Сегодня в Минске идут съемки первого отечественного фильма в формате 360 градусов. Зритель, надев шлем виртуальной реальности, может изучить со всех сторон место действия — благодаря этому эффект присутствия значительно усиливается. Ленту «Белым по черному» делает студия Feeling, кино планируется показывать на международных фестивалях и конкурсах. Onliner.by побывал на месте событий и поговорил со съемочной группой.
Фильм планируется короткометражный — по хронометражу будет порядка 20 минут. Сюжет обрисовали расплывчато: «История о взаимодействии писателя и его творений, а также отношениях с семьей». Особенности съемочного процесса рассказал креативный продюсер ленты Митрий Соркин:
— Насколько отличается процесс съемки 360-градусного фильма от обычных лент?
— Главная особенность — прибавляется головная боль для оператора-постановщика и бригады осветителей, потому что все источники света нужно маскировать под декорации. Либо использовать естественный свет, но у нас съемки в помещении.
Второе испытание — для сценарно-режиссерской группы. Им нужно понять, как управлять вниманием зрителя. Прошли времена, когда камеру ставили в центр, а человек смотрел вокруг и не понимал, что происходит. Все этим переболели и поняли, что такое решение не годится. Разные компании решают по-своему.
Мы решили сделать так: все действия писателя влияют на то, что происходит в вымышленном мире. Зритель может увидеть настроение писателя и то, что он создает. К примеру, герой пишет: «Раздались выстрелы», и тут же другого персонажа расстреляли. Этот прием мы выбрали основополагающим для 360-видео. Мы ни в коем случае не придерживаемся мнения, что все подряд нужно снимать в таком формате.
— В фильме будет два финала. Как это реализуется?
— Одна концовка оставляет надежду на лучшее, а другая переворачивает все с ног на голову и оставит еще больше вопросов: что считать вымыслом, а что реальностью. С точки зрения интерактива есть много вариантов того, как это осуществить. Например, в какой-то момент зритель окажется на месте писателя и, выбрав одну из кнопок на рабочем ноутбуке героя, направит историю в определенное направление.
Даешь операторам шлем виртуальной реальности, они смотрят и удивляются — что это за качество такое. Но тут дело времени: уже есть технологии, которые позволяют затрачивать всю мощность только на проекцию, которую видит зритель.
— VR вытеснит традиционный формат кино?
— Мне кажется, никто не ставит такую цель. Думаю, VR будет развиваться параллельно и закрывать другие потребности зрителя. На мой взгляд, вытеснения не произойдет. Самые интересные проекты будут на стыке традиционного кино и VR. Мы придем к трансмедийному формату. Скажем, человек сможет побывать и в виртуальной реальности, и посмотреть на инсталляцию через дополненную реальность, глянуть на классическое двухмерное изображение.
На Каннском фестивале Алехандро Гонсалес Иньярриту представил нечто подобное: нужно снять обувь, одеться как беженец — это все тоже мощные элементы для человека (в инсталляции «Плоть и песок» зритель оказывается в роли пойманного американскими пограничниками беженца из Мексики — прим. Onliner.by).
— А что думаете о 3D?
— 3D — это надстройка, а не отдельный инструмент, как сферическое кино. Есть видео в 360 градусах и с 3D, но для этого требуется разрешение 8К, что довольно тяжело. Поэтому сейчас основная масса сферических фильмов снимается в 4K. В одном направлении зритель видит примерно 1024×780 пикселей. Наши искушенные зрители привыкли к блокбастерам, и есть определенный скепсис по поводу картинки. Даешь операторам шлем виртуальной реальности, они смотрят и удивляются — что это за качество такое. Но тут дело времени: уже есть технологии, которые позволяют затрачивать всю мощность только на проекцию, которую видит зритель.
Режиссер «Белым по черному» Кирилл Галицкий говорит, что сейчас самое время для создания сферических лент — ниша практически свободна:
— Мы не то что в последний вагон собираемся запрыгнуть — нет, поезд стоит, двери открыты, билеты раздают почти бесплатно. Но мы надеемся, что через год-два туда будет уже не пробиться.
Основа VR — иммерсивность, погружение. Хорроры дают наиболее яркий, моментальный отклик. Поэтому они теперь популярны.
— Какой жанр оптимален для VR-фильмов?
— Сейчас хорошо идут фильмы ужасов. Основа VR — иммерсивность, погружение. Хорроры дают наиболее яркий, моментальный отклик. Поэтому они теперь популярны. Также удачными можно назвать ленты, в которых нужно не чувствовать, а просто смотреть: приключенческие фильмы, дающие опыт какого-то путешествия. Наша история, например, о сложностях творчества в условиях семейной жизни. Но есть и детективный элемент.
С точки зрения художественного кино, сферические фильмы более сложные по форме. Язык здесь пока не сложился — это как если бы серьезный роман стал писать ребенок, который еще в школу не пошел. Он знает, что есть слова, из них можно сложить предложения, но осмысленный текст не получается у него. А мы пытаемся сделать именно это.
— То есть структура сценария и организация съемок должны сильно отличаться от традиционных фильмов?
— Мы не можем сказать, должны либо не должны. Скорее, предполагаем это. В традиционном кино все принципы более-менее понятны и освоены. Здесь же мы пытаемся определить направление и способ работы.
— Вы снимаете ленту для фестиваля…
— Мы снимаем для того, чтобы снять. Да, в первую очередь это кино для фестивальной аудитории. Но в конце концов оно будет в более-менее свободном доступе. Все желающие смогут увидеть фильм при наличии шлемов виртуальной реальности или кардбордов.
— Конкретно для вас как режиссера какие отличия в съемке сферического фильма от обычного?
— В традиционном кино я хотя бы понимаю последовательность действий, могу предсказывать результаты усилий. Здесь же очень много неизвестного. Мои ожидания? А их нет на самом деле. Есть просто желание это сделать, причем в сжатые сроки — за один день.
Митрий поясняет, что сразу появления в сети «Белым по черному» не стоит ждать: «Разные мероприятия ставят разные условия участникам. „Сандэнс“ и Венецианский кинофестиваль, которые вводят секции сферического кино, довольно требовательны к премьерам: если фильм уже есть в интернете, дорога на фестивали для него уже практически закрыта. Исключение может быть только для очень известных режиссеров и актеров. Но в дальнейшем наше кино появится в открытом доступе».
В фильме задействованы актеры Национального академического театра им. Янки Купалы, Нового драматического театра г. Минска, а также из других учреждений. Паша вообще получил роль всего за полчаса до начала съемок и сразу принялся готовиться к роли Мальчугана: «Делаю артикуляционные упражнения и катаюсь на велосипеде». Парню нравятся серии фильмов о Риддике, Логане (вселенная «Люди Икс») и «Стражи Галактики» («но только первая часть!»), а сыграть хотел бы Грута — и юный актер тут же убедительно воспроизвел фирменную фразу персонажа Marvel.
У специалистов только один день на съемки, но говорят, что сценарий позволяет все успеть — действие происходит только в одном помещении. Митрий уточняет: «Правда, для зрителя это будут две разные локации. Один мир мы затемняем, другой освещаем, когда необходимо. Самые интересные моменты — когда зритель будет видеть одновременно и реальный мир, и выдуманный писателем».
Некоторые декорации выполнены из картона — выглядит простовато, но продюсер говорит, что это даже на руку: «Формат истории располагает к такому окружению. Конечно, постпродакшн никто не отменял, и мы будем что-то чистить».
«Белым по черному» появится для мобильного и «большого» VR. Лента будет полностью готова через несколько недель, а дальше компания планирует подавать заявки на участие в зарубежных фестивалях.