26 885
18 марта 2018 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович

Оружейные бароны XXI века. Как Boeing стала зарабатывать на «военке»

Автор: Виталий Олехнович

Корпорацию Boeing большинство обывателей знает исключительно как создателя серии пассажирских самолетов — больших и популярных. Но, по некоторым оценкам, она входит в тройку самых могущественных оружейных компаний на планете с оборотом в десятки миллиардов долларов годовых. Boeing в разные годы производила военные самолеты, беспилотники, ракеты, военные корабли и т. д. Давайте поближе взглянем на первые военные шаги корпорации и ее актуальное альтернативное вооружение.

Первый самолет для военных

Практически 100 лет назад в США наблюдался бум вокруг самолетов. Примерно тогда благодаря интересу к воздухоплаванию зародились предтечи Lockheed Martin — еще одного весьма известного оружейного барона. Тогда же и Уильям Эдвард Боинг заинтересовался этой сферой.

В возрасте 39 лет бизнесмен, специализирующийся на деревообработке, проявил интерес к авиастроению и посетил первую американскую авиавыставку. А уже спустя пять лет, в 1915 году, поднял в воздух свой первый самолет — Boeing Model 1, который также известен как гидросамолет B&W. Его Боинг разработал в сотрудничестве с военно-морским инженером Джорджем Вестервельтом.

Забавно, но в собственности у Боинга был гидросамолет компании Glenn Martin. Летать на нем его учил сам основатель компании. Уже значительно позже Glenn Martin превратился в Martin Marietta, а затем объединился с корпорацией Lockheed. Так вот, однажды Боинг разбил свой самолет. Поставку запчастей приходилось ждать долго, а потому он решил сделать собственный самолет. И не хуже.

Первый полет самолета Боинга состоялся в июне 1916 года. Он оказался успешным, а потому уже через месяц Боинг создает компанию Pacific Aero Products Co, которая вскоре сменит свое название на привычное нам сегодня. Многие ранние самолеты этой компании были гидропланами.

Уильям Боинг и пилот Эдди Хаббард собираются совершить первый интернациональный почтовый перелет из Канады в США. 1919 год

Совсем скоро США вступили в Первую мировую войну, объявив Германию своим врагом. Глава компании быстро сообразил, что американским военным понадобятся гидропланы для тренировки военных пилотов, и поставил ВМФ два новеньких Boeing Model 2 (или Model C) — двухместных тренировочных гидроплана, которые стали первой полностью оригинальной разработкой Boeing и ее первым коммерческим успехом. Военным самолеты понравились, и они заказали еще 50. С этого момента началась военная история Boeing.

Первый истребитель

После войны потребительский рынок наводнили подержанные военные самолеты. Их производителям пришлось нелегко: конкурировать с собственными детищами, да еще по более низкой цене, совсем непросто. На некоторое время компании даже пришлось переключиться на выпуск мебели и плоскодонок. Это как-то держало ее на плаву, тогда как многие авиастроители вылетели из бизнеса.

В 1923 году у Боинга произошла схватка с Curtiss за правительственный контракт на поставку истребителей. Хоть конкуренты были расторопнее, но в итоге оба истребителя оказались на вооружении армии. Со стороны Boeing это была модель PW-9/FB (Boeing Model 15). Собственно, она и сделала компанию лидером в сфере истребителей на следующее десятилетие.

PW-9/FB

Стоит отметить, что PW-9 во многом базировался на идеях трофейных немецких Fokker D.VII, почти 150 экземпляров которых было вывезено после войны в США. Фюзеляж PW-9 был сделан из стальных труб, соединенных фортепианной проволокой, тогда как конические крылья были тканевыми на деревянном каркасе. Распорки крыла были изменены с привычной древесины, которая использовалась в других самолетах Боинга, на обтекаемые стальные трубы. Всего в различных модификациях вплоть до 1934 года было выпущено 158 самолетов данной модели.

Fokker D.VII

Первые успешные бомбардировщики

Последующие годы компания занималась разработкой почтовых самолетов и первого лайнера. В 1934 году произошло разделение Boeing на три более мелкие компании. От основной отделились United Airlines и United Aircraft Corporation (ставшая позже United Technologies). Все они сейчас хвастают оборотом в десятки миллиардов в год. Основатель же ушел из Boeing Airplane Company, продал все свои акции и жил в свое удовольствие до самой кончины.

Следующим важным этапом в развитии компании стали бомбардировщики — легендарные «Летающие крепости» B-17 и B-29, которые использовались во Второй мировой войне. B-17 чаще всего задействовали во время дневных налетов и бомбардировок немецких индустриальных и военных целей. В частности, сотни этих бомбардировщиков сбрасывали сотни тонн бомб на Дрезден в феврале 1945 года. Эта операция входит в число самых неоднозначных в годы Второй мировой войны.

B-17 «Летающая крепость»

Другая операция касается B-29 — второго бомбардировщика Boeing. В конце войны именно с них были сброшены ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

Тем не менее B-17 и B-29 (последний строился для тихоокеанского театра военных действий) оказались образцами для развития мирового тяжелого самолетостроения уже после войны: гермокабины, позволяющие подниматься в небе выше непогоды, двухколесные и трехколесные шасси, аналоговая компьютерная система для управления огнем.

B-29 «Суперкрепость»

Несколько B-29 во время войны попали в распоряжение СССР. После чего были скопированы и производились в Стране Советов уже под названием Ту-4.


После успехов во Второй мировой войне Boeing начала развивать и другие направления. Была создана первая ракета-перехватчик, в условиях холодной войны началась разработка межконтинентальной ракеты, был приобретен производитель вертолетов, получен контракт на производство первой ступени ракеты Saturn V, отправившей человека на Луну, построен первый для компании патрульный корабль с подводным крылом, продолжались разработки пассажирских лайнеров.

К настоящему моменту компания накопила достаточный объем опыта не только в своей профильной сфере (самолетостроении для военных, создании истребителей, танкеров и вертолетов), но и в смежных, в которых не ожидаешь увидеть имя Boeing.

Умные бомбы вместо тупых

В 1997 году компания выпустила первый комплект оборудования на основе GPS под названием Joint Direct Attack Munition. Он умеет делать из тупых бомб, которые просто падают, умные, направление падения которых можно корректировать. Принцип работы комплекта довольно прост: на бомбу монтируются крылья, которые позволяют ей маневрировать, и хвостовой блок с инерциальной системой наведения, спаренный с GPS-приемником.

Таким образом можно модернизировать старые боеприпасы в высокоточные снаряды, способные поражать не только фиксированные, но и движущиеся цели. На некоторые JDAM устанавливаются лазерные искатели и инфракрасные сенсоры, которые позволяют наводить бомбы даже в плохую погоду.

Сообщается, что к ноябрю 2016 года компания выпустила порядка 300 000 комплектов. И продолжает выпускать по 130 штук каждый день.

Боевые лазеры

Периодически Boeing сообщает о проведении успешных испытаний своего мобильного высокоэнергетического лазера HEL MD (High Energy Laser Mobile Demonstrator). Он использует излучатель мощностью 10 киловатт. В последние стрельбы из него удалось поразить 150 воздушных целей. Это были не только беспилотники, но и минометные снаряды. Стрельбы проводились в условиях ветра и тумана.

Тогда представитель Boeing заявлял, что их установка значительно дешевле традиционных типов вооружения. Ведь тратиться в основном надо на топливо для грузовика, который перевозит систему. Сообщалось, что инженеры Boeing хотят сократить время воздействия лазера на цели до момента их поражения. А для этого надо изобрести более мощное энергетическое оружие.

Пока же компания экспериментирует, продемонстрировав недавно портативную лазерную установку для тех, кто устал от назойливых дронов. Она способна за несколько секунд прожечь дыру в беспилотнике, пока тот лавирует в воздухе. Установка представляет собой компактную копию лазера, который применяется для борьбы с минометными снарядами.

Компактный лазер развертывается за несколько минут, а управляется с ноутбука с помощью геймпада от Xbox. Предназначен лазер скорее для военных и контрразведывательных нужд, но может найти применение и на территории тюрем.

Помесь самолета и вертолета

Совместная разработка Boeing и Bell Helicopter — двух компаний с большим опытом в самолето- и вертолетостроении — не могла получиться иной. Bell V-22 Osprey — это конвертоплан, который на данный момент является единственным воздушным судном такого типа, выпускаемым серийно.

Летные испытания машины стартовали еще в 1989 году, но в эксплуатацию она поступила только в 2005-м. На концах крыльев конвертоплана размещены гондолы с двигателями. Они могут поворачиваться на 98 градусов. Трапециевидные лопасти складываются во время стоянки, а из вертолета в самолет Osprey превращается прямо на лету.

Глаз разведки

Не все нынешние проекты Boeing являют собой успех инженерии. Беспилотник Phantom Eye, например, стал музейным образцом, хотя планировалось, что это будет всевидящее око для разведки, способное патрулировать небеса и фотографировать землю на протяжении 4 дней без посадки.

Демонстрационная модель Phantom Eye была представлена в 2010-м. Спустя два года состоялся тестовый полет на высоте 1,2 км, к следующему полету высоту увеличили вдвое, в ходе третьей попытки на аппарат установили неназванное оборудование из агентства противоракетной обороны. Возможно, систему зондирования и слежения для наведения лазера. Сперва Phantom Eye поднялся на высоту 8,5 км. И вроде как испытания признали успешными. Но, согласно некоторым источникам, военным требовалось не менее 12 км.

Видимо, потому в августе 2016 года демонстратор Phantom Eye стал музейным экспонатом. Boeing не теряет надежды построить на 40% больший аппарат, который сможет находиться в воздухе 7—10 дней в зависимости от нагрузки.

Секретный младший брат «Спейс шаттла»

Космический аппарат X-37 задумывался в конце девяностых как ремонтник, который будет стыковаться со спутниками и проводить их обслуживание или экстренный ремонт. Но в 2004 году от NASA проект перешел к Агентству перспективных оборонных исследовательских проектов (известная многим DARPA), после чего X-37 стал засекреченным.

За десяток лет космический аппарат выполнил четыре полета, сейчас находится где-то на орбите Земли в своем пятом путешествии. Никто не знает точно, чем занимается X-37 на орбите. Но есть различные предположения: проверка разведывательных и шпионских датчиков, их устойчивости против радиации, шпионаж за китайской космической станцией Tiangong-1, которая скоро рухнет на Землю, разработка и тестирование космического оружия и даже тестирование «невозможного двигателя» EmDrive.

Радиоуправляемые авиамодели в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by