Иногда создается впечатление, что Люк Бессон увековечил себя в зале славы кинематографа благодаря «Пятому элементу», который был прорывным для своего времени, обрел статус самого дорогого еврокино и заслуженно стал своего рода классикой. На самом деле, популярность к Бессону пришла чуть раньше: до этого вышли как минимум «Никита», а затем незабываемый «Леон» (Бессон — сценарист и продюсер), были менее интересные массовому зрителю «Подземка» и «Голубая бездна». Но, тем не менее, именно «Пятый элемент» с невинной экранной Милой Йовович и спокойным, как удав, Брюсом Уиллисом так запомнился киноманам.
И вот, наконец, случился «Валериан и город тысячи планет», идею которого Бессон лелеял на протяжении длительного времени. Перед премьерой фантастической сказки интерес подогревали трейлеры: красочные, обещающие что-то как минимум на уровне «Аватара», «Игры Эндера» и «Звездных войн» в одном флаконе. Мощный бюджет, но не слишком известные (назовем их восходящими) звезды в главных ролях — Дэйн ДеХаан и Кара Делевинь, несколько хорошо знакомых лиц на втором плане — Клайв Оуэн и Рианна в интересном амплуа, да мелькнувшие в кадре Рутгер Хауэр и Итан Хоук. И тонны, вернее, терабайты компьютерной графики.
Сюжет? Зрителя быстро знакомят с историей покорения космоса и, наращивая темп, отправляют в отдаленное будущее — в 2700 год. Сотни лет пролетают за пару минут, и вот уже становится ясно, откуда взялось название фильма — вот он, город Альфа с представителями тысяч рас со всей Вселенной. Тайной меньше.
(К сожалению, в фильме, в отличие от трейлера, ремикс Gangsta’s Paradise не звучит.)
Немного позже наступает время знакомства с главными героями — моложавым космическим спецагентом майором Валерианом и его подчиненной — сержантом Лорелин. Они станут новыми Сциллой и Харибдой, ой, простите, Корбеном Далласом и Лилу.
Далее все идет по накатанным рельсам: находим конфликт, намекаем на потенциальных злодеев, показываем пострадавшую сторону, нейтральных персонажей, сталкиваем всех лбами и наблюдаем за развитием событий. В плане сюжета «Валериан» прост, как самокат, и напоминает многие фантастические фильмы прошлого — все очевидно, просто и читается на два шага вперед.
Однако новая картина Бессона и не пытается рассказать серьезную историю, показать метания и страдания главного героя, как сделал Гэвин Худ в «Игре Эндера». Здесь нет хитросплетений интриг, как в «Звездных войнах». Даже «Дивергент» покажется более «взрослой» лентой в сравнении с «Валерианом и городом тысячи планет». Но не спешите записывать это в минус.
Во многом фильм видится почти продолжением «Пятого элемента», и Бессон упоминает его не стесняясь: вот намек на такси Корбена, вот тварь, похожая на мангалоров, а здесь уже топает мондошаван в своем облачении. Хм… Но не только себя цитирует режиссер. Например, эти существа очень походят на На’ви из «Аватара»… А это не «Сокол тысячелетия» пролетел? Нет, по звуку двигателей это должен быть TIE Fighter. И так далее. Слушай и смотри, что называется.
Ведь если абстрагироваться от каких-то смыслов, происходящее на экране — грандиозно и местами даже эпично. Не благодаря драме, а исключительно визуально. Огромные сооружения, безграничный город в космосе, невиданные существа, осторожные путешествия в параллельные миры, техника за гранью фантастики. Бессон реализует все свои фантазии, не сдерживая себя законами физики (вообще никакими законами), — ну будущее же, отдаленное тем более.
Драйва фильму хватает, и практически нет заунывных, никому не интересных бесед. Да, пару раз поднимаются вопросы мироздания, героям приходится сделать как бы сложный выбор, скорчив при этом скорбное лицо, и подкинуть чуть-чуть пафоса. Но это исключение из правил — здесь чаще бегут, летят, ломают стены головой или стреляют из смешных пистолетов (один из типов оружия очень хочется назвать «соплеметом»). Иногда настает время пошутить, но действительно забавных моментов совсем немного. Разве что запоминается некое существо, которое какает жемчужинками. Да не простыми, а наполненными энергией. «Ах, как мило!»
К сожалению, игра актеров в «Валериане» отходит во всей этой феерии CG-графики на задний план: не мир крутится вокруг главных героев, а они утопают в нем. Чаще Дэйн ДеХаан и Кара Делевинь ведут себя естественно, но в другой момент идет какой-то провал в постановке и эпизод смотрится вымученным. Валериан, например, вновь и вновь пытается завоевать сердце подруги, но делает это в одном и том же стиле деревенщины из бара: «Я такой невероятный, ты такая красивая — почему бы нам не возлежать в постели?» И если бы не определенное количество эротических пассажей (речь не только о романтических отношениях майора и сержанта), «Валериану» можно было бы смело ставить возрастной рейтинг «6+» — здесь почти нет крови, а умирают все за кадром.
Предположим, что уж точно зрителям запомнится персонаж Рианны — Пузырек. Певица по-настоящему «зажгла эту ночь», затмив непродолжительные появления в кадре остальных героев не первого плана. Не зря из ее уст прозвучала фраза: «Я играю по Станиславскому».
Уже с первых кадров кажется, что создатели фильма решили воспеть оду компьютерной графике, а с фантазией у сценаристов и художников оказалось все в порядке. Это не умная картина, но и не несъедобная робокаша наподобие «Трансформеров». Более чем два часа пролетают незаметно — интересно ждать и рассматривать новых тварей, детали сгенерированного компьютером мира, однако на этом все. Это был бы очередной прорыв и куча денег в прокате, добавь режиссер ко всему происходящему в «Валериане»... А вот что именно — непонятно. Конкретные претензии высказать сложно. Тем не менее сборы фантастики Бессона заставляют создателей ленты хвататься за сердце и тянуться к валерианке.
Что еще посмотреть в жанре фильма «Валериан и город тысячи планет»?
Никто не мешает пересмотреть «Пятый элемент» — вспомнить, как все начиналось. Тогда более очевидными будут отсылки к нему в «Валериане». Заодно зритель прочувствует, как же изменилось современное кино.
«Игра Эндера» во многом походит на новый фильм Бессона (вернее, наоборот) и опять же демонстрирует различия в подходе к созданию фантастики. Не всегда трава в прошлом была зеленее, а солнце ярче — понять это поможет просмотр, например, «Звездного десанта». Не все, что выходит из студии Вачовски, — золото. Это доказывает «Восхождение Юпитер». Ну и можно порадовать себя «Аватаром». Хорош, чертяка!
Телевизоры в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by