Купленные у МТС акционные наушники оказались без гарантии, хотя по чеку она есть. Комментарии сторон

20 131
30 сентября 2019 в 15:48
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Onliner

Купленные у МТС акционные наушники оказались без гарантии, хотя по чеку она есть. Комментарии сторон

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Onliner

После материала о наушниках Huawei Freebuds Lite, которые салон А1 сперва отказывался менять (ссылаясь на то, что товар подарочный) в редакцию поступило несколько аналогичных историй от других пользователей: судя по их словам, подход «идти навстречу своим клиентам» применяется отнюдь не всегда. Нас особенно заинтересовал случай Дмитрия — молодой человек купил в салоне МТС наушники за десять копеек. Такая цена получилась в рамках акции при покупке смартфона. Кассовый и товарный чек были у покупателя на руках. В товарном чеке буквально черным по белому написано: «Гарантия 6 месяцев». Но когда наушники сломались, менять в МТС их отказались. Onliner выяснил, что вообще происходит с «подарочными» и «акционными» товарами и почему операторы не хотят их менять.

Когда наушники перестали работать, Дмитрий обратился в тот же салон МТС, где покупал смартфон и акционный аксессуар. Там принимать наушники не стали, несмотря на указанные в товарном чеке шесть месяцев гарантии. В том, что это не ошибка консультантов, подтвердил разговор с техподдержкой МТС: мол, на акционные товары гарантия не распространяется, и посоветовали абоненту обратиться в сервисный центр Huawei. Но, во-первых, покупатель может быть из другого города (где СЦ Huawei нет), во-вторых, Дмитрий считает так: «Я же покупал наушники в МТС, при чем тут сервисный центр Huawei?». При этом он снова звонил в техподдержку и уточнял, куда сдавать по гарантии купленное в салонах МТС оборудование (не уточняя, что речь об акционном товаре). Ответ: «В любой ближайший офис [МТС]».

Между историями Дмитрия и Алеси (у девушки не работали подаренные наушники от А1) есть важное отличие: если А1 именно подарил устройство, то есть покупательница нисколько не платила за них, то парень в салоне МТС совершил покупку, пусть и за какие-то десять копеек.

Мы обратились в пресс-службу МТС и попросили прокомментировать ситуацию, прояснив следующие моменты: «Почему на акционные/подарочные товары нет гарантии и что делать покупателю, если такой товар оказался нерабочим?» Приводим официальный ответ оператора в полном виде: «Мы разобрались в ситуации и решили вопрос абонента». Дмитрий подтвердил, что после нашего обращения в МТС с ним связались и предложили заменить наушники. Любопытный момент: в товарном чеке на новые наушники фраза о гарантии переформулирована — «в соответствии с условиями акции».

А может, заменой действительно должна заниматься Huawei? Пресс-служба компании прокомментировала ситуацию так:

— Гарантийный срок на мобильные телефоны HUAWEI и аксессуары к ним устанавливается в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и (или) техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза.

Ремонт и техническое обслуживание товаров в течение гарантийного срока осуществляется ремонтной организацией, которая указана в гарантийном талоне, переданном потребителю одновременно с товаром при его приобретении.

Практика индустрии по ремонту аксессуаров к мобильным телефонам часто исходит из целесообразности их замены на новые устройства при обнаружении любых недостатков, так как проведение ремонта по объективным технико-экономическим причинам нецелесообразно для данного вида продуктов.

Поэтому при возникновении у потребителей претензий по некорректной работе приобретенных аксессуаров к мобильным телефонам потребителям рекомендуется обращаться непосредственно к продавцу. В некоторых случаях решение о замене аксессуара может быть принято на месте в присутствии потребителя.


Если вкратце, то ни один комментарий не проясняет ситуацию: имеют ли право продавцы реализовывать подарочные либо акционные товары без гарантии. Поэтому мы обратились к юристу Татьяне Ревинской:

— Следует отметить, что Закон о защите прав потребителей (далее — Закон) регулирует отношения, возникающие между потребителями и продавцами (изготовителями, поставщиками) при продаже товара, а не при их дарении.

Обязанности продавца (изготовителя, поставщика) в отношении потребителя регулируются вышеприведенным Законом, Гражданским кодексом, иным законодательством.

Согласно п. 4 ст. 13 Закона устанавливать на товар гарантийный срок обязан изготовитель.

Гарантийный срок на товар, который производится за пределами РБ, должен быть не менее гарантийного срока, который предусмотрен законодательством РБ для аналогичных товаров, производимых на территории нашей страны.

Если изготовителем импортного товара установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок, предусмотренный законодательством отечественного производства, поставщик обязан установить на такой товар гарантийный срок, предусмотренный законодательством.

Если изготовитель (поставщик) не выполнил предусмотренную законодательством обязанность по его установке или выполнил ее ненадлежащим образом, то гарантийный срок на товар обязан установить продавец. 

При этом следует отметить, что продавец не вправе устанавливать гарантийный срок на товар меньше гарантийного срока, установленного изготовителем (поставщиком).

Таким образом, на наушники, проданные потребителю за 10 копеек, должен быть установлен гарантийный срок, в течение которого продавец обязан принять претензии покупателя в случае обнаружения в приобретенном товаре недостатка. При этом покупатель по своему усмотрению вправе предъявить продавцу одно из следующих требований  (п. 1—3 ст. 20 Закона): 

—о замене его товаром надлежащего качества;

— о соразмерном уменьшении его цены;

— о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков;

— о возмещении расходов покупателя по устранению недостатков товара;

— о возврате уплаченной за товар денежной суммы, если покупатель решил вернуть товар.

Что касается товара, который был подарен покупателю при совершении им покупки другого товара, то гарантийный срок на подаренный товар продавец вправе, но не обязан устанавливать, учитывая, что договор купли-продажи в отношении такого товара заключен не был.  

Не лишним будет обратить внимание на то, что если наушники приобретаются в комплекте с телефоном, то гарантийный срок на наушники должен быть той же продолжительности, что и на основной товар (п. 3 ст. 440 Гражданского кодекса). Если же наушники приобретаются как отдельная единица, то в отношении гарантийных сроков действуют правила, о которых речь шла выше.

Onliner рекомендует
Android, экран 6.4" AMOLED (1080x2340), Exynos 9610, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 64 ГБ, карты памяти, камера 25 Мп, аккумулятор 4000 мАч, 2 SIM
Android, экран 6.39" AMOLED (1080x2340), Qualcomm Snapdragon 855, ОЗУ 6 ГБ, флэш-память 128 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 4000 мАч, 2 SIM

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!