212
01 июня 2018 в 9:00
Источник: Эвелина Босх
Кровь из глаз. Зачем-то сходили на русский «Черновик»

Четверги они такие — сидишь себе, никого не трогаешь, а потом вдруг понимаешь: «Ба! Да ведь почти пятница уже! Не пойти ль в кинцо какое?» Примерно такой сложный алгоритм зачем-то привел меня на новый русский блокбастер — «Черновик». Почему он? Кому это было надо? Но два часа в кинозале отъерзала, фильм посмотрела, о жизни подумала и многое поняла.



Боевые матрешки

«Черновик» уже идет в соседней восточной стране, и его там успели хорошенько унизить. Но многие ведь любят страдать. Наверное, я из таких. А еще бывает, что хорошее кино унижают не по делу, как в школе умных малышей в очках. Потому где-то глубоко материнский инстинкт требовал защитить малого — вдруг и правда почем зря обижают, не дают нормальным людям поглазеть на чудо?

Читать «Черновик» Лукьяненко довелось, но давно. Книжка запомнилась как произведение посредственное, вроде послеобеденной жвачки, когда зубы после бобового торта почистить надо бы, да особо нечем. То есть примерно как все позднее творчество Сергея Василича. Общая канва в голове болталась, а перечитывать это снова ради премьеры не хотелось. Потому по-гиковски искать сходства и различия между печатным оригиналом и фильмом не будем. Поглядим на ленту как на произведение искусства самодостаточное и в отрыве от романа.

Фото: film.ru

Например, хоть убей не помню, были ли у Лукьяненко боевые матрешки? А в кино они есть. Летают бесцельно, радуют глаз, а потом раз и расчехляют стволы, целятся в тебя и шмаляют как неродные. И радостно как-то от этого, и ножками от восторга сучишь, потому что трэшевато почти как в жизни.

Вот бы продолжить в том же духе, заставить, к примеру, тех же робоматрешек с балалайками наперевес захватить Трампа, телепортироваться на Венеру и провести там обряд вызова сатаны. Ан нет, создатели картины словно пугаются собственной разухабистой смелости и идут по проторенной дорожке российского кино.

Взять актеров. Бывает такое: приходишь ты, спотыкаясь на высоких каблуках, на утренник, а там мальчики-зайчики и девочки-снежинки. Умилительное зрелище — мамы поймут. Однако ж актеры в «Черновике» далеко не детки, да и зрители им не мамки. Но играют так же, как те зайчики-снежинки, то есть очень старательно и серьезно, но спотыкаясь и наступая друг другу на носки с шерстяными колготками. И ты сидишь в третьем ряду ближе к правому краю, уморительно хохоча и с трудом скрывая это.

Фото: film.ru

Допускаю, что играют так потому, что это предусмотрено сценарием. Ну что ты сыграешь, когда мотивация и поступки героев обусловлены… ничем? Здесь никто особо ничему не удивляется. Представьте, как однажды вас забывают все, даже мама с папой, квартира занята чужими людьми, а родной пес не признает за полноправного хозяина. Шок, катастрофа, дурдом? Нет, здесь не так. Подумаешь, забыли все, лучше пойду по навигатору, куда он покажет. Ну и что, что башня какая-то выросла, стала тебе домом, меняет обои за ночь и открывает двери в разные миры. После каждой получки такое происходит. Ах, так ты теперь сверхъестественный таможенник, который умеет замораживать воду, отмораживать лед, скакать по стенам и съедать три пуда матрешкиного свинца. Всегда так делаю!

Главное — не есть желтый снег

От «Черновика» впору бы ждать крутых российских спецэффектов. Не зря ж, в конце концов, за экранизацию романа именно Лукьяненко взялись. Спецэффекты здесь есть, но этот факт вряд ли обрадует любителей «Мстителей» и остальной комиксовой братии. Хотя улыбнуться вас всенепременно заставят, даже если не хотите.

Фото: film.ru

Как можно без улыбки смотреть на попытки всунуть в кино эти милые CGI-эффекты, словно взятые с E3 года эдак 2002-го? Да-да, лучше всего получился снег, который идет почти в каждом кадре. Может, только им и стоило ограничиться?

Есть еще, правда, московский Кремль — обычный, морозный, знойный и утопичный. Поток фантазии бил ключом, когда изобразить совершенно разные миры задумали в открыточном формате с видом на Кремль. Заглянул за одну дверь, а там над символом российской столицы проплывает нечто вроде дирижабля, тогда как по земле рассекают стимпанковские повозки на дровах. Глядь — а за другой беснуются дорвавшиеся до курорта любовники. А третья Москва вообще обросла какими-то треугольниками и, кажется, покорилась китайцам и все тем же злосчастным боевым матрешкам с пулеметами под подолом.

Фото: film.ru

Как это часто бывает, спасти хромой на четыре ноги сюжет, русского с украинским акцентом, с трудом изображающего американца, и нелепый визуал попытались с помощью амурной истории. Сводится она к такому описанию: «Он любил ее. Она любила его и еще одного. Он такой стал крутым… Она такая еще сильнее в него влюбилась… За любовь отправили ее в ГУЛАГ к Василисе. А он ее спас. И отдалася она ему под сенью фруктовых дерев на фоне утопающего в зелени Кремля». Вот и сказочке конец, кто не понял — тот я. Ухватить суть происходящего абсурдного винегрета нет ни сил, ни возможности, ни желания. Может, и правда книжку надо перечитать?

Но! Фильм-то не беспросветный. Есть здесь упоминавшаяся выше Василиса, которую вопреки здравому смыслу здорово сыграла Ирина Демидкина. Жаль, что этот архетип советской продавщицы из сельпо не так часто мелькает на экране, как хотелось бы. Или вот исполнитель главной роли Никита Волков. Он и сам не понимает, что происходит, зато похож на Данилу Козловского, только моложе и наверняка скромнее в гонорарных запросах. А если разницы нет, то зачем платить больше? Еще есть органично встроенный продактплейсмент. Пресвятой таможенник, они даже специальный сюжет прописали для навигатора!

Фото: film.ru

Не везет Сергею Лукьяненко с кино. То «Ночной дозор» испортят, то над «Азирис Нуна» надругаются, теперь вот и «Черновику» досталось. Может, ну их, эти экранизации?

3,5
Оценка Onliner.by
«Черновик» — это все же не «Защитники», но почти «Притяжение». Упасть ниже дна сложно, и у авторов фильма не получилось. Тем не менее брать деньги за просмотр такого кино грешновато. Вот если б доплачивать — тогда да, можно по-белорусски потерпеть.

Персональные матрешки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Какая-то дичь на нашем Telegram-канале

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: Эвелина Босх