«Поломка оборудования менее вероятна, чем ошибка человека». Авиадиспетчер о своей работе

81
06 февраля 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Алексей Матюшков

«Поломка оборудования менее вероятна, чем ошибка человека». Авиадиспетчер о своей работе

Авиадиспетчер государственного предприятия «Белаэронавигация» признает: профессия многим кажется однообразной и скучной, особой романтики нет. Эта работа действительно остается в тени. Во время путешествий нас приветствует командир воздушного судна, следят за комфортом и оказывают первую помощь стюардессы, а диспетчеры — настоящие невидимки. Хотя ответственность за вашу безопасность у них ничуть не меньше, чем у пилотов. Мы поговорили с диспетчером управления воздушным движением Михаилом Деревяго о стрессе, переговорах на английском, приоритетах для разных самолетов и других нюансах профессии.

О рабочем месте и нагрузке

— Сколько самолетов контролируете за смену?

— Смотря о каких самолетах идет речь. Если говорить о районном диспетчерском центре, который обслуживает транзитное движение, — там достаточно значительные потоки, доходит до 1100 воздушных судов ежедневно. Что касается аэродромного диспетчерского центра, то максимум у нас был во время чемпионата мира по хоккею — порядка 220 рейсов в сутки.

В летнее время, конечно, гораздо больше самолетов, чем зимой. Прошлым летом в некоторые дни доходило до 190—200 взлетов и посадок в сутки. По этому показателю мы уже опередили любимый многими белорусами аэропорт Вильнюса. В последние годы пассажиропоток и количество рейсов постоянно растут.

Одномоментно под контролем авиадиспетчера сектора подхода или круга — они обслуживают воздушное движение при снижении и заходе на посадку, а также после взлета и в процессе набора высоты — иногда может находиться около восьми бортов. Считается, что это довольно много. Но на тренажере создаются пиковые нагрузки, когда бортов намного больше. Кроме того, отрабатываются нестандартные ситуации.

— Раньше диспетчеры использовали что-то вроде плашек с названиями рейсов. Как теперь устроено рабочее место?

— Да, это были так называемые стрипы. На современных системах, включая нашу, от этого отказываются. Кроме локационной обстановки, когда диспетчер видит, где какой самолет находится, с какой скоростью летит, есть ли тенденция к набору или снижению высоты, в системе представлена также плановая информация. Еще до начала полета приходят сведения по каждому рейсу — указан тип воздушного судна, маршрут, высоты, скорость и другие данные. Можно заблаговременно прогнозировать количество рейсов, потоки.

Рабочее место диспетчера руления, который отвечает за безопасность движения на перроне и выруливание на магистральную дорожку, состоит из трех основных секторов. На одном дисплее показан общий план воздушной обстановки вблизи аэропорта. Далее приведена схема аэропорта: отмечен весь транспорт, который может выезжать на полосу и в так называемую контролируемую зону. Автомобили оборудованы маячками: видно, где какая машина находится.

Последний экран — пульт управления рулежными огнями. С вышки все кажется простым и понятным, но если сесть в машину у перрона и выехать в туман на рулежную дорожку, то сложно сообразить, где что находится. У диспетчера также есть пульт управления средствами связи — и наземными, и радиостанциями авиационного диапазона.

Похожим образом оборудовано и рабочее место диспетчера старта. Он отвечает непосредственно за взлетно-посадочную полосу и все происходящее на ней, а также контролирует конечный этап захода на посадку, собственно посадку, разбег и взлет воздушных судов.

Также крайне важно визуальное наблюдение: на дисплеях вы не увидите, выпустил ли самолет шасси. Или, например, если во время разбега с судном происходит что-то нехорошее вроде пожара двигателя.

«Иногда понять французов сложнее, чем китайцев»

— Допускается неформальное общение с пилотами?

— Неформальным оно может быть только в духе приветствия и прощания. В основном все более-менее регламентировано. Это сделано для однозначного толкования любых фраз, терминов. В основном радиосвязь ведется на английском языке. Все находящиеся на одной частоте, независимо от национальности экипажа и принадлежности воздушного судна, должны понимать друг друга.

Английский стандартизирован — используется авиационная фразеология. Она достаточно формализована. Опять же, это сделано во избежание недопонимания слов и их значений.

— Иногда говорят, что пилоты из некоторых регионов говорят на английском с сильным акцентом — так, что едва можно их понять. Встречались такие ситуации?

— В принципе, я бы не сказал, что у авиакомпаний и граждан определенных стран есть какие-то серьезные проблемы. Все знают английский в достаточной мере для понимания друг друга. Что касается акцента, то он, конечно, присутствует. У китайских пилотов акцент свой, у французских — тоже. Иногда понять французов сложнее, чем китайцев. Но не могу сказать, что это доставляет сложности.

ИКАО (Международная организация гражданской авиации. — Прим. Onliner.by) сформировала шкалу из шести уровней знания английского. Авиадиспетчеру для работы необходим минимум четвертый уровень — это примерно как Upper Intermediate в «гражданском» варианте.

— Сейчас мы слышим переговоры: много помех, гул двигателей. Как вообще можно разобрать такую речь?

— Конечно, все это требует привыкания. Нужен опыт, чтобы сразу выловить нужный смысл из переговоров, особенно когда на связь выходит несколько экипажей. Также необходимо видение самой ситуации: когда знаешь, что происходит, легче понять, о чем говорит экипаж.

Если вырвать из контекста фразу и дать послушать студентам лингвистических вузов, далеко не все разберут ее. А сидящий здесь человек поймет сложные обороты, сказанные с сильным акцентом, просто видя обстановку.

Детально понять речь пилотов с первого раза непросто, даже когда они не используют специализированную лексику. Например, на этой записи член экипажа произносит: «We have been told the lights inside the airbridge have gone out. Is there any way you can organise somebody's come and put them on?»

— Слышали о столкновении Boeing 757 и Ту-154М в 2002 году над Боденским озером?

— Конечно, все об этом слышали.

— Катастрофа случилась из-за противоречий в инструкциях диспетчера и системы TCAS (предупреждает экипажи обоих самолетов об опасном сближении и подсказывает, как избежать столкновения. — Прим. Onliner.by). После этого приоритет отдали командам TCAS. На ваш взгляд, правильно ли это? Может, последнее слово должно остаться за человеком?

— Та катастрофа значительно повлияла на процедуры, которые предписано выполнять экипажам и диспетчерам. Да, с тех пор экипаж обязан следовать TCAS. Все-таки люди склонны ошибаться. Без этого, к сожалению, наша жизнь невозможна. Может ошибиться и пилот, и диспетчер, что способно привести к неприятным последствиям. Вероятность выхода из строя такого оборудования, как TCAS, хоть и не исключается, но она меньше, чем вероятность ошибочных действий человека.

— Возникают ли конфликтные ситуации с пилотами? Например, они хотят занять одну высоту, а вы не разрешаете.

— Конфликтов такого рода, как правило, не бывает. Любой экипаж понимает, что, допустим, мы не разрешаем занять высоту из-за пересекающего борта — ведь это ради их же безопасности. Если названа конкретная причина, то все всегда понятно и однозначно.

Бывает, что кто-то недоволен очередностью захода на посадку: хотел первым, а приходится идти четвертым. Это рабочие моменты, которые не влияют на воздушное движение в целом.

— Как определяется приоритет захода на посадку?

— В первую очередь — по воздушной обстановке. Как правило, пассажирские суда имеют приоритет перед грузовыми, более скоростные — перед менее быстрыми и так далее. Собственно, для этого и нужен авиадиспетчер: оценить воздушную обстановку, метеорологическую ситуацию, понять, какой самолет выйдет на посадочную прямую раньше или позже, и отрегулировать весь поток судов, создать необходимые интервалы.

— В крайнем случае экипаж может нарушить указания диспетчера?

— Важна причина. Если у командира экипажа есть веский повод нарушить очередность, то, конечно, диспетчеры обеспечат приоритет. А когда это собственное желание, к тому же ничем не обоснованное — в общем, никто скандалить не будет. Пилоты понимают, что все происходящее нацелено на безопасность экипажа, пассажиров и воздушного движения в целом.

О терминологии и лексике диспетчеров

— У пилотов и моряков рейс не последний, а крайний. Что-нибудь такое встречается у авиадиспетчеров?

— Это не только пилотов касается, но и вообще причастных к авиации людей. Я отношусь к подобным вещам без предрассудков. Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.

Есть и другие нюансы, причем многое вытекает из терминологии. Некоторые фразы переходят в повседневную речь. Например, когда на английском просим кого-то повторить сказанное, то в обычной жизни говорим «repeat». В авиации же есть стандартная фраза — «say again». Люди привыкают к ней настолько, что где-нибудь в отпуске за границей тоже говорят «say again» вместо «repeat», и для собеседников это немного неожиданно.

— А правда, что не бывает ухода на третий, четвертый круг? Всегда на второй, независимо от номера попытки.

— Безусловно, только второй круг.

— С чем это связано?

— Честно говоря, никогда не задумывался. Это просто стандартный термин. Также иногда говорят «прерванный заход». Как в английском используются фразы «go around» и «missed approach».

— Хотели бы стать пилотом?

— Это, наверное, мечта любого мальчишки. Не могу сказать, что меня отталкивает профессия авиадиспетчера и привлекает работа пилота. Наша профессия не менее интересна. Хотя, конечно, романтики меньше. Но у каждой работы свои плюсы и минусы.

— Назовете их?

— Начнем с минусов. Это достаточно тяжелая работа в плане стресса. Любая нестандартная ситуация и осознание, что речь идет о жизни людей, накладывают серьезный груз ответственности на любого специалиста. И чтобы не допустить совсем уж серьезных последствий, необходимо справиться со своим стрессом, принять грамотные решения. Существует чек-лист: он упрощает работу и систематизирует действия. Даже в стрессовой ситуации человек способен все сделать правильно.

Еще один минус — из-за чередования ночных и дневных смен сбиваются биологические часы, режим сна и бодрствования. У нас сокращенная рабочая неделя — с привычных 40 до 35 часов. Профессия считается вредной: как в психологическом плане, так и по причине обилия оборудования с электромагнитными волнами — пользы здоровью они все же не несут.

Но плюсов больше. Авиация вообще интересная сфера, если не относиться к работе просто как к отбыванию времени, а изучать нюансы, следить за новостями. Все время происходит развитие: появляется новое оборудование, процедуры, воздушные суда. Все это действительно очень интересно.

Кому-то покажется, что работа диспетчера достаточно монотонная: самолеты идут и идут друг за другом. Но когда примерно в одно время прилетает много судов, то каждый раз это настоящая головоломка. И решения все время разные. В шахматах фигуры одни и те же, а сценарии различные — у нас аналогично. Если настроен позитивно, решать эти ситуации очень интересно.

Редакция выражает благодарность государственному предприятию «Белаэронавигация»
за помощь в подготовке материала

Наушники и гарнитуры в каталоге Onliner.by

Читайте также: 

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Алексей Матюшков
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
06.02.2018 в 8:07
Диспетчер в любой сфере ответсвенная должность, будь то аваации или энергетика.
Удачи в труде.
06.02.2018 в 8:07
Люди неба... Всегда мечтал быть причастным к самолетам.
06.02.2018 в 8:08
Интересная, но очень тяжелая у них работа!…
06.02.2018 в 8:10
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
06.02.2018 в 8:15
У них очень ответственная работа,но за это они имеют свои"плюшки".Далеко не каждый способен там работать
06.02.2018 в 8:15
Интересная, но очень ответственная работа...
06.02.2018 в 8:15
Нервная , наверно , работа.
06.02.2018 в 8:23
Хороший и нужный репортаж.
Только о размере зарплаты не сказали...
06.02.2018 в 8:24
Интересная, но очень тяжелая у них работа!…
"Вован28061983":

Да, что ты говоришь, не может быть?!
06.02.2018 в 8:25
От этого не легче. Какая разница от чего умирать? От ошибки или от поломки...
06.02.2018 в 8:26
Даже диспетчер лифта работа ответственная и машинного доения тоже , вообще к любой работе нужно подходить ответственно !
06.02.2018 в 8:30
Ответственность за жизни людей превыше всего!
06.02.2018 в 8:36
Жутко боюсь самолётов. Как они там трезвые все летают?)
06.02.2018 в 8:38
сложная работа))))
во Франфурте на Майне - вот там сложная..
самолетов как грачей в небе
06.02.2018 в 8:39
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":

нервишки шалят?
06.02.2018 в 8:46
Познавательно.
Давайте уже и о поездных диспетчерах статью.
06.02.2018 в 8:57
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":

Меня лично бесит курение в общественных местах. А таких примеров, как использование слова "крайний" много и это не стоит даже принимать во внимание
06.02.2018 в 8:58
много кто говорит "say it again", на самом деле
06.02.2018 в 9:03
Хороший и нужный репортаж.
Только о размере зарплаты не сказали...
"vadim1968":

А вы так любите в чужой карман заглядывать? Считайте свои деньги и если их не хватает , то думайте где заработать больше.
06.02.2018 в 9:10
Лично знаю этого авиадиспетчера, человек супер-профессионал!
06.02.2018 в 9:12
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":

А что вас так взбесило? Может врач поможет?
06.02.2018 в 9:26
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":

Как же бесят люди, называющие все, что не вписывается в рамки их понимания модой)))) Модными бывают фотографы, бабы, телефоны, собаки, машины и т.д., но не то, что связано с работой))
06.02.2018 в 9:28
больше 1000$ они зарабатывают
06.02.2018 в 9:33
Да, во время смены не попишешь комментариев
06.02.2018 в 9:48
нудно,но нужно!!!!!!!!!!!!!!
06.02.2018 в 10:02
Goerlitz, В Армию бы вас !
06.02.2018 в 10:05
Хороший и нужный репортаж.
Только о размере зарплаты не сказали...
"vadim1968":

$1500-2000 зарабатывают, те кто давно в профессии (я про Россию). Но у них там помимо зарплаты очень много бонусов. Два месяца отпусков, питание, бесплатные авиабилеты раз в году итд.
06.02.2018 в 10:18
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":

А ограниченность некоторых всегда безгранична.
Крайний рейс - самый последний.
Последний рейс - это рейс, самолет которого не вернется. Или пилот не вернется. "последним" даже в страшном кошмаре никто быть не хочет. Потому так принято, и всё. А чет думаю диванные знатоки русского языка всем как-то до лампочки.
06.02.2018 в 10:21
Goerlitz, Не путайте понятия, традиция и мода
06.02.2018 в 10:22
У них там чудной английский, мой товарищ близок к авиации а точнее там работает, так он говорил что на учебу технического авиационного английского учатся даже сами англичане.
06.02.2018 в 10:25
Хороший и нужный репортаж.
Только о размере зарплаты не сказали...
"vadim1968":

$1500-2000 зарабатывают, те кто давно в профессии (я про Россию). Но у них там помимо зарплаты очень много бонусов. Два месяца отпусков, питание, бесплатные авиабилеты раз в году итд.
"S1ayer85":


2 месяца было раньше, сейчас стандартные 45 дней)). Бесплатных билетов нету, не верьте.
Ну, и если кому интересно: фо Франкфурте и подобных крупнейших портах в некотором плане полегче будет, там очередность, скорость, курс и т.д. рассчитывает компьютер (диспетчер раздает экипажам), у нас же все "вручную", полагаясь на голову.
06.02.2018 в 10:27
Я говорю не крайний или последний, а заключительный.
06.02.2018 в 10:31
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":

Это не мода, а "традиция" у пилотов
06.02.2018 в 10:42
Удачи в этом очень ответственном деле.
06.02.2018 в 10:53
сложная и ответственная работа от которой зависит безопасность жизни людей.
06.02.2018 в 10:55
сложная работа))))
во Франфурте на Майне - вот там сложная..
самолетов как грачей в небе
"korshun1":

Тогда уж в Атланте или Лондоне)
06.02.2018 в 10:59
люблю перечитывать книгу А.Хейли "Аэропорт" - работа диспетчеров в ней очень красочно описана.
06.02.2018 в 11:00
Хороший и нужный репортаж.
Только о размере зарплаты не сказали...
"vadim1968":

$1500-2000 зарабатывают, те кто давно в профессии (я про Россию). Но у них там помимо зарплаты очень много бонусов. Два месяца отпусков, питание, бесплатные авиабилеты раз в году итд.
"S1ayer85":


2 месяца было раньше, сейчас стандартные 45 дней)). Бесплатных билетов нету, не верьте.
Ну, и если кому интересно: фо Франкфурте и подобных крупнейших портах в некотором плане полегче будет, там очередность, скорость, курс и т.д. рассчитывает компьютер (диспетчер раздает экипажам), у нас же все "вручную", полагаясь на голову.
"Marneus":


Я так понимаю многое в плане бонусов зависит от качества работы профсоюза. У меня отец авидаиспетчером работает всю жизнь, говорю как есть. И с отпусками, и с авибилетами, путевками в санатории вроде до сих по все в порядке. Ну и компьютеризировано там тоже все уже наверное лет как 5-8 (но он не в аэропорту, а в центре управления транзитными рейсами по всему югу России и Северному Кавказу).
06.02.2018 в 11:23
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":

А так же Ваше не вежество.
Есть понятие профессионального сленга. Пилоты по сути сами его сформировали (как и моряки), и Вас применять его каждый день они не заставляют. Просто относитесь к этому спокойно и с уважением.
Ведь как гласит пословица: В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
06.02.2018 в 11:23
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":

А ты хотел бы, что бы твой полет был последним???
06.02.2018 в 11:38
Goerlitz, Бесят Ваши пустые комментарии, если Вы не понимаете о чем речь, что заложено в смысл слова "крайний", вы бесконечно далеки от авиации, да и от любой работы, связанной с большим риском. Не пишите, пожалуйста, не подумав хорошенько!
06.02.2018 в 11:42
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":



и че тебя тут так бесит то? у шахтеров тоже смена перед выходным или отпуском называется крайняя, сам сперва говорил последняя но потом сказали что последняя это когда не выедешь на гора так и привык, а когда ты или в небе на десятки километров от земли и ли в море еще дальше от суши или в шахте... я лично работал на глубине 885м то хочешь не хочешь, а станешь суеверным...На счет шахты сразу оговорюсь это не Солигорск это была угольная шахта кому интересно сверхкатегорийная по метану)
06.02.2018 в 11:55
Goerlitz, мода?? Это специфика работы и вытекающее что с ней связано, последним, в авиации, бывает только путь, а еслидля вас это мода или ассоциация с плотью, возможно, но это ваша ассоциация, это не мода,в профессии
06.02.2018 в 12:10
интересно, почему монитор с клавиатурой, как-то отдельно стоят, и спасибо за безопасность и контроль с земли!
06.02.2018 в 12:17
Goerlitz, «крайний», хотя совсем не суеверный.Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость

В каждой профессии и в каждом времени свои суеверия. Мой дед, участник ВОВ, лётчик рассказывал, то никогда утром не брился и перед боевым вылетом не фотографировался, а про суеверие "крайний" в то время не было, говорили последний. Сейчас, насколько я знаю, лётчики, не все, но тех кого я знаю, бреются на ночь глядя (если утром вылет), но не перед вылетом. А если вас такое бесит, то либо не бывать в обществе, относящимся к авиации, либо как в к/ф "Иван Васильевич меняет профессию, ..." - "лечиться надо!.." :-)
06.02.2018 в 12:25
Предлагаю следующий репортаж сделать о человеке который придумывает цены на авиабилеты, хотелось бы на него посмотреть
06.02.2018 в 12:27
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":

А ты хотел бы, что бы твой полет был последним???
"DiC18":

он пока крайней плотью занят.
06.02.2018 в 12:43
Как же бесит эта мода.
"Goerlitz":

Причем тут мода, валенок?
06.02.2018 в 12:49
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":

наступит и твой крайний день , ты только жди
06.02.2018 в 13:20
Хороший и нужный репортаж.
Только о размере зарплаты не сказали...
"vadim1968":

$1500-2000 зарабатывают, те кто давно в профессии (я про Россию). Но у них там помимо зарплаты очень много бонусов. Два месяца отпусков, питание, бесплатные авиабилеты раз в году итд.
"S1ayer85":


2 месяца было раньше, сейчас стандартные 45 дней)). Бесплатных билетов нету, не верьте.
Ну, и если кому интересно: фо Франкфурте и подобных крупнейших портах в некотором плане полегче будет, там очередность, скорость, курс и т.д. рассчитывает компьютер (диспетчер раздает экипажам), у нас же все "вручную", полагаясь на голову.
"Marneus":


Я так понимаю многое в плане бонусов зависит от качества работы профсоюза. У меня отец авидаиспетчером работает всю жизнь, говорю как есть. И с отпусками, и с авибилетами, путевками в санатории вроде до сих по все в порядке. Ну и компьютеризировано там тоже все уже наверное лет как 5-8 (но он не в аэропорту, а в центре управления транзитными рейсами по всему югу России и Северному Кавказу).
"S1ayer85":

И Вы абсолютно правы). А система, про которую вы пишете....это скорее всего "Оман" (могу ошибаться). Нам об этом только мечтать)).
Но я писал про Беларусь, у нас таких плюшек, увы, нет).
06.02.2018 в 14:09
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":

Как бесят эти комментаторы далёкие от авиации
06.02.2018 в 14:28
Goerlitz, это авиационный сленг,который десятилетия работает, а не мода
06.02.2018 в 14:36
Люди неба... Всегда мечтал быть причастным к самолетам.
"ШМЭЛ":

-Кем ты работаешь?
-В аэропорту полы мою!
-Да бросай ты эту работу!
- Что, вот так взять и просто уйти из авиации???
06.02.2018 в 15:16
по 1000 хоть есть за такую работу?
06.02.2018 в 15:25
считается
"Goerlitz":

Это не мода, а суеверия.
06.02.2018 в 15:41
Постарел Мишаня.
06.02.2018 в 16:00
odiosa,книга "Аэрорпорт" замечательная , хорошо показана жизнь аэропорта ,хоть действие было и 50 лет назад и в США
06.02.2018 в 17:10
Лично знала диспетчеров, половина настоящих алкоголиков
06.02.2018 в 17:41
Спасибо, за статью. Сразу вспомнился Артур Хейли "Аэропорт",
Соглашусь с тем, что работа не для всех...
06.02.2018 в 18:14
Форма классная.
06.02.2018 в 18:47
если рейсу суждено стать "последним" никакой "крайний" не поможет;)
06.02.2018 в 19:04
В колхозе тяжелее
06.02.2018 в 19:13
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":


Тебе не понять.
06.02.2018 в 20:24
Mayay, Mayday,Mayday.we are sinking - What are you thinking about ?))) Всем однокурсникам и в М-2 и по всему свету работающим, здоровья и всего доброго! Мишаня-засветился! Рады видеть! Ждем статью с Минского РДЦ!
06.02.2018 в 20:52
Да, работа не из легких, для такой нужны стальные нервы и здоровье.
06.02.2018 в 21:19
сходил в крестовый, хотя неверующий...
06.02.2018 в 22:19
Всем диспетчерам - воздушного движения, сетей, станций, лифтов, авариек, экстренных, связи, техподдержки, безопасности и всех-всех-всех, кого не припомнил, но кто был и остаётся на посту - скучных дежурств вам, ребята и девчата!
06.02.2018 в 22:45
Почему не написали сколько валюты они зарабатывают для нашей Родины?
06.02.2018 в 22:56
Finn1987, а я похоже лично знаю тебя))))
07.02.2018 в 0:16
Работа тяжёлая. Что касается "арго" - профессионального сленга, полагаю непричастным к небу следует с ним смириться. Пусть суеверие, но из лучших побуждений - не "накликать" угрозу жизням людей. А причастным к небу - не использовать его вне профессии.
07.02.2018 в 0:23
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":

Если что-то "бесит", попробуйте к врачу.
Или, так же резко, на грани хамства, как обращаетесь к диспетчеру, обратитесь к сотрудникам Следственного комитета/Прокуратуры РБ/МВД при произнесении ими возбУждено уголовное дело, вместо обусловленного правилами русского языка возбужденО.
Так и скажите им "...меня бесит, что ...."
07.02.2018 в 0:26
Спасибо, за статью. Сразу вспомнился Артур Хейли "Аэропорт",
Соглашусь с тем, что работа не для всех...
"al_xsander":

Спасибо, что упомянули. Даже если хотя бы пару человек с форума после Вашего упоминания про эту великолепнейшую книгу её прочтёт - Вы сделали великое дело!
07.02.2018 в 0:47
Шестисменный график у диспетчеров.. Реально тяжко.
07.02.2018 в 1:47
в Атланте, штат Джоджия поработал бы)) а у нас полсамолета взлетает в неделю
07.02.2018 в 2:26
А ты хотел бы, что бы твой полет был последним???
"DiC18":

Он что, должен быть крайним, вам человек перечислил что бывает крайнее? Вы уже совсем от правил русского языка отбились. Ладно, диспетчеру можно, пускай. Но не тянуть же это всё в повседневную жизнь, безграмотность эту дремучую.
Т.к последний автобус, последний рейс - никакой разницы. А говорить крайний - ну уж простите...
07.02.2018 в 7:01
Goerlitz, Божественно))) Поддерживаю!
07.02.2018 в 8:06
По этому показателю мы уже опередили любимый многими белорусами аэропорт Вильнюса.

пустите в Минск ryanair и wizzair - и у Минска все шансы стать самым любимым аэропортом. Хотя мне до Вильнюса 90 км, до Минска - 220км. Несмотря на границу, Вильнюс удобнее. Ну и приятнее. Минский аэропорт, несмотря на реконструкцию все еще сохранил мрачные атрибуты прошлого - тесные вонючие туалеты, грубоватый персонал и т.д.. Зато цены в кафе и ресторанах прямо как в Европе.
07.02.2018 в 21:44
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":

Перебесишься
07.02.2018 в 22:33
Сам поддерживаю традицию и говорю «крайний», хотя совсем не суеверный.
Как же бесит эта мода.
Крайними бывают плоть, Север, мера, срок и необходимость
"Goerlitz":

был бы ты моряком - посмотрел бы на тебя бешеного морячка
08.02.2018 в 23:35
Никогда не задумывался, но say it again как то более натурально чем repeat, хотя наверное совсем правильно сказать i'm sorry.
Да и на записи все четко понятно. Видно что пилот заботится о диспетчерах.

Эх , хорошая профессия. Нужная.
09.11.2018 в 4:45
Диспетчер в любой сфере ответсвенная должность, будь то аваации или энергетика.
Удачи в труде.
"pablorianni":