Грабитель-джентльмен Дэн Купер. Как выпрыгнуть из Boeing с $200 000 и оставить с носом ФБР

02 ноября 2017 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: radiowest.kuer.org

Грабитель-джентльмен Дэн Купер. Как выпрыгнуть из Boeing с $200 000 и оставить с носом ФБР

Автор: Станислав Иванейко. Фото: radiowest.kuer.org

Дэн Купер без единого выстрела захватил пассажирский лайнер, потребовал выкуп, а получив его, бесследно исчез — человека больше никто никогда не видел. Эта загадка оказалась не по зубам ни полиции, ни ФБР, ни энтузиастам, которые вдохновились историей и до сих пор ищут Купера — видимо, не чтобы упрятать за решетку, а чтобы просто посмотреть на столь неординарную личность. Onliner.by вспоминает одно из самых удивительных преступлений прошлого века.

Записка и чемодан с бомбой

Все случилось 24 ноября 1971 года. На борт Boeing-727 американской авиакомпании Northwest Airlines поднялся мужчина примерно 35 лет в костюме, рубашке и галстуке. В билете на рейс из Портленда в Сиэтл сохранилось его имя — Дэн Купер. Спустя всего восемь минут после взлета он передал записку стюардессе.

Сперва та положила бумагу в карман: девушка подумала, что деловому человеку стало скучно и он захотел познакомиться. Но пассажир настоял на прочтении, и стюардесса раскрыла листок: в записке говорилось, что у Купера в портфеле бомба и при необходимости он ее активирует. Для убедительности мужчина приоткрыл чемодан, и стюардесса увидела некие цилиндры, соединенные красными проводами. Требования пассажира оказались довольно стандартными — $200 тысяч купюрами по $20, четыре парашюта (два основных и два запасных) и заправочная цистерна для самолета по прибытии в Сиэтл. Стюардессе ничего не оставалось, как отправиться к пилотам.

Именно этот самолет захватил Купер. Изображение: imgur.com

Командир воздушного судна связался с аэропортом в Сиэтле. Сегодня события определенно развивались бы по другому сценарию, но тогда, в 1971 году, ответственные лица поручили выполнить все требования захватчика. Как обычно, экипаж не сообщил пассажирам о происходящем, и те продолжали наслаждаться полетом. Возможно, дело в стокгольмском синдроме, но стюардесса позднее отзывалась о Купере только в лестных выражениях: захватчик был очень спокоен и вежлив, не повышал голоса, а при оплате заказанного бурбона оставил девушке сдачу.

Может показаться, что $200 тысяч не стоят такой авантюры. Но в пересчете на теперешние доллары эта сумма составляет приблизительно $1,2 миллиона. Также, возможно, Дэн посчитал, что запроси он больше, деньги отдали бы менее охотно, а силового сценария он совсем не предполагал. Пока мужчина пил бурбон, ФБР впопыхах снимало на микропленку все десять тысяч двадцаток.

Наконец самолет сел в аэропорту Сиэтла. Получив деньги и парашюты, Купер отпустил всех пассажиров и часть экипажа. Пока лайнер заправляли, захватчик посвятил пилотов в дальнейший план: курс на юго-восток на минимально возможной скорости и высоте, шасси должны быть выпущены, а в кабине отключен наддув, который необходимо активировать на высоте примерно 4 тысячи метров. Но самолет все равно должен был лететь ниже, а финальной точкой маршрута являлся международный аэропорт Рино-Тахо в Неваде.

Посадочный талон на имя Дэна Купера. Изображение: imgur.com

Исчезновение

После дозаправки Boeing-727 поднялся в воздух, а вместе с ним — два истребителя F-106. Купер сказал экипажу сидеть в кабине и закрыть дверь, а сам вышел в пустой салон. С того момента мужчину никто не видел. Примерно через 20 минут после взлета на доске приборов загорелось предупреждение об открытии кормовой двери. В какой именно момент захватчик выпрыгнул из самолета, неизвестно. Солнце уже село (было около 20:00), погода испортилась, и следовавшие за лайнером истребители ничего не заметили.

Около десяти вечера самолет приземлился в аэропорту, и ФБР с полицейскими принялись обыскивать его. Следов практически не было, за исключением нескольких отпечатков пальцев: Дэн забрал с собой все, включая чемодан, но оставил галстук — видимо, чтобы не мешал во время прыжка. О дальнейших событиях есть несколько версий. Полиция исследовала местность, где мог приземлиться Купер, но ничего не нашла. К тому же конкретно неизвестно, когда был совершен прыжок, ведь пилоты знали только время открытия двери, а мужчина мог специально выпрыгнуть позже, чтобы сбить ФБР со следа. Федералы лишь составили несколько фотороботов, которые, по их мнению, с большой точностью передают внешность Дэна — и экипаж, и сидящие рядом пассажиры описывали человека со схожими чертами.

Изображение: imgur.com

Поиски подозреваемых

Несмотря на публикацию фоторобота в крупных газетах и широкую огласку без преувеличения уникального преступления, никто не узнал в изображенном мужчине своего коллегу или родственника и не обратился в полицию (либо не стал этого делать). Лишь спустя несколько лет в СМИ написал Росс Ричардсон. Он якобы узнал в Дэне Купере менеджера магазина Роберта Лепси. Тот бесследно исчез за два года до инцидента с Boeing и по настоящее время не найден. Ричардсон уверен, что сходство пропавшего мужчины с Купером очень сильное. Правда, теория основывается лишь на внешнем сходстве. У Роберта Лепси была семья, обычная работа — не похоже, что такой человек мог решиться на опаснейшее криминальное дело.

Специалисты были уверены, что Купер сам по себе парень не промах: в его действиях не было хаоса, прыжок с парашютом явно намекал на военное прошлое, к тому же мужчина знал элементы управления самолетом — например, как добраться до двери в корме судна и где находится кнопка открытия. Есть и еще одна деталь. Во время полета Дэн точно опознал местность, над которой в тот момент летел лайнер, — город Такома. Также он упомянул, что в 20 минутах езды от местного аэропорта расположена военно-воздушная база — вряд ли гражданский человек знал бы об этом.

Под описание подходил Роберт Ракстро — военный летчик и ветеран Вьетнама. За несколько месяцев до захвата самолета он был уволен из армии за то, что солгал о своих медалях, воинском звании и образовании. Сотрудники ФБР заинтересовались этим человеком, но доказательств как таковых не было. Тем не менее Роберта называют похожим на Дэна Купера: телосложение, цвет волос, кожи и глаз, небольшие залысины. Также на Ракстро указал один из пассажиров того рейса — однако сделал он это спустя 44 года после происшествия, что ставит под сомнение точность эксперимента.

Изображение: heavy.com

Ракстро жив и поныне: энтузиасты и бывшие агенты ФБР, для которых поимка захватчика самолета стала чем-то вроде смысла жизни, не раз допытывались, правда ли перед ними стоит Дэн Купер. Старик все время отвечал нехотя и уклончиво — возможно, его просто достали с расспросами, а возможно, боялся сказать лишнее. При этом он обмолвился: «Думаю, Купер мертв. Но умер он не во время прыжка. Нас учили прыгать через деревья и все такое». Также Роберт сказал, что у следователей есть лишь «частицы правды». Непонятно, что именно он имел в виду. На фансайте, посвященном загадочному делу, убеждены, что именно Ракстро и есть Дэн Купер.

Любопытна еще одна история — 7 апреля 1972 года Ричард МакКой (тоже с военным прошлым) по схожему сценарию захватил такой же Boeing-727. Он угрожал экипажу пистолетом и грозился активировать гранату, если ему не передадут парашют и сумку с $500 тысячами. Когда самолет взлетел, МакКой выпрыгнул с деньгами через заднюю дверь лайнера. Правда, его арестовали уже спустя два дня. Ричарда приговорили к 45 годам заключения, но парень оказался не из простых: в 1974 году он сбежал из тюрьмы. Однако дома его поджидали агенты ФБР. Началась перестрелка, в которой МакКоя убили. Был ли это настоящий Дэн Купер, неизвестно, однако первый захватчик практически не оставил улик, в то время как второй быстро попался.

По одной из версий Купер вообще разбился при приземлении.

В 1995 году вдова ветерана Второй мировой Дуэйна Вебера заявила, что перед смертью ее муж сказал: «Я Дэн Купер». Она не поняла, о ком идет речь, но решила выяснить. Позднее женщина вспоминала, что Дуэйн как-то обмолвился о старой травме колена, которую получил во время прыжка из самолета. Сотрудники ФБР решили сравнить образцы ДНК с галстуком Купера, но они не совпали. Видимо, Вебер напоследок пошутил.

Новые улики

Также были другие подозреваемые — почти все военные, кем с большой долей вероятности и являлся Дэн Купер. Но конкретных доказательств, с точностью указывающих на определенного человека, нет. По одной из версий Купер вообще разбился при приземлении. В пользу этой теории говорят найденные рыбаками в 1980 году на берегу реки Колумбия несколько пачек 20-долларовых купюр. Специалисты установили: банкноты относятся к тем, что были переданы захватчику. Однако недавно выяснилось, что удалось обнаружить остатки парашюта Дэна Купера. Тела поблизости не оказалось, что может указывать на удачное приземление.

Изображение: ucr.fbi.gov

Интересная информация поступила от ученых из Citizen Sleuths, которые ведут независимое расследование дела. Они провели химический анализ галстука, который оставил Дэн Купер. Оказалось, что на аксессуаре есть следы редких металлов — сульфида стронция и церия, а также титана. Обычно они встречаются в металлургической и химической промышленностях. Возникло предположение, что Дэн был инженером проекта сверхзвукового пассажирского лайнера Boeing-2707. Программу финансирования свернули как раз в 1971 году. На таком производстве встречались все три найденных на галстуке вида металла. Заодно этой гипотезой можно объяснить знание особенностей Boeing-727.


Преступление Купера считается единственным нераскрытым делом об угоне воздушного судна. В 2016 году ФБР прекратило расследование, окончательно зайдя в тупик. Вероятно, мы так и не узнаем, кем был Дэн Купер. С тех пор случались и другие попытки захвата самолетов с самыми разными целями и требованиями: одни заканчивались успешно, другие — трагично. Но столь изящного угона, пожалуй, больше не было.

Сумки в каталоге Onliner.by

Читайте также: 

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by