29 июня 2018 в 18:23
Автор: Виталий Олехнович

От детского психодела до жуткой политической сатиры. Как менялись мультфильмы изобретательного армянина Саакянца

Автор: Виталий Олехнович

«Что курили армянские мультипликаторы?» — задаются вопросом в комментариях под мультфильмами Саакянца современные школьники. Ничего незаконного. Армянский мультипликатор Роберт Саакянц снискал славу великого выдумщика, который каждый сантиметр кинопленки наполнял фантасмагорией. Но есть у художника куда более острые, злободневные мультфильмы, которые отражали дух времени. О том, как менялись мультфильмы изобретательного армянина, мы и расскажем.

Работы Роберта Саакянца удивительно разные: от детских озорных притч до жесткой, а порой и жестокой сюрреалистичной политической сатиры. Большинству из нас его творчество знакомо как раз по самому плодовитому и звездному периоду первой половины 80-х годов, когда его мультфильмы просто бурлили фантазией и гремели на весь Союз. Тогда были сняты «Ишь ты, Масленица!», «Кто расскажет небылицу?», «В синем море, в белой пене…» и другие работы. Озорные детские мультфильмы, яркие и неожиданные.

Однако до этого и уж тем более после режиссер снимал кардинально другие по духу, но все такие же остроумные мультфильмы. К тому же Саакянц был невероятно работоспособным и плодовитым режиссером. А потому изменения в его творчестве можно весьма четко разделить на несколько периодов:

  • юные 70-е, в которых Саакянц еще только нащупывал свой стиль, однако уже готов был на смелые высказывания;
  • плодовитая первая половина 80-х, когда Саакянц снял мультфильмы, вошедшие в золотой фонд советской мультипликации;
  • перестроечный политический натурализм конца 80-х и 90-х;
  • и возвращение к детским, чаще познавательным в 2000-х годах.

И рассказывать о Саакянце правильнее именно через призму его меняющегося внутреннего ощущения мира.

Главарь банды хиппи

Роберт Саакянц, или Роб, как его звали близкие люди, родился в 1950 году в столице Азербайджана Баку в армянской семье, а к 14 годам вместе с родителями переехал в Ереван. Там в 1970 году Роберт устроился художником-мультипликатором на студию «Арменфильм». Его мама увидела объявление в газете и посоветовала сыну попробовать. Там на студии Саакянцу дали домашнее задание: нарисовать лошадь. Но он решил не откладывать работу в долгий ящик и тут же изобразил бегущего коня в разных позах. На студии были слегка шокированы: «Из этого хиппи получится великий мультипликатор». И они не ошиблись.

Саакянц был советским хиппи. Точнее, придерживался стилистики хиппи: длинные волосы, борода, «брюки-колокола», рок-музыка на грани запрета. Наркотиков и коммун, конечно, не было. Как и свободной любви. Со своей женой Людмилой он познакомился именно на студии.

После стажировки в Москве, дебютного мультфильма «Лилит» (1972), который достался ему в нагрузку от другого загулявшего и уволенного режиссера, а также парочки пробных короткометражек Роб был готов был дебютировать с авторским проектом — рок-балладой на основе армянских сказок «Лисья книга» (1975). Это своеобразный реверанс в сторону битловской «Желтой подводной лодки».

Роб был уверен, что после «Лисьей книги» его попрут со студии, а потому пошел во все тяжкие: подвергал своих героев всевозможным трансформациям, одному налепил на грудь татуировку поющего Джимми Хендрикса, не постеснялся задействовать все буйство доступных красок. Но такая смелость оказалась даже ему на руку. И пускай председатель Госкино Армении на просмотре ничего не понял, но решил перестраховаться: «В свое время я не понял „Цвет граната“, а оказалось — это Параджанов. Не приму сейчас — окажется, это тоже Параджанов».

Именно «Лисья книга» упрочила Саакянца в его свободомыслии. И на студии он был не только творческим авторитетом.  Этот бородатый силач в очках любил позировать перед камерой с двумя-тремя коллегами на руках, а также пускать в ход кулаки. При необходимости: однажды он спустил с лестницы алкаша, пристававшего к его дочери Нане, а в другой раз за шкирку отвел в участок московского милиционера, который нахамил его сыну.

К концу 70-х Роб выпустил еще две знаковые работы — сюрреалистический музыкальный фильм «Охотники» (1977) и комичный пересказ сказки Туманяна «Кикос» (1979). Эта замечательная короткометражка с непредсказуемым визуальным юмором Саакянца словно финализировала становление художника. В ней можно найти отсылки к «Отелло», к «Цвету граната» и даже к темам физиологии взрослых. Художник не стеснялся оставлять пасхалки, словно заигрывая со своим зрителем, получающим удовольствие от узнаваемых элементов в неожиданной обработке. Используемые в «Кикосе» приемы, которые назовут «комическим сюрреализмом», и стали его визитной карточкой, которой восхищался весь СССР в первой половине 80-х.

Комический сюрреализм

С 1981-го по 1985 годы Саакянц выпускал по фильму в год. И каждый год он бил точно в десяточку: «…Три синих-синих озера малинового цвета…», «Кто расскажет небылицу?», «Ух ты, говорящая рыба!», «В синем море, в белой пене…», «Ишь ты, Масленица!». Эти мультфильмы получились крайне насыщенными метаморфозами, балансирующими на грани безумия, но не скатывающимися в откровенный трэш.

Вот что писал о Саакянце в прощальном письме к нему создатель «Ежика в тумане» Юрий Норштейн: «Мое воображение никогда не вмещало сделанное им. Количество действия на квадратный сантиметр превосходило любую фантазию. Сделанное ошеломляет. Сила его личности велика. Он пришел в армянскую мультипликацию и перевернул все вверх дном, будто повеял горным воздухом, а потом поставил на место».

Какими бы детскими ни казались работы этого периода Саакянца, но, повзрослев, их смотришь только с большим удовольствием. Ведь все они представляют эдакий фестиваль фантасмагории, будоражащий запрятанную где-то на задворках юности фантазию. К сожалению, многие современные острословы позабыли дорогу к этому важному творческому ингредиенту, отрезают все по своим обывательским меркам и не находят ничего лучше, чем оставить под очередным видео Саакянца на YouTube юморной комментарий про наркоманию и качество красок в СССР.

А Саакянц продолжал заигрывать со зрителями. Так, в «Кто расскажет небылицу?» (1982) можно было увидеть отсылку к картине «Девочка на шаре» Пикассо, к «Сказке о царе Салтане» и книгам Чуковского и даже представлениям о плоской земле.

«В синем море, в белой пене…» (1984) находим аллюзию к скульптуре «Русалочка» и упрощенный вариант эволюции по Дарвину. Буквально в каждом кадре можно отыскать нечто интересное. Чего стоят только цифры 007 и 747 на затонувших кораблях, которые отсылают к сбитому советским истребителем корейскому Boeing 747, выполнявшему рейс KE007 и перевозившему 269 человек вместе с экипажем.

Метаморфозы перестройки

В 80-х над страной советов пахнуло перестройкой, а Саакянц, видимо, подустал от безобидности своих мультфильмов. Уже в «Находчивом крестьянине» (1984) появилась жуткая сцена с отрубленными головами, которую не стоило показывать юным зрителям. Хотя сюжет сказки и был вполне детским.

Саакянц улавливал сквознячок перемен, витавший над страной, и со второй половины 80-х годов его мультфильмы стали куда взрослее, жестче и злободневнее. Некоторые были откровенно политизированными высказываниями о советской действительности, но все такими же изобретательными.

«Ветер» (1988) рассказывает о странных событиях, свидетелем которых становится дежурный на военной базе. Он проверяет документы принимающих и покидающих пост сослуживцев, но с каждым разом посетители его проходной становятся все более странными: у некоторых слезают волосы, у некоторых отрастают хвосты, а кнопка «Пуск» на панели запуска ядерных ракет залипает. Все это сопровождает благотворительный хит, написанный Майклом Джексоном.

Внимание! В работах Роба появилось насилие и откровенная нагота. Так что учтите, что следующие мультфильмы содержат оголенные рисованные части тела. И если ваше воспитание не позволяет такое смотреть, то воздержитесь от нажатия кнопки Play.

Спустя год состоялась премьера еще одного антимилитаристского мультфильма «Кнопка» (1989). В это время в Закавказье обострились межнациональные распри, а в Армении, впрочем, как и в Азербайджане, появилась сильная антикоммунистическая оппозиция, которая получила широкую поддержку среди населения. В фильме нет диалогов, звучат традиционные гимны Советскому Союзу, а каждое нажатие любой кнопки главным героем приводит к новому взрыву в окрестностях. Он же наблюдает за этим весьма отстраненно и индифферентно из окна своего спецавтомобиля. На премьере в Ереване, куда уже были введены советские войска, зрители аплодировали мультфильму стоя больше 10 минут.

После распада СССР художник посвятил памяти погибшего Союза мультфильм «Все хорошо» (1991). Под известную песенку «Все хорошо, прекрасная маркиза…» Саакянц демонстрирует разрушенные города, дефицит продуктов, комичную престарелую советскую номенклатуру, массовую резню, ядерный взрыв и многие другие сюжеты из трещавшего по швам Союза.

Замечательная притча «Топор» (1994) вовсю эксплуатирует черный юмор и жестокость. Мужики мерзнут у затухающего костра, часть из них отправляется ломать ветки и рубить деревья дубинками. Естественно, у них ничего путного не выходит, пока не появляется прохожий с топором. Он показывает, как рубить деревья, и отдает инструмент мужикам. Но обращаться с ним они не умеют, несколько человек гибнет по глупости, и общим советом топор решают сжечь. Ведь в нем все проблемы. Но в результате сгорает вся деревня, на пепелище которой и греются мужики.

При должном желании за этим сюжетом можно рассмотреть аллюзию и на Чернобыльскую катастрофу, и на демократию, которую обрели новорожденные страны на осколках СССР.

В целом же этот период творчества Саакянца пропитан окружавшими его политическими дрязгами, локальными конфликтами в Нагорном Карабахе, бедностью, голодом и холодом. Квинтэссенция всего этого мракобесия 90-х отражена в одном из самых жестких мультфильмов «Выборы» (1994). К сожалению, в интернете довольно сложно отыскать перевод песни, сопровождающей видеоряд. Но многие кадры должны быть хорошо понятны тем, кто прочувствовал этот период постсоветской истории на своей шкуре.

Пускай его анимация 90-х была пугающей и местами шокирующей, но через нее все равно проглядывалась любовь к простому человеку, твердая гражданская позиция и свобода мысли, которую он пронес через всю карьеру.

Когда же в 2000-х в Армении установилась какая-никакая финансовая стабильность, Саакянц переключился на образовательные детские мультфильмы. Он выпустил десятки анимационных путешествий по истории, занимательные уроки по химии, английскому языку, геометрии и многим другим областям. Но они уже не столь интересны для взрослой аудитории.


Ушел Роберт Саакянц очень рано. В возрасте 59 лет после тяжелой операции на сердце он скончался в одной из клиник Еревана. Художник любил «Битлз» и наказал своему сыну, чтобы на его панихиде они звучали всю ночь.

Телевизоры в каталоге Onliner.by

Читайте также: