Община, коммуна, андеграунд? Белорусский хакерспейс изнутри — место, где отдыхают программисты

19 ноября 2018 в 8:00
Автор: Ян Альшевский. Фото: Максим Малиновский

Община, коммуна, андеграунд? Белорусский хакерспейс изнутри — место, где отдыхают программисты

Автор: Ян Альшевский. Фото: Максим Малиновский

Слово «стартап» стало настолько обыденным, что его знают даже бабушки на скамеечке, провожающие недовольным взглядом очередного парня или девушку, идущих к светящемуся входу в подвал. «Бездельники, небось…» — кряхтит одна. «Да не, Марьванна, стартаперы это», — говорит другая. На самом деле, все немного не так: сегодня не о стартапах напрямую.

Содержание

В хакерспейс на разведку

Пару дней назад мы отправились на столичную улицу Леонида Беды в место, которое принято называть «хакерспейсом» или «хакспейсом» — как душа ляжет. В городе подобных точек не слишком много, популярность их можно назвать умеренной.

Что за хакерспейс? Коротко — площадка, где каждый может заниматься чем-то интересным для себя: разбираться с очередной моделью Raspberry Pi, раскрашивать керамические фигурки, обожженные в местной печке, «кодить», собирать стулья из распиленных здесь же досок, распечатывать маску на 3D-принтере, фрезеровать железяку или даже гладить кошку (животное, правда, придется захватить с собой).

Нашим провожатым в Hackerspace Minsk выступил Сергей aka Flop, который раскрыл некоторые местные тайны и пояснил, как это все работает. Он сразу расставил точки над «i», разграничив понятия «фаблаба» и «хакерспейса».

«Фаблаб — это обычно коммерческая площадка, когда владельцы ставят цель заработать. У нас такого нет, здесь некоммерческое объединение. Сюда приходят люди, у которых есть потребность что-нибудь создавать. Этим и занимаются», — рассказал Flop.

Наследие СССР

«Думаю, людей, которым интересны подобные места, немало: все еще сказывается наследие СССР. Проблема в том, что о нас не знают, обычно народ по гаражам своим сидит, — улыбается Сергей. — Когда о нас узнают, видят местную движуху, начинают подтягиваться».

Сейчас Hackerspace Minsk расширился: он размещен в подвальном помещении, антураж соответствует ожиданиям, пространства много, под высокими потолками проходят многочисленные трубы, которые гармонично вписываются в образ. Из коридора можно попасть в комнату, где «все начиналось», или пройти в новый «ангар».

Вначале мы отправились в ту самую «первую» комнату. Относительно небольшая, размером с «евродвушку», с вытянутым столом по центру и еще несколькими рабочими местами вдоль стены. На стеллажах стоят подписанные прозрачные пластиковые коробки со всякими нужными штуками, разной степени продвинутости 3D-принтеры, сверху нависает прототип дрона (о котором мы писали раньше, его разработчик «обитает» в Hackerspace Minsk), непонятные для человека со стороны детали, полуразобранные (или полусобранные?) девайсы… Напоминает мастерскую, где починяют электронику.

Краудфандинг и членские взносы

«Все начиналось с оупенсорсного ПО и оупенсорсного аппаратного обеспечения: встраиваемых Linux-систем, Raspberry, Arduino, железяк всяких. Вначале собирались программисты-линуксоиды. Постепенно расширились: появился человек со столяркой, потом — с токарным станком. Развиваемся в зависимости от нужд людей», — говорит Flop. Когда заезжала первая команда, здесь было пусто, но ремонт делать не пришлось — просто поставили пару столов, стульев и стеллажей.

«Зачем все это надо? Вы же зарабатываете как-то?» — эти вопросы сверлили мозг с самого начала. Ведь сложно поверить в энтузиазм и полную бескорыстность. «Хакерспейс живет за счет членских взносов и пожертвований. Есть публичный счет, статистика по которому доступна всем участникам», — пояснил Сергей. Он показал графики: в базе можно увидеть, сколько денег пришло, сколько и на что потрачено, есть отдельные проекты, но все на виду. Достаточно ли средств? Одна из серьезных покупок — станок с ЧПУ — потребовала дополнительного сбора денег и участия «резерва» членских взносов.

Обычно же хватает конвертов с надписью «краудфандинг» (так вот как он выглядит на самом деле!). Несколько таких висят и сейчас — с указанием, на что идет сбор средств. Каждый, кто может, пополняет общую копилку. «Что-то сломалось — взял деньги, купил, заменил, бросил чеки для отчетности», — вот так почти на честном слове все это и работает.

Свобода свободой, но «халявщиков» здесь не жалуют. Это непростой вопрос, но «если ты хочешь быть в этом обществе, самореализовываться — участвуй». В то же время «система» не против, если кто-то из участников придет с друзьями и будет заниматься своими делами. Очевидно, что главное — знать меру.

Ранее были предприняты попытки привлечь спонсоров, однако не сложилось. Зато нашелся белорус, который помог в создании новой точки — чтобы охватить вторую половину города: «Он уже уехал из страны, но когда бывал здесь, понял, что „это хорошо“. Видимо, поэтому и решил помочь — финансово и технически». На новой площадке, кстати, уже идет ремонт, который, как несложно догадаться, ребята делают своими силами. «Читаем инструкции, заливаем, штукатурим, красим», — Flop показывает на ноутбуке фотографии процесса. Споров о том, как делать, не случается: «Кто делает, тот и решает. Хочешь желтый — иди купи и крась. Не хочешь — не мешай».

Здесь программисты отдыхают от кода

Кто чаще всего сюда приходит? По словам нашего собеседника, заметную часть аудитории составляют программисты: «На работе они „накодились“, софта „наелись“ и сюда приходят что-то помастерить, покрутить вечером». А для кого-то огромный подвал становится своего рода офисом, где можно заниматься собственными делами. «Каждый приходит за чем-то своим, — говорит Сергей. — Если чего-то не хватает, можно создать».

Участники площадки регулярно отправляются на всевозможные хакатоны, проводимые в Беларуси, и занимают высокие места, на что указывают несколько сертификатов на стене. «Не исключено, что проекты [будущих хакатонов] они будут выполнять здесь, у нас, — добавил Flop и привел несколько конкретных примеров: — Как-то у нас делали роборуку для разлива алкогольных напитков и принтер, который печет блины».

Проявляют ли интерес к Hackerspace Minsk со стороны? Приглашали из ПВТ — принять участие или провести мероприятия. «Но тогда необходимо за месяц (а лучше за два) согласовать программу, назвать примерное количество участников и так далее. Нам сложно заранее что-то анонсировать, ответственных за ивенты нет, отдельных пиарщиков тоже, обычно все происходит спонтанно», — отмечает Сергей. Ну а небольшие сходки случаются здесь же — помещение может принять одновременно около 30 участников.

Экскурсия и шум ручья

Позже Flop устроил нам небольшую экскурсию. Внимание привлек самодельный 3D-принтер, собранный из купленных в китайских онлайн-магазинах запчастей. По словам Сергея, суммарно он стоит долларов 300, а вот сборка заняла часов 120 — интересно же. Рядом стоят готовые элементы, да и в самом устройстве применяются запчасти, распечатанные на нем же. С неказистым девайсом соседствует серийный 3D-принтер, а в углу пылится старый, один из «первенцев». Рядом — лазер для нанесения гравировки.

Около входа на стене расположился «мозг» — доска с системой управления музыкой в помещении (можно и через интернет). Есть также гейт умного дома с датчиками, бот, который следит за включенным светом и подключающимися к сети MAC-адресами устройств (так в том числе проходит идентификация пришедших участников хакерспейса, а встроенный голосовой помощник «Алиса» еще и здоровается), GSM-модуль, точка доступа, блок питания и кое-что по мелочи.

Для пополнения склада используется и «спецкоробка» с барахлом — сюда складывают то, что может понадобиться, однако спустя какое-то время невостребованное просто выбросят.

Мы отправились дальше — относительно недавно Hackerspace Minsk снял весь подвал. Конфликтов с жильцами, кстати, не случается: высокие потолки упираются в офисные помещения, поэтому «лишние» звуки остаются здесь же.

Послышался шум бегущего ручья. «Эмбиент из колонок?» — пронеслось в голове. Все оказалось проще: канализационные трубы где-то над головой. Если не задумываться о том, что по ним перемещается, журчание расслабляет. «Но некоторых пугает. Один раз прорвало, починили», — комментирует Flop. Под потолком же растянуты несколько флагов — они заменяют магнитики из стран, где бывали участники площадки.

В новом помещении расположились «конференц-зал» с проектором и экраном, мини-кухня, столярный уголок, тут и там виднеются плоды чьего-то труда, части дронов того самого Dronex, пара масок и шлемов, элементы которых были распечатаны на 3D-принтере, различное оборудование для работы. Зонирование, как правило, условное, но очевидно, что покраской рядом с тем, кто что-то пилит, никто заниматься не станет. Плюс требования безопасности.

«Из первой команды мало кто остался»

Уже перед нашим уходом Евгений, один из старожилов Hackerspace Minsk, вспомнил, как все начиналось: «Идея возникла во время очередного Linux Vacation / Eastern Europe (LVEE). Ее озвучили: мол, неплохо иметь такое в городе. Несколько месяцев обсуждали, как и что делать, после нескольких попыток в других местах оказались здесь. Никто не спешил — бизнес-плана, по которому вложенные деньги тают, не было.

Да, первое время иногда приходилось часть аренды закрывать своими деньгами — то один, то другой выкладывал достаточно ощутимую сумму, членские взносы не были налажены. Потом переросли все это, стало больше людей… Из первой команды осталось уже не так много людей — уходили, как правило, по объективным причинам (добираться неудобно, ребенок родился и так далее). Есть те, кто уже не в Минске или никогда не появляется здесь, но поддерживает, платит взносы».

Может, кто-то пытался перетянуть одеяло на себя?

«Здесь нечего делить», — пожимает плечами Евгений. «Почему нечего? Расходы!» — подсказывает Flop, вызывая общий смех.

«Да, может попасться человек, который не разделяет общих ценностей и готов попортить кровь», — продолжил Евгений. Однако сообщество подобный элемент попросту вытеснит. «Были сложившиеся роли: обычно кто больше активничает, чаще появляется, тот имеет больше прав на принятие какого-то решения. В определенный момент создали подобие общего совета, но особой нужды в нем нет», — говорит молодой человек. Сейчас, по его словам, это здоровое самоорганизованное сообщество. Нам же, если оглядываться далеко в прошлое, Hackerspace Minsk напомнил Дом юного техника с толикой анархии (в обоих случаях — в хорошем смысле).

Паяльники и паяльные лампы в каталоге Onliner

Читайте также:

Много всего интересного в Telegram-канале каталога Onliner

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by