Стартап Pleasier — довольно редкий представитель белорусских «железных» проектов. Обычно в реализации они сложнее и дороже различных сервисов и программ: нужно создать макеты, продумать эргономику, наладить производство, найти каналы распространения. Михаил Крупенков и Валентин Сокол не испугались объема работы и на протяжении 10 месяцев трудятся над созданием клавиатуры, которая в теории может произвести маленькую революцию в работе за компьютером.
Идея Pleasier до живого знакомства с клавиатурой кажется слегка притянутой за уши. Разработчики сделали каждую кнопку сенсорной панелью, чтобы листать страницы и водить курсором можно было не перенося ладонь на мышку или тачпад. На рынке есть много моделей с сенсорной панелью возле клавиш. Но Михаил и Валентин уверяют, что их проект намного лучше:
Михаил: Наша клавиатура — принципиально другой гаджет. Устройства с тачпадами сделаны по принципу обычных клавиатур ноутбуков. Это два разных метода ввода, объединенные в одном корпусе. Наш девайс — одно устройство, которое комбинирует в себе возможности клавиатуры, тачпада и мышки. Руки уже лежат на кнопках, и больше ничего делать не нужно — можешь и набирать текст, и выбирать курсором какие-либо опции.
Валентин: Устройство максимально универсальное. Сейчас мы реализовали управление мышкой. Но мы видим будущее Pleasier с гораздо более широким функционалом. В дальнейшем можно будет, например, регулировать цветовую палитру в графическом редакторе, проводя пальцами по рядам клавиш. Левая рука отвечает за панель инструментов, а правая держит стилус для рисования на планшете. Геймерам Pleasier тоже пригодится: в стратегиях за перемещение камеры и юнитов отвечает мышка, в то время как левая ладонь используется мало. С нашим устройством управлять подчиненными можно одной рукой, а двигать камеру — другой.
— Насколько вырастет скорость работы?
Валентин: Если говорить за себя, то к Pleasier быстро привыкаешь. Когда садишься за другую клавиатуру или ноутбук, сенсорной поверхности уже не хватает — рефлекторно водишь пальцами по кнопкам, а курсор не двигается.
Михаил: Есть множество сценариев применения, которые пользователь даже не замечает, пока не попробует. Но эти движения типичны, они свойственны всем. После работы за Pleasier, в которой не нужно переносить руки, взаимодействовать с другой клавиатурой непривычно, появляется дискомфорт.
Нам дали попробовать тестовый образец, который построен на базе сторонней клавиатуры. В каждую кнопку разработчики вмонтировали сенсоры и научили все это корректно работать. Финальный вариант будет полностью самостоятельной моделью Pleasier.
Поначалу водить по кнопкам очень непривычно. Минут за 15—20 можно приспособиться, почувствовать силу инерции и особенности работы. Левая половина клавиатуры отведена под пролистывание вверх-вниз, а правая отвечает за курсор. В первом прототипе сенсорных клавиш было только две — «А» и «О». Теперь разработчики значительно продвинулись, и чувствительных кнопок, в зависимости от версии прототипа, под шесть десятков.
После 20-минутного опыта использования выводы делать рано, к тому же Михаил и Валентин подчеркивают — перед нами не финальный вариант, ПО и эргономика еще будут дорабатываться. Пролистывание страниц сделано отлично, это естественный способ взаимодействия, знакомый по смартфонам и планшетам.
Работа с курсором кажется непривычнее из-за того, что по поверхности нужно водить не одним пальцем, как в случае с тачпадами, а сразу несколькими: «Ведь когда печатаешь, все пальцы уже лежат на клавиатуре, их не нужно убирать». При этом для клика требуется поднять ладонь и дотронуться до любой клавиши в правой части одним пальцем — не сказать, что неудобно, но надо привыкать. Имитация клика правой кнопкой не окончательная: в текущем виде нужно зажать Alt и коснуться одной из клавиш.
Клавиатура поддерживает умный мультитач, который определяет, когда человек просто поставил пальцы на кнопки и смещение курсора не требуется, а когда работа будет производиться жестами.
Валентин: Наш проект наполовину «железный», наполовину софтовый. Логика такая: после нажатия кнопки устройство понимает, что человек будет вводить текст, и тачпад не реагирует. Когда снова нужен курсор, четырьмя пальцами начинаешь движение — сенсор сразу включается. Ладони все время находятся на клавиатуре.
Разработчики планируют выпустить пробную партию из ста штук и предложить ее журналистам и энтузиастам: «Есть люди, которые готовы купить у нас даже прототип. Но мы пока не можем их продавать, иначе сами останемся без тестовых образцов, да и еще не все отладили». Производство будет организовано в Беларуси: во-первых, патриотично, во-вторых, есть нужные контакты поставщиков, в-третьих, китайцы неохотно берутся за такие мелкие партии.
Михаил: Есть партнеры, готовые отлить для нас кнопки и пресс-формы. Весь дизайн софта и самой клавиатуры будет полностью наш. После выпуска мелкой серии мы планируем выйти на Kickstarter.
— Как правило, разработчики выходят на Kickstarter с идеей, чтобы собрать деньги на реализацию проекта. А у вас как-то наоборот получается.
Михаил: Мы рассматриваем Kickstarter в первую очередь как возможность заявить о себе, чтобы о проекте узнали потенциальные покупатели и партнеры. Люди, которые выходят на краудфандинг-площадку только с красивыми картинками и роликами, без реального продукта, не строят бизнес. А мы покажем товар аудитории, соберем средства, наладим масштабное производство и будем развиваться. Kickstarter — не то место, куда нужно идти за финансированием. Есть истории, когда на создание краудфандинговой кампании уходило больше денег, чем люди собирали. Смысл такой акции по сбору средств? Напротив, Kickstarter — это площадка с возможностью рассказать о проекте, что очень важно для «железных» продуктов.
Финальная версия клавиатуры будет беспроводной, для работы не потребуется дополнительных настроек.
Кроме того, разработчики планируют выпустить инструментарий для энтузиастов, чтобы они расширяли функционал под свои нужды: «Умельцы сами смогут внедрить поддержку сторонних программ — например, Photoshop. Плагин для фоторедактора может быть таким: один ряд кнопок при жестах влево-вправо отвечает за регулировку яркости, другой — контрастности и так далее. По строкам получается практически аналоговый слайдер».
Устройство пока работает только на Windows, поддержка Mac и Linux в планах. В Pleasier говорят, что было много сложностей при написании софта: «Никто никогда не писал ПО для сенсорной панели, на которой всегда лежат руки. Если взять экраны смартфонов и тачпады, то на них пальцы ставятся только когда они нужны для взаимодействия. В случае с Pleasier ладони всегда на сенсорной панели. Мы научили устройство понимать, когда оно используется как клавиатура, а когда — как тачпад. Наш софт, по сути, говорит: „Так, сейчас пользователь печатает; сейчас — работает с курсором“».
Долговечность работы Pleasier, по словам разработчиков, в первую очередь в их интересах: «Концепт мы тестируем очень активно, и пока ничего не сломалось. В любом случае на товар обязана быть годовая гарантия. Если что-то выйдет из строя, отремонтируем либо заменим. Нам не выгодно делать ненадежный товар».
Пробная партия пойдет в производство примерно через четыре месяца. В команде трудится пять человек, им помогают три ментора. Разработчики подчеркивают, что Pleasier может быть не только заменой, но и дополнением к мышке — смотря с какими задачами сталкивается пользователь. Недавно стартап прошел отбор эстонского «железного» акселератора BuildIt, в рамках которого проект получит помощь в разработке. Кроме того, ребята предлагают бесплатно опробовать клавиатуру в рабочих условиях в течение одного-двух дней. Для этого необходимо записаться на тестирование.
Клавиатуры в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by