17 июля 2019 в 8:00
Автор: Ян Альшевский. Фото: Тимур Артемьев

Белорусы разрабатывают универсальную дисконтную карту

Автор: Ян Альшевский. Фото: Тимур Артемьев

Я не пользуюсь дисконтными картами — они лежат бесполезным грузом в визитницах, кошельке, несколько болтается в карманах. За время выхода рубрики «Топ приложений» то и дело появлялись решения, призванные устранить эту проблему — «цифровизировать» пластик. Идея казалась интересной, но нереализуемой, это ощущение не покидает и теперь. Onliner поговорил с руководителями стартапа CartaMe — белорусы уверены, что все у них будет по-другому.

Зачем магазинам и торговым сетям дисконтные карты? Это вопрос маркетинга и привлечения новых клиентов, да удержания старых. Cэкономив энное количество процентов на одной покупке, такой потратит больше или просто вернется в магазин. То же с накопленными баллами: подобные бонусы стимулируют активнее тратить деньги. Но нынешняя история о другом.

Содержание

О чем пойдет речь?

О единой дисконтной карте, к которой можно подключить любое количество продавцов, торговых сетей и даже бабушку с семечками с Комаровки (по крайней мере, это в планах разработчиков). На экране смартфона выводится один-единственный штрихкод, который принимается всеми партнерами платформы, то есть не нужно искать в кармане или приложении-агрегаторе карточку конкретного магазина или компании, оказывающей услуги. Один штрихкод для всех.

Рекламные сообщения объект торговли отправляет покупателям в личные сообщения через приложение, и в теории они соответствуют запросам покупателя: ретейл заинтересован в том, чтобы анализировать и своих клиентов, и их поведение, и их предпочтения.

Почему не взлетели другие?

Основной преградой, которая не позволила взлететь десятку белорусских приложений — агрегаторов скидочных карт, стало нежелание торговых сетей делиться данными. Особенно с учетом вложенных в разработку собственных программ лояльности средств, а они могут быть существенными.

Есть несколько алгоритмов использования электронных скидочных карт. Самый простой — создание приложения, которое становится складом фотографий пластиковых и картонных носителей. В этом случае шансы «прокатит — не прокатит» составляют 50 на 50, так как не всегда о заявленной разработчиком поддержке дисконтных карт знают в торговой сети или точке.

Другой способ — продажа торговой сети сторонней платформы для обработки данных, замена уже существующей.

«У торговых сетей есть собственные программы лояльности. Эти компании имеют опыт, аккумулируют информацию о пользователях. Прийти к ним со своим решением, не зная их клиента, нельзя. Это как если бы студент пришел в компанию, где работают профессионалы, и начал рассказывать, как на самом деле правильно, а все, что есть, надо выбросить», — рассказывает Виктор Шипалов — директор CartaMe.

Существует собственная дисконтная карта, а дальше — хоть трава не расти, ведь процент возврата клиентов устраивает. Об удобстве покупателя глобально отдельно взятый магазин не думает, так как его интересы заключаются в привлечении людей к себе, а не в том, чтобы облегчить им взаимодействие с конкурентами.

Нам говорили, что мы пытаемся сделать то, на что никто не согласится

Виктор говорит: «Мне нравится делать что-то для людей, а не только для себя. Я увидел проблему и вызов: реши меня».

«Захотелось решить проблему»

Стартап решил подойти к вопросу с другой стороны — сделать платформу полезной и для ретейла, и для потребителя.

Перед запуском проекта была проделана работа по сбору информации, просмотрены практически все действующие на тот момент приложения, прямо или косвенно касающиеся ретейла.

Первым шагом было создание проекта, который выгоден ретейлу, — бесплатного или малозатратного, не требующего делиться данными и зависеть от сторонних разработчиков. «Затем, собрав требования, мы начали думать, как оптимизировать платформу „под покупателя“. У меня не было ограничений, вопрос монетизации и окупаемости приложения стоял на втором плане», — рассказывает наш собеседник.

Покупателя решили разгрузить, предложив, скажем так, сыграть в игру «1:1» — один человек — одна карта, а не 1 к 10, как сейчас.

О сборе информации

Смартфон знает, где вы были в течение дня, и предлагает оценить посещенные заведения. Банк помнит, в каком магазине или на какие услуги вы потратили деньги. Магазины-кафе не забудут вас благодаря дисконтным картам. В некоторых случаях вы можете отказаться от предоставления информации (изменив фамилию в анкете и имя, указав не основной номер телефона и так далее), однако тогда вы вряд ли сможете претендовать на всякие розыгрыши и другие гипотетические «ништяки».

Утечка персональных данных с нашей стороны произойти не может

Полученные о вас данные могут использоваться торговой сетью для персонифицированных предложений. Обычно покупали пять упаковок памперсов, но вдруг перестали? Придет напоминание со скидкой. Так обстоит дело в идеальном мире больших данных — подобно работают всякие «гуглы» с их рекламой и поисковыми выдачами, CartaMe взяла подход за образец для собственных функциональных возможностей.

Ретейл собирает много данных, это не секрет, информация стоит дорого и ею никто не хочет делиться — ни сам пользователь, ни торговые сети. Руководители CartaMe утверждают, что в их случае для всех сторон ничего не меняется: торговая сеть хранит данные, которые ей и так предоставляет пользователь, у себя.

«Данные дальше их сервера не уходят. У нас есть сиюсекундная информация, которая постоянно перезаписывается, мы получаем упрощенный срез. Но никакого смешения баз не случится, даже если мы захотим. Утечка персональных данных с нашей стороны произойти не может», — говорит Виктор.

Работоспособность системы обеспечивается мощностями самих торговых сетей. У CartaMe есть свои серверы в «облаках», однако они не требуются для «классического» использования дисконтного пластика, только для дополнительных возможностей.

Проблема консервативно настроенных торговых сетей

Если говорить упрощенно, стартап разработал «двухэтажную» платформу. Первый «этаж» используется для связи обладателя универсальной скидочной карты с ретейлом, второй — для их интерактивного взаимодействия. На этом же «этаже» разместился «отдел монетизации» — очевидно, что какой бы клиентоориентированный стартап ни был, хорошо бы заработать.

Белорусы намерены создать внутри приложения аналог социальной сети. Таким образом получится убрать из мессенджеров рекламу, которую все равно игнорируют: в специализированной программе ее эффективность наверняка будет выше. Торговые сети («ипэшники», торговцы на рынке — размер бизнеса не имеет значения) смогут через этот интерактивный слой привлекать клиентов — вот за это придется платить. Бесплатно — будет доступна базовая дисконтная программа без интерактива с покупателями.

«Обычно покупатель ушел с визиткой — и все. На визитку не позвонишь и не сообщишь человеку о новых скидках, чтобы он к тебе вернулся», — приводит пример, применимый к условному ларьку с шаурмой, Дмитрий Фицнер — директор по развитию CartaMe.

«Будем зарабатывать на взаимодействии с покупателем. За деньги — персонализированное отношение», — добавляет Виктор. Он подчеркнул, что менять системы лояльности они не собираются, предлагая инструмент для более эффективного управления.

Полностью избавиться от пластика можно, однако и в описываемом случае приложение позволит распечатать носитель кода (заказать карточку). Это для случаев, когда в магазине установлен устаревший сканер, не читающий с экрана смартфона, мобильник сел или продавец не верит OLED-экранам.

Наши собеседники признаются: решение кажется простым и логичным, однако подготовительный этап отнимает уйму ресурсов. Как и всякого рода согласования: на саму интеграцию платформы в конкретный объект торговли может прийтись 10% от времени, потраченного на переговоры, согласование NDA и получение разрешений и документации от разработчиков платформ для торговых сетей. Самая большая сложность — преодолеть консервативное настроение пользователей и всех участников рынка.

В определенный момент мешки с запасами дисконтных карт уйдут в прошлое, как, например, исчезают бумажные деньги. Ведь по мере усложнения мира идет процесс его «оптимизации» — чем более универсальное решение, тем оно более востребовано.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в «Дзене»

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by