О времена! О нравы! Когда-то давно, в мохнатые 90-е (и тем более 70-е и 80-е), трава уж точно была ароматнее, а зеленый цвет — более насыщенным и даже немного провокационным. Оглядываясь назад, понимаешь, как все изменилось. В некоторых странах попробуй только уступить место женщине или сделать ей комплимент — засудят за домогательства и сексизм, а уж как придется отвечать за шутки о цвете кожи… Сегодня провокации уже не те: они выхолощены, очевидны и потому обычно беззубы.
Маркетинговые материалы прошлого показывают, насколько была разнузданной реклама: ее авторы позволяли себе если не все, то очень многое. Сегодня такое является скорее исключением, и настоящие жемчужины очень быстро исчезают из поля зрения под давлением разного рода организаций. Как правило, побеждают наиболее активные, даже если они в меньшинстве.
Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, какой реклама была раньше, но основное внимание уделим веселым, юморным материалам — ведь смех продлевает жизнь (и, как говорят маркетологи, продвигает товары с услугами). Глядя на некоторые образцы, понимаешь, что сегодня увидеть такое по телевизору или на любом другом канале распространения информации почти нереально.
Впрочем, и в прошлом хватало «перегибов на местах», за что компании-рекламодатели регулярно получали нагоняй в виде штрафов и запретов на распространение подобных материалов.
Начнем с образцов печатной рекламы. Производитель дезодорантов Axe, к счастью, до сих пор иногда радует. Вариант ниже имеет весьма конкретную целевую аудиторию, так как появился как минимум 10 лет назад.
А вот пример рекламы гаджета, который в 2012 году назвали самым бесполезным. Но его создатели были уверены в обратном, ведь они придумали толковый hands-free для, вероятно, любого телефона — от мобильника до проводного. Попробуйте оспорить этот факт. Кстати, они не шутили…
А вот из относительно свежего и потому тем более приятного глазу:
Технологичная штука уровня «магазинов на диване», которые способны продавать даже бесполезные товары. «Ручка, которая никогда не потеряется», крепится магнитом в часах. Этот же магнит отвечает за втягивание в корпус стержня, чтобы не пересыхал. Но за 30 баксов?!
Но давайте вернемся к веселой и странной рекламе. Такая даже получила свой термин — oddvertising (от слов odd — «странный» и advertising — «реклама»).
Считается, что подобная реклама исчезла, среди прочего, из-за увеличения хронометража роликов. То, что раньше пытались втиснуть в 15—30 секунд, сегодня разворачивается в продолжительные мини-фильмы — скучные, с кучей подробностей и отвлеченностей. «Теперь мы можем создать эмоцию, рассказать историю», — объясняют рекламщики. А зритель переключает канал или отправляется попить чаю. Но и в прошлом случались продолжительные шедевры. Один из примеров вы можете найти на YouTube по ключевой фразе «wassup commercial».
А вот примеры классики черного юмора. На одни темы сегодня уже не принято шутить, другие вызовут возмущение, а третьи попросту потребуют запретить.
Когда-то передача и воспроизведение видео (протостриминг, скажем так) казались чем-то необычным и крутым. А вот телефон Motorola E815 мог многое. Реклама, конечно, приукрашивала его возможности, но это простительно.
Но не всем хороша реклама с юмором: иногда приходится только догадываться, что имел в виду режиссер ролика. Это либо очень тонкая шутка, либо очень толстая. Или смешная, но притянутая за уши. Однако главного рекламодатель добился даже в этом случае — привлек внимание.
Сегодня смартфоны принято ругать за слабую батарею. Многие позабыли, что во времена видеокамер проблемы были те же. Только к аккумулятору еще можно было добавить необходимость запастись кассетами.
А здесь все очень опасно, даже комментаторы под видео возмущены происходящим! Да, при желании тут действительно можно усмотреть спорный посыл.
Особенно необычно видеть веселую рекламу компании, которая специализируется на страховании и организации похорон. Когда-то такое срабатывало, теперь же фирма предпочитает куда более традиционный подход к продвижению.
Кто-то, вероятно, еще помнит такую компанию, как AGFA. Сегодня она не на слуху, но это не отменяет ее прошлых достижений. Вот пример рекламы, которую якобы даже запретили для показа (где-то и кто-то). Слоган в кадре соответствует видеоряду: «Для вещей, которые вы увидите раз в жизни».
К слову, о компактности. Когда-то к ней относились иначе. Японцы, которые умеют удивлять рекламой до сих пор, знают толк в странностях. Жюри фестиваля рекламы «Каннские львы» признавало это.
Некоторые ролики не теряют своей актуальности до сих пор. Более того, их можно показывать в качестве наглядного материала авторам социальной рекламы. В отличие от многих ее образцов, ролик ниже сработал бы.
А вот следующую рекламу мы не рекомендуем к просмотру впечатлительным людям, потому как ее можно отнести к разряду ужастиков.
Такой рекламы, как ниже, вы уже не увидите по другим причинам. Сегодня подобный ролик воспринимается как наивный и даже глупый. «Бог ты мой, неужели кто-то додумался рекламировать DVD?!»
Современные смартфоны кажутся большими? Ах-ха-ха…
Пример рекламы, которую позже признали некорректной и запретили к показу. Причем речь шла о защищенном сексе, а главную роль исполнил Доминик Купер, такой молодой в 2001 году (сам ролик начинается примерно на 12-й секунде).
Не важно, что ты рекламируешь. Главное — как.
Иногда даже у крупных и прожженных рекламщиков (и рекламодателей) случаются провалы. Либо это очень грамотная манипуляция — PlayStation 3 после такого вы вряд ли забудете.
Доподлинно не известно, сколько стоило участие Железного Арни в этой рекламе, но вряд ли такое повторится.
Да и вообще японская реклама полна шедевров.
Вот как, например, продвигали Windows 3.11 (после такого ее точно запомнишь)...
...и Windows 8.
Ну а завершим подборку странными вещами:
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by