Хакатон, стартап, краудфандинг, биткоин, блокчейн — словарный запас белорусов стремительно пополняется новыми словами, смысл которых не всегда ясен. Onliner.by выбрал самое загадочное из них (блокчейн) и отправился к исполнительному директору ОАО «Белгазпромбанк» Александру Сотникову, чтобы узнать все о новой технологии, которой пророчат большое будущее. В то же время хватает и скептиков: возможно, блокчейну просто не найдется должного применения, а с появлением квантовых компьютеров он и вовсе окажется бесполезен. Гипотетически технология может произвести революцию в сфере хранения данных.
— Давайте с самого начала: что такое блокчейн?
— Это технология распределенного реестра. Смысл следующий: один и тот же объем или блок информации хранится на большом количестве компьютеров либо серверов, связанных между собой. Они принадлежат разным участникам этой цепи. Таким образом обеспечивается сохранность информации на крайне высоком уровне. При этом практически теряется возможность внесения изменений незаметно для остальных пользователей.
Каждый следующий блок цепочки шифруется хешем, который рассчитывается исходя из математической формулы. Она формируется с учетом информации, содержащейся в предыдущем блоке. Стоит внести какое-то изменение в одну ячейку, и сразу произойдет сбой хеша. Алгоритм не сработает, все участники цепи поймут, что кто-то попытался проникнуть к конкретному блоку информации.
«У блокчейна есть два ключевых момента. Первый — информация хранится у всех пользователей. Второй — нельзя внести изменения в ячейку без ведома остальных участников»
— Блокчейн называют практически неуязвимым. Это действительно так?
— Исходя из текущих знаний и опыта — неуязвимого ничего нет. Да, взломать будет невероятно сложно. Однако ради объективности стоит сказать, что на текущий момент отсутствует технология, которая окажется эффективна с точки зрения соотношения ее стоимости к выгоде от взлома блокчейна. Поэтому сейчас можно говорить практически о стопроцентной защите.
Реальную угрозу технологии может представлять квантовый компьютер. Его скорости обработки данных должно хватать, чтобы вносить изменения в защиту ячеек практически мгновенно и незаметно для системы и пользователей. Но пока это на уровне теории. С появлением квантовых компьютеров произойдут принципиальные изменения в криптографии вообще: почти любой существующий код можно будет взломать благодаря обыкновенному подбору.
— Технология ассоциируется с финансовой сферой. В каких еще областях она может пригодиться?
— Ассоциация с финансами появилась по одной причине. Единственный успешный и массово реализованный проект на блокчейне — криптовалюта биткоин.
Биткоин создал некто Сатоси Накамото. Вероятно, под этим именем скрывается группа крайне талантливых, но очень скрытных людей. Хотя не исключено, что за криптовалютой стоит всего один человек. Быть может, общественность никогда и не узнает его личность: Накамото, определенно, мастер по сетевой анонимности и для этого ему не нужна маска Гая Фокса.
«Технологию называют идеально подходящей для систем тотального недоверия, когда стороны — одна, две или больше — априори не доверяют друг другу. В таком случае блокчейн позволяет работать им всем в равных условиях»
Биткоин в двух словах — децентрализованная валюта. В переводах средств не участвуют банки, гарантом честности сделок выступает блокчейн. Информация о каждой операции и конкретной единице криптовалюты хранится на тысячах компьютеров. Причем у всех пользователей есть доступ к базе данных.
— Блокчейн исключает несанкционированное изменение информации. Технологию называют идеально подходящей для систем тотального недоверия, когда стороны — одна, две или больше — априори не доверяют друг другу. В таком случае блокчейн позволяет работать им всем в равных условиях. Процессы, объекты и взаимоотношения между «недоверчивыми» участниками происходят через блок данных. Все понимают, что внести изменения без ведома второй стороны невозможно.
Касательно сфер применения — думаю, блокчейн положит конец нотариату. Сейчас как происходит? Приходите к нотариусу, там сидит работник: смотрит в паспорт, затем на вас — ага, похожи. Спрашивает: «Вы в трезвом уме и твердой памяти?» Отвечаете: «Да». Ну все, теперь можно совершать сделку. В случае с блокчейном ничего доказывать не нужно: отношения между сторонами легитимизируются тем, что сделка подтверждена с помощью блокчейна.
Также есть понятие умных контрактов, когда условия сделки зашиты в алгоритм. Например, у нас договоренность: вы мне открываете доступ в свою квартиру, когда сами отправитесь в отпуск. Но только если я заплатил вам за услугу и вы действительно уехали. Электронный ключ от двери сработает лишь при выполнении этих двух условий. На алгоритмы блокчейна можно будет переложить проверку договоренностей — действительно ли вы уехали и правда ли я заплатил вам за временное проживание.
К примеру, система проверяет, что вы прошли регистрацию на рейс, а после окончания полета получает информацию о посадке самолета. Значит, вы долетели до пункта назначения и выполнили свою часть сделки. Аналогично проверяет меня: осуществлен ли денежный перевод. Если оба пункта выполнены, ключ позволит открыть дверь от вашей квартиры. Смарт-контракты уже реализуются, пока преимущественно в сфере грузоперевозок.
«Однако на данный момент многие операции успешно выполняются и без блокчейна. Исключение, наверное, только в случае с биткоином — вот он действительно шагнул далеко вперед»
Примеров использования блокчейна можно придумать много. Еще страхование хорошо подходит. Только что-то случилось, система сразу определяет, попадает ли случай под условия компенсации. Условно: человек сломал ногу, в больнице фиксируют его прибытие и травму. Допустим, по условиям страховки пострадавшему положено лечение в дорогой клинике за рубежом. Система автоматически забронирует билет на самолет, трансфер, место в лечебном учреждении. Сработает эффект домино. Конечно, в текущей реальности это сложно представить, но потенциально такие возможности использования технологии есть.
«Станет ли биткоин мыльным пузырем, никто не знает. Предпосылки для этого большие: аналитики говорят, что объективных причин такого роста биткоина нет. Либо это спекуляция, либо внутри сообщества происходят некие неочевидные процессы»
Однако на данный момент многие операции успешно выполняются и без блокчейна. Исключение, наверное, только в случае с биткоином — вот он действительно шагнул далеко вперед. Были удовлетворены четкие потребности аудитории: анонимность, скорость осуществления платежа, низкая стоимость перевода. Но говорить о том, что биткоины завоевали мир, мягко говоря, не приходится.
— Биткоин и блокчейн часто упоминаются вместе, хотя к криптовалюте отношение в некоторых странах негативное. Это не помешает популяризации блокчейна?
— Разве кого-то останавливает негативный образ ножа, когда нужно нарезать торт? Да и кто сказал, что биткоин — это плохо?
— Его ведь частично ограничивают.
— Скажем так, некоторые лекарственные препараты запрещены в одних странах, но разрешены в других. Биткоин стал неким социальным явлением — он еще не массовый, но интерес подогревается. Я, допустим, считаю его «пиар-валютой»: как только перестанете о нем говорить, курс быстро спадет. Станет ли биткоин мыльным пузырем, никто не знает. Предпосылки для этого большие: аналитики говорят, что объективных причин такого роста биткоина нет. Либо это спекуляция, либо внутри сообщества происходят некие неочевидные процессы.
«У нас мало используется потенциал судебной системы во многих финансовых вопросах. Люди начинают писать жалобы куда угодно, но не обращаются в суд за защитой своих интересов»
Проблема в том, что правовые системы многих стран не были готовы к возникновению биткоинов. Сейчас перед законодателями стоит нетривиальная задача: либо криптовалюту нужно приравнять к понятному правовому понятию (товар, валюта, право собственности), либо признать, что она ни к чему не относится, и сформировать под нее новую правовую сущность. Ведь аналогов нет. Это не деньги, потому что биткоин не выполняет всех их функций. Это и не товар. Одни приравнивают криптовалюты к золоту, другие — к активам. Каждый пытается нащупать свое видение и понимание криптовалют. Лично мое мнение — нужно создавать отдельное правовое понятие.
— А как с этим дела в Беларуси?
— У нас в стране криптовалюты не запрещены, и тем более не запрещена технология блокчейн. Но она находится, как говорят, вне рамок правового поля. Это значит, что если мы договорились использовать для расчетов биткоин, то исключительно на свой страх и риск.
— Когда одна сторона не заплатит другой, идти в суд будет бесполезно?
— Вопрос прецедента. По-моему, у нас мало используется потенциал судебной системы во многих финансовых вопросах. Люди начинают писать жалобы куда угодно, но не обращаются в суд за защитой своих интересов. Как отреагирует на такое дело белорусская судебная система — сказать сложно. Ситуация сложится нетривиальная: непонятно, что это, какое право применять к рассмотрению дел о криптовалютах.
— Допустим, блокчейн получит массовое распространение. Что изменится в мире?
— Финансовая сфера вроде как очень благодатна для внедрения блокчейна: снизятся операционные расходы на проведение транзакций, появится возможность обмена информацией между разными участниками сделок в условиях тотального недоверия. Но пока это все не выстреливает. К примеру, консорциум R3, созданный для изучения возможностей блокчейна, разваливается: компании не смогли договориться.
Возможно, я излишне скептически отношусь к блокчейну, но на данный момент нет очевидных сценариев, когда использование блокчейна априори лучше традиционных баз данных.
— Почему так?
— Очень высоки риски. Они больше правовые, а не технические. Да, все изучают блокчейн и понимают его перспективу. Но необходима существенная перестройка бизнес-процессов, изменение инфраструктуры. Сейчас проекты с блокчейном носят локальный либо квазилокальный характер. В Украине он связан с реестром: проведение аукционов по продаже государственной собственности реализовано с помощью блокчейна, чтобы исключить возможность коррупции либо исправления хранящейся информации. Но там сама идеология аукционов для нас очень непривычна.
Возьмем земельный кадастр, где гипотетически может пригодиться блокчейн, чтобы никто не изменил сведения в нем. Даже здесь сценарий неочевиден, хотя все на месте — есть кадастр, важная информация, стороны не доверяют друг другу. Также есть условное опасение — кто-то может изменить границы моего участка. Теоретически такое действительно могут сделать. Но разве на практике с подобным сталкивались? Значит, внедрение блокчейна в данном случае неочевидно.
«Прогнозы на распространение технологии тоже расходятся: кто-то говорит, что блокчейн массово придет через полтора-два года, а кто-то дает семь-десять лет. Но высока вероятность, что через семь-десять лет появятся квантовые компьютеры, которые могут уничтожить смысл блокчейна»
А сколько существует технологий, которые казались прорывными, но в итоге либо не стали популярными, либо только ждут своего часа. Сейчас блокчейну дали время и наблюдают, что с ним будет дальше. Технология действительно перспективная. Но ей нужно найти адекватное применение, как было с биткоином.
— Выгода от блокчейна для потребителя есть?
— Смотря о каких потребителях речь. Но на данный момент — нет.
— А как же безопасность?
— Если мы не говорим о странах третьего мира, где условные 5 долларов могут считаться большой суммой, то вряд ли люди станут сильно беспокоиться за сохранность денежного перевода. Я, конечно, уважаю безопасность. Однако если человеку развитой страны нужно переслать в США те же 5 долларов, то он наверняка сделает это обычным переводом.
Вряд ли отправитель станет открывать счет в криптовалюте и покупать биткоин, чтобы перевести эквивалент суммы абсолютно анонимно и безопасно. К тому же что потом получателю платежа делать с криптовалютой? Для обывателя это все очень сложно. Защита обычных банковских транзакций уже находится на высоком уровне.
Замечу, что одновременно существуют как архаичные, так и суперсовременные методы финансовых операций. Мы сейчас говорим о криптовалютах и блокчейне, но не секрет, что многие мамы передают своим детям наличные из регионов в Минск через водителей маршруток. Этот биткоин им даром не нужен. Другой пример — в США до сих пор существует чековая форма оплаты, что для нас вообще непривычно и непонятно.
— В Беларуси блокчейн уже используется?
— Из открытой информации — в пилотной стадии находятся два проекта. Оба от Национального банка. Один связан с рынком ценных бумаг, другой — с реестром банковских гарантий. Они были специально инициированы Нацбанком, чтобы понять возможности блокчейна.
Видеокарты в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by