Обсмеяться от страха. Рецензия на главный киноужастик года «Оно»

111
08 сентября 2017 в 8:00
Автор: Константин Сидорович

Обсмеяться от страха. Рецензия на главный киноужастик года «Оно»

Экранизируют книги Стивена Кинга часто, но хорошо это сделать получается очень редко. Так же было и с телефильмом «Оно» 1990 года. В те времена на фоне кинематографического и прочего безрыбья лента казалась жутко страшной и очень крутой. Перед премьерой ремейка я пересмотрел оригинал 27-летней давности… Что ж, сделать фильм хуже практически невозможно, так что нынешняя премьера удалась как минимум в этом смысле — она во сто крат лучше предшественника.


 

 

Почти как 1980-е

...Маленький Джорджи любит старшего брата Билла и гулять под проливным дождем. Еще больше ему нравится бегать по лужам за плывущим по сточным водам бумажным корабликом. Тот внезапно падает в канализационный водосток, где обитает веселый клоун-танцор Пеннивайз. Вернее, не такой уж и веселый. А кто читал роман Стивена Кинга, знает, что и клоун из него так себе...

В городе Дерри каждые 27 лет пропадает уйма народа, причем особенно много детей. 1989 год как раз пришелся на виток очередного цикла. Брат исчезнувшего Джорджи вместе с ватагой друзей (и одной подругой, что важно) не теряет надежды отыскать малыша. В то же время каждый из ребят встречается лицом к лицу со своими страхами и Пеннивайзом. Кажется, клоун положил на них глаз.

Новое «Оно» — добротно снятое, качественное кино, но, увы, совершенно не страшное, без «скелетов в шкафу» и интриги, а потому одноразовое. При этом у ленты есть целый ряд плюсов, благодаря которым смотреть фильм все же скорее интересно, нежели нет.

В последнее время стало особенно модным быть ностальгическим — переиздавать старые компьютерные игры, возвращать из детства давно забытые игрушки, снова выпускать некогда модную одежду и т. д. Тренд умело подхватил сериал «Очень странные дела». И вот — «Оно». Действия фильма происходят в 1980-е, и если вдруг ваше детство как раз пришлось на это десятилетие (а уж если оно к тому же прошло в американской глубинке!), то вы сразу скажете, что создатели картины не схалтурили.

Атмосфера проведенного в деревне с друзьями велосипедного детства, приключения вроде покорения коллектора, страшилки про мертвецов и заброшенные дома, тупые хулиганы, эти странные взрослые. Добавим теплые приглушенные тона и получим все ингредиенты для волшебной палочки, которой можно потормошить затекшие под грузом серых будней плечи современного зрителя.

«Оно» окутано этой атмосферой 1980-х, которую, кажется, уже можно найти не только в фильмах той эпохи, но и в каждой четвертой кинопремьере. Благо только лишь на этом съемочная группа зацикливаться не стала и приготовила еще несколько ярких, манящих воздушных шариков.

Один из них — юмор. Нет, «Оно» не выйдет отнести к комедиям, но те шутки, которые здесь есть, каким-то странным образом почти всегда попадают в цель. Удивительно потому, что большинство из них относятся к не очень жалуемой мной категории «писипопыпуки». Но в устах героев все эти школьные обзывалки и перепалки смотрятся настолько органично, что ни разу не переходят грань между пошлостью и просто веселым подтруниванием подростков друг над другом.

Одна только безнадежная, но чрезвычайно смелая попытка щуплого, напрочь подчиненного властной мамаше паренька исправить в нанесенной на гипс надписи «loser» букву s на v умудряется выглядеть одновременно мило и забавно.

Актерские работы ничем особенным не выделяются. Дети традиционно для произведений Стивена Кинга действуют как гораздо более взрослые люди. Однако это особенность книг маэстро ужасов, а не переигрывание ребят. Хотелось бы выделить Софию Лиллис — уверен, эту конопатую, огненно-рыжую девушку с каждым годом мы будем видеть в кино все чаще и чаще. То же касается Финна Вулфарда, который снимался в «Очень странных делах». Надо отдать должное, парень не попал в ловушку идентичных амплуа и все-таки сыграл героя с совсем другим характером.

Не будь как Пеннивайз

Клоун… А вот здесь начинаем заходить на зыбкую почву недостатков «Оно». Образ Пеннивайза в книге Стивена Кинга получился намного более глубоким и зловещим, чем в фильме. Здесь фразой-другой зрителю объяснят, что это не спятивший маньяк с недолеченными зубами и не беглец из цирка шапито, а нечто другое. Но этого мало. Клоуна не хватает, а может, наоборот, слишком много?

В этом заключается главная претензия к «Оно» — повествование ленты чересчур рваное. Эпизоды с проделками Пеннивайза перемежаются с почти летней комедией, вопросами взросления, проблемами отцов и детей и шут знает чем еще. Все это подается в неравных пропорциях и только сбивает ритм. В конце концов режиссер, кажется, все-таки определяется, что снимает ужастик, и начинает перебарщивать со скримерами. Через какое-то время даже инстинктивно перестаешь реагировать на бесконечные «Бу!», следующие за тишиной, в свою очередь следующей за тревожной музыкой, которую, конечно же, предваряет медленно открывающаяся дверь, скрипучая половица или падающая картина.

Не получилось также вплести в ткань повествования многочисленных героев фильма. В книге для этого есть больше тысячи страниц. Здесь же — всего чуть более двух часов. В итоге нам почти не раскрывают сына раввина Стэнли, чернокожего Майка, малолетних задир под предводительством Генри. И это не говоря о самом Пеннивайзе.

Пусть не все получилось, но «Оно» образца 2017 года втоптало в грязь одноименную картину 1990 года. Здесь нет таких дурацких диалогов, примитивного монтажа и отвратной актерской игры. Поэтому вторую часть будем ждать, хоть и не слишком сильно.

7,5
Оценка Onliner.by
«Оно» — совершенно не страшное, но добротно снятое кино. Взрослым здесь пугаться нечего, а детям сеанс противопоказан по возрастному рейтингу. Тем не менее у фильма есть сильные козыри, которыми можно заманить зрителя.
Нравится
Атмосфера
Юмор
Некоторые актеры
Не нравится
Рваное повествование
Не раскрыт Пеннивайз
Кино на один раз

Что еще посмотреть

Если «Оно» вам пришлось по душе, присмотритесь к подборке фильмов, которые вроде бы имеют с ним не очень много общего, но на самом деле имеют ту же атмосферу.

«Очень странные дела». Мы не раз упоминали этот сериал по ходу обзора и вот почему. События здесь тоже происходят в 1980-х годах, и главные герои — дети. Вы не поверите, но они тоже ездят на велосипедах по провинциальному городку в поисках приключений. В общем, «Оно» выглядит как продолжительная серия из проекта «Очень странные дела».

Сериал, правда, под конец первого сезона совсем скуксился. Но даже с учетом всех сюжетных огрехов и упущений «Очень странные дела» отличался чуть ли не осязаемым настроением. И дело не только в цветовых фильтрах и антураже, но также в музыке и таких мелочах, как оформление титров. В общем, настоятельно рекомендуем тем, кто этого не сделал, посмотреть первый сезон проекта. А в октябре увидим второй сезон.

«Останься со мной». Здесь нет ни капли ужастиков, хотя снят он по повести Стивена Кинга. Действия фильма происходят на рубеже 1950—60-х в замшелом, как почти всегда у Стивена Кинга, городишке. Четверо школьных приятелей отправляются в дорогу, чтобы посмотреть на тело сбитого поездом мальчика. Им придется много пережить, чтобы в конце пути повзрослеть.

Очень грустная, но светлая история с, опять-таки, сильным ностальгическим посылом. Ни клоунов, ни вампиров, ни злобных пришельцев здесь не найдете. Но даже на минуту не станете отвлекаться от ленты, пока не досмотрите его до конца. Послевкусие — прямо как после первого просмотра «Побега из Шоушенка».

«Супер 8». Фантастика от Дж. Дж. Абрамса и Стивена Спилберга. Можно сказать, что именно эта картина в 2011 году вернула моду на старые добрые фильмы а-ля «Инопланетянин». Пришелец присутствует и здесь, но уже не такой добрый — законы нового времени.

В центре внимания опять группа школьников. Они становятся свидетелями крушения поезда, на месте которого находят странные артефакты. Практически сразу после этого в городе начинают происходить похищения людей. Ситуацию пытаются взять под контроль военные, однако ничего хорошего они на самом деле не задумали. Вскоре выясняется, что не обошлось без таинственного чудовища, которое лакомится людьми и мечтает вернуться домой.

«Сердца в Атлантиде». Вторая в нашей подборке лента, в основе которой лежит работа Стивена Кинга. Это тоже отнюдь не детская история о детях. Главный герой — мальчик Бобби. Его мама берет в дом пожилого постояльца со странностями. Тот просит Бобби читать ему газеты и немедленно сообщать, если увидит на улице людей в желтых плащах.

В фильме присутствуют и мистический аспект, и столкновение с потусторонним. Но это только на первый взгляд. На самом деле «Сердца в Атлантиде» — кино главным образом о дружбе, преданности и скоротечности времени. Да-да, снова ностальгия.

Видеосъемка в каталоге услуг Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Константин Сидорович
ОБСУЖДЕНИЕ