Кусочек «корветного» детства и первая игра в 30 лет. Ностальгируем по PC-играм

24 ноября 2018 в 10:00
Источник: Павел Бардиловский и Василий aka vsmozy

Кусочек «корветного» детства и первая игра в 30 лет. Ностальгируем по PC-играм

Источник: Павел Бардиловский и Василий aka vsmozy

В комментариях к предыдущей работе некоторые читатели справедливо отметили, что конкурс-то о ностальгии по компьютерным играм, а не аркадным. Нам материал Дмитрия об аркадных автоматах Минска очень понравился, поэтому мы оставим его в конкурсе. Но чтобы восстановить справедливость, опубликуем сегодня не одну, а две работы от истинных «компьютерщиков». Таким образом, на голосование через неделю будут вынесены не четыре статьи, а пять. Будет из чего выбрать!

Материал под названием «Игры для ПК-8020 „Корвет“ – небольшой кусочек детства» пришел нам от Павла, одного из организаторов Минского музея ретрокомпьютеров ByteSpace.by. Второй материал в редакцию прислал Василий «vsmozy» — ему 45 лет, а со своей первой компьютерной игрой он познакомился в 30.

Игры для ПК 8020 «Корвет» — небольшой кусочек детства (Павел Бардиловский)

В крайне тяжелое, но интересное время родилось мое поколение. 1991 год, только что распался Советский союз, кругом разруха. Технологии добираются до нас с заметным опозданием. Когда спустя 5 лет, в 1995 году, весь мир играл в культовую Sony PlayStation, у нас любой ребенок был бы рад и клону японской Nintendo Entertaiment System (NES) под гордым названием Dendy родом из конца 1980-х.

Компьютер был недостижимой мечтой. Максимум, на который можно было рассчитывать, это самодельный клон британского компьютера ZX Spectrum, собранный студентом-технарем на коленке в подвале из того, что можно было достать на ближайшем радиорынке. И это технологическое опоздание сохранялось довольно долго. Но именно оно помогло моему поколению увидеть всю историю игровой и компьютерной индустрии практически от истоков.

8-битные рэмбо-клоны культовой Atari 2600? Тысячи самодельных клонов ZX Spectrum от местных «Возняков»? Пиратские Dendy/Sega? Синие панели Norton Commander под DOS? Dangerous Dave и Wolfenstein 3D от великого отца всех шутеров-стрелялок Джона Кармака? Веселый и как всегда усатый Якубович от Димы Башурова из «Арзамаса-16»? Windows 3.11 для рабочих групп с часами, которые умеют произносить время вслух? Трехкнопочная мышка и возможность «порисовать» прямо на компьютере в PaintBrush? GameBoy c покемонами из мультика? Недостижимая мечта в виде Pentium 4? Все это проходили.

У многих сверстников, кому посчастливилось иметь в конце 1990-х не стандартную Dendy или даже добротный клон Sega Mega Drive, а именно персональный, пусть и домашний компьютер, это был знаменитый ZX Spectrum. Ну почти. Скорее всего, один из его многочисленных клонов, собранных у нас в Беларуси. Мне же в то время посчастливилось познакомиться с другим замечательным 8-битным компьютером не только советской сборки, но и разработки — ПК-8020 «Корвет» производства Брестского электромеханического завода (БЭМЗ).

Эта машина была разработана в МГУ в 1985 году для научных целей и вытянула счастливый билет — попала в список компьютеров, которые стали поставляться в советские школы. Именно в школе я впервые и познакомился с данным компьютером.

Игры с «Корвета» до сих пор вызывают у меня приступ того самого детского восторга от простого, но динамичного геймплея и красочной графики. Хотя в то время краски мы придумывали себе сами, т. к. мониторы были монохромными (черно-белыми или черно-зелеными), а цветных не было ни у кого — очень дорого и дефицит.

Вот три самые известные игры для «Корвета».

«Клад» — KLAD1.COM

Пожалуй, самая знаменитая игра для «Корвета». Если у вас в школе был «Корвет», скорее всего, вы в нее играли. Многие путают эту игру с LodeRunner (порт которого, кстати, так же был на «Корвете») из-за схожести геймплея, но «Клад» — совсем другая игра со своей уникальной механикой. «Клад» — это разработанный с нуля ремейк известной на японском компьютере MSX игры RiseOut. Даже уровни совпадают с MSX RiseOut, хотя и идут в другом порядке. Но наш «Клад» был гораздо качественнее и красочнее оригинала. Вообще, игра «Клад» была перенесена или написана с нуля на множество 8-битных советских компьютеров того времени. Но версия «Клада» для «Корвета» заслуженно считается лучшей у ценителей старых игр.

В чем суть игры? Вы — настоящий искатель приключений, аки Индиана Джонс, должны выбраться из 25 лабиринтов заколдованного подземного замка. При этом вам нужно собирать клады, избегать неприятных встреч с хранителями этих кладов (похожими на чертиков), а также стараться не упасть в воду с крутых обрывов или канатных мостиков. Чтобы перейти из одного лабиринта в другой, необходимо разыскать среди кладов ключ от закрытых дверей. В игре можно пробивать некоторые стены, которые со временем зарастают — это часто позволяет найти самую невероятную стратегию прохождения уровня, например замуровать хранителя-чертика прямо в стене.

Иногда в игре встречались клады, которые невозможно подобрать по ходу прохождения лабиринта: с чувством юмора у разработчиков было все в порядке!

«Гонки» — RALLY.COM

Вторая по популярности игра на «Корвете» и, как правило, первая программа, которую запускал молодой учитель информатики из середины 1990-х в только что установленном новеньком компьютерном классе. Это первая игра, которая шла в комплекте с «Корветом». Классические гоночки. Жизни бесконечны, но чем больше врезаешься, тем быстрее заканчивается бензин, и его может просто не хватить до конца трассы.

В игре применен интересный прием: спрайты автомобилей и термометры — графические, а трасса — текстовая. Это позволило добиться очень высокой скорости отрисовки игры, а потому и высокой динамики. Трасса в игре зацикленная, но при всей своей простоте играть очень интересно. В игре есть забавная пасхалка от разработчика, ближе к концу трассы проскакивает название деревни «д. Каблуково».

«Карате» — KARATE.COM

Один из немногих файтингов для «Корвета». До Mortal Kombat ему, конечно, как до Луны, но залипнуть на полчасика вполне можно. Чем эта игра запомнилась большинству игроков, так это синтезированной речью прямо из динамика-бипера компьютера. При загрузке игра гордо кричала голосом разработчика: «КА-РА-ТЕ!», приводя в невероятный восторг детское сознание. К сожалению, геймплей был не настолько крутым, как заставка.

Так сложилось, что большинство самых качественные игр для «Корвета» — это порты с японского компьютера MSX. Про такие игры и пойдет речь дальше.

Stop the Train — MAFIA.COM или STOP.COM

Очень качественный порт игры Stop the ITA Express (Train) с MSX на «Корвет». Работает медленнее, чем на MSX, поэтому играть немного легче. Игра разделена на два уровня: на первом игрок убегает от бандитов-преследователей по крышам вагонов, уворачиваясь от пуль и различных препятствий на пути поезда. Дойдя до середины поезда, игрок переходит на второй уровень, где его ждет погоня уже внутри вагончиков. Цель — добраться до головы поезда, чтобы остановить его. В опасной миссии нашему герою помогают, как это ни странно, птицы: стоя на крыше вагона, игрок может схватить пролетающую мимо птичку, чтобы затем выпустить ее в бандита. Внутри вагончиков же доступен коронный прием — удар ногой в прыжке. В конце игры показывается поздравление на ломаном английском: «Congratulation! You suceed!», после чего игра повторяется снова с большим количеством врагов.

Eric and the Floaters — ERIC.COM

Порт с MSX самой первой игры из знаменитой серии игр BomberMan от Hudson Soft. Искатель приключений по имени Эрик ищет сокровища в руинах исчезнувшей цивилизации. Человечек в широкополой шляпе проходит генерируемые лабиринты из каменных блоков, некоторые из них можно разрушать. Для этого у Эрика припасено множество бомбочек, взрыв которых уничтожает не только блоки, но и врагов — воздушные шарики, которые так и норовят сцапать нашего героя, завидев его за поворотом. С каждым новым уровнем врагов становится все больше, а догонять героя они начинают все быстрее. Но часто героя ждет награда — за разрушаемыми блоками скрываются бонусы в виде сундука с золотом или дверь с надписью «Exit» — выход с уровня без уничтожения всех врагов. Каждые несколько уровней включается режим, когда Эрик ставит бомбы автоматически, что усложняет игровой процесс.

Binary Land — BINARY.COM

Порт игры Binary Land от Hudson Soft с MSX на «Корвет». Помогаем двум влюбленным встретиться в зеркальном лабиринте, при этом избегая страшных пауков. Цель игры — подойти одновременно с двух разных сторон к сердечку в верхней части экрана, сложность же в том, что игрок управляет одновременно обоими персонажами — и мальчиком, и девочкой, а ходят они зеркально друг относительно друга. Чтобы защищаться от пауков, наши герои вооружены специальным спреем. В игре очень запоминающаяся музыка — обработка двух знаменитых классических мелодий: Эрика Сати — «Je te veux» («Я хочу тебя») и Людвига ван Бетховена — «Симфония №9» («Ода к радости»).

На самом деле качественных и очень интересных игр для «Корвета» было выпущено довольно много, я рассказал лишь про самые известные.

Время и дальше идет своим чередом, а интерес к компьютеру моего детства так и не угас. Более того, я стал коллекционировать другие старые компьютеры и технику. Ведь только в старой технике можно посмотреть вживую, как протекает жизнь внутри компьютера, как бегут электрические сигналы между его компонентами. С этим нам легко поможет замечательный измерительный прибор — осциллограф. В современном же компьютере такого уже не увидишь: счет теперь идет на нанометры, а вся начинка ютится в одном малюсеньком кристалле.

Волею судеб на одном известном в кругах коллекционеров старой техники форуме я познакомился с другим энтузиастом, про которого уже не раз писали на Onliner, — Александром Александровым aka Byteman.

Позже, мы познакомились с Сашей лично, и даже больше — мне удалось посодействовать открытию уже не выставки, а полноценного музея ретрокомпьютеров. Меня тепло приняли в команду организаторов, и теперь музей стал важной частью моей жизни. А еще это отличное место, чтобы поностальгировать, потыкать паяльником, изучая старые электросхемы, да и просто хорошо провести время! Всегда приятно хотя бы на пару часов снова окунуться в детство!

Medal of Honor: Allied Assault. Первая PC-игра в 30 лет (Василий aka vsmozy)

Мое первое знакомство с 3D-играми на ПК пришлось на 2003 год (приблизительно, точно уже и не припомню). Мне тогда было 30 лет. Первое крещение было в Medal of Honor: Allied Assault на очень слабом компьютере, собранном на коленях сына маминой подруги.

Мой мир шагнул в будущее, находясь в настоящем. Я играл и не мог поверить, что такое может быть. Я не задумывался, как это все работает и сколько потом денег уйдет на апгрейд. Апгрейд-лихорадка началась (и потом долго не заканчивалась) после того, как я увидел игру Mafia: The City of Lost Heaven. Но ни первая, ни вторая игра мне не запомнилась так, как третья. От первых двух я получал удовольствие. А вот третья благодаря одной миссии и моей неопытности стала для меня испытанием. Об одном из моментов этой замечательной игры я вам расскажу.

Итак, Vietcong. В нее я начал играть параллельно с Mafia, когда застрял на миссии с небезызвестной гонкой — «Mafia: Миссия 6 — честная игра „Гонка“». Игра меня захватила сразу. Я погрузился в атмосферу Вьетнама, траншей, войны и джунглей до такой степени, что на работе с коллегами, когда речь заходила о досуге, я отвечал: «...Да что вы видели в этом мире, где вы бывали… а вот я во Вьетнаме...»

В общем, было невероятно круто. Потому мое разочарование одной миссией было настолько же сильным. Это не передать простыми словами! Моему возмущению и недоумению не было предела. Я не понимал, как можно было придумать настолько сложную и нелепую миссию в столь гармоничной и понятной игре.

А дело было вот в чем. Главному герою надо было добраться из пункта А в пункт Б через джунгли и тоннели, попутно очищая себе дорогу от бесстрашных вьетконговцев. Джунгли пройдены, и настала очередь тоннелей. Первые пару десятков метров в полутьме прохожу и сваливаюсь на уровень ниже, где абсолютно темно. Перед глазами прицел и черный экран. Но я же не дурак, у меня есть флуоресцентные палочки. Которых было 10 штук. Как потом оказалось, этих палочек катастрофически не хватало.

Я не понимал за что меня, игрока, так наказывают создатели игры.

Переклацав все клавиши на клавиатуре в поисках каких-либо секретов, ничего не найдя и не заподозрив, я взялся за работу… Когда заканчивались палочки, я сохранялся и заново проделывал в полной темноте новый вариант пути. Все это я фиксировал ручкой у себя на карте, которую рисовал на склеенных двух листах А4. Каждый шаг, каждый поворот, каждую развилку. Я понимал: когда ГГ идет, слышны шаги. Но когда он упирался в стену, шаги также были слышны, он топтался на месте. На выручку пришел прицел. Когда ГГ шел, прицел расширялся, а когда упирался в стену, сужался. Этого было мало, и я выстрелами подсвечивал себе путь, тем самым рассекречивая свое местоположение врагу. Звук в наушниках на максимум, чтобы заранее слышать малейшие изменения, приближение врага, их разговоры, писк крыс.

Так длилось каждый вечер на протяжении двух недель. Две недели! Две недели адской кропотливой работы, Карл! Карта была расписана вдоль и поперек и в большей степени пользы не несла. Но я каким-то образом прошел тоннель и вышел наружу. Две недели! О боги! Я вижу свет! Моему счастью и гордости не было предела.

Недолго празднуя, я двинулся дальше по джунглям, и… У меня случилась истерика. Я попадаю в очередной тоннель.

На второй, более короткий тоннель у меня ушла неделя. Я играл уже без удовольствия. Это была работа. Азарт не покидал меня точно так же, как и страх перед следующим тоннелем. Я до конца игры боялся, что будет миссия с тоннелями. Но благо их не было.

Мой коллега по работе тоже играл в эту игру, и между нами было негласное соперничество, у кого лучше ПК и какая игра у кого лучше идет. Железо было разное. И в одном из разговоров я закидываю удочку, мол, как он прошел ту злосчастную для меня миссию? У меня опять случилась истерика… В ответ я услышал: «Легко, включил фонарик — и вперед». Фонарик!

У меня не было слов, внутри пустота и апатия. Мой коллега долго и громко смеялся. Говорил, что я мазохист и герой одновременно. Уже у меня дома он обнаружил, что на клавиатуре клавиша L, которая включала фонарик, не работает. А в настройках можно было эту клавишу переназначить. Моя неопытность и невнимательность сыграли со мной злую шутку.

Спустя много лет я установил Vietcong на свой ноутбук и прошелся по тоннелям с включенным фонариком. Ностальгия нахлынула, а я был рад, что не надо рисовать карту.


 

Через неделю мы опубликуем «голосовалку», где читатели Onliner смогут выбрать лучшую, по их мнению, ностальгическую статью о стареньком гейминге. Победитель в качестве приза получит любую игру, какую захочет.

2018 г, экшен, шутер, одиночная игра, мультиплеер, с 18 лет
Снят с продажи
2015 г, экшен, ролевая, приключения, Средневековье, фэнтези, одиночная игра, с 18 лет
Снят с продажи

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by