03 августа 2017 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Малиновский

Самый популярный научный блогер в РБ о доходах, поблажках в университете и рок-звездах научпопа

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Малиновский

Валентин Конон еще только учится на преподавателя в БГПУ. Но уже сегодня читает лекции сотням тысяч людей. Правда, пока только на YouTube. Этот парень из тех, кого называют популяризатором науки: в колледже он возмутился байками о телегонии от преподавателя и решил бороться с мракобесием посредством «художественного научпопа». Таким жанром Валентин окрестил формат своих видео на YouTube.

Научпоп — это такой формат литературы, публицистики и кино, в котором в популярной и доступной форме рассказывается о научных достижениях, проблемах, разжевывается картина мира, развеиваются заблуждения. А работают с этим форматом люди, которых обычно называют популяризаторами науки: они что-то очень хорошо знают в определенной сфере и способны объяснить это доходчиво, а главное — интересно.

Валентин по сути и является таким популяризатором, который поставил художественные приемы, камеру и YouTube на службу борьбы с лженаукой, банальными заблуждениями и откровенным мракобесием. Ролики о ГМО, гомеопатии, компьютерных играх просматривают сотни тысяч человек. Непосредственно за каналом Валентина TrashSmash следят уже 230 тыс. подписчиков. Журналисту Onliner.by белорусский популяризатор науки рассказал о процессе производства видео, основных статьях доходов и расходов и подростковом желании попасть в духовную семинарию.


— Идея как-то высказаться впервые пробилась пять лет назад, когда триггерной темой для меня стала телегония. Я помню, как и в школе нам кто-то из учителей о ней рассказывал. А я, как человек, который всегда интересовался биологией, дико не любил такие вещи. По сути, вот это навязывание ложных теорий, которые уже были опровергнуты мировой наукой, стало для меня отправной точкой.

Почему именно художественный научпоп

Пять лет назад на YouTube были тренды из исключительно развлекательного контента. Я и попробовал применить такой формат к своим первым видео. За пять лет, конечно, формат значительно преобразился и получилось нечто уникальное, не существующее даже в рамках западного YouTube. Я называю это художественным научпопом.

— С заумными научными видео довольно сложно достучаться до обывателя?

— Среднестатистический зритель YouTube очень ленивый и капризный. Даже если взять лекцию с «Курилки Гутенберга» какого-нибудь топового научного блогера, то в лучшем случае она наберет 50—100 тыс. просмотров. Сложно удержать внимание зрителя на лекционном формате, хоть его и пытаются ужать в 10—20 минут.

Поэтому я стараюсь нестандартным повествованием как-то привлечь внимание зрителя к своим часовым видео. И хронометраж особо не урежешь, ведь досконально разжевать тему получается именно за такое количество времени. При этом я сопровождаю свои видео ссылками на научные публикации, которые позволят человеку самостоятельно убедиться в том, как обстоят дела.

Почему решил выучиться на педагога

Валентин после окончания школы отправился в Минский государственный технологический колледж, закончил его с отличием и красным дипломом, что позволило вне конкурса поступить на педагогическую специальность факультета естествознания в БГПУ им. М. Танка. Почему педагогика?

— Во многом на этот выбор повлиял канал на YouTube. Ролики с уклоном в естествознание — эта сфера меня интересует больше всего. К тому же педагогика дает очень много необходимых для популяризации методик наподобие системы развития критического мышления. Смотришь, что тебе подходит, и выбираешь, как лучше донести информацию до зрителя, используя знания из педагогики или психологии.

— Мешают ли YouTube-канал и популярность учебе?

— По-разному. Например, когда прохожу какую-то тему по физиологии человека и она мне кажется интересной, то я углубляюсь и делаю на эту тему видео. Однако это, конечно, отнимает время на учебу.

Преподаватели и однокурсники к моему творчеству относятся лояльно. Я пытался это не афишировать, но кота в мешке не утаишь, деканат узнал. Поблажек, конечно, нет никаких, да я и так довольно старательный студент.

После окончания университета меня зазывают в две магистратуры — БГПУ и питерской Высшей школы экономики, где начали готовить, по сути, популяризаторов науки.

— Возможно, Питер город побольше и там больше средств для реализации?

— Отчасти да. Но я работаю в медийном пространстве, а расстояния там размываются. Конечно, в плане сотрудничества с другими блогерами и проектами было бы куда проще. Научпоп-проектов в России куда больше, чем у нас. Но поездки в Москву или Питер для подобных коллабораций можно и так организовать. Все-таки я делаю видео не так часто, чтобы приходилось жить в России.

О сценарии, продвижении и доходах

На подготовку стандартного ролика продолжительностью 40 минут уходит полтора-два месяца. За ролик набирается сцены три, которым требуется раскадровка с прямой отсылкой к медийной культуре, чтобы она была узнаваема. Долго и упорно пишется сценарий. Основная проблема здесь в том, чтобы интегрировать его во всем известную вселенную, которая вызывает интерес у людей. Допустим, ГМО и «Люди Икс». Чтобы связать два этих явления, надо хорошенько поломать голову. Сам сценарий и режиссура на мне. Со съемкой помогают друзья и знакомые, готовые подыграть в массовке. Как таковой команды нет.

— Как продвигаешься на YouTube?

— На самом деле в продвижении роликов помогает лояльная аудитория и «сарафанное радио». К тому же каждое новое видео хоть на сутки, но попадает в тренды, за счет чего в день может добавляться по 2 тыс. новых подписчиков. Каких-то вложений в продвижение я не делал. Не заказывал рекламу и у других «ютуберов» — мне кажется, это неэффективно. Обо мне рассказывают те, кто считает нужным рассказать. И таких людей, которые ценят проект за художественность, немало.

С точки зрения создания видео есть заморочки. Все оборудование стоит денег. На первую нормальную камеру я заработал, можно сказать, мошенническим способом. Помогал ребятам в колледже с курсовыми. Но это были вынужденные меры (смеется. — Прим. Onliner.by), все ради науки.

Окупаемость проекта идет за счет рекламы AdSense и пожертвований подписчиков. Потому что на такой ролик, как последний, ушло около $600. Для студента это ощутимая сумма. Благо аудитория готова помочь в спонсировании видео.

Доход с YouTube нестабильный, месяц на месяц не приходится: бывает, что за 30 дней вообще ничего не накапает, а бывает, что придет $200—250. И на этом спасибо.

О мракобесии в быту и СМИ

— Часто ли в обычной жизни сталкиваешься с заблуждающимися людьми, на которых и ориентированы твои видео?

— Такой статистики у меня нет, но Беларусь недалеко ушла от России или Запада в количестве таких людей. Более 80% американцев и россиян — за запрет ГМО. Общественное мнение в этих вопросах несильно расходится. У нас тоже ведется война против ГМО, и даже на шоколадках можно найти пометки «без ГМО». Хватает в нашей стране мракобесия и в плане гомеопатии, которую рекламируют по телевидению. Полно клиник, где практикуют метод Фолля и выявляют вирусные заболевания по электрическому потенциалу кожи пациента. Смешно, нелепо? Но люди на это ведутся и готовы платить довольно внушительные суммы.

— Какую роль в популяризации мракобесия играют телевидение и другие СМИ?

— Не смотрю белорусское телевидение. Но у нас в стране транслируют РЕН ТВ, что уже говорит о многом. Российского популяризатора Александра Соколова дважды приглашали туда на запись программы и каждый раз после съемок выдвигали претензию: вы слишком категоричны, нам не нужна истина и доказательства, нам нужны сенсации. Это политика многих СМИ. Игра на людских страхах гораздо более продуктивна, чем популяризация научного знания.

— Кто твой зритель?

— Мне встречаются и подростки неформального вида 16—19 лет, и состоявшиеся люди 30—35 лет, и даже пожилые люди. Люди абсолютно разных возрастов. Естественно, бóльшая часть аудитории — из России. Но, что забавно, есть и фанбаза в Беларуси. К своему удивлению я обнаружил небольшие фанатские сообщества, которые в дальнейшем стали оказывать мне поддержку в производстве роликов. Сами они — тусовка косплееров, что круто как для массовки, так и для поиска накладной бороды. На улице тоже узнают, но чаще в торговых центрах, где тусуется молодежь.

О лекториях в офлайне

— У меня к ним неоднозначное отношение. Офлайн-мероприятия чаще всего ориентированы на тусовку, которая уже включена в популяризацию науки. Это люди, которые при должном усердии и мотивации могли бы сами разобраться в вопросе. Является ли это просветительской работой? Не уверен. Это, безусловно, важно в том плане, что позволяет социализироваться, создать комьюнити. Любое массовое движение, в том числе и научпоп, должно проходить с офлайн-активностями. Люди, например, ходят в церковь, чтобы почувствовать единство и общность.

Но если смотреть на трудозатраты, которые потребуются при посещении такого мероприятия… Лучше направить это время на создание ролика, который по охвату аудитории будет куда как более значительным, чем мое выступление: 200 тыс. зрителей против 100 человек.

Однако это исключительно мой случай. Такие люди, как Александр Панчин, как раз таки и ориентированы на офлайн-выступления. Они своего рода рок-звезды научпопа, которые публикуют книги и научные работы, ведут блоги.

Рок-звезды научпопа на Западе и в России

— Астрофизик и космолог Лоуренс Максвелл Краусс, знаменитый Ричард Докинз, подаривший нам мем. Не знаю, насколько применимо слово «рок-звезда» к нейроэндокринологу Роберту Сапольски, но у него замечательные лекции по поведению человека — этологии.

Достаточно много популяризаторов в России. Уже названный Александр Панчин, научный журналист Ася Казанцева, которая одолела в суде гомеопатов, антрополог и научный редактор портала об антропогенезе Станислав Дробышевский.

В Беларуси же с такими заметными популяризаторами все намного сложнее. По крайней мере, лично я с ними не сталкивался. Возможно, что из публичных минских лекториев со временем выкуются популяризаторы с харизмой.

— Какими качествами и знаниями должен владеть человек, претендующий на звание популяризатора науки?

— Если посмотреть на российских научных журналистов, то все они имеют научное образование. Забавно, что среди научных журналистов очень мало людей именно с образованием журналиста. Тот же Алексей Водовозов в прошлом был военным медиком, а сейчас работает журналистом и занимается просветительством.

А потому популяризатору неплохо бы иметь профильное образование по тем вопросам, о которых он рассказывает. У него должны быть контакты с экспертами из этой сферы, ведь главное в научной журналистике — это точность и достоверность информации. Он должен ориентироваться в научных публикациях и источниках информации, разбираться в них.

О хайпе, белорусском языке и религии

— Если бы я гнался за хайпом, то говорил бы о спиннерах и конфликтах между блогерами. Я же ориентируюсь на то, насколько это заблуждение распространено в обществе, и на актуальные тренды. Комиссия по борьбе с лженаукой при президиуме РАН в начале этого года разнесла такую скользкую тему, как гомеопатия. Эта вещь довольно плотно интегрирована в систему здравоохранения. Волосы встают дыбом от того, насколько гомеопатия просочилась в эту сферу. Учитывая выход меморандума, видео по этой теме было своевременным.

— Не возникала мысль делать ролики на белорусском языке?

— Такой вопрос мне часто задают. Можно, конечно, найти патриотические посылы и заговорить на белорусском, но бóльшая часть аудитории меня не поймет. Зачем, если я хочу донести послание для как можно большего количества людей. Поэтому нужно общаться на языке, на котором говорит большинство. Если бы я на должном уровне владел английским, то были бы видео и на нем.

— Многие популяризаторы науки называют себя закоренелыми атеистами. Какие отношения с религией у тебя?

— До 16 лет я собирался поступать в духовную семинарию. Приятно думать, что существует некий абсолют, вселенская справедливость и после смерти все так просто не закончится. Но когда ты пытаешься обратиться за доказательствами, то… увы и ах.

Да, нельзя сразу же и безусловно отвергать сверхъестественное. Был такой случай в Штатах: женщина чувствовала особый запах у людей, у которых развивалась болезнь Паркинсона. Ее тестировали, и она успешно прошла испытания. Позже геном женщины секвенировали и нашли мутацию, которая позволяет по запаху определять такие вещи.

Это говорит о том, что нельзя отвергать что-то, что не находится в рамках естественно-научной парадигмы мира. Если человек продемонстрирует, что он действительно обладает какими-то сверхспособностями, то почему бы его не обследовать и не найти причины этого? Пока тот случай с женщиной был единственным. Его удалось объяснить с точки зрения биологии. Но биополей, экстрасенсорики и прочих сверхспособностей пока никто не продемонстрировал в контролируемых лабораторных условиях.

О проверке «экстрасенсов»

— В качестве гостя ты участвовал в Премии Гудини, где готовы отдать 1 млн российских рублей за демонстрацию паранормальных способностей. Не было жаль участников-«экстрасенсов»?

— Будучи там, я заметил, что далеко не многие ждут чудес и сверхъестественного. Но с другой стороны, есть люди, которые искренне заблуждаются по поводу своих возможностей. Может быть, ввиду нестрогой проверки в домашних условиях. Премия же является «слепым рандомизированным двойным плацебо-экспериментом», за которым следят не только ученые, но и профессиональные фокусники.

Пока никто из претендентов не смог продемонстрировать сверхспособности. Хотя там были и участники любимой многими «Битвы экстрасенсов», которые не смогли отыскать купюру в 5 тыс. рублей в одном из десяти конвертов.

— Как обывателю не попасть на удочку мракобесия и выработать в себе критическое мышление?

— В первую очередь следует обращать внимание на упоминаемые источники. Очень часто даже адекватные специалисты могут в СМИ рассказывать мифы просто потому, что они на слуху. Если повторить ложь сотню раз, ее будут воспринимать как факт. Например, про смерть фермеров в Индии из-за ГМО-семян. Источником были слова индийской луддитки, отрицающей технологический прогресс и пытающейся запугать публику по своим религиозным или идейным причинам.

Напомним, индийская история рассказывала, что за один 2009 год с собой покончили 17 638 фермеров, загнанных ГМО-семенами в долговую яму. По одному самоубийству каждые полчаса.

 — Даже в научных публикациях в рецензируемых журналах могут быть ошибки в методологии, из-за чего случается отзыв материала. Просто стоит быть внимательным и въедливым.

Массажные мячи в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by