Купили смартфон в лизинг за 170 рублей, а отдать надо 2900. Компания: нужно переговоры вести адекватно
1109
11 февраля 2019 в 8:00
Автор: Константин Сидорович
Купили смартфон в лизинг за 170 рублей, а отдать надо 2900. Компания: нужно переговоры вести адекватно

Сразу несколько человек обратились в Onliner со схожей бедой. В нюансах проблемы отличаются, но суть у них одна. Люди берут в лизинг смартфон, нерегулярно вносят платежи, а через продолжительное время получают претензию с требованием оплатить пеню, порой в десять раз превышающую стоимость покупки. В компании, которая предоставляет соответствующие услуги, проблемы не видят. По словам директора, всегда можно договориться.

Содержание

Штраф — 5 рублей за день просрочки

Все истории, о которых будем говорить ниже, связаны с условиями договора, который заключается между покупателями и компанией «Простой лизинг». Первые просто хотят телефон, но не готовы сразу оплатить всю сумму. Вторая просто хочет заработать. Ничего криминального ни в первом, ни во втором желании нет. Но как же получилось, что вроде бы из ничего на вроде бы пустом месте разгорелся конфликт?

С одной стороны, все дело в забывчивости. С другой — свою роль сыграли прописанные в договоре санкции за просрочку лизинговых платежей. Так, пеня формируется из расчета 5 рублей за каждый день просрочки. Просрочкой при этом считается также неполная выплата. Заплатили 9,99 рубля вместо 10? Получите пеню в 5 рублей. За каждый день.

Ах да, если просрочка достигла двух месяцев кряду, то еще могут удержать 20% от стоимости предмета лизинга.

«Не заплатила рубль, в итоге потребовали тысячу»

Алеся еще летом 2016 года покупала в салоне связи смартфон Lenovo A2010. Денег на покупку у воспитателя детского садика не было. Решила воспользоваться предложением компании «Простой лизинг» и оформила покупку «в кредит» (как показывает практика, многие не видят разницы между кредитом и лизингом). Всего нужно было выплатить почти 400 рублей — дороговато за такую модель, но зато отдавать можно не всю сумму сразу.

— Последний платеж внесла в августе, просрочив на несколько дней. А потом пришла претензия, в которой от меня требовали пеню в размере тысячи рублей! Я сначала испугалась, собрала все деньги, что были, и оплатила 650 рублей. А потом успокоилась и подумала — откуда такой штраф? Да, я согласна, было несколько дней просрочки, но не тысячу же рублей они стоят!

Потом, правда, Алеся вспомнила, что в один из месяцев ошиблась с суммой платежа и заплатила на рубль меньше, чем было положено по графику. Как бы то ни было, претензию женщина посчитала необоснованной и даже отправила в лизинговую компанию составленное юристом письмо.

«Ни один банк, даже частный, не насчитывает такие проценты!»

По словам Алеси, на письмо так никто и не ответил. Зато в августе 2018 года «Простой лизинг» вновь прислал оповещение с требованием оплатить пеню в размере 1095 рублей.

— Неужели нельзя было заранее предупредить, что у меня долги? Откуда вообще взялась такая сумма? Неужели с рубля столько набежало? В компании со мной никто не захотел разговаривать, сотрудница нагрубила и положила трубку. А как с остальными пострадавшими? У некоторых же суммы еще больше? Очень жалко людей! Почему их [компанию «Простой лизинг». — Прим. Onliner] никто не проверяет? Ни один банк, даже частный, не насчитывает такие проценты!

«Простой лизинг»: «Клиент реагировал не вполне адекватно»

Мы обратились в компанию «Простой лизинг» с просьбой прокомментировать эту и последующие ситуации. Алексей, директор фирмы, заверил, что Алесей на протяжении 11 месяцев «допускались просрочки лизинговых платежей». «В течение 7 месяцев из 12 она постоянно находилась в состоянии просроченной задолженности от одного до двух платежей», — отметил Алексей.

По его словам, Алесю неоднократно информировали о долге.

«Клиент на данную информацию реагировал не вполне адекватно, то признавая, то не признавая свои нарушения»

Алексей признал, что женщина частично погасила долг.

— По итогам 2018 года было принято решение отказаться от дальнейшего взыскания штрафных санкций, учитывая произведенные клиентом платежи.

Алеся, правда, об этом ничего не знала, пока мы ее не обрадовали. Хотя нет, радости в голосе женщины мы не услышали.

Присмотрели телефон за 170 рублей. Теперь надо отдать 2900

Катя в декрете, Женя трудится подсобным рабочим. Картина в целом та же — заключили договор с «Простым лизингом» на недорогой смартфон, а спустя некоторое время от имени компании получили претензию. Вот только суммы здесь другие.

«Это просто неподъемная сумма, мы в руках столько никогда не держали!»

Смартфон стоил меньше 170 рублей, а пеню насчитали в размере 2870! Покупали девайс в начале 2017 года, претензию, по словам молодых людей, выставили на днях. На этот раз в качестве дополнительной меры мотивации указали уголовную ответственность за мошенничество и ограничение свободы до 5 лет.

— Да, последних три платежа пропустили. Вышло так, что смартфон отдали родителям, а они забыли за него заплатить. То есть получилось, что мы должны около 61 рубля. И вот спустя год после окончания срока действия договора приходит письмо с сумасшедшей суммой почти в 2900 рублей! Еще и мужу грозит 5 лет лишения свободы!

Смотрим на график платежей и сравниваем с фактическими датами, когда пара оплачивала лизинг. Что ж, даже имеющиеся платежи ребята вносили с опозданием в несколько дней. Почему? Как пояснил Евгений, у него зарплата именно в эти дни. К тому же раньше пара пользовалась рассрочкой и кредитами в салонах мобильных операторов, а там никогда не обращали внимание на просрочки.

— Увидели, что из деревни, худенький, маленький, щупленький парень, и решили, что можно развести на такие деньги! А для нас это не деньги! Это просто неподъемная сумма, мы в руках столько никогда не держали! Надеемся на лучшее, но так страшно, что хоть из декретного отпуска выходи работать, — куда более эмоциональна Катя, жена Жени.

Примерно так выглядит телефон по цене нового iPhone

«Простой лизинг»: «Клиент вел себя некорректно»

Алексей уверяет, что любые проблемы можно решить с помощью переговоров. Мол, придешь и адекватно пообщаешься — уменьшим сумму долга. Увы, как он отметил, в случае с Евгением договориться не вышло.

«В ходе переговоров клиент вел себя некорректно, обвиняя организацию в допущенных им самим нарушениях, угрожал наказать через правоохранительные органы и СМИ»

Задолженность по лизинговым платежам супруги погасили. А вот пеня в размере почти 3000 рублей висит тяжким грузом. Почему не связывались с клиентами до того, как просрочка достигла 574 дней? Говорят, Евгений изменил контактные данные и не уведомил «Простой лизинг».

Что ж, с первого раза дозвонились до Жени и уточнили, как же так?

— Мы звонили, спрашивали, почему не извещали о долге. Отметили, мол, это не входит в их обязанности. Но таких денег у нас нет. Наверное, придется ждать суда.

«Не понимаю, в чем моя вина». Медсестра должна «Простому лизингу» почти 2000 рублей

Елена работает медсестрой. Тоже смартфон и компания «Простой лизинг». Девайс она приобретала два года назад, в январе 2017-го. Говорит, все исправно выплачивала и только последний платеж забыла внести. Была уверена, что сумму последнего платежа погасила благодаря предыдущим переплатам. Спустя год — претензия и пеня 1920 рублей.

— Со слов работника «Простого лизинга», меня не предупредили раньше, потому что не могли найти. Но для письменной претензии спустя год я нашлась. При оформлении договора я указала рабочий и домашний телефоны, адрес. За это время мои контактные данные не менялись, и все же целый год меня никто не мог найти.

Я заплачу пеню, но хочу, чтобы люди узнали о таком «обслуживании» клиентов в данной компании и не повторили мою судьбу.

Такой же телефон Елена брала в лизинг

По словам Елены, до последнего платежа она все выплачивала вовремя и даже сверх указанных в договоре сумм.

«Простой лизинг»: «Задолженность по лизинговым платежам погашена». Или нет?

Для Алексея и правда переговоры значат очень много. Так, Елена и ее супруг подошли к ответственному мероприятию со всем уважением, поэтому пеню им уменьшили.

— На сегодняшний день спор между клиентом и ООО «Простой лизинг» отсутствует. Задолженность по лизинговым платежам погашена клиентом в ходе урегулирования спора.

Елена уточнила, что пеню и правда согласились сократить до 300 рублей: «Я сразу их внесла. Сумма пени в ЕРИП уменьшилась на эти 300 рублей, но потом снова стала первоначальной».

«Простой лизинг»: размер пени законом не ограничивается, предупреждать о задолженности не обязаны

Компании «Простой лизинг» мы ретранслировали два вопроса, волнующие по крайней мере несколько их клиентов. Приводим ответы полностью.

«Как показывает практика, люди не платят не потому, что их не уведомили, а потому, что они решают не платить»

— Почему компания не предупреждает людей как можно раньше, прежде чем пеня достигнет астрономических размеров?

— Во-первых, в соответствии с законодательством кредитор не обязан уведомлять должника о каждом случае нарушения оплаты или начисленных штрафных санкциях. Соблюдать установленный график платежей и удостоверяться в выполнении своих обязательств в полном объеме — это обязанность должника.

Во-вторых, мы всегда уведомляем должника о наличии просроченной задолженности или предпринимаем активные попытки сделать это.

Вместе с тем в нашей стране для удобства платежей используется такая система, как ЕРИП. Сумма платежа и размер штрафных санкций там отображаются в любое время суток, нужно просто захотеть узнать.

Как показывает практика, люди не платят не потому, что их не уведомили, а потому, что они решают не платить. Забывчивость — это фактор, который работает в рамках недели-двух. В течение же двух лет человек не забывает внести половину платежей по договору‚ а делает это осознанно.

— Не слишком ли высок размер пени?

— Сразу оговоримся, что размер штрафных санкций — вещь договорная и законом не ограничивается.

«При рассмотрении каждого обращения должника об уменьшении штрафных санкций мы учитываем все моменты... и банально его поведение и воспитанность при общении»

Мы определили пеню в таком размере по нескольким соображениям.

Во-первых, она мотивирует заемщиков платить своевременно и максимально соблюдать платежную дисциплину.

Во-вторых, адекватный должник, получивший претензию с расчетом штрафных санкций в немалом размере и просьбой связаться с организацией-кредитором, так и поступает. Поверьте, основная задача в работе c должниками — это установить c ними контакт, понять причину неоплаты и найти решение, которое поможет войти в рабочее русло, а это и уменьшение пени, и установление нового графика платежей исходя из возможностей должника и кредитора.

Что же касается целенаправленного заработка на штрафных санкциях, то наша компания не шла бы на мировые соглашения в большом количестве со значительным уменьшением штрафных санкций, если бы цель была только в наживе.

При рассмотрении каждого обращения должника об уменьшении штрафных санкций мы учитываем все моменты: ситуацию в семье, наличие работы‚ какие меры человек предпринимает для решения ситуации и банально его поведение и воспитанность при общении. Так и получается, что после того как должник грозится всех наказать и посадить, при этом не погасив задолженность, желания идти ему навстречу гораздо меньше, чем если бы человек цивилизованно общался, не оскорбляя и не угрожая сотрудникам компании.

Новый рекорд — пеня 3650 рублей!

Пока мы готовили текст и собирали все комментарии, в редакцию Onliner обратилась еще одна женщина. Тоже лизинг, опять телефон, снова пеня. Размер последней на этот раз достиг 3650 рублей!


Именно так бывает, когда встречаются беспечность и бизнес, готовый ею воспользоваться. Советовать здесь, кроме банальностей вроде «внимательно читайте договор!», нечего. Но сама ситуация, надеемся, для многих сможет послужить примером того, что далеко не всякая рассрочка/кредит/лизинг полезны настолько, насколько выглядят.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Константин Сидорович