальше идем в страховые.

— Что еще можно перенести в цифровой формат из подобных документов?

Илья: Можно было перенести онлайн-страхование. Однако идея уже реализована некоторыми страховыми компаниями.

Анастасия: Еще есть вариант с зеленой картой. Очень часто прямо на границе вспоминаешь, что не сделал ее. Было бы здорово перенести оформление в онлайн.

Читайте также:

Android, экран 6.53" IPS (1080x2340), Mediatek Helio G90T, ОЗУ 6 ГБ, память 64 ГБ, аккумулятор 4500 мАч, 2 SIM (nano-SIM), влагозащита IP52
Снят с продажи
Android, экран 6.26" IPS (1080x2340), HiSilicon Kirin 980, ОЗУ 6 ГБ, память 128 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 3750 мАч, 2 SIM (nano-SIM)
Нет в наличии

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by