27 547
82
14 марта 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Александр Ружечка
«Ну-ка сходи на улицу — глянь в перископ». Командир атомной подлодки о квакерах, Высоцком и тоске по солнцу

Профессию моряка по незнанию легко романтизировать: шум волн, крик чаек, приятный солоноватый воздух, ощущение полной свободы. Реальность, конечно, совсем другая, особенно у подводников. Запертые в субмарине люди могут месяцами не подниматься на поверхность, а единственная возможность увидеть небо — посмотреть в перископ. И даже это считается привилегией. Как подводники сохраняют рассудок в такой атмосфере, чем заканчивались встречи с другими лодками и сколько вина полагалось на дальний поход, нам рассказал капитан 1-го ранга, командир советской атомной подводной лодки Владимир Николаевич Ворошнин.

Нужно быть одержимым

— Моряков, и особенно подводников, называют элитными войсками. Согласны с этим?

— Знаете, каждый род войск считает себя элитным. Но думаю, что служить на подводных лодках — это очень престижное занятие. Нужно быть одержимым человеком, особенно командиру подлодки. Без этого не получается служба, лодка требует полной отдачи. Поэтому и требования к подводникам очень суровые. Если смотреть с такой точки зрения, то подводники — элита.

— Суровые требования — имеете в виду здоровье?

— Не только. Здоровье необходимо вообще везде: в армии, авиации, флоте, милиции. Еще важна глубокая интеллектуальная составляющая. Лодка — это сгусток инженерии, науки, колоссальной практики. И все переплетается, одно без другого не может существовать. Вот это вместе с физическим здоровьем — основа для службы на подводной лодке.

— Как насчет послаблений? Слышал, что разрешается вино. А что-нибудь покрепче?

— Вино было, конечно. На один поход, например, выделялось 400 килограмм сухого вина. Покрепче — ни в коем случае. Нельзя на лодке пить, просто по определению. Да, мы знаем: была война, легенды о том времени разные ходили. Тогда пили — в таких условиях нужно было снимать стресс. Но у меня, кроме того, что положено, не пили.

О жизни на подлодке

— Вы командовали К-452 «Новгород Великий». Чем подлодка примечательна?

— Это атомная подлодка второго поколения, но модернизированная — то есть в промежутке между третьим и вторым. Очень интересная подлодка: кроме торпед она вооружена крылатыми ракетами. К-452 была серьезной угрозой для надводных кораблей. А звание «Новгород Великий» присвоили подлодке уже после меня.

Условия на К-452 были хорошие. Например, молодым офицером на Балтийском флоте я служил еще на дизельной подводной лодке. И там очень суровая бытовая ситуация. Питьевая вода в цистернах, нужно строго экономить. Шикарную баню не организуешь. Чайник пресной воды на голову, в остальном нужно мыться водой от охлаждения дизелей — а она морская.

На К-452 воду мы делали сами. Но тратить все равно нужно разумно: если неограниченно использовать жидкость, начнет уменьшаться моторесурс системы по ее подготовке. К тому же мыльная вода, которая идет за борт, может демаскировать подлодку.

Под водой К-452 может находиться месяца четыре. Связано это только с продовольствием. Если его подвезут и загрузят — как самолеты в воздухе заправляют, — то мы можем очень долго находиться в походе. Все будет зависеть только от степени выносливости людей.

«Погода теплая, прекрасно пахнет морем. Не хочется погружаться»

— Сколько шло ваше самое длительное погружение? Когда опустились под воду и не всплывали.

— Примерно три месяца.

— Как в замкнутом пространстве и коллективе из ста человек можно вынести такую изоляцию?

— Конечно, мы понимали эту трудность в плавании. Продумывали досуг. У меня был замполит, была комсомольская и партийная организация — они действительно работали и делали какие-то интересные мероприятия, которые снимали стресс.

Все понимают, что здесь живые люди. Могут они не ссориться? Нет, не могут. Обязательно кто-то что-то скажет, обидит кого-то, из-за этого растет напряжение. Беседами и мероприятиями удавалось разряжать обстановку. На обычных кораблях ведь тоже длительные походы есть, и там ровно те же проблемы.

— Но на корабле хотя бы небо видишь.

— А я в начале говорил, что люди должны быть интеллектуально выдержанные. Вот зачем это нужно. Людям не хватает воздуха — я имею в виду внутренне. Иногда, когда кто-то чем-то отличится, говорил ему: «Иди-ка сюда, сходи на улицу». И давал ему в перископ посмотреть. Человек сразу доволен — хоть так посмотреть, что вокруг происходит.

На лодках третьего поколения уже появились полноценные зоны отдыха. Птички живые, рыбки плавают, растения. И слайды с фотографиями природы: роща зеленая, коровки, ручей течет — вот это очень хорошо снимает стресс. Но у меня на К-452 такого не было.

— Если не говорить об очевидном вроде семьи и встреч с друзьями, чего особенно не хватало на подлодке?

— Однажды всплыл, потому что антенна затекла. Нужно было поднять изоляцию и промыть спиртом. Долго находиться на поверхности нельзя — не думайте, что океаны огромные и безмолвные. На самом деле они насыщенны множеством средств контроля: самолеты, система подводного наблюдения СОСУС и т.д.

Каждое всплытие нужно обосновывать. Если хоть пару часов проведешь на воде, обязательно кто-то прилетит и посмотрит на тебя.

Так вот, всплыл тогда — а погода теплая, прекрасно пахнет морем, чистый воздух. Не хочется погружаться. Вот этого больше всего не хватает.

— Чем можно занять свободное время?

— Каждая боевая часть организует какое-то мероприятие. Старались концерты делать, готовили рисунки, смешили людей. Например, однажды мы встречали Новый год, и был большой концерт по сменам: две смотрят, а одна на вахте, и меняются. Когда пришли на базу и попробовали дать такой же концерт для наших жен и детей, не получилось.

— Почему?

— Дело в необыкновенном состоянии, которое бывает в походе. Таланты на подводной лодке, да и на надводных кораблях, открываются неимоверные. Люди в стрессовом состоянии как-то проявляют себя, возникает желание самовыразиться. Начинают писать стихи. Никто не претендует на Евтушенко, стихи корявые, но люди думают, показывают чувства.

Память о Высоцком: идти 42 минуты курсом 42 градуса

— Как узнавали, реагировали на новости с суши?

— Есть боевая и общая, политическая информация, которую нужно дать экипажу. Помню, нам сообщают: «Поэт, бард Владимир Высоцкий умер в 42 года». Высоцкого любили все, но в то же время был какой-то незримый запрет на его популяризацию. Траур объявлять на лодке? Нельзя.

У каждого кассеты, все слушают Высоцкого. Заместитель говорит: «Ко мне люди идут — надо как-то отметить, выразить свое отношение». Как это сделать? Я решил: всплыть на глубину 42 метра, лечь на курс 42 градуса, дать турбине 42 оборота и 42 минуты идти вот так. Никому ничего не было сказано. Но все поняли.

— Сильно от курса отклонились? 

— Я мотивировал это необходимостью.

— С вас потом спрашивали за этот маневр?

— Один высокий работник особого отдела пожал руку и сказал: «Это ты хорошо придумал — курс 42». Он дал мне понять, что ему доложили. Но последствий никаких не было, никто не журил.

О встречах с другими подлодками

— Доводилось применять вооружение, скажем так, не в учебных целях?

— Мы были в состоянии холодной войны, но до горячих мероприятий и применения оружия не доходило. Хотя подводные лодки иногда сталкивались.

— Как это возможно, учитывая множество систем на подлодке?

— Вот как-то возможно. Природа досконально не изучена. Звук распространяется в воде хорошо, но есть много помех. Давление, соленость, взвеси — все это влияет на звуковую энергию. Если отнести столкновения к «горячим моментам», то они были. Но не более того, никакого оружия.

— У вас тоже такие столкновения были?

— Прямого, чтобы я ткнул своей подлодкой в корпус другой, не было. Но встречи случались.

— Обе подлодки знают друг о друге. Что делать?

— Кто-то уходит, а кто-то догоняет. В моем случае догоняющим был я. Это требование: нужно организовать слежение. Та подлодка знала обо мне, я знал о ней. Скрытное наблюдение ни у кого не получалось.

— А если вторая подлодка не хотела убегать?

— Тогда она выполняла маневр по организации слежения за мной. У них ведь такие же задачи стояли. Кто кого перетерпит. Это большое напряжение для экипажа: маневр делается по боевой тревоге, все находятся в состоянии повышенной готовности. Здесь уже не до обеда или ужина, все пропускается.

Морские традиции и нахождение квакера

— Раньше много говорили о квакерах — загадочных звуках, которые иногда улавливают экипажи кораблей и подлодок. По разным версиям они исходят от китов или от военных систем обнаружения. Сталкивались с таким явлением?

— За свою службу я их много переслушал и отметил на карте. Однажды дали задание: проверить квакеры. Какая-то лодка донесла, а мне сказали перепроверить. Не потому, что ей не верили, а для того чтобы выяснить: действительно ли это стационарное явление или же нечто другое. И я нашел там квакера.

Решил: была не была, нужно проверить, что это. Лодка находилась на глубине 160 метров, глубина моря — где-то около 300 метров. То есть я посередине был. Нацелился на квакер и пошел прямо на него. Остановил турбины, погасил инерцию, двигался как будто накатом, очень медленно. И прошел прямо через квакер. Но ничего не задел. Ударить его, что бы это ни было, не сподобилось.

— Расскажите о морских традициях — вроде той, когда жена командира разбивает шампанское о борт нового судна.

— Не обязательно жена — можно и просто назначить женщину. Потом, кстати, горлышко от разбитой бутылки помещают в деревянный пьедестал, и оно как реликвия хранится на подводной лодке.

Традиций, на самом деле, много. Выпить воду морскую, например — это такое посвящение в подводники. Оно как-то мимо меня прошло, но если бы сказали — конечно, выпил бы. Еще дают кувалду поцеловать.

В разговорах мы всегда употребляем «компАс». Это сугубо профессиональное, так всегда можно понять, что человек связан с морем. Знаете песню «Надежда — мой компас земной»? Вот мне режет слух, когда поется с ударением на «о».

— Ваш самый запомнившийся поход?

— Дальний поход на Кубу. Мы до нее не дошли. Когда уже надо было всплывать и заходить в порт Сьенфуэгос в надводном положении, пришла звукограмма: главком ВМФ приказал повернуть на обратный курс и следовать на базу. В Гаване началась конференция неприсоединившихся стран [саммит Движения неприсоединения 3—9 сентября 1979 года. — Здесь и далее прим. Onliner.by]. Посчитали, что новая на тот момент подводная лодка произведет плохое впечатление. Это очень нас огорчило. На Кубу мы шли месяц. Конечно, на максимальной скорости можно за неделю добраться, но тогда спешить не нужно было.

— Примерно во время вашей службы случилась авария на К-19. Допускали мысль, что это может произойти и с вашей подлодкой? 

— Я тогда еще на Балтийском флоте был, а не командовал лодкой. Да, допускал. Это может случиться с любым атомным реактором подлодки или станции. На К-19 был технический недостаток, и он проявил себя [имеется в виду авария реактора в 1961 году, когда сразу погибли 8 моряков, а многие получили большие дозы облучения; затем, в 1972 году, на К-19 случился пожар, погибло 28 человек]. Экипаж справился — это были героические люди.

— Не было желания забросить службу после новостей о таких происшествиях?

— Если не аварийный реактор, то может произойти множество других ситуаций. Лодка может просто утонуть. Но понимаете, это мое. Я моряк с четвертого класса. Стать командиром подлодки было очень непросто, да и быть им тоже. Однако я ни о чем не жалею.

Редакция выражает благодарность Белорусскому союзу военных моряков
за помощь в организации материала

Бинокли и подзорные трубы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Александр Ружечка
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
14.03.2018 в 8:12
Можно за мемуары содиться и писать но только то что разрешено)
14.03.2018 в 8:13
Глядя на меню подводников СССР - понимаешь почему в магазинах было пусто...
14.03.2018 в 8:14
Неимоверно сложная профессия. Месяцами жить в капсуле, общаясь с узким кругом лиц - с ума сойти можно...
14.03.2018 в 8:17
Наверняка сложная служба!
Перца добавляет мысль о том "чтоб друзей спасти мы себя задраим намертво, это знают все ,кто глубинами дал приказ"©
14.03.2018 в 8:17
Но понимаете, это мое. Я моряк с четвертого класса. Стать командиром подлодки было очень непросто, да и быть им тоже. Однако я ни о чем не жалею
.Ён тут нарадзіўся і вырас ён тут,
Але ў карабельны пайшоў інстытут,
Усе акіяны і моры скарыў
І вось на радзіму вярнуўся стары.
14.03.2018 в 8:20
Уважаемый человек.
14.03.2018 в 8:24
Мужчины в кремовых рубашках всегда вызывают отдельное уважение.
14.03.2018 в 8:26
Морская душа!
14.03.2018 в 8:28
Подводники — люди необычные и привлекающие к себе внимание.Спасибо Владимир Николаевич за интересный рассказ.
14.03.2018 в 8:32
нуу вы даете здесь в РБ солнца нет вообще,а в Ялте 280 дней в году
14.03.2018 в 8:33
Глядя на меню подводников СССР - понимаешь почему в магазинах было пусто...
"vasil123":

у надводников так же было
14.03.2018 в 8:45
Лютый Дед ! (с)
14.03.2018 в 8:54
Там Хокинг умер, а вы про Лютых дедов пишете...
14.03.2018 в 8:59
Рекомендую почитать Овечкина "Акулы из стали", он на 941м проекте служил, много интересного написал.
14.03.2018 в 9:00
Шикарный кабинет у моряка.
14.03.2018 в 9:06
Интересно в каких пропорциях сухое вино бодяжится? 400 кг, это же сколько в литрах.
14.03.2018 в 9:09
Мёд башкирский - 72 кг, икра красная - 330, неплохо!
14.03.2018 в 9:11
Душевно. Моряки вообще народ особый. А военные - тем более. Здоровья и долгих лет!
14.03.2018 в 9:19
Люди такой профессии - редкость в РБ.
14.03.2018 в 9:23
Вот где нервы!!! Это вам не кулаками на МКАДе меряться.
14.03.2018 в 9:24
Неимоверно сложная профессия. Месяцами жить в капсуле, общаясь с узким кругом лиц - с ума сойти можно...
"SOLDYK":

очевидно, придумай что-нибудь другое
14.03.2018 в 9:28
Глядя на меню подводников СССР - понимаешь почему в магазинах было пусто...
"vasil123":

Прямо-таки подводники всю страну объедали... Даже не смешно. Каждый раз уходя в море не знали - вернутся ли обратно, или лодка станет последним, что они увидят. Можно было и получше меню для них делать.
14.03.2018 в 9:29
Такие люди ходят рядом, а мы их не знаем! Онлайнер, ищите их и знакомьте нас с ними, а негатива в инете полно и без Вашей площадки..
14.03.2018 в 9:29
Интересно в каких пропорциях сухое вино бодяжится? 400 кг, это же сколько в литрах.
"Quattro_100":

Сухое вино - это просто не крепленое. Это не порошок и бодяжить его не надо!
14.03.2018 в 9:31
мой дядька на атомной подлодке служил в 80-х, в прошлом году умер от рака, я думаю из-за облучения во время службы , такой здоровый мужик был "мореман"
14.03.2018 в 9:33
vasil123, ты бы еще на обкомовское меню посмотрел.не только понимать а еще и рассуждать бы научился!
14.03.2018 в 9:37
Интересно было бы послушать его про Курск.
14.03.2018 в 9:55
Дайте знать, если будете организовывать встречу с такими Людьми.
14.03.2018 в 10:28
У каждого кассеты, все слушают Высоцкого. Заместитель говорит: «Ко мне люди идут — надо как-то отметить, выразить свое отношение». Как это сделать? Я решил: всплыть на глубину 42 метра, лечь на курс 42 градуса, дать турбине 42 оборота и 42 минуты идти вот так. Никому ничего не было сказано. Но все поняли.
Вот это я понимаю армейская смекалка! Достойный офицер!
14.03.2018 в 10:45
Интересно в каких пропорциях сухое вино бодяжится? 400 кг, это же сколько в литрах.
"Quattro_100":

Сухое вино - это просто не крепленое. Это не порошок и бодяжить его не надо!
"Антинари":

Почему тогда в килограммах?
14.03.2018 в 10:47
Дайте знать, если будете организовывать встречу с такими Людьми.
"_Logist_":

+1
14.03.2018 в 10:48
интересная статья. прочитал с большим удовольствием.
14.03.2018 в 11:03
Но понимаете, это мое. Я моряк с четвертого класса. Стать командиром подлодки было очень непросто, да и быть им тоже. Однако я ни о чем не жалею
.Ён тут нарадзіўся і вырас ён тут,
Але ў карабельны пайшоў інстытут,
Усе акіяны і моры скарыў
І вось на радзіму вярнуўся стары.
"annemum":

А ведь мы были корабельной державой в то время и имели выход к морям!
14.03.2018 в 11:13
Интересно было бы послушать его про Курск.
"Loderun":

https://legal-alien.ru/akuly-iz-stali/glava-xiii/poslednij-pokhod
14.03.2018 в 11:14
Мёд башкирский - 72 кг, икра красная - 330, неплохо!
"djbass":

Это не роскошь, а средство выживания.
14.03.2018 в 11:19
Люди такой профессии - редкость в РБ.
"shtirlic022":

На самом деле не такая уж и редкость. В Беларуси живёт сейчас достаточно большое количество бывших матросов и офицеров ВМФ.
14.03.2018 в 11:35
Лютый дед (с)
14.03.2018 в 12:22
Спасибо!
14.03.2018 в 12:29
Уважаю,достойный человек!!!
14.03.2018 в 12:32
Мне больше акулы из стали понравились, бодро и без журналистских истерик: "там жа опасно, Славик111"
14.03.2018 в 12:33
Работала с Владимиром Николаевичем, когда он был депутатом, очень хороший человек, увлеченный сорем на всю жизнь. Здоровья вам, Владимир Николаевич!
14.03.2018 в 12:40
Всегда уважал таких дядек, сразу видно Офицер с большой буквы!
14.03.2018 в 12:49
"Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!"Михаил Лермонтов
14.03.2018 в 12:51
Беларусаў, дарэчы, сэрод падводнікаў вельмі шмат. Таму што разумныя, вытрыманыя, церпялівыя людзі.
Былі, як мінімум.
14.03.2018 в 13:06
да господа. читайте Овечкина "акулы из стали". это - сила.
14.03.2018 в 13:27
Если капитан подлодки сошел сума и отдает такие же приказы, что делают в этом случае?
14.03.2018 в 13:39
Можно за мемуары содиться и писать но только то что разрешено)
"Alex11zx":

Нельзя в одном предложении делать столько ошибок!
Нужно за уроки сАдиться и писать, но только то, что задавали!
14.03.2018 в 13:48
Интересно в каких пропорциях сухое вино бодяжится? 400 кг, это же сколько в литрах.
"Quattro_100":

Сухое вино - это просто не крепленое. Это не порошок и бодяжить его не надо!
"Антинари":

Почему тогда в килограммах?
"Quattro_100":


Скорее для учёта общего веса груза который будет на самой подлодке. Там на картинках, где книга, даже компот в килограммах.
14.03.2018 в 14:24
Не может человек с такой библиотекой быть плохим или глупым!
14.03.2018 в 14:38
Там Хокинг умер, а вы про Лютых дедов пишете...
"hypno1993":

Прими мои соболезнования
14.03.2018 в 14:41
Продать бы пару тройку таких лодок с полным боекомплектом - но пока история не знает таких Героев Спекуляции .
Эт реальная творческая задача с хорошей оплатой результатов труда .
14.03.2018 в 15:04
Молодец отец, почет и уважение Вам!!!
14.03.2018 в 15:08
Статья класс! Прочитал на одном дыхании.
14.03.2018 в 15:14
Интересно в каких пропорциях сухое вино бодяжится? 400 кг, это же сколько в литрах.
"Quattro_100":

Сухое вино - это просто не крепленое. Это не порошок и бодяжить его не надо!
"Антинари":

Почему тогда в килограммах?
"Quattro_100":

для расчётов веса погруженного на борт
14.03.2018 в 15:24
Вот это я понимаю жизнь и работа!!! Молодец!!!
14.03.2018 в 16:09
Надо было спросить,почему Курск затонул--100% знает !!
14.03.2018 в 16:34
Если капитан подлодки сошел сума и отдает такие же приказы, что делают в этом случае?
"valiik":

Выполняют приказ.Хотя кому это я.
Героические люди
Надо было спросить,почему Курск затонул--100% знает !!
"romario164":

Да все знают,у кого мозги есть. Было столкновение с первой американской лодкой по касательной,командир второй американской лодки,услышав страшные шумы в эфире,и не разобравшись,что происходит, дал залп из двух торпед по Курску. Одна торпеда попала в район 4-го отсека,в ЦП. Вторая- в первый отсек,БЧ 1. Детонация торпед,мощнейший взрыв.Лодка легла на грунт,108 погибших.
Светлая память погибшим героям.
14.03.2018 в 18:07
Ён тут нарадзіўся і вырас ён тут,
"annemum":

Да не "тут ён нарадзiуся",а сделан был в СССР.
В противном случае (который таки наступил,радуйтесь),хрен бы "ён" море увидел на посту командира подводного крейсера Империи.
14.03.2018 в 18:11
Люди такой профессии - редкость в РБ.
"shtirlic022":

достаточно)
14.03.2018 в 18:31
Глядя на меню подводников СССР - понимаешь почему в магазинах было пусто...
"vasil123":

Прямо-таки подводники всю страну объедали... Даже не смешно. Каждый раз уходя в море не знали - вернутся ли обратно, или лодка станет последним, что они увидят. Можно было и получше меню для них делать.
"Антинари":

Да кто им его давал? Это, так сказать, научно выверенное эталонное меню. По уставу. Что там доходило В РЕАЛЕ до подводников, большой вопрос. То же вино и соком могли заменить, и вообще давали, что было. Как и везде у нас.
14.03.2018 в 18:35
Надо было спросить,почему Курск затонул--100% знает !!
"romario164":

Да все знают,у кого мозги есть. Было столкновение с первой американской лодкой по касательной,командир второй американской лодки,услышав страшные шумы в эфире,и не разобравшись,что происходит, дал залп из двух торпед по Курску. Одна торпеда попала в район 4-го отсека,в ЦП. Вторая- в первый отсек,БЧ 1. Детонация торпед,мощнейший взрыв.Лодка легла на грунт,108 погибших.
Светлая память погибшим героям.
"Ахмедибналиобстулзадомбей":

Прям инструкция для командиров американских подлодок - в любой непонятной ситуации выпускай торпеды ))

Думали бы что пишете, чтоли.
14.03.2018 в 18:41
Глядя на меню подводников СССР - понимаешь почему в магазинах было пусто...
"vasil123":

Прямо-таки подводники всю страну объедали... Даже не смешно. Каждый раз уходя в море не знали - вернутся ли обратно, или лодка станет последним, что они увидят. Можно было и получше меню для них делать.
"Антинари":

Да кто им его давал? Это, так сказать, научно выверенное эталонное меню. По уставу. Что там доходило В РЕАЛЕ до подводников, большой вопрос. То же вино и соком могли заменить, и вообще давали, что было. Как и везде у нас.
"colon70":
Да что там особенного в этом меню? Крупа, мясо да варенье с компотом, с небольшими вариациями. Месяцами так питаться, без свежих овощей фруктов и зелени, не видя солнечного света - это капец для здоровья.
14.03.2018 в 18:46
Кремень Человек!!!
14.03.2018 в 19:18
Quattro_100, потому что водоизмещение в тоннах
14.03.2018 в 19:19
Акулы из стали.
Почитайте.
14.03.2018 в 19:54
Как бы пафосно это не звучало, но это героические люди!!!!
14.03.2018 в 21:11
Интересно в каких пропорциях сухое вино бодяжится? 400 кг, это же сколько в литрах.
"Quattro_100":

Сухое вино - это просто не крепленое. Это не порошок и бодяжить его не надо!
"Антинари":

Почему тогда в килограммах?
"Quattro_100":

Потому что груз.
Надо было спросить,почему Курск затонул--100% знает !!
"romario164":

Да все знают,у кого мозги есть. Было столкновение с первой американской лодкой по касательной,командир второй американской лодки,услышав страшные шумы в эфире,и не разобравшись,что происходит, дал залп из двух торпед по Курску. Одна торпеда попала в район 4-го отсека,в ЦП. Вторая- в первый отсек,БЧ 1. Детонация торпед,мощнейший взрыв.Лодка легла на грунт,108 погибших.
Светлая память погибшим героям.
"Ахмедибналиобстулзадомбей":

Прям инструкция для командиров американских подлодок - в любой непонятной ситуации выпускай торпеды ))

Думали бы что пишете, чтоли.
"1603885":

Ну,у вас мозгов нет,поэтому прощается. Посмотрите фото курска в сухом доке,с пробоиной по правому борту,аккуратненькой такой. Первого отсека нет,его отпили и на дне взорвали,типа,опасно было бы транспортировать. А привезли бы,все сразу стало бы ясно. Сделка между сша и россией состоялась,мы вам прощаем весь долг,а вы- рот на замке,она утонула и тд и тп. Иначе бы директор цру в россию не приезжал.чего ради? Водки с путиным попить? Мореманы в один голос говорят,не могла торпеда сдетонировать в торпедном аппарате сама по себе. Сконструирована таким образом,что исключен такой момент. Только внешний фактор мог повлиять,и не малой силы. Как в танке рвет боекомплект при попадании снаряда в боезапас,так и тут.
14.03.2018 в 22:11
В Калинингреде стоит подлодка, музей. Вот уж действительно, случайный человек в подводники не попадет: замкнутое пространство, полумрак, миллион рычагов и тумблеров, на каждом шагу какие-то приборы, узкие спальные места, вокруг металл. Я не знаю, как можно не сойти с ума в таких условиях.
14.03.2018 в 22:42
Крутой мужик. Моё уважение.
14.03.2018 в 22:48
В Калинингреде стоит подлодка, музей. Вот уж действительно, случайный человек в подводники не попадет: замкнутое пространство, полумрак, миллион рычагов и тумблеров, на каждом шагу какие-то приборы, узкие спальные места, вокруг металл. Я не знаю, как можно не сойти с ума в таких условиях.
"hellen_fox":

В Питере есть 2 - проект 613 и проект 641. Впечатляют.
15.03.2018 в 0:10
Ну,у вас мозгов нет,поэтому прощается.
"Ахмедибналиобстулзадомбей":
Норм, альтернативщики и любители заговоров всегда с этого начинают ))

Посмотрите фото курска в сухом доке,с пробоиной по правому борту,аккуратненькой такой. Первого отсека нет,его отпили и на дне взорвали,типа,опасно было бы транспортировать. А привезли бы,все сразу стало бы ясно. Сделка между сша и россией состоялась,мы вам прощаем весь долг,а вы- рот на замке,она утонула и тд и тп. Иначе бы директор цру в россию не приезжал.чего ради? Водки с путиным попить? Мореманы в один голос говорят,не могла торпеда сдетонировать в торпедном аппарате сама по себе. Сконструирована таким образом,что исключен такой момент. Только внешний фактор мог повлиять,и не малой силы. Как в танке рвет боекомплект при попадании снаряда в боезапас,так и тут.
"Ахмедибналиобстулзадомбей":
Насчёт сделки бред конечно. Американцы не стали бы так подставляться, чего ради?
Если даже предположить что они реально накосячили и был такой инцидент - ну принесли бы извинения и всё, что дальше, третью мировую начинать :)
Скорее всего сами себя и лупанули чем-то во время учений. Амеры могли наблюдать неподалёку, что нормально. Есть версия что своя же экспериментальная торпеда обратно пошла и на курск навелась, хотя правды всё равно не узнаем.
15.03.2018 в 0:20
сейчас белорусу только надо топливо красти, машину покрасивей чем у соседа, да туалетная бумага с Польши !
15.03.2018 в 6:55
Продать бы пару тройку таких лодок с полным боекомплектом - но пока история не знает таких Героев Спекуляции .
Эт реальная творческая задача с хорошей оплатой результатов труда .
"vintovs":

Вообще то, строят для продажи за рубеж и подводные лодки и надводные корабли.
15.03.2018 в 11:33
Можно за мемуары содиться и писать но только то что разрешено)
"Alex11zx":

А лично тебе надо срочно
содитья
за русский язык.
Ну,у вас мозгов нет,поэтому прощается.
"Ахмедибналиобстулзадомбей":
Норм, альтернативщики и любители заговоров всегда с этого начинают ))

Посмотрите фото курска в сухом доке,с пробоиной по правому борту,аккуратненькой такой. Первого отсека нет,его отпили и на дне взорвали,типа,опасно было бы транспортировать. А привезли бы,все сразу стало бы ясно. Сделка между сша и россией состоялась,мы вам прощаем весь долг,а вы- рот на замке,она утонула и тд и тп. Иначе бы директор цру в россию не приезжал.чего ради? Водки с путиным попить? Мореманы в один голос говорят,не могла торпеда сдетонировать в торпедном аппарате сама по себе. Сконструирована таким образом,что исключен такой момент. Только внешний фактор мог повлиять,и не малой силы. Как в танке рвет боекомплект при попадании снаряда в боезапас,так и тут.
"Ахмедибналиобстулзадомбей":
Насчёт сделки бред конечно. Американцы не стали бы так подставляться, чего ради?
Если даже предположить что они реально накосячили и был такой инцидент - ну принесли бы извинения и всё, что дальше, третью мировую начинать :)
Скорее всего сами себя и лупанули чем-то во время учений. Амеры могли наблюдать неподалёку, что нормально. Есть версия что своя же экспериментальная торпеда обратно пошла и на курск навелась, хотя правды всё равно не узнаем.
"1603885":

Ну,точно мозгов нет)
15.03.2018 в 16:59
Глядя на меню подводников СССР - понимаешь почему в магазинах было пусто...
"vasil123":

Не на то меню ты смотришь ...
15.03.2018 в 20:56
Глядя на меню подводников СССР - понимаешь почему в магазинах было пусто...
"vasil123":

Т.е. несколько тысяч человек "объедали" двести семьдесят миллионов? Подобная логика указывает на проблемы с определением причинно-следственных связей. Свойственна детям до 5-7 летнего возраста. Если проявляется позже, это вопрос специалистов.
15.03.2018 в 21:22
Надо было спросить,почему Курск затонул--100% знает !!
"romario164":

Да все знают,у кого мозги есть. Было столкновение с первой американской лодкой по касательной,командир второй американской лодки,услышав страшные шумы в эфире,и не разобравшись,что происходит, дал залп из двух торпед по Курску. Одна торпеда попала в район 4-го отсека,в ЦП. Вторая- в первый отсек,БЧ 1. Детонация торпед,мощнейший взрыв.Лодка легла на грунт,108 погибших.
Светлая память погибшим героям.
"Ахмедибналиобстулзадомбей":

Прям инструкция для командиров американских подлодок - в любой непонятной ситуации выпускай торпеды ))

Думали бы что пишете, чтоли.
"1603885":

Ну,у вас мозгов нет,поэтому прощается. Посмотрите фото курска в сухом доке,с пробоиной по правому борту,аккуратненькой такой. Первого отсека нет,его отпили и на дне взорвали,типа,опасно было бы транспортировать. А привезли бы,все сразу стало бы ясно. Сделка между сша и россией состоялась,мы вам прощаем весь долг,а вы- рот на замке,она утонула и тд и тп. Иначе бы директор цру в россию не приезжал.чего ради? Водки с путиным попить? Мореманы в один голос говорят,не могла торпеда сдетонировать в торпедном аппарате сама по себе. Сконструирована таким образом,что исключен такой момент. Только внешний фактор мог повлиять,и не малой силы. Как в танке рвет боекомплект при попадании снаряда в боезапас,так и тут.
"Ахмедибналиобстулзадомбей":

Ребята, прежде, чем спорить, знаний сначала наберитесь. Сначала технических. Потом внимательнее изучите источники, откуда цитируете информацию.
Тому, кто, ссылаясь на якобы "спецов", утверждает, что "торпеда, не могла..." (погруженная на лодку) сообщу, что такая торпеда, о которой речь идёт, вполне себе могла. Особенно с учётом того, что с именно такой модификацией торпеды командир и офицеры БЧ-3 лодки не сталкивались и с документацией на неё не работали. С другой стороны, следует критично отнестись к "источникам", публикующим, якобы после столкновения с "Курском", то фото повреждённого "Мемфиса" доке, то фото другой подлодки в другом месте. И найти, и увидеть, что фото эти сделаны не там и не в то время. Нельзя аргументировать чушью из опусов "писак" типа Мухина, Калашникова, Брюна и других.
Другое дело, что ситуация с "Курском" действительно "тёмная".
Кстати, в Минске живёт ещё как минимум один бывший капитан другой АПЛ. Он ходил на более старом проекте и при строительстве "Курска" его планировали командиром одного из сменных экипажей (на АПЛ два сменных экипажа). Не говорил, правда, тот ли экипаж впоследствии оказался на корабле приего гибели. Однако этот офицер уже имел выслугу и решил уволиться.
21.03.2018 в 16:34
Рекомендую почитать Овечкина "Акулы из стали", он на 941м проекте служил, много интересного написал.
"SP2CE":

Кстати, наш земляк, из Жодино что ли.