23 октября 2019 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович

Есть ли жизнь для программиста в Гомеле? Спросили местных про работу на периферии

Автор: Виталий Олехнович

Люди на периферии, в областных центрах и маленьких городах также хотят получать достойную зарплату и быть уверенными, что сокращение не заставит сорваться с насиженного места и искать счастья гастарбайтером там, где платят больше. Мы отправились в Гомель, где пообщались с местными айтишниками. Один раньше был инспектором МЧС, другой трудился на заводе и над собственным мебельным бизнесом. Объединяет их то, что в своем относительно небольшом городе они не побоялись снова сесть за книжки и получить новую профессию.

Из МЧС в Краков

В 2012 году Павел закончил Гомельский инженерный институт МЧС. Пошел туда за компанию с другом, который в итоге в этот вуз не поступил. По специальности парень устроился инспектором в Краснополье. Там отработал несколько лет и заинтересовался программированием. Признается, что первое время, пока самостоятельно занимался изучением Java, даже не рассматривал это как работу.

— Читал все подряд в интернете, искал информацию, смотрел видео. Узнал, что в Минске проводят курсы, где без какого-то особого специального образования можно войти в IT.

Через полтора года Павел решил попробовать свои силы на собеседовании в Минске. Там проверили его уровень английского, а также техническую подготовку. Собеседование молодой человек прошел успешно, и на следующий день его пригласили на тренинг. Уволившись с государственной работы, он снял жилье в столице и переехал.

Вспоминая работу в Краснополье, Павел отмечает, что зарплатный потолок был довольно низок, перспектив какого-то роста по этой специальности не просматривалось. Курсы в Минске никто не оплачивал, а потому, собрав все сбережения, парень поставил на кон свою дальнейшую судьбу. Говорит, что к тому моменту, как устроился на работу в Минске, потратил все накопленные деньги.

На этих курсах учились также студенты профильных вузов, но Павел утверждает, что не особо выделялся на фоне тех, кто получил профессиональное образование.

— Наверное, у меня было больше времени. Они продолжали учиться в универах, а я все свободное время мог посвятить обучению на курсах.

Эти занятия были успешными, и вот уже три с половиной года Павел работает Java-программистом. Первые полтора года — в Минске. Потом переехал в Краков: туда его пригласили «эйчары», которые наткнулись на профиль в LinkedIn. Предложили пройти собеседование. Кроме родителей ничего в Беларуси парня не держало, а потому решил попробовать. Ведь это как своеобразный вызов: пройти собеседование на английском в другой стране.

— Прошел три этапа. Дело дошло до обсуждения зарплаты: «Сколько ты хочешь?» Я на предложение работы не рассчитывал, а потому и не знал, какую сумму назвать. Попросил в два раза больше, чем получал на то время. Это их устроило, и я испугался еще больше.

Вроде у меня все хорошо в Минске, есть работа, найти новую несложно. А тут нужно уезжать в другую страну, что-то придумывать. Решил отказаться. Признаваться в том, что испугался, не хотелось, а потому сказал, что такие же условия мне могут предложить и в Минске. Назвал сумму в три раза больше той, что получал. Раз уж ехать, то ради такой суммы. Через пять минут мне ответили, что согласны.

Парень подтягивал английский на YouTube, посещал всевозможные внутренние корпоративные курсы языка. Этого вполне хватило, чтобы переехать в Польшу. Пока три месяца готовились документы для переезда, Павел встретил в Гомеле свою будущую жену.

— И я уже понимал, что надолго в Польше не задержусь. Конечно, отказываться за неделю до вылета было некрасиво. А потому улетел на испытательный срок.

Сейчас супруга заканчивает местный медицинский университет. Молодые люди договорились, что сперва Павел вернется к ней, а потом она уедет с ним куда тот скажет.

Каково быть программистом в Гомеле?

В Гомеле парень работает программистом более полутора лет. Начинал в маленькой местной компании, боялся, что выбор будет небольшой, но ситуация с каждым годом меняется.

— Многие крупные игроки начинают приходить в регионы, теперь уже выбор есть. И по зарплате здесь, я думаю, можно найти сравнимые с Минском позиции. Не стоит бояться, что зарплата будет сильно ниже. Есть возможность расти и развиваться.

Не хватает разве что того разнообразия развлечений, что есть в столице.

— Мы буквально за полгода обошли с женой все крупные заведения Гомеля. А потому раз в месяц ездим в Минск, где у меня осталось много друзей. Стараемся разбавлять свои будни.

На самом деле, это все очень индивидуально. Для тех, у кого здесь семья и построены квартиры, это не особо важно. Переезжая в Минск, все нужно начинать с начала. Ты продашь здесь «трешку» и купишь там «однушку». Люди задумаются, стоит ли оно того. Одно дело, когда ты один. Но когда есть семья, нужно и жене найти работу, и детей в сад-школу устроить. Это все решаемо, но некоторым сложно рискнуть устоявшимся образом жизни. Им гораздо сложнее решиться на переезд. Да и веских причин переезжать в Минск я не вижу. Только если есть амбиции в плане карьерного роста. Потому что в Гомеле с этим гораздо сложнее.

Недавно молодая пара переехала на новую съемную квартиру, ждет пополнения в семье. Регулярно в гости приезжают друзья, так что от недостатка общения Павел не страдает. К тому же познакомился с коллегами, которые рассказывают о мероприятиях в городе, собираются поиграть в настолки.

Среди коллег парня в основном выходцы из Гомеля и области. Но есть ребята с похожей историей, которые переехали в областной центр из-за жены. При этом местные IT-гиганты стараются максимально привлекать студентов: сотрудничают с вузами, проводят курсы, дают возможность стажировки.

— Это стратегия многих компаний — привлекать потенциальных сотрудников максимально рано. У нас есть ребята без профильного высшего образования или вообще без высшего, но с профильными курсами и стажировкой.

На проекте в Польше было много русскоязычных ребят. У одного из них за плечами была только школа. Когда я уходил, он уже становился тимлидом. Отсутствие высшего образования никак не влияет на продвижение по карьерной лестнице.

В чем заметные отличия от работы в минской IT-компании? На самом деле, их немного, считает Павел.

— В крупных компаниях соцпакет примерно одинаковый. Но в Минске больше «плюшек» и бенефитов просто потому, что в столице больше заведений, которые хотят дать свои скидочные карты айтишникам. В Гомеле, естественно, таких заведений меньше. Но по опыту работы в Минске могу сказать, что в реальности ты пользуешься лишь парой скидочных предложений. Я же постоянно пользовался только маршруткой, которая к офису подвозила.

Надо пробовать и не бояться провала

Когда Павел уезжал из Краснополья штурмовать IT-вершины, практически все его отговаривали: «Такого быть не может. Столько у нас в стране не платят. Тебя обманут».

— Отговаривали абсолютно все, кроме отца. Он видел, сколько я получаю, сколько работаю без выходных из-за нехватки инспекторов: «Уезжай, конечно!» Полгода без зарплаты, тренинги: «Видишь, у тебя ничего не выходит». Но потом я получил зарплату, она начала расти: «А, ну ладно, молодец…»

Одного из друзей Павел все-таки уговорил — сейчас тот проходит аналогичный тренинг в Минске. Молодой человек понял, что есть смысл двигаться дальше. А кто-то видит в программистском буме временное явление.

— «Это сейчас на пике. Год-два, и будет с вами то же, что с экономистами». Но я считаю, что спрос на хороших специалистов будет всегда и везде.

Кто-то говорит, что это несправедливо. Кто-то находит оправдания в своем «неайтишном» мозгу.

Многие боятся что-то менять. Спрашивают, как попасть в IT? Представь, что полтора-два года тебе нужно будет каждый вечер уделять этому два часа времени без какого-либо выхлопа. Ты готов к такому? В этом деле очень важна поддержка близких, потому что никакого фидбэка не будет и ты не сможешь понять, на каком уровне прогресса находишься.

Был период примерно в три месяца, когда каждый вечер Павел играл в «Танки». Там сообщество, никто не сделает тебе замечание по поводу того, кем ты работаешь и чего не умеешь.

— Очень легко уйти в эту реальность, где у тебя все хорошо. Но со временем все равно приходит осознание, что надо двигаться дальше. Поиграл, забросил, лишь иногда теперь захожу. Пытаюсь для друзей оформить методички по тому, что и как учить, чтобы попасть в IT.

Не важно, где ты — в Минске или Гомеле

В 2013 году Евгений Кохно, в прошлом заводской технолог, зарегистрировал ИП и ушел заниматься производством мебели. Мужчине нравилось, что в этой работе был творческий подход: из груды досок можно было собрать что-то новое. Но с кризисом в России подорожали материалы, а число заказов сократилось раза в три. Мебельный бизнес переживал тяжелые времена, и возник вопрос, чем заниматься дальше. В IT предприниматель увидел финансово стабильную сферу, а знакомый посоветовал посетить в Минске бесплатную конференцию IT Entrance, где, собственно, и рассказывают о том, как попасть в эту отрасль.

Евгений вдохновился выступлениями спикеров и выбрал для себя направление .NET. После этого поступил на бесплатные курсы, стал штудировать профильную литературу.

— Мне нравилось создавать что-то с нуля. Именно поэтому я выбрал сперва мебельный бизнес, в котором присутствовало творчество. В IT тоже можно что-то создавать и затем видеть результат.

Потолка в этой сфере нет. Если ты уже идеальный программист, то можешь развиваться с точки зрения софтскиллов, в сфере менеджмента. Всегда есть куда расти.

В своей первой компании мужчина проработал всего около года. Это был минский резидент Парка высоких технологий. И в этом заключался главный недостаток новой профессии: большинство работодателей сосредоточено в столице. А у Евгения в Гомеле осталась семья.

— Я скучал по семье и каждые выходные ездил домой. Это было непросто, но я отдыхал в маршрутке по пути домой. Такие переезды меня не напрягали. Скорее проблемой было то, что в течение недели я не мог видеть, как растет моя дочь.

Семья оказывала мужчине моральную поддержку, однако продержался он только год. Однажды Евгению написали представители iTechArt. Речь шла о работе в их минском офисе. Но менять работодателя в пределах столицы бывший предприниматель не планировал. Благо у компании нашлась вакансия в Гомеле.

— Крупным резидентам ПВТ стоит открывать больше офисов в регионах. Минск банально не сможет всех вместить, а концентрация в столице обусловлена инфраструктурными плюсами… Но с точки зрения специалистов из регионов не каждый согласится на переезд. Ведь придется менять не только свой жизненный уклад, но и быт своих родных: искать новый садик для детей, работу для жены.

К тому же в регионах есть большой потенциал по переподготовке кадров. В Минске много бесплатных курсов от IT-компаний, но в Гомеле их реально меньше. Да и содержание офиса в регионе, мне кажется, обходится дешевле.

Евгений знает много людей, которые работали в частных или государственных организациях, но попали под сокращения. Теперь трудятся в России, Польше. Кто-то крутит баранку фуры.

— И у этих людей есть высшее образование, но они вынуждены менять квалификацию и искать работу за рубежом.

Не будет ли IT-специалист на периферии отставать по уровню знаний и подготовке от столичных коллег? Мужчина считает, что эта сфера динамичная и распределенная. Не важно, сидит исполнитель в Гомеле или Минске, ведь заказчик все равно в Америке. Проект может быть одним и тем же или схожим. И если специалист хочет, он будет развиваться независимо от своего местоположения.

— Сколько раз я ни посещал курсы по переквалификации, там всегда говорят одно и то же: «Вы должны знать, нравится ли это вам». Это основное, на что человек должен ответить, прежде чем приступать к переквалификации. Мне нравится.

На первый взгляд программирование может показаться монотонным занятием, но ты обучаешься чему-то новому практически каждый день.

Евгений отмечает: и в Минске, и в Гомеле стандарты и подходы к разработке одни. И продиктованы они работодателем. Субъективно мужчине кажется, что комьюнити в регионе более сплоченное, а текучка кадров визуально меньше.

— А потребность в социализации, развлечениях зависит от человека. В Гомеле есть и театр, и кинотеатр. Все больше проводится профильных технических митапов, компании стараются делиться знаниями, привозят докладчиков не только с периферии, но и из России.

Выбор покупателей
для ноутбука до 15.6", активное охлаждение, шум 26.3 дБ, регулируемый наклон
Выбор покупателей
для ноутбука до 17"

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by