Удивительно, как же мало в Советском союзе снимали о космосе. Страна-пионер в покорении межзвездного пространства, богатая талантливыми писателями-фантастами и мощным научным потенциалом, практически игнорировала эту тему. Задумываясь о мультипликационном космосе, в первую очередь вспоминаешь разве что «Тайну третьей планеты» — полнометражный мультфильм, замечательно нарисованный и дотошно анимированный. С остальными мультфильмами дела обстоят похуже.
Режиссер-мультипликатор Владимир Тарасов в одном из интервью журналу «Если» рассказывал о бытовавшем ранее мнении, что «искусство мультипликации само по себе настолько фантастично, что снимать его средствами фантастику — это уж слишком». К тому же к этому должна лежать душа: многие замечательные мультипликаторы «Союзмультфильма» просто на дух не переносили фантастику.
Этот мультфильм видел каждый, его любили крутить по ТВ даже спустя 20 лет после премьеры. Уж очень хорошо, ярко и красочно он был нарисован для своего времени. Сколько ушло на создание мультипликационного хронометража в 48 минут? 4 года. Именно столько заняло производство картины от первого и до последнего рисунка.
Мультфильм является экранизацией повести плодовитого фантаста Кира Булычева о приключениях Алисы Селезневой, мечты любого советского школьника. Режиссеру Роману Качанову удалось привлечь к озвучке многих советских звезд, а художник-постановщик Наталья Орлова сумела знатно оторваться на мире мультфильма. Чего только стоят гротескные пришельцы, словно выбравшиеся из кошмарного сна, но почему-то улыбающие, а не пугающие.
Примечательно, что этот советский мультфильм дважды дублировался для показа в США. И первая версия была крайне неадекватной по содержанию к оригиналу. Во второй версии к озвучке привлекли Кирстен Данст и Джеймса Белуши, но полностью заменили саундтрек, после чего мультфильм потерял изрядную долю своего шарма.
Мультфильм получился действительно интересным и захватывающим именно для детской аудитории, чего не скажешь о многих других советских анимациях про космос. Временами кажется, что режиссеры ставили перед собой задачу не увлечь детей этой тематикой, а самовыразиться без оглядки на интересы аудитории.
Это другая экранизация куда более взрослого произведения Кира Булычева «Поселок». И она отличается от «Тайны третьей планеты» как земля от неба и по рисовке, и по детализации кадра, и по качеству озвучки. Для нее пригласили ровесников героев мультфильма.
Действие картины разворачивается на удаленной планете, куда за 16 лет до этого аварийно сел научно-исследовательский космический корабль с Земли «Полюс». Утечка радиации вынудила выживших основать вдалеке от корабля поселок. В нем уже подросло поколение, которое никогда не видело Землю, для кого эта дикая и опасная планета стала родным домом. И именно эти дети отправляются в новую экспедицию за перевал, чтобы добраться до корабля.
«Перевал» Кира Булычева аниматор прочитал впервые в журнале «Знание — сила» в 1980 году и долго вынашивал идею его экранизации. К работе Тарасов привлек молодого профессора МГУ Анатолия Фоменко, который позже представил свою псевдонаучную теорию «Новая хронология» о сфальсифицированных исторических фактах и пересмотре существующей хронологии исторических событий. Тарасову понравился стиль рисунков, которыми Фоменко сопровождал свои учебники по математике. Он полагал, что подобный стиль как нельзя лучше передаст атмосферу жуткого мира, в котором заперты герои Булычева. Естественно, молодому ученому помогали в анимационной работе профессионалы.
По итогу «Перевал» выглядит очень артхаусно и… однообразно. Стилистика картины загнала ее в жесткие рамки, за которые режиссеры не было куда ступить. А потому мультфильм смотрится довольно тяжело даже во взрослом возрасте, что уж говорить про советских детей. Да и периодически мерцающая картинка, теневая графика и сюрреалистические метаморфозы способны свести с ума даже самых стойких зрителей. Что уж говорить, если Булычеву такие эксперименты над его творчеством не понравились.
Музыку для мультфильма писал Александр Градский. В частности, в «Перевале» можно услышать стихи Саши Черного в его исполнении. «Мультфильм — как кушанье, которое во многом зависит от ингредиентов», — замечал аниматор, на которого работали сразу два доктора наук: Кир Булычев был доктором исторических, а Фоменко — физико-математических наук.
В своем творчестве Владимир Тарасов как раз таки не старался сюсюкать с детьми. Он считает, что они не такие уж и глупые, а аллюзии и интересные понятия могут вложить в душу ребенка то зернышко, которое будет развивать его интеллект. Мультипликатор говорил, что важно и нужно делать анимацию, которую с одинаковым интересом будут смотреть как дети, так и взрослые. Что такое человек? Что такое общество? Насколько человек может быть одинок и что собой представляем мы все вместе? Об этом его мультфильм «Перевал».
Два вышеприведенных примера — это то, что можно назвать советской высокобюджетной анимацией. Все-таки на получасовые фильмы и времени, и денег уходило значительно больше в сравнении с какими-нибудь 10-минутными короткометражками, которые и были одним из самых распространенных форматов советской мультипликации. В таком формате представлено «Зеркало времени» — мультфильм того же Тарасова, на этот раз фантазирующего о космосе, в котором свет от далеких звезд хранит образы прошлого этих объектов.
И надо отдать должное, «Зеркалу времени» удается заронить зернышко — из него вырастают размышления о бескрайней Вселенной и сотнях цивилизаций, с которыми мы разминемся в уровне развития, с которыми не выйдем на контакт, потому что видимый нами свет от них — лишь прошлое, произошедшее тысячи и миллионы лет назад.
Сценарий для мультфильма «Зеркало времени» писал тесно связанный с космическими разработками СССР специалист, которому принадлежит система спасения космонавтов, — Анатолий Коробков. В титрах его можно увидеть под псевдонимом А. Анкор. Подполковник авиации любил распиливать булыжники и изучать их под микроскопом, а однажды принес на студию сценарий для мультфильма. Помочь в его адаптации вызвался Василий Ливанов. Тот самый почетный кавалер ордена Британской империи, которому принадлежит канонический образ Шерлока Холмса.
Космический корабль «Валдай Т-614» с советским космонавтом на борту возвращается на Землю из полета к Юпитеру-8. Но вот беда, корабль получил серьезные повреждения и не может приземлиться в автоматическом режиме. Что поделать, придется осуществлять аварийный спуск в ручном режиме. Перед этим желательно выспаться, но… Восстановительный сон затягивается, космонавта не могут разбудить, ему грозит смерть.
Как бы удивительно это ни звучало, но скафандр главного героя изрядно напоминает аналогичный у космических жокеев из серии фильмов «Чужой» и «Прометей». Да и внешне цветом лица советский космонавт уж как-то сильно похож на представителей этой киношной франшизы.
В этом мультфильме Тарасов продолжает разрабатывать научно-фантастическую проблематику, но в ракурсе скорее духовных связей человека с Землей и родным домом. Конечно, как и во многих произведениях фантастов 20-го века, этот основной посыл выглядит наивным. Но для советской мультипликации это простительно.
Если Тарасов отличается скорее философскими зарисовками о космосе, то его коллега Геннадий Тищенко предпочитал более развлекательные сюжеты. Его путь в космической мультипликации начался с экранизации Станислава Лема. Мультфильм «Из дневников Йона Тихого. Путешествие на Интеропию» (1986 год) сложно назвать шедевром. Все-таки гений Станислава Лема нельзя экранизировать с довольно убогой анимацией, неровной постановкой и вольным пересказом в виде дипломной работы выпускника школы сценаристов и режиссеров.
К началу 90-х Тищенко решил экранизировать собственное творчество в серии игровых мультфильмов под общим названием «Звездный мир», в который и входят «Вампиры Геоны» и «Хозяева Геоны», напоминающие творчество американского фантаста Гарри Гаррисона. Инспектор космоэкологической комиссии Янин прибывает на планету Геона, где американцы хотят уничтожить всех местных вампиров, дабы спокойно колонизировать планету для добычи ископаемых. Напарниками Янина будут персонажи, очевидно похожие на Сталлоне и Шварценеггера.
Повествование в обоих «Геонах» весьма поверхностное, первый мультфильм и вовсе заканчивается ничем. Да и какой-то особой ценности этот мультфильм в мультипликацию не привнес. Что говорит тот факт, что главный герой внешне напоминает самого режиссера? О крайней степени самовлюбленности? На фоне развала Союза «Звездный мир» не смог превратиться в полноценный сериал, что даже к лучшему. Да, в мультфильмах под слоем бедноватой рисовки находилась экологическая мораль. Но в мире куда больше замечательных картин, которые донесли эту мысль куда более богатым языком и выразительным визуальным рядом.
Этот 19-минутный мультфильм сняли на студии «Союзмультфильм» в год, когда аппарат «Луна-9» впервые приземлился на Луне и передал видео с лунной поверхности, «Венера-3» врезалась в поверхность Венеры с вымпелом СССР, а «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны. Новости космонавтики не сходили с полос газет и телеэкранов, все мальчишки мечтали стать космонавтами.
В мультфильме двое братьев с помощью волшебного колеса путешествуют по истории Земли в поисках главного звездного человека. В далеком будущем они встречают статных советских космонавтов, отправляющихся к Сириусу. Летающие тарелки, роботы, многоразовые ракеты и стройные красивые люди с улыбками и добрым взглядом. Люди из светлого коммунистического будущего, которыми видел их в том числе и писатель Ефремов.
Героям мультфильма придется попрыгать в прошлое и будущее, повстречаться с конструктором ракет и изобретателем-самоучкой, прыгающим с самодельными крыльями. Со всеми увлеченными и стремящимися познать неизведанное, раздвинуть границы возможностей человека.
Вдохновлением для режиссеров-мультипликаторов служили не только советские, но и идеологически верные западные писатели. Конечно, к 1989 году на это мало обращали внимания, но Рэя Брэдбери в СССР уважали. В 1984 году на студии «Узбекфильм» был снят «Будет ласковый дождь» по одноименному постапокалиптическому рассказу. Спустя пять лет к творчеству писателя обратился Владимир Самсонов, он снял «Здесь могут водиться тигры» по одноименному рассказу Брэдбери.
Космическая экспедиция находит планету, где есть все необходимое для жизни человека. А позже оказывается, что планета эта живая: она позволяет людям летать, превращает воду в вино. Когда же один из исследователей собирается бурить поверхность планеты, она начинает мстить.
Насколько бы фантастическим ни был этот мультфильм, но в нем довольно просто угадывается история землян, нещадно насилующих Землю. История планеты, которая дарит, но не получает благодарности в ответ.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by