Boeing 777, звено бомбардировщиков и летчица-рекордсменка: самые загадочные исчезновения самолетов

23 июля 2017 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: thebeijinger.com

Boeing 777, звено бомбардировщиков и летчица-рекордсменка: самые загадочные исчезновения самолетов

Автор: Станислав Иванейко. Фото: thebeijinger.com

В начале июля зарубежные СМИ сообщили о возможной разгадке исчезновения Амелии Эрхарт — легендарной летчицы, которая пропала в районе Японии во время совершения кругосветного полета со штурманом Фредом Нунаном в 1937 году. На обнародованном снимке из Национального архива США видна сидящая спиной женщина, которую исследователи приняли за Амелию. Согласно их версии, пилота и штурмана взяли в плен японцы. Позднее блогер Кота Ямано выяcнил, что фотография сделана еще в 1935 году и никак не проясняет судьбу Эрхарт и Нунана. Тайна гибели летчицы не разгадана, как и несколько других громких исчезновений самолетов. Onliner.by вспомнил, какие лайнеры так и не были найдены.

Улететь со второго раза и пропасть

Амелия Эрхарт болела авиацией с юности: выучилась на пилота, в 1923 году стала одной из немногих дипломированных женщин-пилотов, купила свой первый самолет и принялась ставить рекорды. Она поднялась на самую большую высоту для женщин (14 тысяч футов, или 4300 метров), добралась по воздуху из Англии в США с командой других пилотов. В 1932 году Амелия в одиночку отправилась через Атлантику — она стала вторым пилотом (и первой женщиной), которому удалось совершить подобный перелет. В то время такое мероприятие считалось крайне рискованным.

Амелия Эрхарт. Изображение: independent.co.uk
Специально для перелета Эрхарт по указанию президента США Франклина Рузвельта остров обзавелся взлетно-посадочной полосой.

На пороге сорокалетия она решается на самый сложный рекорд — кругосветный полет по наиболее длинному маршруту, держась максимально близко к экватору. Авария при взлете 17 марта 1937 года не переубедила Амелию, женщина не отказалась от задуманного. Старт путешествия перенесли на 20 мая. В самолете Lockheed Model 10 Electra с Эрхарт был только один человек — штурман Фред Нунан.

В сидящей на краю причала женщине специалисты увидели Амелию Эрхарт. Изображение: nbcnews.com

В июле они находились недалеко от Японии. По плану самолет должен был заправиться на острове Хауленд — это крошечный кусок суши посреди Тихого океана, площадь острова чуть больше полутора квадратных километров. Специально для перелета Эрхарт по указанию президента США Франклина Рузвельта остров обзавелся взлетно-посадочной полосой. Но ВПП так и не пригодилась.

Официально Эрхарт и Нунан считаются пропавшими без вести.

Эрхарт и Нунану помогал корабль береговой охраны, который держал связь с Electra. Топлива в самолете оставалось мало, а после длительного полета найти маленький Хауленд оказалось тяжело. Экипаж не смог разглядеть посреди океана нужный остров. Есть несколько версий дальнейшего развития событий.

Самолет Эрхарт, который потерпел крушение при взлете. Изображение: pacificaviationmuseum.org

Первая: самолет разбился в океане либо после выработки топлива, либо при попытке приводнения. Вторая: летчице удалось посадить самолет возле одного из необитаемых островов, где она и погибла. В пользу этой теории говорят найденные на острове Никумароро личные вещи (зеркальце, крем от веснушек, которым пользовалась Эрхарт), останки женского тела и металлические обломки, которые с большой долей вероятности могут принадлежать Lockheed Model 10 Electra. Согласно третьей версии, Эрхарт и Нунан приземлились на остров, где располагалась секретная база японских военных. Авиаторов взяли в плен и, видимо, убили, чтобы они не раскрыли местоположение базы. Несмотря на весьма убедительные доводы в пользу второй теории, официально Эрхарт и Нунан считаются пропавшими без вести.


 

Пять самолетов пропали, отправленный на их поиски — тоже

Grumman TBF Avenger. Изображение: nasflmuseum.com

Еще один известный случай касается Звена 19. Пропали сразу пять американских бомбардировщиков-торпедоносцев Grumman TBF Avenger. Причем отправленный на их поиски Martin PBM Mariner тоже исчез и до сих пор не найден. События развивались так: 5 декабря 1945 года звено из пяти самолетов должно было совершить тренировочный полет. Задача была стандартная — отправиться с базы ВМС, расположенной в курортном городе Форт-Лодердейл (штат Флорида), пометать бомбы по учебным целям и вернуться обратно.

В последней дошедшей до земли фразе Тейлор говорит пилотам готовиться к посадке на воду, когда топливо будет на исходе. Дальнейшая судьба самолетов и экипажей неизвестна.

Лейтенант Чарльз Кэролл Тейлор наблюдал за полетом курсантов из ведущего звено самолета. В ходе полета миссия была выполнена, Avenger оставалось вернуться на базу. Спустя около полутора часов Тейлор передает старшему инструктору в Форт-Лодердейл, что они сбились с курса. Погода тем временем становится хуже: дождь, порывистый ветер и густые облака. Тейлор полагал, что проблема в неисправном компасе, и пытался визуально определить свое местоположение. Судя по всему, это стало фатальной ошибкой.

Изображение: aviarmor.net

Ведущий был уверен, что Avenger летят над Мексиканским заливом возле архипелага Флорида-Кис. Решение об изменении курса было принято исходя из этого факта. На самом же деле самолеты находились совсем в другом месте — предположительно, над островом Большой Багама. Компасы не могли выйти из строя сразу в пяти самолетах, но курсантам не хватило опыта либо смелости вмешаться в указания старшего по званию. В последней дошедшей до земли фразе Тейлор говорит пилотам готовиться к посадке на воду, когда топливо будет на исходе. Дальнейшая судьба самолетов и экипажей неизвестна. Что касается отправленного на поиски Martin PBM Mariner, то команда танкера Gaines Mills видела взрыв в воздухе — приблизительно там, где находился самолет.

Инцидент произошел в районе Бермудского треугольника, что породило много дискуссий о «мистическом следе» в исчезновении самолетов. Реалистичные же версии касаются ошибки в навигации: при одном из поворотов самолеты сбились с курса, но Тейлор не допускал такого варианта и посчитал, что его компас сломан. Летчик полагался на визуальное ориентирование и перепутал острова, что привело к череде неверных решений.


На заре авиации происходило множество катастроф: надежность самолетов и вспомогательных систем была далека от современного уровня, не говоря уже об организации полетов. Теперь за воздушным пространством наблюдает множество спутников, локаторов и наземных служб. Тем сложнее поверить в пока что необъяснимое исчезновение огромного (длина 63,7 метра, размах крыльев — 60,1 м) Boeing 777-200ER, на борту которого было 239 человек.

MH370: подозрительные пассажиры и командир самолета на грани развода

Рейс MH370 Malaysia Airlines вылетел из Куала-Лумпур в Пекин в 0:42 по местному времени 8 марта 2014 года. Самолет выполнял дальний рейс, его заправили 49 тоннами топлива — этого хватало на семь с половиной часов полета. Спустя примерно сорок минут после взлета лайнер достиг границы воздушного пространства с Вьетнамом: малайзийский диспетчер назвал пилотам Boeing 777 новую частоту для связи с вьетнамскими коллегами. На борту MH370 информацию приняли и завершили эфир словами: «Спокойной ночи, малайзийский три семь ноль». Это была последняя фраза из Boeing 777.

Пропавший Boeing 777. Изображение: nbcnews.com

Примерно через две минуты самолет исчезает с радаров. Вскоре диспетчер аэропорта в Хошимине пробует выйти на связь с MH370 — экипаж молчит. Все следующие попытки достучаться до Boeing 777 оказались неудачными: не было ответа ни на привычные радиовызовы, ни на звонки по спутниковому телефону, ни на текстовые сообщения через ACARS (адресно-отчетная система авиационной связи) в формате телекса.

Чем больше информации в дальнейшем появлялось о рейсе MH370, тем более странным казалось все происходящее.

Примерно через шесть с половиной часов была объявлена чрезвычайная ситуация, начались поиски лайнера. Boeing в момент исчезновения летел над водой — в случае крушения столь крупного самолета на поверхности было бы скопление обломков, личных вещей пассажиров, кресел, пятно технических жидкостей. Поиски в районе исчезновения с радаров ничего не дали.

Так должен был лететь рейс MH370. Изображение: wtvr.com

Чем больше информации в дальнейшем появлялось о рейсе MH370, тем более странным казалось все происходящее. Во-первых, два пассажира прошли регистрацию по поддельным документам. В этом свете логичной смотрелась версия захвата лайнера. Оказалось, что по паспортам итальянца и австрийца, которые потеряли в Таиланде свои документы, на борт Boeing 777 поднялись два иранских беженца. Они собирались добраться рейсом MH370 до Китая и оттуда лететь в Европу ради политического убежища.

Зона поисков Boeing 777. Изображение: cnn.com

Хоть паспорта европейцев и были в базе украденных документов Интерпола, почему-то в малайзийском аэропорту иранцев не задержали. Это вызывало вопросы к службам безопасности, но не объясняло, куда пропал самолет. Он не объявился ни в одном аэропорту, требований возможные захватчики тоже не выдвигали. Если целью было уничтожение самолета, то обычно террористические группировки берут на себя ответственность, но и этого не произошло. Таким образом, сценарий с захватом самолета двумя иранцами едва ли состоятелен.

Другая новость о MH370 тоже косвенно указывала на угон лайнера. Хоть транспондеры (устройства, передающие информацию о местоположении) и были отключены вручную, сигнал с борта автоматически отправлялся на спутник Inmarsat еще порядка семи часов. Последний получен в 8:11 утра. Это значит, что самолет не разбился в районе исчезновения с радаров. География поисков с учетом запаса хода исчислялась тысячами квадратных километров. Пока спасатели 26 стран проводили крупнейшую в истории авиации поисковую операцию, следователи начали изучать биографии экипажа.

Фрагмент пропавшего Boeing. Изображение: EPA, Raymond Wae Tion

Молодой Фарик Абдул Хамид незадолго до катастрофы начал летать на Boeing 777, планировал жениться и собирался строить карьеру в авиации. За исключением инцидента с фотографиями пассажирок в кабине лайнера во время полета (что является серьезнейшим нарушением правил безопасности), подозрительного в его жизни ничего не нашли.

Наиболее правдоподобным вариантом остается угон и последующее уничтожение самолета со всеми людьми на борту.

Командиром воздушного судна был Захари Ахмад Шах, у которого в последнее время наблюдались проблемы — ожидался развод после 30 лет совместной жизни. Дочь летчика вспоминала, что он стал более замкнутым, много времени проводил за авиасимулятором. Детективы обнаружили возможную зацепку на его компьютере. Незадолго до выполнения рейса MH370 Шах смоделировал в Microsoft Flight Simulator X полет Boeing 777 с аналогичными параметрами. Самолет был просто направлен к югу Индийского океана.

Красная линия — маршрут полета из симулятора на компьютере КВС Boeing 777. Желтая — предполагаемый маршрут MH370 в реальности. Изображение: nymag.com

Пилоты могли не отвечать на запросы из-за потери сознания, к которой привела медленная разгерметизация кабины — это стало причиной крушения Boeing 737 в Греции в 2005 году. Но такой сценарий не может объяснить ручное отключение транспондера и совершенно другой маршрут полета. Наиболее правдоподобным вариантом остается угон и последующее уничтожение самолета со всеми людьми на борту.

Отсутствие большого количества обломков специалисты объясняют тем, что лайнер врезался в океан под прямым углом.

В гражданской авиации уже были случаи намеренного уничтожения лайнеров членами экипажа. Последний инцидент произошел в 2015 году: Airbus A320 авиакомпании Germanwings при выполнении рейса Барселона — Дюссельдорф неожиданно начал снижаться и врезался в Прованские горы. Погибли все 150 человек на борту. Виновником был признан второй пилот, который долгое время страдал от депрессии. После этой катастрофы некоторые авиакомпании ввели новые правила: в кабине всегда должно быть минимум два человека. Исходя из имеющейся информации о летчиках MH370, легко догадаться, кого стали негласно считать виновником крушения самолета.

Предположительно, сумка пассажира рейса MH370. Изображение: ibtimes.co.uk, Blaine Gibson

На поиски MH370 потратили 180 миллионов долларов, но фрагменты лайнера и личных вещей пассажиров нашлись только в июле 2015 года. На острове Реюньон, в 700 километрах от Мадагаскара, люди обнаружили на пляже флаперон — это управляющий элемент крыла. Позднее на островах возле Мадагаскара и у берегов Африки были найдены другие детали.

thenewdaily.com.au

Сейчас специалисты изучают течения, чтобы понять, откуда приплыли фрагменты самолета. Отсутствие большого количества обломков специалисты объясняют тем, что лайнер врезался в океан под прямым углом. Результаты моделирования на суперкомпьютерах RAAD и EOS показали, что в таком случае Boeing 777 уходит под воду, не оставляя фрагментов на поверхности океана. К подобному сценарию могло привести свободное падение, когда у самолета закончилось топливо и никто не контролировал положение воздушного судна.

Согласно моделированию, лайнер вошел в воду именно так. Изображение: businessinsider.com

Случай с Boeing 777 вовсе не уникален: раньше тоже пропадали крупные самолеты, но не с таким количеством пассажиров на борту. В 2003 году в Анголе бортинженер и механик угнали Boeing 727 авиакомпании American Airlines. Инцидент произошел прямо в аэропорту: заправленный лайнер выехал на ВПП и, не отвечая на запросы диспетчеров, улетел в сторону Атлантического океана. Расследованием занималось ЦРУ и ФБР — после терактов 11 сентября стало ясно, к каким последствиям может привести похищение самолета. Как таковых результатов нет, по настоящее время судьба самолета и угонщиков неизвестна.

Изображение: wikipedia.org

Еще один лайнер пропал в 1979 году. Это был Boeing 707 бразильской авиакомпании Varig, который выполнял грузовой рейс. Самолет перевозил картины художника Манабу Мане стоимостью $1,2 миллиона. После вылета из Токио экипаж перестал выходить на связь. Поисковая операция ничего не дала. Считается, что произошла разгерметизация кабины — экипаж потерял сознание, а Boeing на автопилоте летел, пока не закончилось топливо. Существует и версия угона лайнера из-за ценного груза.

Антенны для радиостанций в каталоге Onliner.by

Читайте также: 

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by