Доставка на подоконник. Белорусский стартап делает уникальный курьерский дрон

31 января 2017 в 8:00
Источник: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий

Доставка на подоконник. Белорусский стартап делает уникальный курьерский дрон

Источник: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий

Планы у создателей белорусского стартапа Dronex наполеоновские. В теории летательный аппарат сможет доставлять товары не только намного быстрее, но и дешевле курьеров. Основатель проекта Владимир Давыдов рассказал о сложностях разработки беспилотников и том, как при заказе пиццы еда окажется в буквальном смысле у вас за окном. Разработка проекта ведется в «Минском хакерспейсе» на улице Беды.

— Почему дроны?

— Еще с детства увлекался всякими летающими штуками, а первую модель с ДВС собрал из советского конструктора лет в шесть с дедушкой. Эта тема меня всегда интересовала, много узнавал про передовые разработки.

«Я ждал развития технологий, в первую очередь накопителей энергии: десять лет назад они годились разве что для доставки мороженого метров на двадцать»

К летательным аппаратам вернулся в 2007 году, когда жил в Таиланде и руководил своим первым стартапом — туристической площадкой, у которой была своя служба доставки. Отлично видел проблемы: пробки, опоздания, недисциплинированность курьеров, привязанность клиента к точке доставки.

Тогда же у меня появился первый квадрокоптер с полноценной системой управления. Я был просто восхищен: то, что десять лет назад было военной технологией и стоило десятки миллионов долларов, продается в магазине за $300! На игрушку было не нарадоваться. Случилась, кстати, одна забавная история. На пляже понравилась девушка. Шутки ради поставил стаканчик мороженого на дрон и отправил ей. Сработало на ура — метод рекомендую.

Тут меня осенило: дроны могут решить все проблемы логистики. Доставка полностью автоматизирована, никаких расходов на зарплату курьерам, а скорость прибытия товара к покупателю выше в десятки раз. Вновь напомнила о себе давняя мечта — сделать что-то революционное в мире авиации. Стало понятно, что идеи, желания, возможности и навыки умещаются в один проект.

Я долго размышлял над этим, ждал развития технологий, в первую очередь накопителей энергии: десять лет назад они годились разве что для доставки мороженого метров на двадцать.

Все изменилось в 2013 году. Наш туристический стартап участвовал в выставке в Ирландии. В это время нас пригласили в местную программу, которая стягивает стартапы со всего мира. В качестве бонуса дали возможность пообщаться с крутым патентным юристом, и я рассказал ему некоторые идеи по доставке дронами. Специалист выделил несколько новых изобретений. Вернувшись в Беларусь, я подал патентные заявки и начал собирать команду. Так появился Dronex.

Мы начали работать над ключевой технологией — сверхточной автономной посадкой. Она должна была решить одну из главных проблем — как передать груз. С появлением первого прототипа я целиком сфокусировался на разработке летательных аппаратов, оставив туристический бизнес.

— На рынке представлено много дронов, в том числе выдерживающих по несколько килограммов груза. Почему нужна именно ваша модель?

— Разные области индустрии предъявляют разный набор требований к аппаратам. Если мы говорим о массовом продукте, то он в первую очередь должен быть дешевым, а уже потом идут все остальные параметры, влияющие на популярность.

В нашем случае необходимо перевезти 3,5 кг груза на десятки километров, и система должна быть максимально безопасной. С трехкилограммовым грузом общий вес беспилотника приблизится к 10—20 кг. Если что-то сломается и дрон упадет на оживленную улицу, трагедии не избежать. Мы уже перепробовали несколько дизайнов и, как нам кажется, нашли тот самый. Пока что он держится в секрете.

«Мое мнение, подкрепленное победами в пяти последних конкурсах, — мы сделали самый безопасный беспилотник»

Мы создавали аппарат с нуля. Уникальная аэродинамика, которая сочетает свойства самолета и вертолета, автономная система сверхточной посадки, функция уклонения от препятствий, повышенная отказоустойчивость, полностью свое программное обеспечение.

Наш дрон летает почти в любую погоду, включая дождь и снег. Только со штормовым ветром не все гладко, но в таких условиях и гражданские рейсы отменяют. Теоретически двигатели могут работать даже под водой.

Но самое главное отличие нашего решения от всего, что есть на рынке, — его безопасность. Ведь почему до сих пор ни одна компания не использует дроны для доставки на массовом рынке? Ни Amazon, ни Google, ни DHL. Пока что им не удалось создать систему защиты, которая позволила бы летать там, где есть люди. Мое мнение, подкрепленное победами в пяти последних конкурсах, — мы сделали самый безопасный беспилотник.

— При падении дрона люди не получат травм?

— В понятие безопасности входит несколько факторов, и мы продолжаем работу по каждому из них. Если выделить какой-то один ключевой параметр, то я назвал бы пассивную безопасность с точки зрения аэродинамики. Кажется, что самый простой способ не допустить жесткого падения на землю — парашют. Он раскрывался бы при отказе двигателя или повреждении винтов и позволял бы устройству плавно спуститься, никого не травмировав.

Но это подмена реальной защиты мнимым ощущением безопасности. Если летательный аппарат получил настолько серьезные повреждения, что начал падать, то высоки шансы, что есть проблемы с другими системами, включая раскрытие парашюта. И даже если все сработает, то парашют сам по себе ненадежен — он может запутаться, раскрыться не полностью или слишком поздно. Ни одна система, в основе которой лежит активное действие, не проходит проверку правилом «а что если это перестанет работать?».

— Что тогда делать?

— Мы разработали специальную конструкцию. Когда аппарат находится в обычном режиме полета, крыло выполняет свои функции — обеспечивает подъемную силу, а малое лобовое сопротивление позволяет летать на большие расстояния. При возникновении проблем (обесточивание двигателя, отказ автопилота) это же самое крыло начинает работать как парашют. Аппарат словно летает с постоянно раскрытым парашютом, который нисколько ему не мешает. Такого решения в мире до сих пор не существовало. Поэтому актуальный вариант дрона мы и не показываем.

Пассивная система безопасности гарантирует, что при любых проблемах устройство плавно спустится на землю. В случае столкновения материалы смогут деформироваться и поглотить энергию удара. Что касается винтов, то они прикрыты со всех сторон.

— Каковы характеристики?

— Дальность полета — 25—30 км. Предыдущая версия летала на 40 км, но из-за требований к безопасности пришлось пожертвовать дистанцией. Мы работаем над двумя версиями с разной грузоподъемностью: до 1 и до 3,5 кг. Высота ограничивается не техническими возможностями, а законодательством: выше зданий, но ниже эшелонов, которые используются гражданской авиацией. Получается примерно 150—200 метров.

— Рассматриваете только корпоративный сегмент? В свободной продаже дрона не будет?

— Мы вообще не планируем его продавать. Система следующая: заключаем договор с компаниями, которым необходимы услуги доставки, и получаем деньги за отправку посылок.

Существует огромное количество компаний, которые нуждаются в доставке своих товаров. Интернет-магазины, рестораны, аптеки, сервисы по ремонту электроники и автомобилей — перечислять можно долго. Но у них нет желания и возможности нанимать штат инженеров, которые будут обслуживать дроны и модернизировать ПО. При этом компаниям нужно только оплачивать каждую доставку, капитальных затрат на старте не требуется.

— Как именно это работает? Я купил в интернет-магазине книгу — и дрон прилетит в окно?

— Совершенно верно. В первый раз нужно только установить посадочную площадку на подоконник. Она сделана из прозрачного полимера и почти незаметна. Покупается один раз, стоит около четырех рублей — возможно, мы будем просто дарить их. Либо нужен почтомат, способный принимать товары от дронов. Но это шаг назад: какой смысл заказывать доставку, если все равно нужно выходить из дома за покупкой? Мы верим в персонализированный подход — раз курьеры привозят товары на дом, то и дроны должны.

Теперь конкретный пример. Заходите в интернет-магазин, выбираете нужный товар. На странице несколько кнопок: самовывоз, доставка курьером в течение дня (сиди и жди курьера дома или в офисе, не зная, когда он точно появится) и доставка дроном через десять минут. Вводите номер телефона или адрес почты, который привязан к координатам посадочной площадки, и коробка с покупкой почти сразу оказывается на вашем окне. При этом необязательно быть дома: занимайтесь своими делами, груз никуда не денется с пятнадцатого этажа.

— Как дрон вернется на базу, если при полете в одну сторону израсходовал весь заряд?

— А ему необязательно каждый раз возвращаться домой. Мы еще в 2014 году показывали станции замены батарей. Планируется расставить их по всему городу, как сейчас установлены вышки сотовой связи. Дрону достаточно долететь до ближайшей и поменять аккумулятор на заряженный. Также надо учитывать, что чем легче груз, тем больше расстояние полета.

— Если дроны будут доставлять дорогие покупки (электронику, например), то на них начнут охотиться. Меры защиты предусмотрены?

— Всегда идет борьба между разработчиками технологии и людьми, которые пытаются использовать ее неправильным образом. У дронов изначально хороший запас по безопасности. Применяется автономная система, которой не требуется сигнал управления, поэтому подделать его невозможно. Для навигации используется ряд взаимозаменяемых факторов. Одна из наших систем умеет, во-первых, ориентироваться без GPS, а во-вторых, вычислять ложный сигнал GPS. Заодно она сможет сообщить в правоохранительные органы примерные координаты нарушителя. Перед тем как оставить груз, дрон проверяет до двадцати уникальных идентификаторов. Обмануть систему очень сложно и неоправданно дорого.

Что касается физического нападения, то сбить устройство будет тяжело, ведь оно летит с большой скоростью на высоте двухсот метров. Да, снайпер может попасть, но это уже уголовная статья. В западных странах, где мы планируем запуск, такое действие приравнивается к вооруженному ограблению.

Дрон в городе будет не один — их будут десятки, а то и сотни тысяч. Если возникнет какая-то проблема с одним, другие смогут визуально показать его через камеры, передать уведомление и координаты стражам правопорядка.

— Дроны должны понравиться преступникам: можно быстро и безопасно отправлять нелегальные товары. Как с этим бороться?

— Во-первых, каждая посылка фиксируется в системе — кто отправитель и получатель, какой адрес и что находится в коробке. При желании полиция сможет выборочно проверять содержимое посылок от подозрительных отправителей, как это происходит на почте.

Во-вторых, в свободной продаже наших дронов не будет. Злоумышленникам будет проще переделать любительский дрон, чем использовать наш.

— Вам уже выдали разрешение на использование Dronex в нескольких странах. Трудно было получить допуск?

— Да, в Китае, России и Литве согласованы тестовые площадки для запуска. Но это неполный список стран, с которыми мы ведем диалог по данному вопросу. И если наша команда посчитает, что выгоднее идти в другом направлении, — туда и пойдем.

Получить лицензию тяжело. Есть контролирующий орган, который отвечает за безопасность и ни о чем другом знать не хочет. Но существуют и другие органы, заинтересованные в создании новых рабочих мест, развитии экономики, привлечении бизнеса. Они и помогают в получении разрешения — в надежде откусить побольше от рекордно растущего рынка беспилотников.

— Как отличаются требования к полетам дронов в разных странах?

— Есть базовый свод правил: нельзя летать там, где есть люди, вблизи городов и без визуального сопровождения дрона. В этом плане все страны одинаковы. Но в большинстве государств можно получить исключительную лицензию. Нужно доказать, что ваш дрон безопасен и что плюсы от разрешения на полеты значительно перевесят минусы. Теоретически это позволит летать даже в США и Европе, где законы очень строгие.

«Беларусь хороша наличием высококвалифицированных инженеров, которые создают качественный продукт. Так что разрабатываем проект здесь, а внедрять будем на других рынках»

Индустрия молодая, и многие моменты еще не продуманы. Создатели законов по беспилотникам берут случаи не из практики (потому что их очень мало), а пробуют угадать потенциальную проблему. Как развивалась гражданская авиация? Произошло что-то плохое — значит, надо вносить доработки в правила полетов, чтобы избежать повторения инцидента.

Возможно, какие-то технологии беспилотников перейдут в гражданскую авиацию. Например, полная защита от столкновений. В пилотируемых лайнерах похожая система есть, но она довольно грубая и не всегда спасает. [Одной из двух причин столкновения Ту-154 и Boeing-757 над Боденским озером в 2002 году названы действия экипажа российского самолета вопреки рекомендации системы TCAS, предупреждающей об опасных сближениях. — Прим. Onliner.by.]

— Указ №81 президента Республики Беларусь гласит, что беспилотником можно управлять только будучи в зоне прямой видимости дрона. Однако это противоречит идее вашего проекта.

— Такое ограничение очень популярно. Исключения — Польша, Китай и, как ни странно, Англия. Еще отчасти Россия. Кроме упомянутого указа, в Беларуси еще много запретов и ограничений на летательные аппараты.

Зато Беларусь хороша наличием высококвалифицированных инженеров, которые создают качественный продукт. Так что разрабатываем проект здесь, а внедрять будем на других рынках.

— Летом 2016 года в Минске была осуществлена экспериментальная доставка денег с помощью дрона. Доверили бы свои деньги беспилотнику?

— Я их уже доверил, и гораздо больше, чем тогда отправлял банк. Конечно, я слышал о том опыте. Даже лично обсуждал с председателем правления того самого банка.

Меня очень порадовало, что в Беларуси есть новаторы, которые предусмотрели множество нюансов, организовали безопасный полет и впервые доставили посылку подобным образом. Возможно, техническое решение и кейс были далеки от идеальных, но чем больше таких случаев, тем быстрее общественность созреет для новой технологии и подтолкнет в нужном направлении законодателей.

— Когда планируете доставить первую посылку?

— Первая была еще в 2007-м: девушка, пляж, мороженое. Вообще, все зависит от ряда факторов. Сейчас главный из них — законодательный. Если все пойдет как должно, то эксплуатация начнется уже в феврале текущего года. Это будут не одиночные демонстрации, а полноценно работающий сервис. После этого выходить на другие рынки станет значительно проще — прецедент будет создан.

Доказав, что все отлично работает и дроны не причиняют неудобств, мы сможем выйти на рынки десятков стран. Расширение произойдет очень быстро, особенно в такой перспективной сфере. И через пару лет любой товар окажется на расстоянии кнопки на телефоне. Беспилотники будут мгновенно доставлять не только грузы, но и людей. Будут решены проблемы парковок, пробок, загрязненности воздуха, исчезнут душные магазины. Люди смогут покинуть большие перенаселенные города и жить там, где им больше нравится, а сэкономленные часы тратить на что-то гораздо более приятное, чем нервное ожидание курьера.

Радиоуправляемые авиамодели в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by