«Последний полет для всех вас». Какие лайнеры разбились из-за суицида пилота?

17 сентября 2017 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: swr.de

«Последний полет для всех вас». Какие лайнеры разбились из-за суицида пилота?

Утверждение «в одну воронку снаряды дважды не попадают» было опровергнуто 24 марта 2015 года, и произошло это не в рамках исследований британских ученых. Airbus A320 немецкого лоукостера Germanwings врезался в гору практически там же, где в 1953 году разбился рейс 178 Air France. Если причиной крушения лайнера 64 года назад стала ошибка экипажа, то в случае с Airbus расследование пришло к совершенно неожиданному и пугающему выводу — самолет был намеренно уничтожен пилотом. И это не первый случай в истории авиации, когда летчик-самоубийца забирал с собой всех пассажиров на борту лайнера.

Летчик с длительной депрессией

Рейс 4U9525 выполнял полет из Барселоны в Дюссельдорф, маршрут пролегал через Прованские Альпы. Вершины их не достигают даже трех километров, а гражданские полеты обычно выполняются на значительно большем расстоянии от земли. В частности, Airbus занял высоту 11 600 метров. На борту, включая экипаж, было 150 человек. Среди них — полтора десятка школьников, которые возвращались домой после программы обмена.

Изображение: ibtimes.co.uk

Неожиданно самолет начал снижаться с большой скоростью — 3000 футов (914 метров) в минуту. К этому могла привести, например, неисправность руля высоты. Но вскоре стало известно, что были изменены параметры для автопилота: с текущего эшелона он начал спускаться до 100 футов (30,5 метра). Так у следователей возникли первые подозрения в виновности экипажа.

Уже 26 марта, спустя два дня после катастрофы, СМИ сообщили, что второй пилот находится под подозрением. Андреасу Лубицу было всего 27 лет. Он с детства интересовался авиацией и поступил в летную школу Lufthansa (материнская компания Germanwings), после чего устроился бортпроводником, но впоследствии доучился до второго пилота. Престижная должность и хороший доход вряд ли улучшили психологическое состояние Андреаса, которое уже тогда было неважным. Ситуацию усугубила автомобильная авария, в результате которой ему пришлось прервать полеты и заняться лечением — появились проблемы со зрением. Позднее Лубица допустили к полетам, но морально он был сильно подавлен.

Андреас Лубиц. Изображение: crwashsurveyor.com

За две недели до крушения Airbus A320 он написал своему врачу: «Я боюсь ослепнуть, и это не выходит у меня из головы». Андреас отмечал, что «белое уже не выглядит белым» и «нужно хорошее освещение, чтобы я хоть что-нибудь видел». Также у него развилась бессонница, и вместе с другими переживаниями это значительно отразилось на психологическом состоянии. Изучив компьютер пилота, следователи нашли подозрительные запросы: он читал о суицидах и способах открытия двери в кабину пилотов.

Дождавшись, пока командир воздушного судна Патрик Зонденхаймер отлучится из кокпита, Лубиц закрыл дверь и изменил настройки автопилота. Попасть в кабину силовым способом практически невозможно: пассажиры Boeing 757, захваченного террористами 11 сентября, не смогли выбить дверь даже массивной тележкой, а времени у них было больше, чем у людей на A320. На опубликованной записи последней минуты полета рейса Germanwings слышно, как Зонденхаймер стучит по двери, пытаясь ее открыть.

Изображение: welt.de

Суммировав все факты, у следствия сомнений не осталось: лайнер был уничтожен вторым пилотом. Катастрофа подняла много проблемных вопросов по части подготовки и проверки летчиков — депрессия у Лубица развивалась годами, не вызывая подозрений у специалистов. Контролирующие органы Канады, Германии и Новой Зеландии ввели новые правила для авиакомпаний: в кабине всегда должно одновременно находиться минимум два человека.

Потеря $1,2 миллиона и страховка жизни на $600 тысяч

Известно еще несколько трагических случаев, хоть официальные лица очень неохотно признают такие инциденты. В случае с Germanwings отпираться не было смысла — есть история болезни пилота, письма с жалобами на здоровье, поисковые запросы о самоубийстве. Но иногда авиакомпании упорно отрицают любые доводы независимых следователей.

Изображение: wikimedia.org

Подобная ситуация произошла в конце 1997 года: Boeing 737 авиакомпании SilkAir выполнял рейс MI185 по маршруту Тангеранг (Индонезия) — Сингапур. Лайнер внезапно перевернулся и начал пикировать, упав в реку. Из находившихся на борту 104 человек никто не выжил.

Из-за перегрузок (самолет пробил звуковой барьер, скорость превышала 1200 км/ч) лайнер начал разваливаться еще в воздухе. Несмотря на сильнейшие разрушения — крупных обломков практически не было, опознали только шестерых жертв — бортовые самописцы оказались целыми, но следствию это не помогло. Оба «черных ящика» были отключены примерно за шесть минут до перехода в пикирование.

Эксперты пытались воспроизвести на тренажере аналогичную катастрофу. Самый точный результат получился при намеренном вводе самолета в пикирование.

Следователи выдвинули две основные версии: заклинивший руль направления и суицид пилота. В пользу первой причины говорила история Boeing 737 — в 1991-м и 1994 году произошли катастрофы из-за неисправности руля направления. При этом в 1996 году производитель заменил проблемные детали на всех лайнерах. Была и еще одна неувязка: даже в перевернутом положении самолет не может столь быстро перейти в пикирование. Для этого требуется одновременно повернуть до упора и отдать штурвал от себя. К тому же возможное заклинивание руля не объясняло отключение самописцев. Комиссия сосредоточилась на второй версии, которая вскоре и стала основной.

Разбившийся Boeing 737. Изображение: aviation-safety.net

Лайнером управляли командир Цу Вай Минг и второй пилот Дункан Уорд. Незадолго до катастрофы Минг потерял более $1,2 миллиона на торговле ценными бумагами. После чего застраховал свою жизнь на $600 тысяч. Следователи пришли к выводу, что КВС дождался, пока Уорд выйдет из кабины, отключил запись черных ящиков и вывернул штурвал, направив самолет к земле. Эксперты пытались воспроизвести на тренажере аналогичную катастрофу. Самый точный результат получился при намеренном вводе самолета в пикирование.

Мнения комиссий разошлись. Индонезийский Национальный комитет по безопасности на транспорте (NTSC) в финальном отчете обтекаемо написал, что со всей тщательностью провел расследование, но причина крушения самолета не установлена. Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) был более прямолинейным, назвав причиной крушения «преднамеренные действия», подчеркивая, что механических неполадок выявлено не было. Спустя два года ситуация повторилась, но уже с египетским лайнером.

Запрет на полеты в США как возможный повод для мести

31 октября 1999 года рейс MS990 EgyptAir долетел из Лос-Анджелеса до Нью-Йорка, после чего отправился в Каир. На длительный полет было выделено два экипажа. Они работали посменно — пока один отдыхал, другой контролировал Boeing 767. Через полчаса после вылета из «Большого яблока» лайнер рухнул в океан, погибли все 217 человек на борту. Расследованием занялся Национальный совет по безопасности на транспорте. Вскоре к делу подключилось ФБР: появились сведения, что крушение произошло не по технической причине или человеческой ошибке.

Изображение: wikimedia.org

Как пишет в отчете NTSB, второй пилот сменного экипажа Гамиль Аль-Батути дождался, пока останется в кабине один, затем отключил автопилот, снизил до минимума обороты двигателей и направил самолет к воде, повторяя на арабском: «Я полагаюсь на Аллаха». Командир вернулся в кабину и быстро сориентировался. Крича на второго пилота, он пытался выровнять Boeing, потянув штурвал на себя. Однако Аль-Батути продолжал давить на свой штурвал, и самолет рухнул в воду.

Египетские власти такой вывод не устроил, и они инициировали собственное расследование силами Министерства гражданской авиации Египта. Как ни странно, их версия кардинально другая — причиной крушения стала техническая неисправность, из-за которой пришлось отключить автопилот.

Изображение: abcnews.com

NTSB продолжало изучение материалов и дошло до биографии экипажа. Оказалось, что Аль-Батути выполнял свой последний рейс через Атлантику — авиакомпания собиралась запретить ему полеты в США после ряда инцидентов: пилот приставал к горничным и другим женщинам в отеле Нью-Йорка. Скандал мог бы ударить по репутации EgyptAir, и руководство придумало самое простое решение — не отправлять больше Аль-Батути в американские города.

В дальнейшем стали известны и другие подробности: летчик EgyptAir утверждал, что стал свидетелем разговора между Аль-Батути и Хатимом Рашди, еще одним пилотом EgyptAir, который отправлялся рейсом MS990 в качестве пассажира. Якобы Рашди сказал Аль-Батути, что для него это будет «последний полет», имея в виду планы руководства авиакомпании запретить летчику рейсы в США. Аль-Батути ответил: «Это последний полет для всех вас». В пользу суицида говорит и монотонное повторение фразы, а также нулевая реакция на указания командира тянуть штурвал на себя. Египет до сих пор настаивает на версии о технической неполадке Boeing 767.


Также высказывались осторожные предположения об еще одном пилоте, который мог стать виновником авиакрушения. Были сообщения о семейных проблемах командира воздушного судна Boeing 777 Malaysia Airlines, пропавшего 7 марта 2014 года. В авиасимуляторе на компьютере летчика нашли рейс с такими же исходными данными. Самолет бесцельно летел по прямой, пока не выработал все топливо и не рухнул в Индийский океан. Но без найденного лайнера и «черных ящиков» делать выводы преждевременно.

Радиоуправляемые авиамодели в каталоге Onliner.by

Читайте также: 

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Станислав Иванейко. Фото: swr.de