Завтра мы отмечаем очередную годовщину победы в Великой Отечественной войне. О событиях того времени говорили, говорят и будут говорить еще долго: одни интерпретируют факты по-разному, другие переосмысливают. Казалось бы, после миллионов жертв человек разумный уж точно должен был понять — война ни в каком виде не должна случиться вновь. Но высокие чины, видимо, прогуливали уроки истории и не усвоили ценность мирной жизни. Надеемся, восполнить нехватку гуманизма помогут режиссеры. Onliner и стриминговый сервис Voka выбрали десять фильмов, после которых начинаешь радоваться мелочам и ценить мирную жизнь без грохота взрывов и дрожащей от летящих бомбардировщиков земли.
Стивен Спилберг, один из столпов современного кинематографа, в конце девяностых снял мощнейшую драму о войне. Герои здесь не бравируют пафосными лозунгами вида «умрем за…», а часто спорят о бессмысленности происходящего и не особо понимают, что они вообще здесь забыли — среди минных полей, горящих деревушек и разорванных снарядами тел своих ровесников. Возмущаются они и по поводу своего задания — поиска рядового Джеймса Райана. Три его брата погибли в сражениях, и командование решило отправить единственного оставшегося в живых бойца домой к матери.
Но парня сперва нужно отыскать, и для этого выделяют целый отряд под руководством капитана Джона Миллера (Том Хэнкс) — далекого от войны, но тоже оказавшегося в оккупированной Франции.
Формально «Спасти рядового Райана» — роуд-муви. Герои все время в пути, и по дороге к цели они увидят самые страшные и мерзкие лица войны: предательство, гибель товарищей, убийство безоружных просто из мести. По некоторым данным, картина основана на реальных событиях. В зарубежной прессе широкую огласку получила трагедия семьи Ниланд — двое братьев погибли, третий пропал без вести (позже выяснилось, что он жив), и четвертого решили комиссовать.
Щуплый актер Эндрю Гарфилд совсем не похож на фронтовика, но здесь у него и образ соответствующий — абсолютно не милитаристский, хотя лента именно о войне. Фильм посвящен Дезмонду Доссу. Для своего времени парень сделал практически невозможное, пойдя против твердолобого военного командования.
Парадокс в том, что Досс сознательно отказался участвовать в боевых действиях и даже не носил оружия, но при этом не желал «косить» от армии. В итоге военные пошли на уступки и сделали парня медиком. Они не прогадали: в общей сложности Дезмонду обязаны жизнью примерно 75 солдат.
Досс стал первым отказником, получившим высшую военную награду США — Медаль Почета. Как ему это удалось — лучше всего посмотреть в драме Мэла Гибсона.
Фильм хорошо показывает, что в экстренной ситуации человек способен на невозможное. Французский хирург Жюльен Дандье, ничего не смыслящий в военной тактике, решается уничтожить немцев, которые убили его жену и дочь в родовом замке. Нацисты обосновываются прямо в этом здании. К их несчастью, Жюльен отлично знает планировку и тайные ходы, а также находит старое ружье, которое намерен активно использовать, чтобы отомстить за семью.
Сейчас при просмотре хоть и чувствуется возраст ленты (премьера состоялась 44 года назад), но образ «обычного человека» на тропе войны очень импонирует. «Старое ружье» показывает, кем может стать добрейший человек, если поставить его в невыносимые во всех смыслах условия.
Картина по роману Владимира Богомолова «Момент истины» рассказывает об одной из самых таинственных и могущественных организаций Красной армии — СМЕРШе. Контрразведчики внушали ужас своими полномочиями: показателен эпизод в фильме, когда нагловатый майор бледнеет при виде особой «корочки», которую протягивает обычный с виду капитан.
Главным героям, чьи роли исполнили Евгений Миронов, Владислав Галкин и Юрий Колокольников, нужно отыскать на территории Беларуси солдат Красной армии, действующих в интересах немцев. Как в огромных лесах по недоеденным огурцам и поцарапанным веткам найти шпионов — смотрите в отличном триллере белорусского режиссера Михаила Пташука.
Это еще один фильм Стивена Спилберга, и он тоже базируется на реальных исторических событиях. Немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер задумал организовать в Польше фабрику, на которой должны были работать евреи из гетто. На самом же деле это было прикрытие, под которым Шиндлер спасал евреев. Герою пришлось пойти на массу уловок и постоянно рисковать: если бы нацисты раскрыли планы бизнесмена, его положение оказалось бы очень незавидным.
Картина заработала семь статуэток «Оскар» и просто-таки обязательна к просмотру, в том числе благодаря отличному актерскому составу. Главных героев играют Лиам Нисон и Бен Кингсли, а образ жестокого эсэсовца Амона Гета блестяще воплотил Рэйф Файнс.
Фильм состоит из трех новелл, объединенных общей темой холокоста. Эпизоды цепляют необычными режиссерскими ходами: в одном мы видим только ноги девушки-героини, за событиями другого наблюдаем из глаз овчарки — нацисты пожалели пса и взяли его на службу в концлагерь, но не пощадили хозяйку, которая тоже отправилась туда, однако уже в качестве узницы. Третий сюжет посвящен оркестру еврейских музыкантов, которые играли прямо в концлагере.
Кристофер Нолан обычно снимает напряженные триллеры с лихим сюжетом, где развязка неизвестна до последней минуты («Престиж», пожалуй, лучший пример), но «Дюнкерк» — картина совсем другая. Это самый нетипичный для режиссера фильм, который смотреть порой физически некомфортно.
Лента посвящена эвакуации союзных войск из французского городка Дюнкерк в конце мая — начале июня 1940 года. Бойцы оказались в затруднительном положении: с одной стороны море, с другой — напирающие немцы.
Сюжетные линии разворачиваются в разных стихиях: на суше ждут спасения пехотинцы, в небе два британских пилота сдерживают натиск немецких самолетов, а контуженный солдат, подобранный идущими на пляж Дюнкерка гражданскими моряками, никак не может прийти в себя после пережитого и совсем не хочет возвращаться в то пекло. Если хочется увидеть действительно необычный военный фильм — где стрельбы практически нет, а враг толком и не показан, — однозначно уделите время «Дюнкерку».
Картину 1972 года современный зритель, пожалуй, будет смотреть только из большой любви к искусству и классическому кинематографу: все же она старовата. К варианту четырехлетней давности, в отличие от безупречной оригинальной ленты, есть претензии, но назовите хоть один ремейк, который не критиковали бы.
Фильм базируется на одноименной повести Бориса Васильева. Отряд девушек-зенитчиц под руководством старшины должен одолеть немецких десантников, которые ищут способ пробраться к Кировской железной дороге. Очевидно, что силы неравные, но советские дамы сдаваться не намерены.
Лента посвящена летчикам-истребителям: пилоты эскадрильи совмещают выполнение опаснейших заданий и выступления в оркестре, причем для новичков умение играть на музыкальных инструментах так же важно, как и навыки летчика. Картина показывает, как люди умудрялись жить в условиях, когда каждый день мог стать последним, а отдыха толком и не было.
Десять лет назад вышла «отреставрированная» версия фильма: лента получила цвета, кадры с военной хроники избавились от помех, а в остальном все осталось как было.
Еще одна картина, в основу которой легла книга — в этот раз Михаила Шолохова. На дворе 1942 год — крайне сложный для Красной армии, когда немцы заставляли советские войска отступать все дальше в тыл. Герои оказываются недалеко от Сталинграда. Обычный отряд пехотинцев, чей моральный дух в основном держится на веселом Петре Лопахине, сталкивается с нехваткой медикаментов, припасов, еды.
Между неравными боями с наступающими немцами персонажи все больше ужасаются разрушениям войны и сломанным судьбам мирных жителей. Некоторые даже ругают солдат за отступление, и подобрать убедительные аргументы в защиту своей позиции не всегда возможно.
Лента Константина Хабенского, где он же исполняет главную роль, посвящена практически уникальному событию времен Великой Отечественной: узники концлагеря Собибор в Польше сумели поднять восстание, убить часть эсэсовцев и вырваться на свободу. Вдохновителем и организатором восстания был Александр Печерский — лейтенант Красной армии, попавший в плен к немцам еще в начале войны.
В побеге приняло участие около четырехсот человек. Нацисты устроили масштабные поиски и казнили многих сбежавших, но Печерский (внимание, спойлер) остался на свободе и прожил до 1990 года.
Венгерская драма тоже повествует о событиях в концлагере, но уже в Освенциме — пожалуй, одном из самых известных. Главный герой — еврей Саул Ауслендер, которому нацисты поручили выполнять грязную работу: убирать тела пленных после казней в газовой камере. Саул узнает в одном из убитых мальчиков своего сына и решает похоронить его по еврейским обычаям. Сделать это в концлагере невозможно, но герою особо нечего терять. Вместе с этим становится понятно, что следующие на очереди в газовую камеру — члены зондеркоманды, в которую входит и сам герой.
Для режиссера Ласло Немеша картина стала дебютной полнометражной работой. Критики писали восторженные рецензии, а лента собрала ряд престижных премий — Гран-при Каннского кинофестиваля и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by