398
08 августа 2019 в 8:00
Автор: Константин Сидорович

Посмотрели девятый фильм Тарантино. Насколько хорош «Однажды в… Голливуде»?

Бесспорно, Квентин Тарантино — самый раскрученный современный режиссер, который снимает редко, но по большей части метко. Со времен «Криминального чтива» (то есть четверть века!) щеголять причастностью к «тарантиноведению» так же модно, как с напускным позерством упоминать Камю и Рембо (ударение на последний слог) в хипстерской кофейне на Зыбицкой. В августе 2019-го гуру американского независимого кино дал очередной повод громко говорить о нем. Идем на «Однажды в… Голливуде».



Опять хорошее кино от Тарантино?

Тарантино — не многостаночник, поэтому каждая его работа на виду и под пристальными взглядами всех, от критиков до зрителей. Девять (обе части «Убить Билла» все же стоит рассматривать как одно цельное произведение) полнометражных фильмов за 25 лет — мало кто может позволить себе снимать так редко и продолжать оставаться на слуху. Квентин может, в первую очередь благодаря «Криминальному чтиву».

Увы, но «Криминальное чтиво» так навсегда и останется отправной и самой яркой точкой в творчестве Тарантино. Безусловный новаторский шедевр, который просто невозможно переплюнуть. Да что там переплюнуть — даже снять что-нибудь на таком же уровне не выйдет. Режиссер, слава всем голливудским богам, не скатился ко дну, как это часто бывает с авторами блистательных дебютов. Но и ждать от него еще одного «Криминального чтива» перестали.

К чести Квентина, «плохо» в отношении его фильмов — это оценка на уровне восьмерки. То есть при любом раскладе наличие в титрах Тарантино — знак качества, гарантирующий отличное времяпровождение. Да, «Джеки Браун» и «Доказательство смерти» не так хороши, как «Джанго» и «Омерзительная восьмерка», но все равно находятся на недостижимом для большинства кинематографистов уровне.

Забавно, что при этом у режиссера абсолютно прозрачная формула успеха, которая используется в каждой его картине. Долгие разговоры вроде бы ни о чем, но крайне многозначительные и разбираемые на цитаты. Внезапные вспышки насилия, сменяемые тыкающимися в экран женскими голыми ступнями. Нелинейное повествование с рваной структурой, заставляющее зрителя быть в постоянном умственном напряжении. Любовь к классике Голливуда и вообще к старому кино. Вкусный саундтрек, который потом не сходит с радио, флешек и потоковых сервисов.

Но почему-то больше никому не подвластна магическая ступка, в которой можно органично смешать все эти ингредиенты. У Квентина она есть, и он постоянно ее использует. Наверняка все фирменные штучки режиссера увидим и в «Однажды в… Голливуде». Поэтому даже не надо читать рецензии, чтобы знать — новая лента будет отличной.

Рик, Клифф и безмятежные 1960-е

Говорить подробно о сюжете в фильмах Тарантино — дело неблагодарное, да и не самое нужное. Во-первых, у Квентина важно не ЧТО снято, а КАК. Во-вторых, на восприятие картин режиссера влияет не столько сама история, сколько атмосфера и антураж.

Главные герои — Рик и Клифф. Первый — стремительно теряющий популярность актер. Мужчина на творческом закате активно рефлексирует и ищет выход на дне бутылки. Второй — дублер, а также по совместительству друг, домохозяйка, сантехник, горничная, сторож и охранник Рика. Парни катаются по солнечному Лос-Анджелесу, встречаются с интересными людьми и с горечью наблюдают за изменением кинематографа на пороге 1970-х.

Параллельно нам показывают чету Полански — уже успешного режиссера и подающую большие надежды актрису. Спойлерить не собираемся, но для правильного восприятия картины вы обязаны хотя бы в «Википедии» ознакомиться с трагической страницей в биографии Романа и Шэрон. От этого будут зависеть ваши ожидания дальнейших действий по ходу просмотра. А еще отметим финал. Он здесь без преувеличения потрясающий — квинтэссенция тарантиновщины.

Впрочем, и сама лента — самая что ни на есть тарантиновская. Все-все элементы фирменного стиля режиссера на месте. Квентин под завязку наполнил кадр артефактами 1960-х так, что фильм легко воспринимается как продукт того времени, когда в американском небе царствовала Pan Am, воображение зрителей вместо трейлеров будоражили отрисованные вручную штучные афиши, а патлатые хиппи с нечесаными подмышками свободно продавали кислоту и объединялись в странные коммуны сектантского типа.

Жаль, что неамериканскому зрителю в силу естественных причин не дано с головой окунуться в эту густую атмосферу, так тщательно из мелочей выстроенную режиссером. Точно так же, как американцам не прочувствовать в полной мере колорит «Хрусталя» Дарьи Жук. Но даже имеющегося у большинства людей киношного бэкграунда о той самой эпохе должно хватить, чтобы проникнуться безмерным уважением к титаническому труду Тарантино и его команды.

А чтобы чувствовать себя еще уютнее, желательно поплотнее укутаться в голливудский пледик из фильмов 1960-х годов. Если вы любите вестерны и фанатеете от фильмов «категории B», то «Однажды в… Голливуде» засияет всеми красками, которыми ленту старательно разукрасил Квентин. Если такого опыта нет, львиная доля очарования картины пройдет мимо. И все же оставшегося контента хватит для того, чтобы выйти из кинотеатра с блаженной улыбкой.

Еще одного «Оскара» этому господину

Все-таки Леонардо ДиКаприо гений. Существует много примеров, когда юные звездочки ярко блистали на рассвете своей карьеры, но спустя несколько лет стремительно мчались к своему творческому закату. Лео — один из немногих, кто обманул статистику. Удивительно, как за десятки лет актер виртуозно избегал откровенно провальных ролей, легко менял амплуа и не стеснялся обманывать ожидания поклонниц, которым с юности запомнилась смазливая мордашка ДиКаприо. Прислушайся он к зрительницам, и все — копай могилу на кладбище «подающих надежды актеров».

Начало 2016 года — выстраданный и давным-давно заслуженный «Оскар». «Однажды в… Голливуде» — следующий фильм Леонардо, за роль в котором ему снова надо выдавать награды. Потому что его выдуманный Рик Далтон здесь реальнее всех настоящих прообразов. Боже, как же он, простите за тавтологию, играет наигранность в одной из ролей! В персонаже Рика Далтона уживается десяток характеров, которых по отдельности хватило бы на отдельную ленту или сериал. Причем персонажей не картонных, а живых, тех, что вполне могут колесить по Беверли-Хиллз или голливудским холмам.

Брэд Питт тоже предельно хорош. Просто его мало, особенно в первой половине картины. Ну и здесь он опять все еще Брэд Питт, здоровый, крутой и помятый.

В целом с подбором актеров у Тарантино, как всегда, полный порядок. По-другому и быть не может, поэтому каждый на своем месте. Даже маленькие и, на первый взгляд, проходные роли врезаются в память и спустя день после просмотра нет-нет да и дают о себе знать каким-нибудь флешбэком. Киска, местный Брюс Ли, Марвин Шварц, друзья четы Полански — все на своем месте, все слаженно играют в этой пьесе и получают свою минуту славы.

Отличное кино!

«Тарантиноведы» могут спать спокойно — «Однажды в… Голливуде» влюбляет в себя раз и навсегда. Фирменными приемами режиссера, безупречным визуалом, хулиганством, слаженной работой сложного кинематографического механизма и многослойностью повествования. В общем, тем, за что и любят фильмы Квентина.

Будьте уверены: если герои садятся в мягкие ресторанные кресла, то здесь будет как минимум десятиминутная сцена с флешбэками, вставками и фирменными беседами, которые потом опять же растаскают на цитаты. А кто, как не Тарантино, может себе позволить пятиминутный безмолвный эпизод, в котором герой просто молча едет на автомобиле? И только у Квентина это будет нескучно и даже необходимо!

Или вот нереальная задача: снять милый, интересный и сюжетно значимый скетч о собачьей кормежке. В «Однажды в… Голливуде» — целое шоу о готовке еды для пса, и смотреть его интереснее, чем весь последний сезон «Игры престолов». Эпизод к тому же здорово дополняет характер одного из героев, встраивается в сюжет и непосредственно влияет на его развитие. В конце концов, просто гениально снят.

А как режиссер обозначает, сводит и пересекает несколько сюжетных линий! Как в рамках одного фильма сочетает несколько жанров, от комедии до вестерна! Сеанс «Однажды в… Голливуде» сам по себе ценен тем, что, придя на одну картину, вы получаете как минимум две, а прожженные киноманы и того больше. Прием «кино в кино» зачастую сложный для восприятия, но здесь уместен как нигде.

Саундтрек… В этой ленте музыки больше, чем разговоров. И она обязательно поселится в ваших плей-листах.

Фирменное хулиганство Тарантино тоже на месте. Я сначала пытался посчитать количество произнесенных «факов», но сбился со счета где-то на 12-й минуте. Квентин не боится посылать куда подальше дурацкие современные тренды, то и дело обозначая свое отношение то к феминитивам, то к «детям цветов», которые мешают хорошим людям жить и снимать хорошее кино. А еще Тарантино безмерно обожает сам себя и с удовольствием цитирует не только заскорузлую классику, но и собственные работы.

Без преувеличений перед нами пока лучший фильм этого года, но…

Не лучший фильм Тарантино

Сразу после просмотра сложно описать все оттенки той гаммы впечатлений, которые остаются в качестве послевкусия. Это было интересно, хочется пересмотреть, ДиКаприо гениален, есть вагон и маленькая тележка киноманских артефактов, все стильно и многослойно. Но что-то не то. Не «вау».

Вот это «не вау» и есть причина «чего-то не того». Потому что «Криминальное чтиво» — это «вау-вау!», «Бешеные псы» — «ого!» «Омерзительная восьмерка» — «ого, вау!». «Однажды в… Голливуде» — очень сильное кино, но для Тарантино «не вау».

Возможно, режиссер повзрослел, а мы постарели. А может, все наоборот. Но не хватает хулиганства, смелости, новизны. В ущерб всему этому — нарочитое подчеркивание фирменной стилистики. Так, с ногами уже перебор, ими зрителю тычут в нос повсеместно. «Фишка» перестала быть невинным футфетишем, а превратилась в фирменный штамп. Еще не ужас-ужас, но где-то на грани.

8,5
Оценка Onliner
«Однажды в… Голливуде» — самая мякоть голливудского кинематографа, отличный фильм, но не лучший в портфолио Квентина Тарантино. Точно знаю, что лента попадет в наш ежегодный рейтинг лучших премьер года, но на какое место — пока вопрос. В любом случае эту картину надо смотреть, потому что хорошее кино нынче большая редкость.
разрешение Full HD, сжатие AVCHD, объектив F1.8 4.08-81.6 мм 20X сенсорный
разрешение Full HD, сжатие AVCHD/MPEG-4, носитель Flash, матрица BSI MOS 1/2.33" (видео 6 Мп), объектив F1.8-3.6 29.5-612 мм 20X, экран 3" сенсорный
разрешение Full HD, сжатие XAVC/DVCAM/MPEG-4, носитель Flash, объектив F1.9-16 8-128 мм 16X, экран 3.5"

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by

Автор: Константин Сидорович