Иногда кажется, что «просто блогеры» уже мало кого могут заинтересовать, всем подавай «влогеров». На деле все зависит от выбранной тематики: какой-то контент лучше почитать, другой — посмотреть. Забавно то, что далеко не каждый «ютубер» метит в топы и трясется над счетчиком просмотров, выпуская ролик. Для кого-то это просто хобби, к тому же не основное или, по крайней мере, остающееся на втором плане до поры до времени.
Белорус Ярослав Денисенко получил признание достаточно неожиданно для самого себя. Конечно, собирая в гараже кастом-байк, парень на это надеялся, но такой цели перед собой не ставил. К слову, девушка Ярослава к его увлечению относится с пониманием: «Правда, когда я целый день на работе, потом в гараж… Но поддерживает, иногда помогает, обычно же снимаю со штатива».
В этом году Ярослав стал участником конкурса NextUp 2018. Его регулярно проводит YouTube, но белорусов пригласили участвовать впервые. Ну, как пригласили: предоставили возможность, которой и воспользовался наш собеседник, отправив на суд жюри свой канал MotoGO.
«Это конкурс для блогеров, у которых насчитывается от 10 тыс. до 100 тыс. подписчиков. Жюри смотрит на контент, выигравшего приглашают на 5-дневные курсы», — пояснил Ярослав.
По его собственному признанию, он старается снимать простые ролики для обычных зрителей. Возможно, это и стало «фишкой», определившей судьбу проекта. «Канал MotoGO Ярослава Денисенко рассказывает зрителям о том, как воплотить в жизнь свою мечту и собрать уникальный мотоцикл своими руками», — говорилось в записи блога Google Россия, посвященной NextUp.
Став одним из призеров и единственным белорусом в проекте, Ярослав принял участие в мастер-классах и получил сертификат на $2 тыс. для покупки оборудования: «Мне нужна была камера, ее и выбрал — в последний день программы вручили».
Мы разузнали, как парень дошел до такой жизни.
Встречаемся с Ярославом в его «рабочем гараже» в одном из минских микрорайонов. Сюда парень перебрался недавно, покинув родные Ошмяны. Здесь стоит его детище — кастом-байк, ставший главным героем роликов белоруса. Обстановка аскетичная, на классический захламленный гараж не похоже (видимо, успел прибраться перед нашим приходом). Холодно. У дальней стенки стоит мотоцикл, еще только обретающий черты завершенного, тут и там лежат инструменты и запчасти, у входа под лампой — штатив для камеры.
Самое первое видео появилось на канале MotoGO около четырех лет назад, но дело быстро заглохло.
«Тогда у меня был спортивный мотоцикл. Я сам насмотрелся блогеров, которые во время поездок рассказывают какие-то свои истории. Купил камеру, снял пару роликов, но как-то не пошло. Мотоцикл продал и на несколько лет закрыл тему», — рассказал Ярослав о не слишком бурном начале.
Однако просто так отказаться от мотоциклетной темы не смог. Правда, финансов на «то, что хочется» не хватало, а покупать «лишь бы что» тоже не хотелось. Оставался вариант с советским мотоциклом — уровня «Урала» или «Днепра». Но хотелось не просто купить, а вытворить с ним что-нибудь эдакое.
Откуда взялись энергия и желание? «Тогда я служил в резерве, после двух месяцев вернулся и решил: надо что-то делать. Это чувство еще в армии нахлынуло…» — вспоминает собеседник.
На глаза Ярославу попались ролики о том, как энтузиасты на базе двухколесной машины Киевского мотоциклетного завода и с двигателем от «Запорожца» делают кастомные байки. «Но везде были готовые варианты, а процесса переделки не было. Почему бы не попробовать», — решил белорусский программист (конечно, кто же еще!), и весной 2017 года тема с «зазоциклом» завертелась.
Двигатель от «Запорожца» нашелся быстро. Стоил он $50, но надо было ехать к черту на кулички: «Мама отговаривала от затеи, предлагала: „Давай я тебе дам $50 и ты никуда не поедешь“. Я все-таки настоял на своем». В итоге двигатель оказался в распоряжении Ярослава, однако что с ним делать, парень поначалу не знал.
«На тот момент я мог только поменять колесо в машине, и то на СТО, — смеется собеседник. — В технике вообще не разбирался». Следующим шагом стала покупка мотоцикла «Днепр», основы проекта. Дальше — классика жанра: молодой человек начал разбирать мотоцикл и одновременно шерстить интернет в поисках информации, как это все устроено.
Самая масштабная работа, проведенная над мотоциклом, связана именно с двигателем. «В какой-то момент он начал плохо функционировать, пришлось залезть внутрь. Серий пять, наверное, об этом снял. Особой опаски не было, когда разбирал, — в крайнем случае можно другой такой же купить по схожей цене», — добавил Ярослав, рассказав попутно о коллеге из Гомеля, который оказал серьезную помощь в освоении всего нового.
Рама хоть и от «Днепра», но и она подверглась серьезной переделке: «Я ее удлинял, менял верх, чтобы поместились коробка и двигатель».
В «конструкторе» нашлось место генератору от Hyundai (куплен на «поле чудес») и амортизаторам от «спортача». Заднее колесо мотоциклу мечты досталось от автомобиля (но с моторезиной), переднее колесо с подвеской — также от спортивного байка. Коробка передач здесь от «Днепра», позже появились несколько оригинальных элементов от «Харлея».
Главный план, если и был, давно трансформировался в нечто отличное от оригинальной задумки. Вдохновение Ярослав черпает у Harley-Davidson V-Rod, но вопрос лежит еще и в плоскости «как получится». «Сказать, что мой мотоцикл очень уж похож на V-Rod, нельзя. (Смеется.) Но хотелось бы», — отмечает парень.
Первые собственные видео Ярослава выходили не слишком часто — раз в три-четыре недели. Потом ритм увеличился до двух недель, иногда ролики появлялись чаще.
Молодой человек уже не помнит точных цифр по просмотрам: «Вечером загрузил, с утра просыпаюсь, бегу считать лайки. Вдохновлялся каждым. Потом пробовал покупать рекламу у тематических блогеров, потянулся народ, я начал раскручиваться».
На примерно 10 тыс. подписчиков приходилось в четыре раза больше просмотров, потом внутренние механизмы продвижения включил YouTube. «Как будет дальше, я пока без понятия. У меня есть видео с 400 тыс. просмотров… Почему? Откуда? Я анализировал данные, но понять так и не смог. Были ролики даже лучше по своим параметрам — удержанию аудитории, комментариям, лайкам/дизлайкам и так далее, но ни один не превзошел тот самый», — говорит Ярослав.
«Хитрые» способы привлечь аудиторию парень не использовал, розыгрыши не принесли результата (если судить по привлечению подписчиков).
А вот комментарии стали кладезем интересного: «Здесь советуют, как сделать лучше, что не так, как переделать, пишут в „личку“. По сути, все, что я знаю и делаю, это благодаря аудитории, которая меня смотрит. Встречаются хейтеры, а также „активисты“, которые отмечаются с критикой уровня „все неправильно“ из серии в серию. Но при этом регулярно смотрят...»
«Кстати, иногда просматриваю прошлые видео. Это ужас... Особенно когда вспоминаю первый ролик, посвященный этому мотоциклу. Я тогда начинал со слов типа „спасибо, что не отписались“ и дальше с унылым лицом что-то рассказывал. Потихоньку избавлялся от слов-паразитов — когда смотришь ролики со стороны, замечаешь многие нюансы. До этого просто вырезал их во время монтажа», — добавляет собеседник.
Конкурс дал толчок для дальнейшего развития канала, но дел еще невпроворот. На вопрос о том, будет ли когда-нибудь мотоцикл готов, Ярослав отвечает: «Думаю, что к следующему сезону, весной. Если поднажать. Уже есть и другие идеи — например, собрать мотоцикл с тем же двигателем, но в другом классе».
Бóльшую часть деталей молодой человек приобретает сам. Некоторые мелочи предоставляют интернет-площадки — за продакт-плейсмент и ссылки, иногда помогают пользователи из числа зрителей. Так, элементы корпуса из стеклопластика сделает подписчик, живущий в сотне километров от Минска. «Уже приезжал, посмотрел, взял размеры», — говорит Ярослав. Другой предложил выточить переходник для ступицы и тормоза заднего колеса. «Одну я сделал своими силами, поэтому у меня теперь есть запасная часть», — уточняет собеседник.
Парень отметил, что на деньги от рекламы в роликах прожить не выйдет: «Заработком это назвать нельзя. Можно лишь отбить то, что вложено в проект».
На мотоцикле можно будет ездить по дорогам общего пользования: «Есть ведомства, которые проводят испытания, сертифицируют, присваивают VIN и предоставляют нужные документы. Здесь больше вопрос в деньгах и настойчивости. Если захотеть, то все реально».
Продать «зазоцикл», когда будет готов? «Это свое… Продавать его бессмысленно. Да и сколько за него дадут? Подобная работа у нас не слишком ценится, пусть лучше останется у меня», — добавляет напоследок Ярослав.
Читайте также:
Много всего интересного в Telegram-канале каталога Onliner
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by