К нашему удивлению, 2018 год оказался неплохим для фанатов кино, гораздо лучше 2017-го. При этом отстойных фильмов было еще больше. Но бриллианты среди них сверкали особенно ярко. На новый уровень вышли комиксовые блокбастеры (порадовали «Дэдпул 2», новый «Тор» и очередные «Мстители»). С «Тихим местом» оживился жанр ужастиков. Стивен Спилберг доказал, что может тряхнуть стариной и вспомнить молодость («Первому игроку приготовиться»). На удивление приятной картиной оказалась «Богемская рапсодия». Но нам больше запомнилось другое кино.
Отметим, что рейтинг основан на личном опыте автора и наверняка не совпадет со вкусами всех читателей.
Режиссер: Кирилл Серебренников.
В ролях: Тео Ю, Рома Зверь, Ирина Старшенбаум.
Российский фильм, вокруг которого сложилась аура, аналогичная той, что впоследствии можно было видеть вокруг «Богемской рапсодии». Мол, все неправда, все не так и вообще отсебятина. Да, отсебятина. Наверное, и правда все не так. Вот только «Лето» никогда не позиционировался в качестве биографической ленты «про Цоя».
«Лето» — шедевральное кино-настроение. Атмосферный, немного грустный (но ни разу не сопливый), яркий музыкальный эксперимент Кирилла Серебренникова. Простая история любви, обернутая в специфическую романтику Ленинграда 1980-х годов и сопровождающаяся потрясающими клиповыми номерами.
Да, актеры играют неважнецки. Но не так плохо, как могли бы с учетом происхождения картины. Не хватает глубины в исследовании зарождения и становления питерского рока? А кто сказал, что «Лето» про это? Суть ленты замечательно отражена в его названии — это почти невесомое ощущение тепла, от которого просто хорошо на душе. На наш взгляд, безусловно лучший российский фильм года!
Режиссер: Ари Астер.
В ролях: Тони Коллетт, Гэбриел Бирн, Алекс Вулф.
Увы, жанр ужасов за последние годы окончательно дискредитировал себя. Бесконечные вариации «астралов» и «заклятий» заполонили кинотеатры серой, однообразной, визжащей с экранов массой. 2018-й дал жанру шанс, породив сразу два события — «Тихое место» и «Реинкарнацию». Не умаляя достоинств первой картины, в рейтинг мы все же поместили вторую.
Сюжет фильма строится вокруг одной престраннейшей семьи. Вот умирает странная бабушка. У нее остается невероятно странная внучка и истеричная дочка. Есть еще внук, вокруг которого и будут постепенно разворачиваться основные действия ленты. Несколько раз «Реинкарнация» проделывает такие финты, которые ну совсем не ожидаешь (привет фонарному столбу!).
На примере своей картины Ари Астер показал, что ужастики все еще могут быть в тренде. Для этого не обязательно отказываться от наработок многочисленных предшественников. По старым лекалам да с новыми материалами в руках профессионала все еще можно сотворить нечто такое, что заставит удивляться и ежиться от страха даже матерого зрителя. Ставим жирный лайк за смелые эксперименты сразу с несколькими направлениями классических ужасов.
Режиссер: Дэвид Роберт Митчелл.
В ролях: Эндрю Гарфилд, Райли Кио, Тофер Грейс.
Эта лента еще более странная, чем ее название. Есть парень Сэм. Однажды он знакомится с девушкой, а на следующий день она пропадает. Пора превратиться в детектива и найти красотку! Сэм тянет за ниточку, а на него обрушиваются остатки гигантского гобелена из мировых заговоров, тайных посланий и сюрреалистичных персонажей.
«Под Сильвер-Лэйк» обязан стать культовым кино, потому что это целый, ничем не замутненный кинематографический экстаз. Дэвид Роберт Митчелл снял картину, в которой совершенно не важно, что происходит на экране. Причем оторваться от всей этой абсурдистской игры невозможно. Почти «Твин Пикс», но современней, отвязней и комичней.
При этом режиссер не стесняется направо и налево отвешивать реверансы одновременно лентам 1940-х, модной эстетике поп-культуры 1980-х и многочисленным теориям заговора. Получилось целостно, интересно и очень смешно (шифр бомжей и их царь особенно доставляют).
Режиссер: Джон Кэрролл Линч.
В ролях: Гарри Дин Стэнтон, Дэвид Линч.
Джон Кэрролл Линч снял летопись каждого живущего на Земле человека. В мелочах наши жизни отличаются, но итог все равно один. Впрочем, это не повод для грусти. Мы уже упоминали эту картину среди фильмов, которые прошли мимо белорусских кинотеатров. Что ж, пришло время «Счастливчику» взгромоздиться на седьмое место среди лучших из лучших.
Перед зрителями предстает одинокий, как все вокруг, старик, которому не сегодня завтра предстоит умереть. Он почти забыл детство, кое-как помнит молодость, но точно знает, что уходить в пустоту надо с улыбкой и без претензий ко всему миру. Просто потому, что так устроена Вселенная. Выдающаяся роль Гарри Дина Стэнтона!
Светлая грусть — состояние, которое фильмам удается вызвать очень редко. «Счастливчик» как раз из этих редких примеров. При этом на экране не происходит почти ничего. 90-летний дед смотрит телешоу, разгадывает кроссворды, заходит в кафе, бар, изредка кому-то звонит, медленно курит под хрипотцу Джонни Кэша и едко, по-стариковски шутит над окружающими. А еще ему очень страшно. В общем-то, так же, как будет страшно каждому человеку.
Режиссер: Уэс Андерсон.
Единственный мультфильм в нашей подборке. А ведь здесь даже спецэффектов и компьютерной графики нет. Шок! Кукольный мультик легко обставил лощеных соперников от студий-гигантов и просто стал лучшим.
В «Острове собак» важно не только ЧТО показывают, но и КАК это делают. Уэс Андерсон тщательно выстраивает каждую сцену, каждый кадр, в котором все оказывается на своем месте. Мультфильм банально красиво смотрится и звучит. А еще он очень милый, смешной и по-хорошему изобретательный.
Но к шедеврам «Остров собак» следует отнести не только за визуальную часть. Она здесь сочетается с серьезными, но не навязчивыми философскими рассуждениями о политике, природе, нашем месте в этом мире и бог знает о чем еще. Вышел мощный эмоциональный и интеллектуальный эпос, который интересен детям и взрослым. Создать такое неимоверно сложно!
Режиссер: Жак Одиар.
В ролях: Джон Си Райли, Хоакин Феникс, Джейк Джилленхол, Риз Ахмед.
По-прежнему обожаю вестерны и не могу пройти мимо «ковбойских» премьер. Недавно казалось, что жанру конец. Но нет, благодаря таким людям, как Жак Одиар, он лишь выходит на новый уровень. Бравые, благородные и независимые ребята с хитрым прищуром а-ля Клинт Иствуд остались в прошлом. На смену им пришли максимальный реализм, циничные ублюдки, жесткий, как старый башмак, юмор и психологическая глубина.
Пара братьев с фамилией Сестры — жуткие головорезы. Не потому, что нравится, просто жизнь такая. Младший, защищая мать, когда-то давно убил отца. Старший до сих пор переживает, что на защиту семьи стал не он. Но все меняется. И встреча, к которой так стремятся наемники Систерс, навсегда изменит их — тех, кому нет места в старом мире, с кольтом в руке вместо зубной щетки.
Помимо мастерски выстроенной истории и вороха аллюзий, «Братья Систерс» — это еще и мастер-класс по актерской игре. Дуэт Джона Си Райли и Хоакина Феникса бесподобен, а Джейка Джилленхола и Риза Ахмеда просто слишком мало.
Режиссер: Алекс Гарленд.
В ролях: Натали Портман, Дженнифер Джейсон Ли, Бенедикт Вонг, Соноя Мидзуно, Оскар Айзек.
Западный сплав «Сталкера» и «Соляриса» — вот что такое «Аннигиляция». А ведь сначала история про аномальную зону, где пропадают люди и куда направляется экспедиция из пяти женщин, кажется вторичной поделкой со спецэффектами и нулевым смыслом.
«Аннигиляция» поднимает экзистенциальные вопросы самоопределения и саморазрушения, пытается понять, что делает человека личностью и что представляет собой природа зла, затрагивает проблемы конечности бытия и стремления человечества к бессмертию. Фильм глубокий, но не очень зрелищный. Точнее, как раз визуальный ряд здесь отменный, но от «Аннигиляции» ждали совсем другого.
Картина могла бы не цитировать Андрея Тарковского или Стенли Кубрика, а подарить миру очередное бессмысленное мочилово, собрав многомиллионную кассу. Но Алекс Гарленд («Из машины») снова пошел по своему пути, сняв самую недооцененную ленту уходящего года, которая даже в полноценный прокат не попала.
Режиссер: Дэмьен Шазелл.
В ролях: Райан Гослинг, Клер Фой, Джейсон Кларк.
Смотреть «Человека на Луне» я опасался даже несмотря на режиссера Дэмьена Шазелла. Молодой автор шедевральных «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда» наверняка не смог противостоять голливудской машине и снял пафосное развлечение с безудержным звездно-полосатым патриотизмом и лозунгами из методичек. Или смог?
Шазелл смог. Он создал камерную, почти личную историю о мечте и щемящем одиночестве человека, который потерял смысл в жизни, но всеми силами пытается найти его вновь. Если не для себя, то хотя бы для всего человечества. Нил Армстронг здесь одержим как герой Майлза Теллера в «Одержимости», но у легендарного астронавта огонь бушует где-то глубоко внутри, за бесстрастным фасадом из отстраненности и стойкости.
Ни лозунгов, ни пафосной музыки. Даже фразу про «маленький шаг для человека» режиссер подал так, будто никакой истории и эпохального значения за ней не стоит. Русские здесь не злобные коммунисты в ватниках и с балалайками, а достойные соперники и даже коллеги, которые своей конкуренцией подталкивают всю цивилизацию к освоению неизведанного.
Режиссер: Ларс фон Триер.
В ролях: Мэтт Диллон, Бруно Ганц, Ума Турман.
Ларс фон Триер остается одной из самых скандальных фигур современного кинематографа, и это круто! Кто еще может себе позволить рассмеяться в лицо вымученной политкорректности, гендерным трендам и отполированным вкусам миллионов пользователей? Только безумный датчанин!
«Дом, который построил Джек» — многоэтажная конструкция и памятник, который Ларс фон Триер возвел сам себе. Кромсающий людей маньяк-интеллектуал и есть альтер-эго режиссера, который не столько рассказывает историю психопата, сколько задается вопросами сущности искусства. Нечто подобное в прошлом году представил Даррен Аронофски в фильме «мама!», но датчанин куда смелее и решительнее американского коллеги.
Фильм-ребус, фильм-символ, фильм-китч — «Дом, который построил Джек» одновременно все это и куда больше. Авторский нарциссизм балансирует на грани безвкусия и шедевра, в конце концов отдавая предпочтение последнему. Ларс фон Триер шокирует и заигрывает, смеется и тычет пальцем прямо в нас. Потому что умеет и может делать это гениально.
Режиссеры: Итан и Джоэл Коэны.
В ролях: Тим Блейк Нельсон, Зои Казан, Джеймс Франко, Лиам Нисон, Брендан Глисон.
Вестерн от братьев Коэнов? Ха, выносите трон! В 2010-м они уже порадовали «Железной хваткой». Что еще делать в этом жанре? Оказывается, работы — непочатый край. Любопытно, что с «Братьями Систерс» у «Баллады Бастера Скраггса» нет почти ничего общего. Эта картина скорее родственник «Омерзительной восьмерки».
С легким сердцем отдаем «Балладе Бастера Скраггса» место лучшего фильма 2018 года, потому что вместо одного нам подсунули сразу шесть шедевров! В каждом из них — квинтэссенция фирменной «коэновщины» с идиотскими персонажами, многогранными диалогами, фирменным юмором, необычными ракурсами и нелепым фатумом, который с абсурдной легкостью рушит жизни и меняет судьбы.
Каждая из шести баллад представляет собой технически безупречное и обманчиво легкое полотно. За его яркой внешностью скрываются притчи о человеческих пороках, жизни и смерти. Все, как мы любим в фильмах Коэнов! И «Баллада Бастера Скраггса» — лучшее их творение, способное затмить даже «Большого Лебовски». Ладно-ладно, по крайней мере встать на одну ступеньку с ним.
Повторимся, что составленный рейтинг, как практически любой другой топ, носит субъективный характер. Не забывайте делиться в комментариях своими списками фильмов, которые больше всего впечатлили вас в 2018 году!
Читайте также:
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Какая-то дичь на нашем Telegram-канале
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by