Высокомерие и неуверенность. Белорус из списка Forbes 30 Under 30 Europe назвал проблемы стартапов

 
16 278
01 апреля 2019 в 15:35
Автор: Станислав Иванейко. Фото: facebook.com/rumiancau
Автор: Станислав Иванейко. Фото: facebook.com/rumiancau

Cооснователь стартапа FriendlyData Михаил Румянцев поделился на своей странице в Facebook наблюдениями об основных ошибках, которые делают «фаундеры» проектов. По словам Михаила, из сотни просмотренных за последние месяцы стартапов в девяноста восьми были «сигналы, после которых инвесторы обычно говорят нет».

Приводим проблемный список предпринимателя из десяти пунктов в полном виде:

1. Высокомерие. «Я знаю, что делать, я знаю, что нужно рынку и пользователям». Команда полностью сфокусирована на продукте и технологии и не общается с пользователями, не делает customer development. Проблема в том, что то, что нужно пользователям (по вашему мнению), и то, что им на самом деле нужно, — обычно разные вещи.

2. Проблемы с интеллектуальной собственностью или инкорпорацией. IP никак не оформлено, либо используется IP, созданное в рамках другой компании, либо код написан вообще непонятно кем. Часто это можно исправить, но обычно это выливается в круглую сумму на счету юристов. Поэтому лучше делать все чисто с первого дня, и тогда любой due diligence будет гораздо проще в будущем. То же самое касается и беспорядка в инкорпорационной структуре и cap table.

3. Непонимание того, как работает венчурный рынок, незнание базовых терминов. Когда фаундер стартапа уровня MVP говорит: «Мне нужно $100K на масштабирование» — это признак того, что он сам не понимает, как пустить деньги в развитие. Сюда же можно отнести неадекватные оценки (слишком маленькие либо слишком большие).

4. Несбалансированная команда. Команда должна быть самодостаточной, то есть сочетать в себе все ключевые навыки (либо быть способной приобрести эти навыки) для того, чтобы вывести продукт на рынок. Отсутствие ключевой экспертизы на старте очень сильно замедляет стартап. В то же время слишком большие команды на ранних стадиях размывают ответственность и раздувают burn rate.

5. Неуверенность в себе/своем проекте. Если вы сами не уверены в успехе, как вы планируете убеждать клиентов и инвесторов, что ваш продукт — лучший на рынке?

6. Маленький/локальный рынок. «Мы обкатываем продукт в Беларуси, а затем выходим на рынок США». Это никогда не работало.

7. Неумение вести бизнес-коммуникацию, выстраивать отношения. Сделки никогда не закрываются на первой встрече. Поэтому нужно фокусироваться на отношениях, а не на транзакции. К тому же любой инвестор заинтересован в том, чтобы вы могли поднять деньги не только у него.

8. Фаундер не делает homework. Например, B2C-проект на pre-seed стадии приходит к post series A enterprise VC.

9. Команда не на 100% сфокусирована на проекте. «Вот получим инвестиции — и будем работать full-time».

10. Фандрейзингом занимается не CEO. Фандрейзинг — это full-time работа, и CEO — единственный человек, который должен общаться с инвесторами.


Михаил Румянцев — в прошлом CEO стартапа FriendlyData по разработке поискового интерфейса для работы с корпоративными базами данных, который понимает естественный язык пользователя. В октябре прошлого года стартап купила ServiceNow — самая инновационная компания мира по версии Forbes. Также это издание включило Михаила в рейтинг 30 Under 30 Europe. Сейчас предприниматель помогает стартапам выходить на американский рынок и готовится к запуску компании по развитию проектов.

13.3" 1440 x 900 TN+Film, Intel Core i5 5350U 1800 МГц, 8 ГБ, SSD 128 ГБ, граф. адаптер: встроенный, Mac OS, цвет крышки серебристый
14.0" 1920 x 1080 IPS, Intel Core i5 8265U 1600 МГц, 8 ГБ, SSD 256 ГБ, граф. адаптер: встроенный, Windows 10, цвет крышки темно-синий

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!