23 июня 2019 в 8:00
Автор: Константин Сидорович. Фото: Влад Борисевич

«Называли дурой». Ушла из IT, чтобы стать фотографом

Автор: Константин Сидорович. Фото: Влад Борисевич

Анастасия отработала хардкорным программистом 13 лет! А потом все бросила и стала фотографом. В деньгах, говорит, конечно, потеряла. Зато занимается тем делом, которое по душе. Вот-вот родится третий ребенок, но в декретном отпуске Анастасия сидеть больше чем месяц не планирует — уже есть заказы на август и сентябрь. Предлагаем вам рассказ о том, как можно долго-долго любить одну перспективную работу, а потом броситься в омут с головой и стать еще более счастливой.

Содержание

Никогда не мечтала об IT

— Мой папа военный, и долгое время семья жила в Литве, потом переехали в Заславль, а в итоге оказались в Минске. В 1997 году я окончила 9 классов. Встал вопрос, куда идти. Разумеется, в то время об IT вообще никто ничего не знал, хайпа вокруг отрасли не было, никто не мечтал туда попасть.

В общем, я не знала, куда податься. Подсказал старший брат. Он уже учился в радиотехническом колледже и позвал меня. Так как у меня за плечами был математический класс, то такой вариант выглядел логичным.

На третьем курсе устроилась работать на полставки бухгалтером. Утром работала, а потом шла учиться во вторую смену. Тогда, наверное, впервые и столкнулась с «программистами». Так тогда называли людей, которые накатывали на компьютеры обновления. Я работала с 1С и решила, что пойду на курсы по 1С-программированию, чтобы самостоятельно разобраться во всем для работы.

Курсы прошла, а через два месяца уволилась и ушла работать в 1С-программирование. Работала в «Дивимакс», «Алютех», много где. Так в отрасли на 13 лет и задержалась. А потом все изменилось.

«Все говорили: „Ты что — дура?“»

— Вы не подумайте, работа программиста мне очень нравилась. Она интересная и вдохновляющая. Просто я нашла занятие еще интереснее и более вдохновляющее.

Началось все с декретного отпуска. Семь лет назад появился первый ребенок, за ним через пару лет — второй. Так получилось, что в декрете я провела четыре года. Чтобы не сойти с ума, надо было найти занятие по душе.

На тот момент с фотографией меня почти ничего не связывало. Да, папа в Литве любил фотографировать на «Зенит», как сейчас помню, с объективом «Гелиос». Снимал, проявлял с братом пленку. А я, как и все, просто снимала во время отпуска, то есть ничего такого необычного не было.

В декрете сначала подрабатывала по своей специальности, планировала вернуться в программирование. Но постепенно увлеклась фотосъемкой. Сначала фотографировала своих детей, потом знакомые стали просить, муж купил зеркалку, начала брать уроки у фотографа, и пошло-поехало. Так незаметно и затянуло.

На работу я вышла три года назад и первое время пыталась все совмещать. Ходила в офис, фотографировала, растила детей. Мысль об увольнении созревала около года. Было очень страшно. Все говорили: «Ты что — дура?» А я отвечала: «Вы все хотите пойти в IT, а я хочу выйти». Действительно, очень много знакомых пытаются хоть как-то зацепиться за эту отрасль. Но фотографирование мне нравится больше. В декабре 2017 года я уволилась и больше ни дня не работала программистом.

«Разве кто-нибудь заплачет от счастья из-за хорошо написанной программы?»

— Я поняла, что все сделала правильно после одного случая. Делала тогда фотоальбом, который клиентка планировала подарить бабушке и дедушке. Потом она рассказала, что старички были так тронуты, что плакали от счастья. Тогда подумала: ведь ни у кого никогда не было слез радости от того, что я написала крутую программу или сделала функциональную кнопку.

Сейчас я в основном снимаю новорожденных деток, но и репортажи умею делать, просто нигде их не публикую. В будущем хочу специализироваться на фотографировании самих родов.

Разумеется, в отрасли огромная конкуренция. Посмотрите, сколько сегодня фотографов, фотошкол, студий… Я сама прошла несколько курсов, много училась, занималась продвижением. В прошлом году запустила свой сайт, веду активный блог в Instagram, который, к слову, приводит около половины клиентов.

Много ли работы? В прошлом году я сделала около 70 фотосессий. Правда, из них около половины — бесплатные, для наработки портфолио и поддержки Instagram. Сам процесс съемки занимает не так уж много времени, куда больше уходит на обработку, работу с соцсетями, переписку с клиентами. Вот бывает, что тебе в директ десять человек напишут, и надо каждому ответить, с каждым поговорить. При этом не факт, что из них придет хотя бы один, а я уже потратила три часа на переговоры.

«Работая программистом, зарабатывала бы гораздо больше»

— Думала ли вернуться в программирование? В минуты слабости такие мысли были. Конечно, работая и дальше программистом, я бы зарабатывала гораздо больше, особенно если бы трудилась полный день.

Ведь в фотографии финансовый вопрос нестабилен. Вот в сентябре я вышла на желаемый доход, а в октябре он бах — и провалился. В ноябре, например, опять, а в декабре я лежала в больнице и пришлось отменить все коммерческие съемки. Январь и февраль — глухие месяцы, все отходят от новогодних праздников и разбирают фотографии под елкой. Потом снова подъем. Но тут особо не распланируешь. И даже записанные заранее съемки могут отмениться: то ребенок заболел, то банально клиенты передумали.

Продолжаю много снимать бесплатно — и для наработки портфолио, и чтобы не терять навыки, и чтобы развиваться. Так что, конечно, я еще на пути к своему желаемому доходу, хоть периодически его достигаю.

Но сейчас для меня это не главное. Удовольствие от своего занятия, общение с интересными людьми, эмоциональный отклик, свободный график, возможность управлять своим временем и уделять его детям. Все это перекрывает любые минусы. Все же работать в офисе, имея двух (а скоро и трех) детей, очень сложно.

А работы хватает. Рожать мне в июле, посижу дома недели две-три, а там снова начнется период съемок. Уже есть заказы на август и сентябрь.

«В IT нет легких денег»

— Никогда не задумывалась о том, смогу ли когда-нибудь вернуться в разработку. Может, лет через 15, когда вырастут дети и мне будет нечего делать? Не знаю, пока я делаю то, что нравится.

Что касается IT, я бы не сказала, что здесь легкие деньги. Прекрасно помню дедлайны, когда сидишь до полуночи, потому что два часа назад пришла обновленная задача, которую надо сделать к утру. Плюс нагрузка на мозги — приезжаешь поздно домой, а у тебя буквально голова кружится.

Наверное, только со стороны кажется, что IT — это просто и увлекательно. Но если тебе не нравится то, что ты делаешь… Да, наверное, зарплата может удержать на такой работе. Особенно мужчин, на которых бóльшая финансовая ответственность. И все же работать только ради зарплаты — это, по-моему, не совсем правильно.


Были поваром, а стали тимлидом в крупной международной конторе? Работали на стройке, а сейчас кодите крутые программы для «айфонов»? А может, пришли в IT, разочаровались и теперь счастливы за кассой «Евроопта»? Если у вас есть интересная история о том, как вы бросили прежнюю жизнь и ушли в IT или, наоборот, перешли из модной сферы разработки в более традиционную отрасль, пишите нам на sk@onliner.by. Покажите людям на своем примере, что в этом мире возможно все.

беззеркальная камера, байонет Sony E, матрица Full frame (полный кадр) 24.2 Мп, без объектива (body), Wi-Fi, два слота для карт памяти

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в «Дзене»

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by