Молодая команда проекта Scrawlless обратила внимание на достаточно нишевую проблему, о которой многие люди наверняка и не задумываются. Речь о помощи детям с нарушениями мелкой моторики в выполнении домашних заданий. Из-за того, что таким ученикам сложно писать руками, на домашнюю работу у них уходит много времени. Авторы стартапа прониклись ситуацией и сделали сайт, на котором ребята могут в более быстрой и удобной форме выполнять школьные упражнения. Проект дошел до финала конкурса Microsoft Imagine Cup в США, у разработчиков появились большие планы по развитию. Onliner.by поговорил с основателем стартапа Дмитрием Кузьмичем.
— Мне делали операцию в РНПЦ травматологии и ортопедии, потом проходил реабилитацию. Познакомился там с Никитой — у мальчика диагноз ДЦП. Он был со мной в одной палате. Сами понимаете, лежать в больнице скучно, и мы начали играть, разговорились. Ему каждый день нужно было делать школьные задания, и на это уходило очень много времени — Никита выполнял упражнения либо на листочках, либо на компьютере, который ему приносила мама. Он тратил очень много сил на запись. Захотелось как-то помочь мальчику, а в то время я как раз начал изучать программирование. Набросал пробную версию нашего портала и пообещал Никите, что когда нормально все освою, сделаю полноценный ресурс, — вспоминает предысторию стартапа Дмитрий.
На сервисе с помощью разработанных модулей можно работать над упражнениями, уделяя основное внимание получению знаний, а не письму. Прямо на портале учитель может контролировать процесс работы своих учеников, принимать, проверять и оценивать выполненные задания, а также работать с учеником онлайн в режиме реального времени.
— Часто детки с данной проблемой не хотят учиться не из-за сложности предмета, а из-за прилагаемых к записи усилий. Основной плюс портала — он позволяет тратить время не на простое выведение рукописных букв, а на проработку материала. При этом пользователи все выполнят точно так же, как и обычные ребята. Вспомните начальную школу: считать в столбик, чертить рисунки, делать отступы и прочее. Мы учли такие нюансы.
Над проектом работает четыре человека: в образовательной школе, где проходили занятия по формированию идей и развитию стартапов, Дмитрий познакомился с несколькими учениками — часть из них до сих пор трудится над Scrawlless.
В конце сентября сайт будет запущен в пользование для ряда классов.
Название придумала методист проекта: «Когда выбирали название, в голову все время лезли разные варианты со словами „new“, „simple“ и другие банальные вещи. И вдруг Алена Пашкевич скидывает слово scrawl. Добавили частичку less, и получилось Scrawlless — „без небрежного почерка“, если уж дословно переводить. Слово оказалось действительно уникальным, поэтому при запросах в поисковых системах появлялись бы только наши варианты — это очень удобно».
Кроме методиста Алены, которая трудится над адаптацией школьных учебников под проект, и руководителя стартапа Дмитрия Кузьмича (он же front-end-разработчик), в команде есть back-end-разработчик Денис Глебов и маркетолог Евгения Кравченко. Если дети с нарушениями мелкой моторики выполняют домашние задания не от руки, то обычно они используют Microsoft Word и другие текстовые редакторы, что сложно назвать удобным вариантом. Решений, подобных Scrawlless, нет, уверен Дмитрий:
— Нам на каждом стартап-тренинге говорят: ни в коем случае не заявляйте, что у вас нет конкурентов — мол, это слишком смело, вы плохо изучили рынок, а идея никому не нужна, раз ее до сих пор не реализовали. Дело в том, что функционал специфичный. Да, можно с натяжкой сказать, что конкуренты — Word и Google Docs, но сами понимаете, это совсем разные проекты. Поэтому я смело заявляю, что аналогов нет.
Ресурс запущен на двух доменах (.org и .com), это уже его вторая версия. В конце сентября сайт будет запущен в пользование для ряда классов: «Вообще, для расширения функционала практически нет пределов, поэтому мы будем постоянно его дорабатывать и внедрять новый контент. Например, новые учебные дисциплины».
Пока в Scrawlless добавлены только алгебра и геометрия. Их изучают во всех школах, причем начиная уже с младших классов, поэтому охват аудитории самый широкий.
Если смотреть на русский язык или историю, то при выполнении домашних заданий по этим предметам не нужно использовать формулы и модульные конструкции: «Мы в первую очередь ориентируемся на математику, физику, химию — те предметы, которые требуют нелинейных записей и выражений. Филологические дисциплины пока не в приоритете, но доберемся и до них. Хотя мы собираемся делать форму заполнения универсальной, поэтому в будущем появятся все предметы».
Проект Scrawlless можно адаптировать под учебные программы разных рынков: «Мы сейчас ведем работу над подгонкой под белорусскую и американскую системы образования. В дальнейшем планируем добавить российскую и украинскую программы».
На текущем этапе самым сложным для команды оказалась адаптация функционала под нужды целевой аудитории. Разработчики хотят уменьшить количество кликов до требуемых опций и сделать интерфейс простым, для чего требуется все время работать с детьми. Все нововведения даются на проверку детям с нарушениями мелкой моторики, чтобы получить обратную связь — что нужно переделать и почему. Еще один нюанс — в команде всего два разработчика, из-за чего создание Scrawlless продвигается не так быстро, как могло бы.
— Мы сотрудничаем с Белорусской ассоциацией помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, а также Республиканским реабилитационным центром для детей-инвалидов. В рамках тестирования сайта предлагаем детям сначала выполнить задание привычным им способом — от руки на листе бумаги, а потом попробовать сделать то же самое упражнение на Scrawlless. Разница во времени — примерно в десять раз. Сами такого не ожидали: в тетрадке ребенок пишет текст около двух минут, а в приложении выполняет задание приблизительно за 20 секунд. Было много отзывов от детей вроде «ой, вот эта кнопка неудобна, а вот здесь нажимаю и почему-то закрывается» и так далее. Много чего переделывали после таких замечаний.
Дети с ДЦП зачастую оказываются на домашнем обучении, поэтому переход на Scrawlless во многом будет зависеть от учителей, которые занимаются с ребятами, — захотят они использовать ресурс или нет:
— Портал можно продвигать как независимый от госучреждений продукт — просто интернет-сервис, которым дети смогут свободно пользоваться. Но мы хотели бы получить поддержку от Министерства образования как в нашей стране, так и в других. Это позволит скорее внедрить наш портал в систему образования. Детям нужно просто привыкнуть к Scrawlless после текстовых редакторов. Они и так, сидя дома, много времени проводят за компьютером, поэтому не должно быть сложностей с адаптацией. Поскольку образование стремится к информатизации, у нас с этим связаны большие надежды.
Сперва проект выиграл локальный отбор в Минске, затем отправился в Киев. После победы в столице Украины он стал первым белорусским стартапом, который получил путевку на окончание конкурса в Сиэтл.
Проект хоть и социальный, но создатели планируют зарабатывать на нем: «Есть разница между социальным и благотворительным проектом. В нашем случае одно другому не мешает: мы помогаем людям, но в то же время понадобятся средства на содержание сервиса. После Social Weekend мы получили финансовую поддержку и помощь от ряда организаций, к тому же хостинг на три года нам оплатила Microsoft. Единственное, что сейчас вкладывается в проект, — наше время».
Помимо других мероприятий, стартап участвовал в конкурсе Microsoft Imagine Cup, который и довел Scrawlless до финала в США. Сперва проект выиграл локальный отбор в Минске, затем отправился в Киев. После победы в столице Украины он стал первым белорусским стартапом, который получил путевку на окончание конкурса в Сиэтл.
— Это было очень масштабное мероприятие. Стартапы были сильнейшие — это 50 лучших проектов со всего мира. Там просто не было идей «более-менее» или «так себе». Нам не удалось взять призовое место, но мы об этом не жалеем и считаем, что выступление получилось достойное. Это огромный опыт для всей команды и отличный толчок для развития нашего проекта.
Сейчас Scrawlless готовится к официальному запуску в Беларуси. Участники команды говорят, что в первую очередь хотят открыть сервис в нашей стране. В дальнейшем ожидается монетизация, но только на дополнительные услуги. «Подчеркну, это не основной функционал, а второстепенный — различные проверки заданий и так далее. Подписки в основном планируем для западных рынков — там они гораздо популярнее и люди проще воспринимают монетизацию», — уточняет Дмитрий. Кроме этого планируется развитие стартапа в США и на других рынках.
Мониторы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by