Реальность в IT-сфере для начинающего специалиста совсем не такая жизнеутверждающая, как кажется со стороны: плюс-минус средняя по стране зарплата и постоянное обучение, чтобы подняться на ступеньку повыше. Плюс высокая конкуренция, миграция специалистов из других сфер из-за страха остаться без работы в нынешней профессии. Или все-таки платят тысячи почти ни за что? Как все обстоит на самом деле, мы узнали у старшего директора практики Digital Strategy & Experience Design в EPAM СНГ Павла Либера. Он разрабатывает учебные программы и видит как тренды в IT, так и проблемы в подготовке айтишников.
— На форуме ITE-2018 вы говорили, что некоторые IT-компании хотят заменить собой вузы. Как это выглядит?
— Технологии изменяются быстро. К примеру, новый фреймворк для JavaScript выходит каждые 3—6 месяцев. Мы понимаем, что вузы не могут адаптировать свою учебную программу так быстро, чтобы преподавать актуальные технологии. Поэтому IT-компаниям нужно либо приносить свои знания в вузы, либо пытаться заменить собой последние.
Сейчас EPAM сотрудничает с восемнадцатью белорусскими вузами, у нас больше тридцати лабораторий — это, по сути, компьютерные классы, где наши специалисты работают со студентами в рамках учебных дисциплин. В остальное время здесь же проводятся бесплатные открытые тренинги, прийти на них могут и нестуденты.
Интересная штука: в этом году на тренинги по JavaScript пришло три тысячи человек, которые хотели стать разработчиками. Около восьмисот человек закончили онлайн-этап и добрались до персонального менторства — когда сотрудники компании помогают ученикам развиваться, проверяют их «домашки». На выходе получилось примерно 350 человек, из них где-то 130 мы взяли в EPAM.
— Выпускник только отучился, а знания уже устарели — как-то неприятно это осознавать.
— Есть огромное количество людей, которые получили диплом и пошли работать в IT-компании. Равно как есть люди с дипломом, которые ощущают нехватку знаний. Думаю, такое во всех специальностях, просто IT — очень динамичная индустрия. Действительно, я считаю, что знания в этой отрасли устаревают примерно за год. И нужно либо учить новые вещи, либо уметь очень быстро адаптироваться.
— Стандартная ситуация: человека не хотят брать без опыта, а опыта у него по этой же причине как раз таки и нет. Как решить дилемму?
— Если говорить о наших курсах, то люди получают за время обучения какой-то практический опыт. Когда к нам приходит человек без реального опыта, но хорошо понимающий в программировании, мы его, скорее всего, возьмем. Мы хотим набирать в штат людей, которых можно сразу поставить на проект.
— Как таковой диплом играет роль при собеседовании? Допустим, к вам приходят два человека: один доучился, а другой бросил вуз на последнем курсе. Разница для вас будет?
— Абсолютно никакой. По крайней мере, когда я или мои ребята проводят интервью, на наличие диплома мы не смотрим. Мы смотрим на наличие знаний, которые могут быть нам полезны.
— А вы не рассматриваете очную форму обучения как проверку на стрессоустойчивость, коммуникабельность, многозадачность? Это не то же самое, что пройти парочку онлайн-курсов.
— Да, есть люди, которым нужно поучиться в вузе, пожить в общежитии, наладить горизонтальные связи — все как мы любим. Но есть те, кто и без этого является прекрасной социально-активной личностью. Понятно, что абсолютное большинство людей, которые к нам приходят, — с дипломами. При этом мы понимаем: наладить вот эти горизонтальные связи можно не только в вузе.
Будучи слушателем онлайн-курсов, можно ходить на митапы, хакатоны, технические доклады, участвовать в социальных проектах. Просто у нас в стране так исторически принято: закончил школу, отучился в вузе, потом идешь работать. Но я вижу, что многие студенты 3—4 курса уже заранее как-то планируют свое будущее. С другой стороны, те, кто давно закончил вуз, тоже ищут возможность что-то поменять в жизни и «пойти в IT».
— Сколько из этих трех тысяч слушателей JavaScript студентов?
— Примерно 65%, остальные уже не студенты.
— Можете нарисовать средний портрет нестудента?
— Это очень разные люди. Как правило, у них физико-математический опыт — так проще понять логику и программирование. Алгоритмика довольно универсальная: если вы в ней разбираетесь, то не принципиально, на каком языке писать. Есть и гуманитарии: они ищут специальности вроде бизнес-анализа, менеджмента проектов.
— Из каких необычных профессий люди идут в IT?
— Были клоуны, следователи и золотодобытчики. Или золотоискатели, не помню точно. У нас есть ивент в формате завтрака, на котором новички встречаются с менеджером и свободно общаются, чтобы просто познакомиться. И обычно рассказывают про себя. Там всплывают совершенно необычные профессии.
— Сейчас быть айтишником выгоднее, чем добывать золото?
— Условий конкретно этого человека я не знаю, но судя по всему — да. (Смеется.) Вообще, никто не идет в IT-сферу только за деньгами. Но и никто не идет чисто из альтруистических соображений. Люди понимают, что можно заниматься интересной работой и хорошо получать. Так что все взаимно дополняет друг друга.
— Много говорят об онлайн-курсах: мол, зачем учиться в том же вузе, если все есть в открытом доступе. Что скажете об этом?
— Человек устроен так, что очень сложно учиться полностью самому, когда никто тебе не подсказывает, не объясняет. У многих просто не хватает мотивации. Проблема онлайн-курсов не в плохом контенте, а в слишком синтетическом обучении. Ведь многие вузы пытались целиком перейти на онлайн-формат, но особо успешных результатов не было.
Должен быть онлайн с очень сильной практической частью, чтобы ты не просто посмотрел видео, а еще и реально усвоил материал. Либо нужна работа с живым человеком, который направлял бы тебя.
Еще проблема в том, что все люди индивидуальны и учатся с разной скоростью. Человек это учитывает, а тесты — нет. Но есть смарт-программы, которые видят, в каких местах ты чаще ошибаешься, и дают больше материала на эту тему.
— На какой доход может рассчитывать человек после, скажем, полугодовых IT-курсов на JavaScript-программиста?
— Хочу заметить, что для нас джуниор-программист — это не тот, кто пришел учиться, а специалист, которого уже можно поставить на проект. Конечно, ему нужно помогать, но он уже полноценный сотрудник компании. Это важно понимать: не стажер, не практикант, не студент, а сотрудник — то есть человек, который уже что-то знает. На старте диапазон зарплат будет $300—500 по курсу.
— Как-то очень далеко от цифр средней зарплаты по IT-отрасли в Беларуси.
— Ну, нельзя пройти трехмесячный курс и получать какие-то безумные деньги. Безусловно, есть суперталантливые люди, которые буквально за четыре месяца поднимаются с джуниора до мидл-специалиста. Зарплата у них будет расти быстрее. Но в целом на начальном этапе баснословных зарплат нет. За что платить человеку, если он еще минимум несколько лет будет учиться?
— Можете выделить популярные, трендовые специальности?
— UX-дизайн, диджитал-консалтинг. Сейчас новое направление появляется — бизнес-дизайн. Это, по сути, построение бизнес-моделей «под ключ». Думаю, будет сохраняться тренд с нейросетями. У этой специальности есть смешное название — «тренер нейросетей».
Если отойти от сферы IT, то дальше будет развиваться генетика, робототехника и инжиниринг на 3D-принтерах. Еще сейчас актуальна тема машинного перевода — думаю, будут появляться диджитал-лингвисты, которые станут заниматься особенностями машинного перевода. Ну и Big Data — все, что появится в будущем, будет основано на данных. Чем лучше мы сможем их сохранять, накапливать и анализировать, тем лучше будут работать системы персонификации, искусственный интеллект, нейросети и прочее.
— Популярная тема на айтишных конференциях — смерть профессий. Вы тоже считаете, что процесс начался?
— Достаточно открыть новости за последний месяц. В «Сбербанке», например, 70% менеджеров заменили роботами. Да, новость звучит красиво, но когда смотришь детали — оказывается, что речь об узком направлении деятельности. Я бы брал не профессию, а то, чем человек конкретно занимается. Автоматизировать рутинную работу, которая сводится к обработке данных, гораздо проще, чем работу учителя, няни или еще кого-нибудь.
— Но разговоры об исчезновении профессий кажутся сильно преждевременными, нет? Едва ли на нашем веку условные роботы заменят что сантехников, что пилотов лайнеров.
— Полной замены все равно не будет. Любая автоматизация отнимает часть работы, но в то же время и создает ее. Про это сейчас много говорят уже на уровне правительств.
Речь не о том, что всем нужно «пойти в IT». Государства ищут разные способы подготовиться к изменениям: одни собираются вводить базовый доход, другие хотят внедрять социальное страхование (если потерял работу, тебе будут выплачивать пособие, пока переучиваешься на другую специальность).
Я не сказал бы, что сейчас это серьезная проблема. Скорее настороженные ветра будущего, когда люди начнут задумываться, а что делать завтра? Многие, кто приходит к нам на тренинги, говорят: «Вдруг нас тоже могут скоро автоматизировать? Почему бы лучше не пойти в IT-индустрию». Но, опять же, огромное количество людей не идет в IT: они занимаются своими бизнесами и счастливы.
— Дефицит каких-нибудь специалистов сейчас есть?
— В этом году появилось много небольших компаний, и почти всем нужны как дизайнеры, так и мобильные разработчики. Рынок перегревается. При этом крупные фирмы много инвестируют в образование, развивают свои курсы. А небольшие в рынок не инвестируют, не проводят митапы, не строят комьюнити, не делают обучающих программ. Просто находят специалистов и забирают себе.
— Звучит как претензия…
— Ну да, давайте считать это маленькой претензией.
— Сформулируете топ-3 IT-трендов на следующий год?
— Точно останутся Big Data и искусственный интеллект. А их комбинация приведет к новому тренду — автоматизации процессов.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by