В Минске снимают первую отечественную 360-градусную короткометражку

6930
12 июня 2017 в 17:32
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

В Минске снимают первую отечественную 360-градусную короткометражку

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Сегодня в Минске идут съемки первого отечественного фильма в формате 360 градусов. Зритель, надев шлем виртуальной реальности, может изучить со всех сторон место действия — благодаря этому эффект присутствия значительно усиливается. Ленту «Белым по черному» делает студия Feeling, кино планируется показывать на международных фестивалях и конкурсах. Onliner.by побывал на месте событий и поговорил со съемочной группой.

Фильм планируется короткометражный — по хронометражу будет порядка 20 минут. Сюжет обрисовали расплывчато: «История о взаимодействии писателя и его творений, а также отношениях с семьей». Особенности съемочного процесса рассказал креативный продюсер ленты Митрий Соркин:

— Насколько отличается процесс съемки 360-градусного фильма от обычных лент?

— Главная особенность — прибавляется головная боль для оператора-постановщика и бригады осветителей, потому что все источники света нужно маскировать под декорации. Либо использовать естественный свет, но у нас съемки в помещении. 

Митрий Соркин

Второе испытание — для сценарно-режиссерской группы. Им нужно понять, как управлять вниманием зрителя. Прошли времена, когда камеру ставили в центр, а человек смотрел вокруг и не понимал, что происходит. Все этим переболели и поняли, что такое решение не годится. Разные компании решают по-своему.

Мы решили сделать так: все действия писателя влияют на то, что происходит в вымышленном мире. Зритель может увидеть настроение писателя и то, что он создает. К примеру, герой пишет: «Раздались выстрелы», и тут же другого персонажа расстреляли. Этот прием мы выбрали основополагающим для 360-видео. Мы ни в коем случае не придерживаемся мнения, что все подряд нужно снимать в таком формате.

— В фильме будет два финала. Как это реализуется? 

— Одна концовка оставляет надежду на лучшее, а другая переворачивает все с ног на голову и оставит еще больше вопросов: что считать вымыслом, а что реальностью. С точки зрения интерактива есть много вариантов того, как это осуществить. Например, в какой-то момент зритель окажется на месте писателя и, выбрав одну из кнопок на рабочем ноутбуке героя, направит историю в определенное направление.

Даешь операторам шлем виртуальной реальности, они смотрят и удивляются — что это за качество такое. Но тут дело времени: уже есть технологии, которые позволяют затрачивать всю мощность только на проекцию, которую видит зритель.

— VR вытеснит традиционный формат кино? 

— Мне кажется, никто не ставит такую цель. Думаю, VR будет развиваться параллельно и закрывать другие потребности зрителя. На мой взгляд, вытеснения не произойдет. Самые интересные проекты будут на стыке традиционного кино и VR. Мы придем к трансмедийному формату. Скажем, человек сможет побывать и в виртуальной реальности, и посмотреть на инсталляцию через дополненную реальность, глянуть на классическое двухмерное изображение. 

На Каннском фестивале Алехандро Гонсалес Иньярриту представил нечто подобное: нужно снять обувь, одеться как беженец — это все тоже мощные элементы для человека (в инсталляции «Плоть и песок» зритель оказывается в роли пойманного американскими пограничниками беженца из Мексики — прим. Onliner.by).

— А что думаете о 3D?

— 3D — это надстройка, а не отдельный инструмент, как сферическое кино. Есть видео в 360 градусах и с 3D, но для этого требуется разрешение 8К, что довольно тяжело. Поэтому сейчас основная масса сферических фильмов снимается в 4K. В одном направлении зритель видит примерно 1024×780 пикселей. Наши искушенные зрители привыкли к блокбастерам, и есть определенный скепсис по поводу картинки. Даешь операторам шлем виртуальной реальности, они смотрят и удивляются — что это за качество такое. Но тут дело времени: уже есть технологии, которые позволяют затрачивать всю мощность только на проекцию, которую видит зритель.

Кирилл Галицкий

Режиссер «Белым по черному» Кирилл Галицкий говорит, что сейчас самое время для создания сферических лент — ниша практически свободна:

— Мы не то что в последний вагон собираемся запрыгнуть — нет, поезд стоит, двери открыты, билеты раздают почти бесплатно. Но мы надеемся, что через год-два туда будет уже не пробиться.

Основа VR — иммерсивность, погружение. Хорроры дают наиболее яркий, моментальный отклик. Поэтому они теперь популярны.

— Какой жанр оптимален для VR-фильмов?

— Сейчас хорошо идут фильмы ужасов. Основа VR — иммерсивность, погружение. Хорроры дают наиболее яркий, моментальный отклик. Поэтому они теперь популярны. Также удачными можно назвать ленты, в которых нужно не чувствовать, а просто смотреть: приключенческие фильмы, дающие опыт какого-то путешествия. Наша история, например, о сложностях творчества в условиях семейной жизни. Но есть и детективный элемент.

С точки зрения художественного кино, сферические фильмы более сложные по форме. Язык здесь пока не сложился — это как если бы серьезный роман стал писать ребенок, который еще в школу не пошел. Он знает, что есть слова, из них можно сложить предложения, но осмысленный текст не получается у него. А мы пытаемся сделать именно это.

— То есть структура сценария и организация съемок должны сильно отличаться от традиционных фильмов?

— Мы не можем сказать, должны либо не должны. Скорее, предполагаем это. В традиционном кино все принципы более-менее понятны и освоены. Здесь же мы пытаемся определить направление и способ работы. 

— Вы снимаете ленту для фестиваля…

— Мы снимаем для того, чтобы снять. Да, в первую очередь это кино для фестивальной аудитории. Но в конце концов оно будет в более-менее свободном доступе. Все желающие смогут увидеть фильм при наличии шлемов виртуальной реальности или кардбордов.

— Конкретно для вас как режиссера какие отличия в съемке сферического фильма от обычного?

— В традиционном кино я хотя бы понимаю последовательность действий, могу предсказывать результаты усилий. Здесь же очень много неизвестного. Мои ожидания? А их нет на самом деле. Есть просто желание это сделать, причем в сжатые сроки — за один день.

Митрий поясняет, что сразу появления в сети «Белым по черному» не стоит ждать: «Разные мероприятия ставят разные условия участникам. „Сандэнс“ и Венецианский кинофестиваль, которые вводят секции сферического кино, довольно требовательны к премьерам: если фильм уже есть в интернете, дорога на фестивали для него уже практически закрыта. Исключение может быть только для очень известных режиссеров и актеров. Но в дальнейшем наше кино появится в открытом доступе».

В фильме задействованы актеры Национального академического театра им. Янки Купалы, Нового драматического театра г. Минска, а также из других учреждений. Паша вообще получил роль всего за полчаса до начала съемок и сразу принялся готовиться к роли Мальчугана: «Делаю артикуляционные упражнения и катаюсь на велосипеде». Парню нравятся серии фильмов о Риддике, Логане (вселенная «Люди Икс») и «Стражи Галактики» («но только первая часть!»), а сыграть хотел бы Грута — и юный актер тут же убедительно воспроизвел фирменную фразу персонажа Marvel.

Актер Паша. Сейчас он исполняет одну из ролей первого в Беларуси сферического фильма, а в будущем постарается взять «Оскар»

У специалистов только один день на съемки, но говорят, что сценарий позволяет все успеть — действие происходит только в одном помещении. Митрий уточняет: «Правда, для зрителя это будут две разные локации. Один мир мы затемняем, другой освещаем, когда необходимо. Самые интересные моменты — когда зритель будет видеть одновременно и реальный мир, и выдуманный писателем».

Некоторые декорации выполнены из картона — выглядит простовато, но продюсер говорит, что это даже на руку: «Формат истории располагает к такому окружению. Конечно, постпродакшн никто не отменял, и мы будем что-то чистить».


 

«Белым по черному» появится для мобильного и «большого» VR. Лента будет полностью готова через несколько недель, а дальше компания планирует подавать заявки на участие в зарубежных фестивалях.