Белорусы делают AR-приложение для гольфа по заказу норвежцев и уже стали резидентами ПВТ

9189
05 ноября 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Белорусы делают AR-приложение для гольфа по заказу норвежцев и уже стали резидентами ПВТ

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Что мы знаем о Норвегии? Там фьорды, северное сияние, много рыбы и все дорого. А еще, оказывается, скандинавы очень любят гольф. До такой степени, что пятимиллионное население делит примерно две сотни полей. Местные бизнесмены захотели прикрутить дополненную реальность к спорту, в который, судя по фильмам, играет только зажиточная аристократия. А страной для разработки выбрали Беларусь. Так появился белорусский филиал Frontbyte, хотя трудятся здесь и иностранцы. Компания стала первым резидентом Парка высоких технологий, имеющим норвежские корни.

Сканирование полей и точность

Интернациональная команда делает мобильное приложение BirdieEyes. Через него можно вести статистику игры, общаться с участниками гольф-клуба, видеть точное расположение лунок и расстояние до них. Белорусский офис разрабатывает непосредственно программу, занимается маркетингом и коммуникациями с клиентами. На норвежцах — стратегическое развитие компании, финансы и остальные вопросы.

Директор по производству Frontbyte Николай Вершинин говорит, что добавлять каждое поле приходится вручную. Разработчики берут фрагмент карты из Google Maps и наносят на него объекты (лунки, бункеры, стартовые зоны). Но на данном этапе они отображаются только в двухмерном режиме, ведь для корректной работы в AR нужна третья ось — по вертикали.

Николай Вершинин

Здесь в дело вступают квадрокоптеры. Используют их только в ясную и сухую погоду, чтобы добиться максимальной контрастности. Поле разделяют на участки площадью примерно 400 квадратных метров. Дрон летит змейкой по горизонтали, затем по вертикали, делая множество фотографий объекта. По этим изображениям формируется 3D-рельеф ландшафта.

Во Frontbyte говорят, что сначала были проблемы с объемом информации: данные с одного поля занимали под 80 МБ. По словам Николая Вершинина, компания хоть и ориентируется на флагманские смартфоны (опять же, гольф — игра в основном для людей с хорошим достатком), но все равно размер большой. Разработанный в компании алгоритм сжимает файл до нескольких килобайт.

Дальше появилась новая проблема — точность позиционирования. Оказывается, не просто так на презентациях что Apple, что Google показывают работу с дополненной реальностью вблизи, на расстоянии пары метров. А чем дальше, тем хуже точность и детализация. В итоге приложение научили сопоставлять виртуальные объекты с реальными.

Популярнее гольфа только футбол

Нам удалось пообщаться с норвежскими инвесторами Frontbyte, которые прилетели в Беларусь. Все они увлечены не только бизнесом, но и гольфом, поэтому выбор ключевого продукта компании вполне понятен.

Технический директор Frontbyte AS Рейдар Столан, а также инвесторы Ёйвин Ингуль и Арил Карлсен

— Почему гольф? Этот спорт не назвать массовым.

Арил Карлсен: Основная идея появилась так. Я был на встрече в гольф-клубе, где хотели сделать приложение для его участников. Я сказал: «Окей, могу взяться за проект». Это было начало BirdieEyes. Стало ясно, что потенциал программы гораздо шире, чем просто использование в одном клубе, — можно выйти на всю федерацию гольфа в Норвегии.

— Гольф у вас популярен? 

Арил Карлсен: Да, у нас около ста тысяч игроков. Это второй по популярности вид спорта после футбола.

— В будущем планируете сделать такие приложения для того же футбола, хоккея, баскетбола? 

Арил Карлсен: Мы уже делаем еще одно приложение для клубов — не обязательно связанных с гольфом. Его можно будет использовать в каком угодно спорте: хоккее, футболе и других.

— Правильно понимаю, что вы хотите превратить BirdieEyes в экосистему, социальную сеть для любителей гольфа? 

Арил Карлсен: Социальные элементы будут, но соцсетью я бы это не называл. Конечно, вы вольны общаться с другими игроками, контактировать между клубами, а спонсоры могут наладить контакт со спортсменами.

— Гольф кажется классическим, олдскульным спортом, а вы внедряете дополненную реальность. Игроки готовы к такому? 

Арил Карлсен: Это примерно то же самое, что надеть смарт-часы, которые показывают расстояние до лунки. К тому же игроки используют лазерный дальномер. А телефон берут с собой все — не важно, работают они или отдыхают. Теперь гольфистам не понадобятся дополнительные устройства для игры. То есть все это уже есть и используется, просто в другом виде.

Думаю, сейчас самое время для выхода такого приложения. Каждый молодой человек, который начал играть в гольф, уже вырос с телефоном. Да, мы понимаем, что это игра с сильными традициями, но я бы сказал, что гольф готов к новым технологиям.

— То есть дополненная реальность не будет восприниматься как читерство?

Рейдар Столан: С этим проблем нет. Вы спокойно можете использовать телефон во время игры, если нужно определить дистанцию. Также в BirdieEyes есть режим соревнования, который отключает уведомления и некоторые возможности.

О резидентстве в ПВТ

— Сейчас вы в Беларуси. Впервые здесь? 

Арил Карлсен: Да, для меня и Ёйвина это первый визит.

Ёйвин Ингуль: Мой шурин бывал в Беларуси, так что я немного знал о стране.

— Что вообще знали? 

Арил Карлсен: Я навел справки, изучил историю — думаю, это очень важно для понимания жителей и культуры страны. Мне понравилось увиденное.

— Вы — первые инвесторы из Норвегии, которые стали резидентами ПВТ. Расскажите, как дела с поддержкой IT-компаний в вашей стране.

Арил Карлсен: В первую очередь должен сказать, что я действительно впечатлен Парком высоких технологий и его достижениями. Я рад быть его частью. Мне нравится, как Беларусь поддерживает стартапы и превращает Минск в Кремниевую долину Восточной Европы.

Прямых параллелей с Норвегией нет. У нас есть поддержка от правительства, но она касается бизнеса в целом, не только IT-сектора. Помощь выражается не в сниженных налогах, а в предоставлении финансов на развитие стартапа, более выгодных условиях для кредита.

Ёйвин Ингуль: Думаю, то, что реализовано в Беларуси, можно назвать уникальным. Налоговая политика, понятная и простая система.

Арил Карлсен: Да, и еще важно, что это долгосрочная политика, а не, допустим, только на один год.

— В каких сферах обычно работают норвежские стартапы? 

Арил Карлсен: Как правило, они разрабатывают технологии для всего, что связано с морем: строительство кораблей, добыча нефти, морепродуктов. И еще есть несколько сильных стартапов в медицинской области, телеком-сфере. Норвегия сильно связана с нефтью, но сейчас правительство хочет сместиться в сторону технологий и «зеленого» бизнеса [высокая экологичность и эффективность производства, хорошие условия труда. — Прим. Onliner.by].

Рейдар Столан: Также появляются спортивные компании. Они сконцентрированы на внедрении технологий как в поддержку здорового образа жизни вроде тренировок, так и в более масштабные проекты.

— AR-инструментарии доступны разработчикам уже не один год, но крутых проектов все нет. Почему так? 

Арил Карлсен: Одна из причин — разработчики не могут найти правильную бизнес-модель. Они не знают, как выйти на рынок и зарабатывать на приложении с дополненной реальностью. У команд есть технология, но реализация не получается достаточно крутой. Ведь нужно сделать программу еще и полезной.

Николай Вершинин: Интегрировав дополненную реальность в гольф, мы даем игроку новый опыт взаимодействия с полем. У нас не просто развлекательная плюшка, а решение проблемы — человек сможет играть по-новому.

Если раньше гольфист перед каждым ударом думал, какую клюшку ему взять, то сейчас смартфон меняет привычное взаимодействие — посмотрел расстояние до лунки и сразу понимаешь, какой инвентарь подойдет. Это разнообразит игру, добавит интересные моменты.

Рейдар Столан: Думаю, это только начало. Можно, например, реализовать виртуального тренера.

— Зарплаты белорусских айтишников хоть и высокие, но вроде как далеки от доходов специалистов в Западной Европе и США. Беларусь вы выбрали в том числе поэтому?

Арил Карлсен: Наш главный приоритет при разработке BirdieEyes — качество. Но учитывайте, что Норвегия, например, дорогая страна. Поэтому аутсорсинг был для нас интересен. В бизнесе хорошо получить то же самое, но за меньшие деньги. В случае с Беларусью именно так и вышло.


Сейчас Frontbyte добавляет в приложение гольф-поля — в релизе ожидаются площадки в Норвегии и единственное поле в Беларуси. Программа должна выйти весной следующего года, как раз к новому игровому сезону.

Смартфоны в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by