«Из гражданина пропало несколько килограмм материи». Как в Беларуси борются с лженаукой

28 597
04 мая 2017 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Алексей Матюшков

«Из гражданина пропало несколько килограмм материи». Как в Беларуси борются с лженаукой

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Алексей Матюшков

Сколь далеко бы ни продвинулась наука, сколь доступной ни была бы информация, но до сих пор в головах «кулибиных» и доморощенных ученых рождаются схемы вечных двигателей и теории устройства Вселенной. И рядовые белорусы в этом вопросе не отстают, бомбардируя Академию наук своими открытиями и изобретениями. Белорусские ученые рассказывают о прожектах глюонных двигателей, резонансной модели Вселенной и космических лифтах.

Начинает Евгений Толкачев, профессор, доктор физико-математических наук и главный научный сотрудник Института физики НАН Беларуси, с наболевшего. С того, как СМИ ведутся на громкие сенсации и открытия, потакая читательскому интересу.

— В известной белорусской газете долгое время публиковался прогноз некоего профессора-механика из Крымского университета, который построил резонансную модель Вселенной и предсказывал неблагоприятные дни. Когда этот прогноз появился впервые, я решил потерпеть и выждать год. Прилежно сверял события с этим календарем катастроф. А потом положил его перед журналистами: ничего не сошлось. Что, впрочем, не удивительно.

И если с проявлением лженаучности в СМИ профессор боролся по собственной инициативе, то с доморощенными изобретателями приходится сталкиваться по долгу службы. Он вместе с членом-корреспондентом НАН Беларуси, профессором и главным научным сотрудником Львом Томильчиком возглавляет рабочую группу по проведению экспертизы предложений, претендующих на новые открытия, основанные на пересмотре современных научных представлений. Уже из названия понятно, что сталкиваться ученым приходится с неординарными изобретениями, переворачивающими представление о мире.

— Рассматриваем обращения в двухнедельный срок и даем обоснованные ответы. Благо в законе есть норма о прекращении переписки, если ничего нового изобретатели не сообщают. А так они продолжают годами исправно присылать письма, войдя во вкус «исследовательской» работы.

Один такой товарищ регулярно радует десятками страниц рукописного текста: «Здравствуйте, белорусские физики, коллеги по вопросам космологии». А дальше рассказ, как 2 января, после Нового года и празднования дня рождения, из гражданина пропало несколько килограмм материи. Через какое-то время она вернулась. Под это происшествие мужчина подводит целую космогоническую теорию.

Первое, что хочется спросить: «А вы в этот момент стояли на весах, что так точно указываете граммовку пропажи из сердца?» И после первых двух ответов переписка с просвещенным заканчивается, ведь точно описать условия своего эксперимента он не может. И таких людей, испытывающих недостаток в общении, — масса. Они ничего не знают и не ставят перед собой задачи что-нибудь узнать, банально открыть ту же «Википедию».

Отсутствие хорошего базового образования у таких людей Евгений Аркадьевич видит одной из главных проблем. По его мнению, в школе неплохо рассказывают об азах механики, электричества, теплоты, то есть о том, что было открыто с 17 по 19 век. А более современные знания скомпонованы на финальном этапе обучения, когда школьники готовятся к централизованному тестированию.

— Большинство наших «изобретателей» — это люди, которые не получили должного образования, но у них есть творческая жилка. Если обывателю не важно, «зачем зажигают звезды» и «кому это нужно», то им хочется все понять и объяснить.

Пытаясь уразуметь Вселенную и устройство мира, эти люди затем опираются на школьные знания, иногда интернет. Но для неподготовленных пользователей он больше напоминает мусорную свалку. В ней очень сложно отделить рациональные зерна от псевдонаучных плевел. Поэтому в лучшем случае наши «быстрые разумом невтоны» переоткрывают модели и представления, которые были актуальны в далеком прошлом и канули в историю под давлением новых знаний.

— Например, в Беларуси регулярно «изобретают» концепцию приталкивания, которая якобы объясняет гравитацию. Суть ее в том, что весь космос заполнен массой частиц — корпускул, которые летят со всех сторон и во всех направлениях. Но когда два объекта находятся рядом, то они как бы бросают друг на друга тень, защищая один одного от части корпускулярного «ветра». В итоге эти объекты приталкиваются.

Теория эта интересная и была придумана еще в конце 17 века. Однако последующие вычисления показали, что со временем скорость вращения, например, Луны вокруг Земли должна была бы снизиться из-за воздействия корпускул и спутник просто упал бы на планету.

— Поверьте, с интервалом в несколько лет в одной из белорусских газет обязательно появляется человек из Гомеля или Бреста, который изобрел теорию приталкивания. Открыл бы «Википедию» и нашел свою теорию.

Другой пенсионер придумал объяснение загадки Бермудского треугольника. Хотя есть сомнения, не увидел ли он это по телевизору, а потом банально забыл. Пенсионер предположил, что в исчезновении кораблей виновны залежи метана под морским дном, которые в виде пузырей периодически всплывают на поверхность. За год до его письма аналогичный эксперимент в миниатюре ставили австралийские ученые, затопив несколько игрушечных судов.

Профессор вспоминает нашего соотечественника, который спустя 100 лет после Циолковского опять изобрел космический лифт: трос крепится одним концом к Земле, а другим — к спутнику, висящему над этим участком. Кое-кто предлагает лишить космонавтов и такого комфортного лифта, запуская их на орбиту просто выстрелом из пушки.

Изобретателей вечных двигателей в Беларуси предостаточно. Но для них у ученых заготовлена специальная книга «Вечное движение. История одной навязчивой идеи», в которой можно отыскать все типы вечных двигателей, повторяемых десятилетиями.

— Вечными двигателями начали заниматься, когда у человечества еще не было понятия о законе сохранения энергии в замкнутых системах. Тогда это была вполне нормальная наука: проводились какие-то эксперименты, строились прототипы, из которых ничего толкового так и не получилось. Наши же «изобретатели» обычно присылают текстовое описание своего двигателя.

Но это безобидные «кулибины». Куда опаснее специалисты с образованием и статусом в обществе. Среди них есть люди честные, для которых это как хобби. Они искренне верят в свои идеи и возможность применить их к реальному миру. Однако в мире коммерции лженаука стала на рельсы прибыли.

— После распада СССР править миром стал «золотой телец». И многие поняли, что на таких «открытиях» можно делать деньги. И это главная проблема в борьбе с лженаукой.

В качестве примера Евгений Аркадьевич приводит «Петрикгейт» — скандал с фильтрами для очистки воды, который разгорелся в России в конце прошлого десятилетия. Тогда устройства изобретателя Виктора Петрика должны были стать базисом для проекта федерального уровня по улучшению качества питьевой воды. Их планировали устанавливать во всех госучреждениях. Но независимые исследования показали, что фильтры Петрика ничем, кроме завышенной в 2—3 раза цены, не отличаются от рыночных аналогов. Да и к их безопасности были большие вопросы, хотя на программу планировали выделить некую невообразимую сумму денег.

К тому же Петрик утверждал, что разработал фильтры, которые очищают радиоактивную воду до «высшего качества». В результате исследования фильтров комиссия РАН пришла к выводу, что для их патентования причин нет, они основаны на неверном представлении о свойствах молекулярных ядер, противоречат законам термодинамики и т. д.

— Совсем недавно в Москве пытались засудить известного популяризатора науки Асю Казанцеву, которая выступила в прессе против гомеопатии. Она честно написала о том, что в большинстве таблеток не содержится и одной молекулы заявленного вещества. Суд она выиграла, а позже к критике гомеопатии присоединилась комиссия по лженауке РАН. У нас, к сожалению, в массмедиа реклама гомеопатии продолжается.

Как продолжаются и сеансы биорезонансной диагностики. У таких терапевтов стоит обычный омметр — прибор для измерения сопротивления, который с помощью контактов замеряет этот показатель на коже пациента. Сопротивлением же легко манипулировать, изменяя степень нажатия. Правда, прибор — не более чем научный антураж. Диагноз рождается из беседы врача с пациентом. Главная задача — продать таблетку, заряжаемую некой неведомой науке энергией на ни к чему не подключенном приборе.

Частные случаи зарабатывания на обывателе в конце концов могут трансформироваться в проколы на государственном уровне. Так, в 2008 году с космодрома Плесецк на орбиту отправили инерцоид — движитель, который должен был работать без выброса реактивной массы, игнорируя закон сохранения импульса. Перемещение он должен был обеспечить за счет движения внутри аппарата рабочего тела. Журналисты прозвали его «гравицапой», сравнивая с мифическим вечным двигателем. Естественно, движитель оказался провальным. А по словам профессора Толкачева, эксперименты с инерцоидом финансировались из бюджета Союзного государства.

Ученый подчеркивает, что если в России могут позволить себе потратить пару миллиардов государственных денег на подобные «эксперименты» с фильтрами и движителями , то для Беларуси такой сценарий нежелателен.

— Наш коллега из БГУ — профессор Владимир Барышевский — в свое время остановил подобную аферу. В Беларусь приехал товарищ, который обещал чиновникам построить под Минском наукоград. Там он собирался добывать новый вид энергии и разрабатывать глюонный вихревой двигатель. Но беда в том, что ни глюоны, ни кварки в свободном состоянии не существуют.

Работа у экспертов непростая, поскольку спокойно принять и понять критику, увы, могут немногие изобретатели. На почту регулярно приходят угрозы, доходит до оскорблений от непризнанных гениев. Причем это могут быть как свои местные, так и «лжеученые» из Сибири.

— Не хотелось бы говорить, что наша служба и опасна и трудна, но в советское время один из таких «писателей» пришел в Президиум Академии наук СССР и отрубил сотруднику голову, потому как на его работы писались отрицательные отзывы.

Лев Митрофанович в середине 60-х годов чудом не ответил на обращение одного «кулибина». Тот стал писать в Москву, где из какого-то института ему отправил ответ ученый секретарь. Один раз, второй. А потом изобретатель явился к нему в кабинет и застрелил из обреза.

Но эта история скорее из разряда крайностей. Чаще возникают почти анекдотичные ситуации. Недавно профессора Толкачева неудовлетворенный «друг» по переписке поджидал на проходной института, где что-то громко рассказывал вахтеру о физике. Мужчина внушительных габаритов догнал ученого на выходе, внимательно посмотрел на него и вдруг произнес: «Я думал, вы еврей. Но вы не еврей». Затем стал рассказывать о том, что каждый раз, когда он пишет «письмо ученому соседу», небо просветляется и выглядывает солнце. Вот уж поистине «от великого до смешного — один шаг».

Двигатели в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by