13 июля 2019 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович

Сотни спасены, десятки потеряны. Победы и поражения элитного израильского спецподразделения «Сайерет Маткаль»

Автор: Виталий Олехнович

Молодое израильское государство с первых дней своего существования сталкивалось в военных конфликтах с арабскими странами: последние не могли допустить создания государства чуждой религии на землях, где раньше проживали палестинцы. Когда утихали войны, мир на Святой земле был условным: арабский радикализм и терроризм были (да и остаются) постоянными спутниками Израиля. С ними-то и боролось специальное разведывательное подразделение «Сайерет Маткаль».

По крайней мере, больше всего в массовой культуре оно известно именно благодаря освобождению заложников (не всегда успешному) и проведению спецопераций на территории зарубежных государств. Основной же задачей «Сайерет Маткаль» является глубокая разведка в тылу врага, о чем перед широкой публикой обычно не отчитываются.

Награждение командира подразделения «Сайерет Маткаль»

Создано оно было в 1957 году на базе 157-го подразделения израильской военной разведки. Предполагалось, что служить в «Сайерет Маткаль» будут лучшие солдаты из доступных по физическим и интеллектуальным параметрам. Но по первому времени спецподразделение было засекречено, а бойцов и командиров туда привлекали по личному знакомству. Детали о «Сайерет Маткаль» не особо афишируются и сегодня. Все-таки разведка. Но некоторые самые громкие спецоперации этих ребят не могли не стать достоянием общественности.

Спасение «Сабены»

В мае 1972 года террористы захватили самолет Sabena Airlines, который летел из Вены в Тель-Авив. Уже спустя 20 минут после начала полета они, размахивая пистолетами, ворвались в кабину пилота. «Как вы можете видеть, — объявил по громкой связи капитан судна Реджинальд Леви, — у нас на борту друзья». Возможно, столь спокойное и обтекаемое сообщение он произнес в том числе и для того, чтобы успокоить свою жену, которая была одной из пассажирок самолета.

«Друзьями» оказались четверо членов террористической группировки «Черный сентябрь», которая ставила перед собой цель освободить палестинские земли. Двое мужчин и двое женщин были крайне самонадеянными, когда приказали пилоту посадить судно в пасти у льва — в аэропорту имени Бен-Гуриона.

Две выжившие террористки выслушивают обвинительный приговор: 200 с хвостиком лет тюрьмы. Через несколько лет их отпустят в рамках обмена пленными

Требования у террористов были простые: отпустите из тюрем 317 членов Организации освобождения Палестины, иначе самолет вместе с пассажирами и членами экипажа будет взорван. Всего в заложниках оказались 97 человек.

С захватчиками вступили в переговоры, но лишь для того, чтобы получить больше времени на подготовку спецоперации, которую должны были провести бойцы «Сайерет Маткаль». В ней участвовали 16 бойцов, которые были переодеты в авиатехников. Дело в том, что под покровом ночи у припаркованного самолета были спущены шины и отключено гидравлическое оборудование. Чтобы усыпить бдительность террористов, капитан судна болтал с ними всю ночь. «Я говорил обо всем на свете: от навигации до секса»,рассказывал он позже журналистам.

Фото: Associated Press

Леви втерся к преступникам в доверие, и наутро они отправили его к израильтянам с образцом взрывчатого вещества. Мол, смотрите, мы не шутим. Пилот снабдил бойцов важной информацией: подробно описал угонщиков и рассказал, что у аварийных выходов никто из пассажиров не сидит. Террористам издалека показали якобы освобождаемых заключенных, а также пообещали починить воздушное судно.

Переодетые в авиатехников бойцы «Сайерет Маткаль» спустя 21 час после угона самолета слонялись вокруг него и делали вид, что проверяют шины и другое оборудование, в том числе на крыльях. В какой-то момент они внезапно вырвали двери аварийных выходов и приступили к штурму, который продлился 90 секунд. После короткой перестрелки двое террористов были убиты, а женщины со взрывчаткой нейтрализованы. Погиб один пассажир.

Возглавлял штурм будущий министр обороны и премьер-министр Израиля Эхуд Барак. А одним из раненых бойцов «Сайерет Маткаль» был Биньямин Нетаньяху, еще один будущий премьер-министр страны.

Резня в Маалоте

В мае 1974 года три участника Демократического фронта освобождения Палестины пересекли израильскую границу со стороны Ливана. Они попытались захватить микроавтобус, обстреляли его, убив арабскую женщину, но тот не остановился. Ночью по пути в Маалот террористы ворвались в жилой дом, убили ребенка и его родителей, а уже в самом поселении — еще одного еврея, который ранним утром направлялся в синагогу.

Той ночью в школе Маалота заночевала экскурсионная группа из 102 старшеклассников. Разбуженные криками на смеси арабского и иврита, некоторые школьники и сопровождающие их взрослые успели бежать через окна, однако 85 детей и четверо взрослых оказались заперты вместе с террористами в одном помещении.

Захватчики требовали освободить их товарищей из тюрем, а затем предоставить им самолет до Дамаска. Лишь в этом случае все заложники были бы отпущены. Правительство Израиля вступило с террористами в переговоры, тогда как военные настаивали на проведении спецоперации: они были вдохновлены успешным спасением заложников из самолета Sabena Airlines, а потому привлекли к разработке плана по спасению «Сайерет Маткаль». Впрочем, офицеры подразделения выражали сомнение: у них было недостаточно информации о заложенной в школе взрывчатке, а снайперы жаловались, что им сложно распознать и отследить захватчиков из-за устаревших винтовок. По крайней мере, так писал американский профессор Ами Педахзур в книге «Спецслужбы Израиля и борьба с терроризмом».

Бойцы были разделены на три команды. Первая должна была проникнуть в здание, уничтожить лидера террористов на нижнем этаже и добраться до заложников. В задачи второй команды входило максимально быстрое проникновение в комнату с заложниками через другой ход. Третья же должна была взобраться по лестнице у школьной стены и расстрелять захватчиков через окно в классе.

Операция началась с выстрела снайпера: он лишь легко ранил в плечо лидера террористов Зияда Рахима. А тот в свою очередь ранил троих бойцов, ворвавшихся в школу с первой командой, и скрылся. Вторая группа тем временем из-за разорвавшейся дымовой гранаты пропустила нужную лестницу и потратила десяток секунд, пока бойцы сообразили, куда бежать. Что касается третьей группы, которая должна была через окно расстрелять захватчиков, то первому солдату помешали пули снайперов: он спрыгнул с лестницы, так и не добравшись до верха, а из окна открыли ответный огонь. По сути, третья группа так и не успела сделать ничего полезного.

Рахим тем временем оторвался от преследующих его бойцов и забежал в комнату к детям, где открыл беспорядочный огонь из автомата и бросил гранату. Он не снимал палец с курка, пока оружие не заклинило. Восемнадцать детей погибли на месте, еще десятки получили ранения, некоторые скончались уже во время оказания медпомощи. Когда бойцы добрались до заложников, Зияд стоял посреди кровавой комнаты. Его и остальных террористов застрелили на месте.

20 мая 1974 года была создана комиссия, призванная дать оценку действиям спецназа при освобождении заложников. Одним из главных выводов стало то, что бойцы «Сайерет Маткаль» не были подготовлены должным образом для подобной операции.

В результате было создано ЯМАМ — спецподразделение пограничной полиции. Оно отказалось от армейского подхода к проникновению в здания (граната, стрельба, вход), начав использовать лестницы и канаты.

В отличие от солдат, которые обычно служили в армии три с половиной года, полицейские оставались на службе на протяжении десятков лет, что способствовало наработке опыта.

Угандийская операция

27 июня 1976 году участники Народного фронта освобождения Палестины оказались умнее своих коллег из «Черного сентября», которые посадили самолет с заложниками в Израиле. На этот раз боевики (среди которых были и немцы-радикалы) приказали направить захваченный Airbus A300, летевший из Тель-Авива в Париж, в угандийский аэропорт Энтеббе.

248 пассажиров поместили в старом терминале аэропорта. Постепенно большинство неизраильтян были отпущены, и у террористов осталось 106 заложников: 12 членов экипажа, которые отказались покинуть своих пассажиров, 10 молодых французов и 84 гражданина Израиля. Как позже рассказал один из заложников Илан Хартув, отбор пассажиров проводился по паспорту Израиля, а не по этническим признакам. Именно поэтому, например, еврей с выбитым на руке номером из концентрационного лагеря времен Холокоста был отпущен. «Мы не против евреев, мы против Израиля,цитировал Хартув разговор с террористом-немцем. — Я знаю, что в сентябре 1970 года иорданцы убили больше палестинцев, чем израильтяне. Это же сделали и сирийцы в Тель-аль-Заатаре. Я и друзья помогаем здесь палестинцам, потому что они аутсайдеры, они страдают».

Старый терминал

Долгие переговоры между властями и захватчиками предоставили израильским военным время для подготовки: сперва крайним сроком террористы объявили 1 июля, а потом продлили срок ультиматума до 4-го числа. Но дипломатические пути решения проблемы найдены не были: угандийский диктатор Иди Амин отказался сотрудничать, израильтяне приняли решение о военной операции.

Однако осуществить ее не удалось бы без сотрудничества хотя бы с одной восточноафриканской страной. Многие сочувствовали Израилю, но не были готовы идти на конфликт с Амином. Исключением стал кенийский министр сельского хозяйства Брюс Маккензи, который убедил президента предоставить площадку в аэропорту Найроби, где на обратном пути могли бы совершить дозаправку израильские самолеты. Маккензи, к слову, через два года был убит угандийскими агентами.

Один из самых кровавых африканских диктаторов собственной персоной

На счастье, подрядчиком, который строил старый терминал аэропорта, оказалась израильская компания. Это было еще до государственных переворотов в Уганде, когда обе страны тесно сотрудничали. В общем, в Израиле на скорую руку был возведен макет терминала, в котором штурмовая группа отрабатывала операцию.

Темной ночью 3 июля израильские силы высадились в аэропорту Энтеббе. Роль штурмового отряда досталась бойцам «Сайерет Маткаль» под командованием Йонатана Нетаньяху, брата Беньямина. Поддержку им оказывали десантники (зачищали ВПП, заправляли самолеты), пехотная бригада (резерв и обеспечение безопасности самолета, на котором вывозили заложников) и еще один отряд «Сайерет Маткаль» (зачистка военной ВПП, уничтожение истребителей и сдерживание наземных сил Уганды на подступах к аэропорту).

Йонатан Нетаньяху

Сержант Амир Офер вспоминал, что еще в самолете, глядя на огромное озеро Виктория, освещаемое бледной луной, он понял, что назад дороги нет: «Миссия будет успешной или же у местных аллигаторов будет фестиваль».

После посадки из самолетов мгновенно были выгружены черный Mercedes — на таком обычно ездил Амин — и два автомобиля Land Rover для сопровождения. Примечательный факт приводит издание Jewish Telegraph: израильский Mercedes изначально был белым, и его специально перекрашивали для миссии. Но вот беда — незадолго до этого Амин приобрел белый Mercedes. А старый, кроме всего прочего, был праворульным. Часовых у въезда в старый терминал пришлось убрать, однако в этот момент кто-то из бойцов применил автомат — элемент внезапности был подорван.

Те самые истребители, против которых была совершена диверсия

Тем не менее штурмовая группа добралась до терминала. Там были застрелены первые угонщики и (по ошибке) двое заложников. Последние встали в момент, когда израильские солдаты говорили всем оставаться на местах, а потому их приняли за террористов. Третий заложник погиб в перестрелке с захватчиками. Все террористы были по итогу убиты. Угандийские военные пробовали обстреливать отряд с вышек, ранив несколько солдат и самого Нетаньяху, но эту точку израильтяне быстро подавили ответным огнем.

Молодая французская стюардесса была легко ранена в ходе перестрелки, и сержанту Оферу приказали доставить ее в подкативший к терминалу самолет. «Я думаю, что я единственный солдат в истории израильской армии, который нес полуголую красавицу в красном нижнем белье, убегая от пуль», — вспоминал он. Дело в том, что на дворе была ночь и многие заложники в момент начала операции спали.

Вскоре всех освобожденных и командира погрузили в самолет. Тем не менее в воздушном госпитале Нетаньяху скончался. Вся операция заняла 53 минуты, практически все пассажиры были спасены, а армия Уганды лишилась минимум 20 солдат.

С первой полосы New York Times

В погоню угандийцы отправиться не смогли: 11 советских истребителей были выведены из строя. Но отомстить Амин сумел. Еще до начала штурма в городскую больницу Кампалы попала одна из пассажирок, которую после рейда застрелили офицеры местной армии. Доктора и медсестры пробовали вмешаться, но были казнены на месте.

Успех этой спецоперации заметно поднял боевой дух всей израильской армии.

Спасенные заложники

Читайте также:

Midi Tower, блок питания отсутствует, для плат ATX/micro-ATX/mini-ITX, 1 вентилятор, 2xUSB 2.0, 1xUSB 3.0, цвет черный

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by