Спецпроект

«Программисты обречены всю жизнь учиться». Как готовят айтишников в БНТУ

395
01 июля 2019 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Анна Иванова
Спецпроект

«Программисты обречены всю жизнь учиться». Как готовят айтишников в БНТУ

Вместе с EPAM мы знакомимся с айтишными факультетами самых крупных столичных вузов. На очереди — БНТУ и его факультет информационных технологий и робототехники, где готовят классических программистов с инженерным уклоном. Пообщаться с нами согласился декан Андрей Авсиевич, который возглавил факультет в апреле этого года.

БНТУ — огромный вуз. В нем нет разве что детского садика, зато есть лицей, 9 колледжей, первая и вторая ступени высшего образования, аспирантура, докторантура, система переподготовки кадров, научно-технологический парк и т. д. А еще 16 общежитий, 20 корпусов, 66 гектаров в центре Минска, 23 000 студентов, 12 000 учащихся из колледжей и под 10 000 работников. Действительно впечатляет.

— Это город в городе. Причем город интеллигенции, людей с мозгами, строящих будущее, — отмечает первый проректор БНТУ Георгий Вершина.

Что касается факультета информационных технологий и робототехники, то на нем представлены три чисто программистские специальности: ПОИТ («Программное обеспечение информационных технологий») и «Информационные системы и технологии» с двумя специализациями: обработка и представление информации; проектирование и производство. На них студенты обучаются четыре года, становясь в итоге инженерами-программистами.

План приема, конкурс и проходной балл на бюджет в прошлом году

Еще по трем специальностям выпускники получают квалификации «инженер по автоматизации», «инженер-электрик», «инженер-электромеханик». Это, соответственно, специальности «Автоматизация техпроцессов и производств», «Автоматизированные электроприводы» и «Промышленные роботы и робототехнические комплексы».

Помимо общих дисциплин, которые на первом курсе дают фундамент всем студентам IT-специальностей, есть основы алгоритмизации программирования и языки программирования. Углубленное изучение айтишных дисциплин начинается на втором курсе. Речь идет о таких курсах, как основы проектирования, моделирование программного обеспечения, разработка standalone-приложений и веб-приложений, мобильная разработка, 3D-моделирование, тестирование и отладка ПО и др.

— Если говорить о языках программирования, то у нас есть стек перспективных индустриальных языков, которые изучаются очень основательно: Python, C#, Java, JavaScript. Уделяется внимание и сопутствующим технологиям — в зависимости от того, в каком направлении студент собирается развиваться и какую курсовую или дипломную работу для себя выбрал, — поясняет Андрей Авсиевич.

Чисто на программистские позиции в ПВТ распределяется большинство выпускников этих специальностей.

— Сейчас в программировании наблюдается крен от чистого кодера к человеку, который способен запроектировать и запрограммировать какую-то конкретную задачу из предметной области. Мягко говоря, знания из этой области важны. Хороший инженер, который знает электронику, механику, будет более успешно справляться с этими задачами.

Декан отмечает, что программирование — это удел не только выпускников с корочкой инженера-программиста.

— Свои инженерные специальности мы любим и лелеем, все они айтишные, все студенты умеют программировать. Заниматься «железом» не менее интересно, особенно когда есть ориентация на продуктовую модель бизнеса с чистым программированием.

Мы сейчас плотно развиваем сотрудничество с компанией Rozum Robotics, которая серийно изготавливает роботов и поставляет их по всему миру. Работать с «железом» не менее перспективно, особенно в условиях Беларуси, когда у нас есть традиции большой машиностроительной отрасли. Такие точки роста должны активно развиваться.

Как подчеркивают преподаватели БНТУ, сегодня инженер — это не просто человек с отверткой, у него в кармане еще и ноутбук.

— В плане инженеров, которые умеют писать код, мы ничем не уступаем другим вузам. Ежегодно у нас готовятся целые группы студентов, которые участвуют и побеждают в олимпиадах по программированию. Наряду с освоением написания кода они еще учатся формулировать задачи, проектировать программные приложения. На наш взгляд, это более важно, чем просто по известным установкам писать алгоритмы или процедуры, которые будут исполняться программами.

На факультете организована лаборатория робототехники, где ребята разрабатывают собственные устройства, участвуют в соревнованиях и конкурсах, в том числе за рубежом. К тому же преподаватели стараются мотивировать студентов к написанию научных статей, изучению переводной технической литературы.

— Невозможно за 16 часов лекций освоить целую дисциплину. Дополнительный материал всегда предоставляется, чтобы молодые люди постоянно варились в этой теме. Тогда из них что-то получится.

Как уверяет Андрей Авсиевич, на факультете постоянно совершенствуется содержание курсовых и дипломных проектов, они максимально ориентированы на практику. Есть круг программистских внутриуниверситетских задач, к которым могут приложить руку и студенты. Например, сайт университета, электронное расписание или сайт для абитуриентов.

По программе Евросоюза на факультете организована лаборатория RoboLab, в которой присутствуют методические материалы и техническая база для практического обучения: 3D-принтеры, 3D-сканер, моноблоки.

Тут обучаются студенты по специальностям «Промышленные роботы и робототехнические комплексы» и «Автоматизация технологических процессов и производств» с кафедры «Робототехнические системы».

— Чистое программирование у нас тоже представлено. Но упор сделан на том, чтобы обслуживать и проектировать, изготавливать то, что нужно на производстве. То есть речь о программировании под определенную технологическую задачу.

Каких абитуриентов ждут на факультете? Тех, кто разбирается в математике и физике. На отдельные специальности довольно высокий проходной балл. Например, на ПОИТ в прошлом году на бюджетную форму обучения нижним порогом стали 334 балла, на «Информационные системы и технологии (в обработке и представлении информации)» — 326 баллов. Самый низкий балл при поступлении был на «Автоматизированные электроприводы» — 188.

— Электроприводы есть везде: от смартфона и стиральной машины до троллейбуса. Студенты этой специальности хорошо разбираются в механике, электронике, в программировании на специфических промышленных языках.

Преподаватели отмечают, что абитуриенты, которые боялись программирования, никогда не шли на факультет. Сейчас же, работая с будущими студентами, а ныне школьниками, их просвещают: в команде по разработке ПО есть не только программисты, но и аналитики, тестировщики.

— Даже если у вас нет способностей к программированию, это не значит, что вы потеряны для IT. Благодаря фундаментальным знаниям, которые ребята, будучи далекими от математики или физики, получают на факультете, они уже ко второму-третьему курсу способны совмещать учебу с работой.

С первого курса на факультете отчисляют примерно 15% студентов. Но не из-за специализированных дисциплин, а из-за предметов школьной программы, которые изучаются углубленно (та же математика и физика). Сложности могут возникнуть с инженерной графикой и теоретической механикой.

— Чаще, конечно, отчисляются по совокупности: где-то семейные проблемы, проблемы со здоровьем или не ту специальность выбрали. Главная же проблема — неприспособленность к ответственности и самостоятельной работе. Если студент не понимает, что работу нужно сдавать качественной и в срок, то в IT он может и не состояться. Там ведь все надо делать быстро и хорошо.

А что думают студенты?

Оценивая свое образование, студенты цитируют одного из преподавателей: «программистом может стать любой инженер, но программист инженером стать не может». Молодые люди отмечают, что во время учебы баллы при поступлении уже не так важны, так что бояться высокого проходного не стоит.

— Приходят ребята с меньшими баллами, и они способны на большее, — рассказывает Варвара с четвертого курса. — Тут важна эрудированность, внутренняя мотивация. Главное, чтобы человеку нравилась специальность и то, чем он занимается.

Преподаватели всегда понимающе относятся к студентам, которые работают. Но только если речь о выбранной сфере, а не о торговле пирожками на рынке.

Ребята поясняют, что в рамках специальности, связанной с робототехникой, приходится глубоко изучать как программирование (С++, C#, Python), так и инженерные предметы.

— Лайфхаки для будущих первокурсников? Ответственно подходите к учебе и дружите со старшекурсниками, преподавателями. Такой нетворкинг поможет и в учебе, и в будущей карьере.

Да, бывают сложные предметы. Но они же одновременно и классные, потому как после них ты будешь знать что-то уникальное и интересное.

Стажировку и практику студенты проходят не только в айтишных компаниях. Владислав, например, на третьем курсе успел четыре месяца поработать в лаборатории индукционного нагрева Физико-технический институт НАНБ, где создают станки для закалки разных деталей.

А вот Александр, который учится на четвертом курсе ПОИТ, успел изучить Python, Java, С, С++, C#, основы ассемблера. Он уже полгода разрабатывает программы управления рекламными контрактами для американских телеканалов. На нынешнем месте работы проходил практику, туда же и распределяется.

— C#, например, у нас преподают по основам, без углубления. И для дальнейшей успешной работы нужно заниматься самообразованием: видеоуроки, книги, курсы IT-компаний. Все для того, чтобы нормально влиться в коллектив и не тормозить процесс разработки. Без самообучения никак. Мы, программисты, обречены всю жизнь учиться.


Глубокую спайку образовательного и практического процессов на факультете отмечает и первый проректор БНТУ Георгий Вершина.

— С третьего курса они уже работают, к ним не подступиться. И во время разговора о зарплате с молодым человеком, которого хотелось бы оставить на факультете, выходит общение не студента и проректора, а большого знатока будущего и проректора.

Георгий Вершина отмечает, что среди десятков вузов Беларуси только у БНТУ в названии присутствует слово «национальный». Почему? Потому что этот университет отражает национальные интересы страны во всех направлениях.

— У нас есть направления, по которым мы до 60% обеспечиваем выпускниками народное хозяйство.

Что касается распределения, то в последние годы обстановка вокруг него немного поменялась. Проректор признается: на вуз уже жалуются, что он не может всем желающим государственным организациям предоставить выпускников.

— Но мы же не просто так взяли и распределили в частную контору человека. Он там делал диплом, был на практике, работал там с третьего курса, писал им программы. Мы считаем, что такие ситуации нужно решать в пользу молодого человека, но в рамках закона.

По словам Георгия Вершины, большинство студентов приезжает в университет из регионов, и только 22% — минчане. Первый год тяжелый, с первого курса могут отчислить вплоть до 15% поступивших.

— Это сложнейший в учебе вуз. Инженерный. Даже выучить классику той же начертательной геометрии, сопротивления материалов, теоретической механики непросто.

Мы не информационный, не IT-университет, но со следующего года открываем специальность «Аддитивные технологии машиностроения». Это конгломерат айтишников, экономистов и литейщиков. Также появится специальность «Приборы и оборудование медицинской техники», основанная на IT и лазерных технологиях.


С 2002 года EPAM проводит бесплатные тренинги по технологиям для студентов и тех, кто хочет овладеть новой специальностью. Более 20 000 человек стали выпускниками образовательных программ компании.

На базе факультета информационных технологий и робототехники БНТУ функционирует совместная лаборатория университета и EPAM. Основные направления, по которым ведутся занятия, — Java и .NET.

Спецпроект подготовлен при поддержке ИООО «ЭПАМ СИСТЕМЗ», УНП 101546673.

Читайте также:

игровая для ПК, интерфейс подключения - USB, подсветка, влагозащита, цвет черный|пластик

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Анна Иванова