Спецпроект

Эксперты EPAM и WorkFusion о выборе IT-курсов, борьбе с ленью и «бизнес-тренерах»

413
25 июля 2019 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий; Влад Борисевич
Спецпроект

Эксперты EPAM и WorkFusion о выборе IT-курсов, борьбе с ленью и «бизнес-тренерах»

Onliner и EPAM изучили подготовку айтишников в крупнейших вузах Беларуси, обсудили со специалистами разные подходы к обучению и выяснили у представителей ведущих IT-компаний, в чем заблуждается молодежь. В завершающем материале этого цикла мы разбираемся в курсах: как правильно выбрать программу, что делать, если онлайн-занятия совсем лень проходить, и работает ли правило «дороже — лучше», рассказали старший инженер тренинг-центра EPAM, преподаватель БГУ и БГТУ Виталий Шульга, а также директор тренингового и сертификационного центра компании WorkFusion Юрий Шиляев.

Зачем нужны детские IT-курсы

— Есть IT-курсы, которые позиционируют как детские или подростковые: для ребят 10—14 лет. В них вообще смысл есть?

Виталий: Смысл определенно есть. Но давайте разграничим: в первую очередь это развивающие занятия. В детстве я ходил практически на все подряд: радиоконструирование, авиамоделирование, при этом не планировал стать авиаконструктором, например.

Подобные курсы помогают расширить кругозор, показать все многообразие профессий, понять, чем можно в жизни заниматься. В этом плане занятия однозначно полезны. Во многих странах образовательная система постепенно приходит к тому, что программирование станет частью базового обучения, как чтение или письмо. А если такие курсы помогут найти профессию мечты — это вообще замечательно.

Виталий Шульга

Юрий: Конечно, их стоит рассматривать. Это как кружки по интересам в моем детстве — нужны для того, чтобы попробовать разное, понять, что тебе ближе, интереснее. Сейчас самые высокие конкурсы в университетах на «айтишные» специальности. Почему? «Потому что айтишники деньги зарабатывают», — давят на своих детей родители. А если у человека не логическое, инженерное мышление? Если он больше склонен к музыке, творческим профессиям или, например, кулинарии? Это нужно проверить. IT-курсы, школы, какие-то креативные кружки помогают понять, что лучше получается, к чему есть способности.

Юрий Шиляев

— То есть IT-курсы для детей — они из той же серии, что танцевальный кружок, секция баскетбола? 

Виталий: Не совсем, но близко к этому, на мой взгляд. В среднем ребенок, которому сейчас 10 лет, начнет работать еще лет через 10 — за это время столько всего поменяется.

Дети и подростки не всегда четко понимают, в какой сфере будут работать, когда вырастут, и ожидать, что все ребята, посещающие такие занятия, в будущем станут инженерами, было бы странно.

О выборе курсов при учебе в вузе

— HR-директора говорят, что идеальный вариант — это когда студент вуза дополнительно еще что-то учит — или сам, или на курсах. И при этом подрабатывает, чтобы практика была (опустим вопрос, где взять на все время). Можно ли подобрать курсы, которые коррелируют с вузовской программой?

Юрий: Да, ищущий найдет. Объясню, почему HR-директора стоят на этой позиции, и я сам ее в целом разделяю. Университеты сейчас ругают: «Они это не дают, то не дают, и вообще они от жизни отстали».

Когда я нанимал программистов на работу, то всегда было четко видно, у кого есть фундаментальное образование, а у кого нет — так, где-то нахватался «по верхам» на курсах и в статьях. Я не говорю, что среди людей без фундаментального образования нет талантов — конечно, они встречаются. Но их гораздо меньше, нельзя на исключениях выводить общее правило. Люди с фундаментальным образованием могут работать на любой технологии.

Однако верно: вуз не дает современных практических навыков. Именно для этого компании работают и должны работать с университетами: вуз дает фундаментальную базу, а компании или курсы поверх уже дают реальные навыки.

Виталий: Найти курсы, которые будут дополнять вузовскую программу, однозначно можно, особенно в IT. По одному только Python сотни тренингов — и на русском, и на английском. Какие-то более специфические вещи тоже существуют в виде учебных курсов.

Если взять за конечную цель трудоустройство, комбинация вузовской программы, практики и курсов будет сильнее, чем что-то одно. В итоге студент или выпускник с таким набором будет иметь преимущество перед другими кандидатами. И это касается не только студентов, так как рынок IT-вакансий в стране не делится на студентов и не студентов.

— Вузовская программа и IT-курсы — чему отдать приоритет?

Юрий: Первые два курса фокус на вуз, а потом курсы.

Виталий: Смотря какая цель перед нами стоит. Вуз дает более широкий спектр знаний и навыков, тебя приучают быстро искать нужную информацию, соблюдать дедлайны, вдобавок социализация — работа в группе, общение. Плюс профильные вузы дают инженерную базу.

Тем не менее найти работу в IT без профильного образования реально при наличии необходимых знаний и навыков. Эти знания могут быть получены в том числе с помощью курсов.

Важно помнить, что и вуз, и «живой тренинг», и онлайн-обучение — все есть рабочие механизмы. Именно поэтому мы используем их все для обучения, а не отдаем предпочтение чему-то конкретному. Вопрос «Или курсы, или вуз?» я бы не ставил. Здесь каждый решает исходя из своей ситуации. Будет ли такой вариант работать в комбинации? Мой опыт говорит, что да, польза точно будет.

Как правильно проходить онлайн-курсы

— Нам сказали, что онлайн-курсы оканчивают 10—15% слушателей. Почему так? Есть аргументы?

Виталий: Плюс онлайн-формата: когда удобно, тогда и занимаешься. Риск того, что ты не попадешь в группу потому, что банально мест больше нет, минимален. И не нужно ждать, когда группа наберется.

На мой взгляд, лучший результат дают «смешанные» курсы: теорию учим в онлайне, а потом встречаемся с другими слушателями и преподавателями для менторинга, личной проверки кода и ответов на вопросы. Мы развиваем в том числе и такой гибридный формат.

По поводу 10%. Как узнать, произвел ли курс какой-то педагогический эффект? Личный пример: у меня была четкая бизнес-задача — сделать систему отчетности для нашего отдела. Я выбрал курс Microsoft Power BI. Прошел 80% и остановился, просто потому что дальше уже начинались вещи (развертывание сервера и так далее), которые для решения конкретно моей проблемы были не нужны, и я не захотел тратить на них время. Но сам курс полностью решил мою бизнес-задачу, и отчеты были сделаны. Хотя с точки зрения статистики я вошел в те 90%, которые не окончили программу.

Есть еще один нюанс. Люди часто заходят просто посмотреть онлайн-курсы: «О, интересно, когда-нибудь найду на это время». И откладывают или забывают. Отсюда и невысокий процент тех, кто оканчивает. И это абсолютно нормально.

Юрий: Это проблема формата обучения: люди бросают, потому что не знают, зачем им тратить на это сейчас время. Очень легко все объяснить несамостоятельностью и неорганизованностью самих слушателей, что надо людей заставлять и так далее. Но у меня объяснение другое: человеку это просто не нужно. Достаточно прослушать 10—15% курса, чтобы понять, решает он конкретно мою проблему прямо сейчас или нет.

У нас в компании есть принцип «подорожника»: столкнулся с проблемой, нужно оперативно ее решить — быстро нашел решение, и все. Проблема/задача первична, информация для выполнения задания вторична. В этом главная идея.

Посмотрите, как организовано большинство курсов на популярных платформах: сначала куча теории, роликов, ссылок, только потом задание или в лучшем случае опросник. Люди теряют интерес ко всей этой теории — они не понимают, зачем она им. У них просто рядом проходит более интересная жизнь.

Учиться тяжело. Особенно учиться впрок. Поэтому стратегический подход в онлайн-курсах работает с единицами людей — даже не теми, кто способен дисциплинировать себя, а теми, кто может поставить далеко идущую стратегическую цель и двигаться к ней.

И не стоит думать, что это наша проблема. Я был в Нью-Йоркском университете и общался с ребятами, которые там учатся и преподают. Система жесточайшая, студентов реально заставляют учиться: одну-две недели ничего не делаешь, не отчитываешься об успехах — все, ты кандидат на отчисление. Наши вузы — это просто санаторий, где тебя по голове гладят, а потом еще на осень пересдачу назначат.

— Один курс пройден на 70%, другой на 50% — вряд ли это будет хорошим плюсом на собеседовании.

Виталий: Пройденный курс на собеседовании вряд ли засчитается — по крайней мере, не знаю компаний, в которых это будет весомым аргументом для найма сотрудника. Например, независимо от сертификатов по английскому языку, знания нужно проверить лично на интервью.

Набивать прохождение курсов, чтобы повысить свою ценность — изначально неверный настрой. Да, можно будет обсудить больше вопросов при собеседовании, но не стоит рассчитывать, что это как-то поможет. Ведь факт прочтения книги не означает, что вы ее поняли. Равно как и наоборот: если книгу не читал — это не значит, что мы не можем поговорить на определенную тему. На техническом интервью смотреть будут на навыки кандидата, а не на бумажки.

— Онлайн-курсы предполагают хорошую самодисциплину. Есть советы для тех, у кого с ней проблемы?

Юрий: Не могу ни один онлайн-курс до конца пройти, поэтому я тут плохой советчик. Мы учимся, потому что хотим решить какую-то задачу. Когда сталкиваюсь с ней, начинаю искать информацию на эту тему. Могу пересмотреть десяток видео на YouTube, потом купить онлайн-курс, посмотреть его на треть (только то, что мне сейчас нужно), поискать авторитетных экспертов для разговора, почитать книги (если задача большая). Самодисциплина должна быть не в том, чтобы окончить уже ненужный курс или дочитать скучную книгу, а в том, чтобы довести до конца дело.

Офлайн-курсы немного другие: раз пришел в класс, то уже никуда не деться — сидишь и слушаешь. Но любой преподаватель отлично чувствует и видит, когда человек начинает залипать в телефоне или ноутбуке. И все — студент уже не здесь: что онлайн-курс выключить, что в аудитории Facebook листать — разницы нет.

Виталий: Все упирается в мотивацию. Некоторые составители курсов этот момент учитывают: публикуют таблицу лучших слушателей или какую-то статистику. Как самому повысить мотивацию? Здесь нужно смотреть, что именно работает с вами. В моем случае это открытое обещание. Говорю коллегам: «Я берусь за такую-то задачу». И все, у меня нет шанса бросить, иначе дискредитирую себя. У каждого должна быть своя «фишка», которая заставит вас не лениться.

Есть много популярных вещей, типа SMART [система в менеджменте для постановки и решения задач. — Прим. Onliner]. Вроде простая, но реально работает. Когда серьезные проблемы с мотивацией, есть смысл поискать курсы с жесткими дедлайнами.

Но перед тем, как обещать что-то, немного поработайте над задачей и определите, выполнима ли она вообще. Обычно так поступают на уровне компании. Никогда автомобильные концерны не объявляют: «Мы будем внедрять электродвигатели». Они сперва создают нужный департамент, отдел R’n’D и так далее. Когда видят, что все получается, делают анонс. В противном случае, когда обещание оказывается пустым и невыполнимым, акции пойдут вниз.

Гайд по выбору курсов

— Если загуглить что-нибудь типа «IT-курсы», то список поисковой выдачи можно до вечера листать. Как из этого всего выбрать что-то одно и хорошее?

Виталий: Для выбора контента нужно быть экспертом в теме. Найдите человека, который может оценить программу курса: всего ли хватает, какой технологии стоило бы больше внимания уделить. Но предварительный отсев можно и самостоятельно провести, используя вторичные признаки. Я составил небольшой шуточный чек-лист:

  • Некачественный звук: шумы, эхо, тихий голос — 1 балл.
  • Некачественная картинка: сложно разобрать детали — 2 балла.
  • Много времени уходит на лишнее: паузы в речи, ожидание установки программ, тренер теряется — 3 балла.
  • Длинные ролики, которые нельзя посмотреть за один раз (полчаса и больше) — 4 балла.
  • Подозрительно старый инструментарий: MS Office 2003, Internet Explorer 6, Windows XP — 5 баллов.
  • Много теории и мало практики: автор не показывает инструмент, о котором идет речь в курсе, — 6 баллов.
  • Дословное чтение слайда — 7 баллов.

Суммируем баллы:

  • 0 баллов — идеальный курс;
  • 1—3 балла — подойдет на время;
  • 5—7 баллов — подойдет для решения точечной проблемы;
  • 7—10 баллов — подойдет для изучения очень редкой темы;
  • 10—28 баллов — стоит поискать другой материал.

Юрий: Давайте для начала разберемся, для чего проходить курсы. В моем понимании есть 3 уровня: базовый, практические навыки и профессиональная сертификация. Фундаментальные знания не берем, считаем, что мы их уже в вузе получили.

Начнем с базы, основ. Как и где проходить такой базис — не так важно: есть курсы, есть онлайн. Берем, допустим, бизнес-анализ: кто такой бизнес-аналитик, чем занимается, какие нотации есть — можно пойти на платные курсы (выбирайте по отзывам и посетите вводную лекцию в учебном центре), а можно на YouTube посмотреть. Результат примерно одинаковый получите, даже сэкономите. Сейчас много крупных компаний выкладывают подобный контент бесплатно: он им ничего не стоит, а образованность рынка повышает. Но есть проблема: многие люди не могут или не хотят учиться самостоятельно.

Вторая категория курсов — получение практических навыков. Здесь уже надо смотреть не на учебный центр, а на преподавателей. Может быть старый центр с большой историей, но сделанный когда-то хороший курс по тому же бизнес-анализу читает совершенно другой преподаватель, который, возможно, никогда в жизни по этой профессии не работал. Как он может научить аналитике, управлению продуктами? Вы приходите и спрашиваете: «В такой ситуации как поступить? А в этой?» Он же ничего не скажет. Максимум — будет от чужого опыта отталкиваться. Выбирайте практика с живым свежим опытом.

Третья важная часть курсов — сертификация. Здесь нужно искать учебные центры, специализирующиеся на сертификации по конкретным технологиям, а не заведения, где вам какой-то дипломчик дадут — он обычно ничего не значит. У всех крупных вендоров по всем ключевым технологиям есть официальные сертификации (поищите на сайтах Microsoft, SAP, Cisco и т. п.), которые сдать, как правило, очень сложно. Если ты несколько часов проходишь тестирование и по результатам выдают официальный сертификат — это другое дело, этому доверяют.

— Качество материала от цены зависит?

Виталий: Абсолютно нет. Есть крутые бесплатные курсы: взять Гарвардский CS50, топовые курсы Princeton по алгоритмам. Курс может получать монетизацию разными способами. Допустим, прохождение программы бесплатное, но получение сертификата стоит денег — если тебе он не нужен, то и не оплачивай.

Юрий: По-моему, нет. Есть безумно дорогие, раскрученные и популярные люди, которые вам ничего не дадут — это, в частности, различные бизнес-тренеры. А другие могут четко и системно все рассказать, но их просто никто не знает — и время таких людей стоит дешево.


С 2002 года EPAM проводит бесплатные тренинги по технологиям для студентов и тех, кто хочет овладеть новой специальностью. Образовательные программы компании и совместные лаборатории открыты в 18 учебных заведениях Беларуси. EPAM продолжает развивать новые форматы IT-обучения, запуская онлайн-курсы по автоматизированному тестированию и комьюнити школы по таким направлениям, как дизайн, JavaScript и разработка на IOS.

Спецпроект подготовлен при поддержке ИООО «ЭПАМ СИСТЕМЗ», УНП 101546673.

Читайте также:

9.7" IPS (2048x1536), iOS, Apple A10, ОЗУ 2 ГБ, флэш-память 32 ГБ, цвет серый
10.1" (1920x1200), Android, Exynos 7904, ОЗУ 2 ГБ, флэш-память 32 ГБ, LTE, цвет черный

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в «Дзене»

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. at@onliner.by

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий; Влад Борисевич