«Когда людям нужна помощь, они звонят в полицию. Когда полицейским нужна помощь, они звонят BOPE» — такая поговорка ходит про бразильский Батальон специальных полицейских операций (Batalhão de Operações Policiais Especiais), который работает буквально в аду: освобождает заложников, обезвреживает бомбы, борется с торговцами оружием и наркотиками в фавелах штата Рио-де-Жанейро.
Деятельность BOPE неоднократно подвергалась критике со стороны защитников прав человека, но Рио — это самый близкий реальный аналог Готэма с его экстремальным уровнем преступности и коррупции, однако без своего Бэтмена. Лишь военизированная полиция стоит между порядком и хаосом, способным поглотить город.
Бразилия стабильно находится на верхних строчках рейтинга предумышленных убийств. По данным ООН за 2017 год, показатель насильственной смерти в стране составил 30,8 убийства на 100 000 человек. Для сравнения, показатель Беларуси в этом рейтинге — 2,3 убийства.
В 2017-м в Бразилии были убиты 63 880 человек: в среднем 175 смертей каждый день. Но это в целом показатель по стране. Что касается штата Рио-де-Жанейро, то там количество убийств еще выше — 40,4 на 100 000 человек. И эти страшные цифры растут с каждым годом.
Причем мы привели только статистику по убийствам. Добавьте к этому ограбления, киднеппинг, торговлю наркотиками, оружием и людьми, а еще запутанные лабиринты фавел, где местные банды по сути являются серым правительством со своей армией, и вы получите условия, с которыми далеко не каждый день сталкиваются военные в горячих точках планеты.
— Боевые операции по обеспечению безопасности, которые оставляют после себя смертельный путь в бедных районах, не улучшают ситуацию, — уверены в организации Human Rights Watch. — Напротив, эти убийства заставляют общины бояться полицейских. Гораздо меньше шансов, что они пойдут на сотрудничество с полицией, чтобы сражаться с преступностью.
Правозащитники отмечают, что многие из убийств, совершенных полицейскими, — это не всегда крайняя мера самозащиты, а скорее внесудебная казнь. Насилие же лишь провоцирует дополнительное насилие.
В качестве доказательства приводятся данные по Рио-де-Жанейро, где в период с января по ноябрь 2018 года был поставлен новый рекорд: от рук полицейских погибли 1444 человека. Иногда правоохранители сперва стреляют, а уже потом задают вопросы.
Потери в личном составе среди бразильских полицейских также существенны. Так, например, в 2017 году были убиты 126 сотрудников правоохранительных органов: 26 из них погибли во время несения службы, 77 — во время выходных, еще 23 человека были отставными полицейскими.
— Когда отправляюсь на операцию, я не думаю о том, боюсь ли не вернуться домой, — говорил Паулу Тиагу, который шесть лет отслужил в BOPE, а затем начал карьеру как профессиональный боец UFC. — Это даже не приходит мне в голову. Я думаю о других членах батальона и о том, как закончить миссию любой ценой. Переживание ситуаций большой опасности закаляет дух человека. Он обретает больше спокойствия в ситуациях, где обычный человек потерял бы контроль.
Зачем нужно столь пространное и сдобренное цифрами вступление? Чтобы мы все себе хорошо представляли уровень накала ненависти как со стороны преступников, так и со стороны бразильских правоохранителей.
Батальон специальных полицейских операций входит в состав военной полиции штата Рио-де-Жанейро. Как часто бывает, идея создания спецподразделения, натренированного для работы в экстренных ситуациях, возникла в полиции лишь тогда, когда эта экстремальная ситуация приключилась. В 1974 году в одной из местных тюрем заключенные при попытке бегства взяли в заложники начальника тюрьмы. Он, как и некоторые преступники, после вмешательства полицейских был убит. Спустя несколько лет в местной полиции появился специализированный тренировочный лагерь, в котором готовили к нестандартным ситуациям. Основу лагеря и спецподразделения составили добровольцы из полиции и армии. А 1 марта 1991 года на базе этого подразделения был создан BOPE.
В 2000-м батальону пришлось поучаствовать в освобождении заложников из автобуса 174-го маршрута в Рио-де-Жанейро. Транспортное средство вместе с пассажирами захватил 21-летний парень с револьвером. Когда он покидал автобус, прикрываясь заложницей, к нему подкрался боец BOPE, который скрывался за кабиной. Полицейский выстрелил, но промахнулся — пуля угодила в подбородок заложнице. Ее же прострелил и преступник, которого по итогу все же задержали. Но если полиция спасла его от суда Линча толпы, то не уберегла в собственном автомобиле. Преступник был задушен полицейскими по пути: якобы он агрессивно сопротивлялся, и это вышло совершенно случайно. Полицейских оправдали.
Эта трагическая неудача для BOPE продемонстрировала, что у подразделения все еще отсутствует адекватная подготовка для решения таких кризисных ситуаций. А потому уже через месяц была создана Группа тактического вмешательства (GTI) — ядро для спасения заложников в рядах Батальона специальных полицейских операций.
В последующие 12 лет GTI спасла более 200 заложников. Ни один из гражданских не погиб, а 80% инцидентов были улажены с помощью переговоров. Во многом потому, что в штате батальона есть психолог, который консультирует переговорщиков и оперативно составляет психологический профиль преступника.
Наблюдением и сбором информации занимаются снайперы. Эти ребята тренируются по четыре часа в день, но попасть в подразделение могут только после пяти лет службы. А также после того, как с расстояния 100 метров поразят мишень размером с монетку.
Когда снайперы и переговорщики оказываются бесполезны, в дело вступает штурмовая группа из полицейских, прошедших соответствующую подготовку и умеющих работать в кризисных условиях в зданиях, метро, автобусах, поездах и т. д.
Чтобы попасть в ряды BOPE, кандидат должен два года проработать в полиции и обладать достойной физической подготовкой. Минимальные нормативы для зачисления на подготовительные курсы были следующими: пробежать 2,4 км за 12 минут и 100 метров за 15 секунд, проплыть 200 метров за 5 минут, 10 раз подтянуться, 44 раза за минуту выполнить упражнение на пресс. При отборе оценивается не только физическая подготовка, но и медицинское, психологическое состояние кандидата. Также изучается его прошлое и проверяются возможные связи с преступным миром.
Курс подготовки для службы в BOPE занимает четыре месяца. Его проходят около 20% всех кандидатов. За это время они приобретают опыт работы в условиях высокого риска в фавелах, джунглях и горных районах, мало спят и плохо едят. Их обучают снайперским премудростям, самообороне, патрулированию, альпинизму, оказанию первой помощи, работе в кризисных ситуациях при захвате заложников.
За время подготовительных курсов кандидат в среднем производит 2500 выстрелов из 12 различных видов оружия. В теоретическую подготовку входит изучение террористических групп, их целей, идеологии, способов атак, орудий нападения. Активно прививается знание языка тела, протоколы общения с гражданским населением. Лекции кандидатам читают юрист, социологи и психологи.
Раньше возраст кандидатов был ограничен 35 годами, но 10 лет назад это ограничение было снято. Также в BOPE могут поступать и женщины. Главное, чтобы кандидат мог пройти отбор, а его пол и возраст уже не столь важны.
Символом спецподразделения является проткнутый ножом череп. И на площадке, где базируется BOPE, всех неслучайных посетителей караульные встречают криком «Череп!». Этот символ означает победу над смертью, что, собственно, и является лозунгом бразильского Батальона специальных полицейских операций. Об этом в интервью BBC шесть лет назад рассказывал младший лейтенант BOPE Марко Антонио Грипп.
Он упомянул, что уже несколько раз был ранен, но победил смерть:
— Я был дважды ранен в живот, но, благодарение Богу, мое время тогда еще не настало.
Правда, сейчас страница Марко Антонио в Facebook скорее является мемориальной доской. В том же 2013 году смерть оказалась сильнее: младший лейтенант с двумя сослуживцами был застрелен во время столкновения с торговцами людьми в западной части Рио, в районе фавел.
Эти районы самостроев, в которых обитает беднейшая часть бразильского населения, стали рассадником преступности и перевалочным пунктом между утробой матери и могилой для наркоторговцев и потребителей их услуг. Узкие улочки фавел — не самое приятное место для спецопераций, а потому в BOPE активно пользуются специализированным транспортом для расчистки доступа в эти районы.
Инженерное подразделение батальона состоит из полицейских, которые умеют обращаться с тяжелыми транспортными средствами и взрывчаткой. Частенько им приходится разрушать фортификационные преграды, которые прямо на улицах возводят преступники. Так, только за 2008 год бойцы инженерного подразделения BOPE снесли около 75 баррикад и бункеров торговцев людьми и наркотиками.
Обычно для перевозки полицейских используют грузовики, но в критических ситуациях для этих нужд задействуют броневики, которые в народе называют «caveirão». Их используют с 2001 года. В автомобиле массой почти 10 тонн может разместиться до 15 полицейских. Максимальная скорость — 120 км/ч. Пять лет назад к Олимпиаде в Бразилии BOPE получил восемь новых броневиков, которые способны выдержать подрыв мины под днищем и выстрелы из крупнокалиберных пулеметов (12,7 мм). Что уж говорить о гранатах и бутылках с зажигательной смесью. От последних колеса автомобиля защищены автоматическими огнетушителями.
Глупо было бы полагать, что Батальон специальных полицейских операций (как и в целом бразильская полиция) — это исключительно положительные герои десятилетиями идущей войны между государством и гражданами. Преступность глубоко пустила корни во все сферы бразильской жизни, а потому и бойцы BOPE (нынешние и отставные) периодически фигурируют в сводках новостей о коррупции.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by