Десятки двухголовых собак и «игра в Бога». Как ученые пытаются пересадить голову

10 ноября 2018 в 8:00
Автор: Ян Альшевский

Десятки двухголовых собак и «игра в Бога». Как ученые пытаются пересадить голову

Автор: Ян Альшевский

Иногда говорят, что человеческое тело несовершенно само по себе. Однако, несмотря на все недостатки, тысячи лет оно работает, едва заметно меняясь под воздействием различных факторов внешней среды. Случаются, конечно, и сбои — вызванные той же экологией или внутренними причинами (например, с генами не повезло). Что делать тогда?

Содержание

Внимание! Материалы ниже не рекомендуются к просмотру впечатлительным людям.


Медики давно научились пересаживать органы: впервые успешная операция по пересадке почки от умершего донора прошла в 1950 году, от живого донора — в 1954-м. Согласно сохранившимся документам, пересадка кожи случилась еще раньше — в 1823 году. Реципиентом стал больной сифилисом, которому восстановили нос, взяв ткань с его же бедра. А в начале прошлого века врач умудрился пересадить роговицу глаза. Время идет, и скоро мы отметим 200 лет с момента первой задокументированной операции подобного плана.

Пришитым пальцем никого не удивишь

Искусственный палец

Врачи совершенствуют методы трансплантации. Первую в мире операцию по пересадке обеих рук провел в 2006 году Педро Кавадас из Испании — его иногда называют одним из пионеров в этом направлении хирургии. Он же в 2011-м смог проделать то же самое с ногами. «Конечно, при выборе донора лучше отдавать предпочтение человеку того же пола — из эстетических соображений», — говорил до операции Кавадас. Хотя с технической точки зрения, по его утверждению, разницы нет.

47-летняя пациентка Кавадаса

Одна из проблем, с которой приходится бороться после пересадки конечностей, — процесс отторжения. Обычно реципиентам необходимо постоянно принимать препараты, при отказе от которых можно лишиться вновь обретенной руки или ноги. Именно это произошло с пациентом испанца — нижние конечности снова ампутировали из-за не связанной с прошедшей операцией болезни (он вынужден был остановить прием иммунодепрессантов).

Хирург Педро Кавадас

Еще недавно многие медики придерживались мнения, согласно которому пересадка части ноги ниже колена неоправданна из-за высоких рисков для здоровья — эффективнее использовать протез. При полной же ампутации конечностей ситуация несколько иная: опасностей не меньше, но и результат заметнее влияет на качество жизни.

А как поступить, когда отказало все тело? Существуют заболевания, при которых дееспособной, грубо говоря, остается лишь голова. Один из самых ярких примеров — Стивен Хокинг, известный физик-теоретик и популяризатор науки. Из-за бокового амиотрофического склероза его тело оказалось парализованным, однако мозг продолжал работать, давая фору «обычным» людям. Можно вспомнить также спинальную мышечную атрофию, которая может проявиться в среднем и пожилом возрасте, тогда как дети с таким диагнозом живут недолго.

И вот в 2015 году фурор в информационном поле произвел итальянский хирург Серджо Канаверо, заявивший о возможности трансплантации тела.

Российский программист Валерий Спиридонов (слева) и хирург Серджо Канаверо

Двухголовые собаки, советские хирурги

Первые опыты по трансплантации головы на живых существах проводились более 100 лет назад. Подопытными стали собаки: голову одной из них приживили к телу другой. «Живой» в полной мере назвать ее было нельзя: наблюдались примитивные рефлексы, но не более того. Дело в том, что в рамках эксперимента ученые — француз Алексис Каррель и американец Чарльз Гатри — соединили лишь основные кровеносные сосуды для обеспечения притока крови к мозгу имплантированной головы. О «сращивании» же нервов речи не шло.

Алексис Каррель

К сожалению, пересаженная голова начала быстро сдавать, и спустя пару часов существо усыпили.

Несмотря на неудачу, физиологи получили массу данных, Каррель и Гатри внесли заметную лепту в развитие трансплантологии и, в частности, анастомоза (соединения) сосудов. В 1912 году за свою работу они получили Нобелевскую премию.

Спустя много лет, уже в 50-х годах прошлого века, очередной шаг вперед сделали советские хирурги. Владимир Демихов, которого называют одним из основоположников трансплантологии, провел экспериментальные операции по пересадке голов собак (источники говорят о более чем 20 таких животных).

Отечественный специалист был успешнее своих коллег, так как пересаженные головы оказались более «живыми»: они могли видеть, двигаться и даже лакать воду — не в последнюю очередь благодаря тому, что советским медикам удалось частично восстановить соединения позвоночного столба. Понятно, что в процессе собака переживала боль, описать которую невозможно.

Демихов применял разные методики, пересадке подвергались различные наборы органов. Отличалась и степень внедрения. Наиболее длительным сроком жизни стал период в 29 дней, но обычно «орфы» погибали через несколько суток.

Двухголовые обезьяны и «игра в Бога»

Очередные попытки пойти дальше в 1970-х предпринял американский нейрохирург Роберт Уайт, впервые пересадивший голову живой обезьяне. Он провел как минимум несколько операций, однако срок жизни существ варьировался от 6 до 36 часов. При этом из-за недостатка кровообращения требовалась постоянная лекарственная стимуляция, респираторная поддержка, оставались вопросы с восстановлением нервных соединений. Подспорьем стали разработанные до этого так называемые иммунодепрессанты, которые помогают бороться с отторжением новых органов.

Вопрос полной пересадки головы (или тела) остается открытым, но о значимых успехах информации почти нет. Возможно, из-за того, что современное общество не позволяет проводить неоднозначные с этической точки зрения эксперименты, чаще речь идет о теоретических изысканиях.

Все могло измениться в 2017 году, на который была запланирована первая операция по пересадке тела человека. Такие планы озвучивал Серджо Канаверо. Его пациентом называли российского программиста Валерия Спиридонова, прикованного к коляске из-за наследственного неизлечимого заболевания.

На самом деле итальянский хирург опубликовал документы, в которых заявлял об амбициозных планах по пересадке тела, еще в 2013 году, однако интернет обратил на него внимание лишь в 2015-м. В новостях все чаще стало мелькать имя Спиридонова, нашлись миллионеры, готовые профинансировать невиданную операцию, — по прикидкам итальянца, проект требовал около $100 млн. Затем ажиотаж (или, как модно сейчас говорить, — хайп) сошел на нет.

Но оказалось, что первопроходцем якобы станет пациент в Китае, а Серджо Канаверо работает в паре с Жэнь Сяопином из Харбинского медицинского университета. Одна из причин смены дислокации — законодательство. В США, в частности, никто не согласится на участие в начинании итальянского хирурга. «Американским „биоэтикам“ нужно прекратить диктовать миру, что делать, а что нет, — заявил в 2017 году Канаверо. — Китайский же президент Си Цзиньпин хочет вернуть страну к былому величию».

Одновременно специалист уверенно заявлял о грядущем триумфе, рассказывая об удачных операциях на обезьянах, мышах и собаках. Правда, очевидных доказательств он не предоставлял. Наконец осенью 2017 года на пресс-конференции Серджо Канаверо сделал громкое заявление: первая пересадка человеческого тела прошла успешно. А потом добавил: трупу.

По словам итальянца, хирургам удалось соединить шейный отдел позвоночника (что считается одной из сложнейших задач) и сосуды. Но как проверить, сработало ли? Чтобы доказать эффективность операции, Канаверо анонсировал новую — с участием людей, чей мозг мертв, однако технически организм живет (например, благодаря аппарату ИВЛ и подобной технике). Противники эксперимента буквально взвились от этих слов: во-первых, возникли этические вопросы, во-вторых, хирургов попросили не «играть в Бога». Стоит отметить, что аналогичные протесты звучали и после первой пересадки почки.

Найти тело, умереть и вновь ожить

В теории донором тела должен стать погибший с серьезными травмами головы. Голова человека, который станет реципиентом, должна находиться в определенных условиях: дабы избежать повреждения мозга и тканей, медикам придется поддерживать кровоснабжение и подачу кислорода. В случае с пересадкой головы животного «что-то может пойти не так», однако с homo sapiens это «не так» превращается в неприемлемую альтернативу. Кроме того, предполагается, что перед самой процедурой получателю тела придется «умереть».

Тела донора и реципиента для удобства специалистов будут находиться в сидячем положении. Операция займет сутки — 24 часа понадобятся на то, чтобы разъединить и соединить заново шейные отделы позвоночника, вены, трахею, пищеводы и так далее. Останется ли оживший в своем уме?

Эксперты и журналисты скептически относятся к словам Серджо Канаверо. «Вокруг него возникает атмосфера цирка», — написал как-то Артур Л. Каплан, глава по этике медицинского факультета Нью-Йоркского университета. Ученые говорят об отсутствии предварительных исследований, тестов на животных и достаточной документальной базы.

«Это все равно что взять половины разных автомобилей, сварить их вместе и надеяться, что все заработает, а не взорвется», — считают в The Guardian.

Примерно такой же точки зрения придерживаются специалисты, но уже с научной стороны. Говоря обычным языком, «верхняя» часть перерезанного нерва сохраняет работоспособность, отмирает лишь совсем небольшой его фрагмент, а вот «нижняя» часть отмирает полностью. «Нисходящий» канал может восстановиться, но на ограниченную длину — поэтому заново «пришитое» запястье в идеальных условиях будет полностью работоспособным, а вот рука от плеча — нет.

Однако Канаверо якобы разработал процедуру, позволяющую полностью восстановить соединения, причем речь не о периферическом нерве в руке, а о сложном позвоночном канале. Именно эта техника и была опробована на мышах и собаках, одна из которых, как утверждают некоторые источники, начала ходить через полтора месяца после операции. Правда, верится в это с трудом, поскольку, по словам самого итальянского хирурга, его команде удалось восстановить лишь до 15% нервных соединений. Будет ли этого достаточно для человека?

Что касается Валерия Спиридонова, то он сейчас проживает в американском городе Бока-Ратон во Флориде, трудится инженером ПО и не жалеет о весьма туманной возможности получить «новое тело». А Канаверо с китайским коллегой готовятся провести операцию, претендующую на прорыв в медицине.

Список источников: CNBC, The Guardian, Vox, South China Morning Post (1, 2), National Center for Biotechnology, MDLinx, The Independent, RedOrbit.

Тонометры в каталоге Onliner

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by