С какими устройствами имеют дело профессионалы? Они, как никто другой, знают толк в технике и могут, опираясь на свой опыт, выбрать под близкие себе задачи оптимальное оборудование. Но даже у специалистов в одной сфере и из одной компании предпочтения могут значительно отличаться. Это и демонстрируют наши фоторепортеры, которые пользуются как беззеркалками, так и зеркальными камерами, причем не только от популярных брендов Canon и Nikon, но и от менее раскрученных Olympus и Fujifilm. Мы попросили их рассказать о своих фотоаппаратах, объективах, вспышках и рюкзаках. А как они всем этим пользуются, вы можете посмотреть здесь.
Максим Тарналицкий всю жизнь снимает на Canon. Специализируется на производственных и сюжетных репортажах, съемке интерьеров, архитектуры и концертов. Фактически не занимается художественной постановкой и студийной фотографией. К технике предъявляет несколько требований: удобство, фуллфрейм-матрица, прочный, желательно металлический корпус, быстрый фокус и скорость съемки. Всему этому соответствует камера Canon 5D Mark 3. Сейчас у Максима две такие модели, а в ближайшем будущем он планирует пересесть на более новую EOS 5D Mark IV.
— Это достаточно старый аппарат, который прекрасно подходит для репортажной съемки. Я готов прощать этой камере все недостатки, так как она очень удобная и крепкая. Могу назвать ее автоматом Калашникова. Есть подозрение, что конкретно эти аппараты уже давно выработали свой заявленный ресурс.
Камера хорошо подходит как для съемки репортажа, так и для каких-то статичных сюжетов. Скорости ей чаще всего хватает. Конечно, для очень динамичного сюжета наподобие футбола она не годится, но снимать рок-концерт или производственный репортаж на заводе очень круто.
В этой модели Максиму не хватает разве что Wi-Fi- и GPS-модулей. Последний нужен скорее для сортировки фотографий и помощи в ведении каталога. А Wi-Fi необходим для оперативной передачи снимков, поскольку не всегда есть возможность удобно развернуться с ноутбуком.
— Если ты работаешь не спеша, снимаешь пейзаж или портрет, то объектив в таком случае будет важнее. Но когда ситуация очень быстро меняется, то репортеру важно в принципе получить фотографию. И поэтому чаще всего спасают именно широкая матрица и объектив с достаточным диапазоном фокусных расстояний. Не всегда ты можешь быстро менять объективы, поэтому иногда приходится пользоваться двумя камерами.
По мнению Максима, этим фотоаппаратам порой пригодился бы поворотный дисплей.
— Конечно, это противоречит идеологии репортерских камер, но для меня он не был бы лишним.
У фотографа четыре основных объектива. Модель Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM он использует в помещениях, где мало пространства для маневра и нужен широкий угол, а также для съемки архитектуры. Максим отмечает удачную конструкцию: все элементы находятся внутри, ничего за пределы корпуса не выезжает, когда меняешь фокусное расстояние. Сломать такой сложнее, да и пыль он не сосет.
— Отдельно надо упомянуть металлический обод в передней части: если ты бьешься обо что-то без бленды, то меньше рискуешь потерять линзу. А такое бывает часто, когда камера висит на плече или пузе.
Постоянная светосила позволяет снимать в темное время суток, хорошо работает на концертах. По мнению Максима, этих фокусных расстояний более чем достаточно в повседневной работе.
Еще в распоряжении фотографа есть телевик Canon EF 70-200mm f/4L IS USM. На рынке представлен также вариант подороже, с постоянной диафрагмой 2,8. Но у Максима модель дешевле, легче и компактнее, да и при уличной съемке такая широкая диафрагма не всегда нужна.
Ну а свой Canon EF 50mm f/1.8 STM Максим называет культовой вещью.
— Шикарный «полтинник». В моем случае это STM-версия с более тихой фокусировкой, ее можно использовать для видео. Объектив стоит очень дешево и отрабатывает каждую копейку.
А вот с Sigma 24-105mm F4 DG OS HSM Art Canon EFпришлось помучиться.
— Это моя боль. Коллеги отговаривали от него в пользу аналога от Canon, но я понадеялся на положительные тесты и отзывы. Первое время все было прекрасно: по оптическим качествам к объективу нет совершенно никаких претензий — хорошая резкость и геометрия. Проблемы начались позже.
Модель никак не приспособлена для работы фоторепортера — слишком хлипкая и ненадежная. Резинки рассохлись за полгода, выезжающий «хобот» расшатало. За три года в объективе сломалось три стабилизатора. В сервисе разводят руками и предлагают «меньше фотографировать». К сожалению, мои ставки на более новую модель и оптические характеристики не оправдались. Я забыл о таком важном параметре, как живучесть при ежедневной работе, и пожалел об этом.
Все свое оборудование Максим носит в рюкзаке Lowepro Fastpack BP 250 AW II.
— Это «околоидеальная» модель для моих потребностей и задач. Главная «фишка» — удобная боковая загрузка для быстрого доступа к камере прямо с плеча. В рюкзак помещаются два фотоаппарата, четыре объектива, вспышка, ноутбук и всякое мелкое барахло типа флешек и батарей. До этого у меня была первая версия точно такого же рюкзака, которая за три года ежедневного использования затерлась, но не порвалась.
В основном Максим Малиновский фотографирует без вмешательства в происходящее, в репортажном стиле. Избегает разве что съемки ювелирных изделий, потому как там не обойтись без обработки.
Чаще всего снимает на Fujifilm X-Pro2, Fujifilm X-T2, Nikon D4 (в 2016 году был выпущен преемник Nikon D5), Nikon D3s и Nikon D800 (в 2017 году вышел преемник Nikon D850). На вопрос, зачем ему столько фотоаппаратов, Максим дал простой ответ: у людей ведь бывает много курток, ботинок и рубашек.
— Иногда лень таскать с собой две зеркальные камеры и три объектива общей массой под 13 кг, когда есть два «Фуджи» с маленькими компактными светосильными объективами и весом около 4 кг. И далеко не на всех съемках нужна скорострельность или другие преимущества зеркалок Nikon.
Компания Fujifilm с давних времен делала и пленки, и фотоаппараты. В их современные камеры встроены имитации различных типов пленки: стиль изображения можно выбрать под конкретную задачу. Лично я пользуюсь беззеркальными моделями из-за их компактности.
Вместе с тем Максим признается, что больше всего ему нравится фотографировать на iPhone:
— Он маленький и помещается в карман. Жаль только, что на него нельзя снять футбольный матч.
Суммарно у фотографа больше десяти объективов. Из них четыре светосильных с фиксированным фокусным расстоянием для Fujifilm (14mm F/2.8, 23mm F/1.4, 35mm F/2 и 56 mm F/1.2). Их достаточно для большинства съемок, а линзы 23mm и 56mm работают чаще других.
Максим очень щепетильно относится к подстраховке. На съемки выезжает с двумя фотоаппаратами одной системы, все они пишут на две карточки памяти.
— В начале нулевых, когда шел переход с пленки на цифру, первые цифровые камеры Canon были ненадежными. У меня во время одной съемки сломались сразу оба фотоаппарата. Они были слабо предназначены для профессионального использования.
Сейчас ситуация, конечно, изменилась. Максим считает, что Canon и Nikon уже давно идут в ногу друг с другом по качеству и по тому, как они развивают технологии и поднимают цены, причем в этом даже можно попытаться разглядеть конспирологический сговор. Ну а если камеры более-менее равны, то надо смотреть на сервис.
— Мне нравится, что у Nikon есть сервис. Реальный, в Москве и Варшаве, где можно отремонтировать фотоаппарат или объектив, быстро найти запчасти. У Canon обслуживание и ремонт отданы на откуп дилерам. Например, у компании сменилось поколение камер, и ближайший дилер в Вильнюсе должен был закупить новое оборудование для ремонта. Естественно, в столь маленькой стране не решились тратить десятки тысяч долларов. А из московского Canon при серьезных поломках отправляют в Европу, что занимает много времени.
Объективов для Nikon у Максима, как вы догадались, куда больше: 16-35mm F/4, 14-24mm F/2.8, 24-70mm F/2.8, 70-200mm F/4, 80-400mm F/4.5-5.6. А для съемки спорта есть 500mm со светосилой 4, на который можно повесить двукратный телеконвертер. Есть и то, что фотограф называет любимой игрушкой, — компактный объектив 500mm f8.
Из интересностей, которыми Максим пользуется для упрощения работы, можно назвать приложение на смартфоне для Fujifilm, через которое можно передавать фотографии с камеры, а также трансмиттер WT5 для Nikon. Он позволяет по FTP-протоколу во время съемки передавать изображения на FTP-сервер.
— Из того, что из сумок представлено в Беларуси, самым приличным я считаю бренд Think Tank. В принципе, большинство профессиональных сумок — американские. В любой сфере у них есть куча изящных и практичных решений. У меня два рюкзака, чемодан и две сумки Think Tank под различный комплект аппаратуры. Еще есть сумки Domke. Компания не меняет дизайн своих моделей с 1970-х годов, при этом они остаются практичными и удобными.
В сумках вообще много нюансов, которые влияют на комфорт работы: расположение липучек и карабинов, материалы исполнения. Многие компании используют пластиковые карабины, которые при морозе в 15 градусов разваливаются. Пошить качественную сумку не так и просто.
Влад Борисевич раньше снимал на полноформатные камеры Canon 5D Mark 2 и 3. Они были хорошими, позволяли снимать в условиях белорусской зимы, когда в стране темно с четырех вечера и до девяти утра. С соответствующими объективами они давали хорошую детализацию и невысокий шум. Сейчас фотограф снимает на Canon EOS-1D X Mark II в связке с россыпью объективов на все случаи жизни и под любые задачи.
— «Единица» позволяет глубже погрузиться в момент, не думая о том, как бы так снять, чтобы все попало в фокус, и концентрируясь на технической стороне съемки. Ее следящая фокусировка на уровень выше, чем у «пятерок», она позволяет вообще не думать о выдержке и том, что фотография может оказаться не в фокусе, дает возможность буквально «выносить» моменты в скоротечных сценах, которые длятся секунду-две.
Ко всему прочему у «единицы» есть серийная съемка до 16 кадров в секунду, и ты можешь ловить интересные кадры в серии. То есть порой можно просто «лупить», и в итоге из момента обязательно что-то с собой заберешь. С «единицей» можно получать отличные фотографии за минимально возможное время.
Любимым объективом Влад называет фикс Canon EF 135mm f/2.0L USM, который даже на открытой диафрагме очень резкий и дает красивую зону нерезкости. На него фотограф снимает людей и все, что позволяет разойтись при съемке фиксом в теледиапазоне. На улице Влад не ленится отходить от объекта съемки, чтобы использовать любимый объектив.
Стекло 24-70mm фотограф чаще использует для предметной съемки и работы в помещениях, где одновременно нужны и общие планы, и крупные.
— Ширика 16-35mm хватает на все. Он позволяет дать описание пространства, в котором ты работаешь. Хорош и для улицы, и для помещения. Также есть fish-eye 15mm с углом обзора 180 градусов по диагонали для особых случаев массовой съемки и тесных помещений. Общий 35mm F/1.4 от Sigma используется редко, потому что нужен только при катастрофически плохом освещении.
«Единица» позволяет снимать с ним почти без промахов, потому что у нее более жесткие допуски на точность фокусировки. Этим она отличается от камер 5D. Оптика, которая на «пятерках» давала промахи, на «единице» просто расцветает и дает 9 резких кадров из 10.
Влад отмечает, что у Canon EOS-1D X Mark II корпус сделан из магниевого сплава, но к камере он относится очень трепетно и старается не подвергать высокоточную оптику и механику риску. Тем не менее спустя два года эксплуатации фотоаппарат начал мазать примерно в половине случаев.
— Он нигде не падал. Наверное, вопрос какого-то эксплуатационного износа после 200 000 срабатываний. В эти выходные везу его на ремонт, потому что ждать три месяца с нашим текущим сервисом в Минске — это какое-то издевательство.
Для съемок красивых интерьеров со сложным освещением у Влада есть несколько вспышек: одна обычно установлена на камере, тогда как вторая используется для точечной подсветки зон/объектов (снимок затем собирается композитный).
Раньше фотограф пользовался рюкзаками Vanguard — до того момента, как в одном отклеилась секция и выпал объектив. К счастью, упал он удачно и не пострадал.
— Потом я перешел на рюкзак Crumpler, который со временем сменил на Peak Design Everyday Backpack 30L. Это наиболее продуманный и правильно сделанный из всех рюкзаков, которые я когда-либо носил. Он прекрасно смотрится с любой одеждой, есть возможность загружать в него технику с любой стороны, все отсеки внутри удобно регулируются и перестраиваются. Этот рюкзак удобен в путешествиях, так как есть отсеки для документов, сам он не загрязняется и не промокает, регулируется по объему.
Влад признается, что активно поддерживал беззеркалки, когда они только начали появляться на рынке, но до сих пор ни одна из них не дала ему нужной скорости работы. Особенно в сравнении с «единицей», приблизиться к которой очень сложно.
Александр Ружечка чаще работает на репортажах и с портретной съемкой для рубрики «Мнения». Он начинал снимать еще на «Вилию», долго фотографировал на «Зенит» и пленочные Nikon, цифровые зеркальные Canon и Nikon. Но всегда мечтал заполучить Olympus и вот уже полтора года снимает на фотоаппарат Olympus OM-D E-M1 Mark II.
— Это беззеркалка: маленькая, легкая, бесшумная. Например, когда снимаешь в театре, всех раздражаешь щелчками. Сам недавно был на премьере, там девушка снимала на Canon без выключенного подтверждения автофокуса. Спектакль был тихий, а это пиканье очень раздражало. И я понимаю, что когда сам ходил снимать в театр, щелчки моей камеры тоже раздражали. Нынешний фотоаппарат — бесшумный, с электронным затвором.
Модель не фуллфреймовая. По словам Александра, при съемке днем в солнечную погоду разница практически не видна, ее можно заметить только при очень большом увеличении кадра. У камеры хороший стабилизатор с шестью с половиной ступенями стабилизации, а потому съемка статических объектов ночью проблем не вызывает. Если же надо снимать людей, то приходится повышать ISO. Но это не критично сказывается на итоговом кадре.
Александр чаще всего использует объектив 12-100mm, что в переводе на полный кадр эквивалентно фокусному расстоянию 24-200mm.
— Объектив универсальный, его можно было бы и не снимать, если бы не постоянная диафрагма 4. А потому при съемке в темных помещениях приходится «переобуваться». Еще есть 40-150mm (80-300mm в пересчете на полный кадр) с диафрагмой 2,8, на который я чаще всего снимаю концерты. Для него имеется конвертер, который на длинном конце превращает расстояние в 420mm, но с диафрагмой 4.
Также Александр использует 45mm (90mm в пересчете) f/1.8. Но его монтирует на камеру тогда, когда необходимо снять портрет в условиях недостаточной освещенности.
Конечно, Olympus — не самый популярный производитель фототехники среди белорусов. Частично ситуацию спасает то, что объективы этой фирмы подходят устройствам Panasonic и среди видеографов на них есть спрос.
Как говорит Александр, большинство фотографов со скепсисом относятся к его выбору, некоторые же, наоборот, интересуются такой диковинкой.
— Ну а я не чувствую себя неловко, когда снимаю в тишине, да и сумка у меня заметно легче, чем у коллег. Но есть и существенный недостаток: в январе выходит новая камера Olympus, и я сомневаюсь, что смогу продать свою здесь.
Вспышками Александр часто пользуется для съемки портретов в помещениях. Но отмечает, что фирменная очень дорогая, а потому пока использует вспышки Godox. Со специальным блоком управления на камере фотограф синхронизирует работу вспышек, что позволяет управлять ими на расстоянии в десятки метров. Так, по крайней мере, заявляет производитель — у Александра необходимости работы на удалении больше десяти метров пока не возникало.
Из аксессуаров есть еще китайское зарядное устройство для аккумуляторов камеры, которое работает от пауэрбанка.
— Сейчас батарейки у меня практически не заканчиваются. Одной хватает на 600—1700 кадров в зависимости от частоты использования откидного экрана. И только при длительных интенсивных съемках может понадобиться весь набор.
Для переноски всей техники Александр использует рюкзак Lowepro. Говорит, что фотоаппарат и объективы на самом деле довольно легкие и влезли бы в более компактную сумку, но с собой каждый день приходится носить еще компьютер и зарядное. А на выходных спине можно дать отдохнуть.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by