24 января 2017 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Малиновский

Отставной киберспортсмен NightWolf: бросил футбол, исключили из школы, но ни о чем не пожалел

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Малиновский

«Я абсолютно ни о чем не жалею», — говорит в беседе Ярослав «NightWolf» Кавецкий, подводя черту под громкой и бурной киберспортивной молодостью, вспоминая изгнание из школы, вечера и ночи, проведенные в компьютерном клубе, зарубежные поездки и баталии. Совсем недавно, в нулевых, он блистал на белорусской PRO-сцене в качестве лучшего игрока страны по Warcraft III, однако про игру почти все забыли, а финальному аккорду карьеры скоро будет уже 10 лет.

Трижды Ярослав как белорусский чемпион ездил на World Cyber Games (WCG), еще дважды — на Electronic Sports World Cup (ESWC). Первого турнира уже нет и в помине, второй трансформировался до неузнаваемости: теперь там солируют такие игры, как Just Dance и Clash Royale. Проекты StarСraft и Warcraft, кажется, навсегда выпали из ростера популярных киберспортивных дисциплин. Вместе с ними в историю отправились и бывшие чемпионы.

— Началось все с консолей в конце 90-х, пока не вышел первый StarCraft от Blizzard. Уже тогда я участвовал в локальных чемпионатах, побеждал. Помнится, у нас было серьезное соперничество с Александром «Sashok» Тихоновичем. Когда вышел StarCraft, появилась команда NC. В ней были лучшие белорусские игроки: Sashok, John, Raptor. Всех их отлично помню. Правда, они уже выросли, женились и даже встречаться не хотят, так как нет времени.

Именно Sashok вдохновил меня на «старик». Познакомился я с ним в клубе NT на Октябрьской. Так получилось, что это были старкрафтерские клубы, куда набивались фанаты этой стратегии от Blizzard. Посмотрел на них, загорелся игрой сам. И в 2000 году, когда мне было лет 13—14, впервые выиграл чемпионат по StarCraft. Правда, до этого был турнир, где я проиграл, хотя дядьки (парни по 20 лет) меня и похвалили.

Потом появился Warcraft, и мне пришлось перейти на него: турниры по «старику» стали собирать по 20—30 человек, тогда как на «варик» в клубы приходило под сотню участников. Все просто собирались в назначенное время и регистрировались прямо в клубе. И клубов этих по столице было предостаточно.

Первый клуб, о котором я наслышан, — это Black Dragon, где все рубились во второй Quake. К сожалению, я там не был. Но мой одноклассник byq.crazy играл с Legres’ом (братом Cypher’a), MadMous’ом — уважаемыми в то время геймерами.

— Не дорогим ли был входной билет для школьника в компьютерные клубы? На чем приходилось экономить?

— Проход в клуб стоил относительно недорого. И на два-три часа игрового времени можно было наскрести со своих карманных. К тому же когда я занимался футболом, родители давали на обед в спортивном лагере «Динамо». А я собирал эти деньги, чтобы ходить в клуб. Меня еще в команде Электроником называли, потому что уже поняли, что я плотно подсел на компьютер. Всем это не нравилось.

Через год-полтора я забросил футбол и ни разу об этом не пожалел. Мы ездили на международные соревнования, играли против «Зенита» и «Спартака», которые были сильнее нас на голову. Тогда я понял, что футбол в Беларуси — это не то. Все было очень запущено. Что говорить, если тренировались мы на заасфальтированной площадке.

А уже тогда в нашей клубной среде существовало понятие «киберспорт». Все смотрели ролики из Южной Кореи, где в огромном красивом зале в двух кабинках сидят два парня и играют друг против друга. Когда я это увидел, то понял, что хочу добиться такого уровня. Захотелось стать PRO-геймером и зарабатывать деньги компьютерными играми, поехать в Корею. Но, к сожалению, побывать там мне так и не довелось. Хотя какое-то время в статусе профессионального киберспортсмена я пожил в Германии.

Родители в самом начале всей этой киберспортивной движухи пытались образумить, наставить на путь истинный, но когда я принес домой первые деньги, когда начал ездить по миру, то все вопросы отпали.

Правда, в десятом классе я страшно из-за этого прогуливал школу. За что меня по итогу и выгнали. Пришлось доучиваться в вечерней с персонажами, которых даже днем страшновато встретить на улице. Но на тот момент кроме киберспорта мне ничего не было интересно.

— Warcraft III сразу же стал клубной киберспортивной дисциплиной или все сперва распробовали его сюжетную часть?

— Еще до выхода официальной игры по клубам носили бета-версию «варика», в которой уже можно было играть друг против друга. Это был 2001 или 2002 год. Уже тогда все понимали, что игра будет бомбой, она затягивала. Я не сразу вышел там на первые роли. Поменял кучу клубов и команд. Но все тогда обязательно ходили в клуб «Стелс» — это был просто самый крутой клуб в столице, где собирались самые сильные игроки. Причина в том, что там был хороший интернет и можно было тренироваться с зарубежными игроками. Там я, в принципе, и подтянул свой уровень.

В 2003 году занял первое место на каком-то столичном турнире. Позже перешел под знамена команды К29 из клуба Katana, который создали и поддерживали два брата — Женя «Ugin» Ерофеев и Senpai. Они заметили, что я неплохо играю, и позвали в свою команду. Благодаря таким энтузиастам киберспорт в Беларуси хоть как-то развивался. Можно сказать, что они из своего кармана выкладывали деньги для турниров и игроков. За это им огромное уважение.

Женя мне сказал вещь, которую я запомнил на всю жизнь: «Мне бы было очень приятно, если бы в моей команде сидел mTw’шник». А тогда это была общеизвестная немецкая команда. Можно сказать, что его слова оказались пророческими. Где-то через года два я оказался в этой команде — подписал контракт, пожил в Германии на буткемпе и год являлся их игроком.

Конечно, параллельно с этим случались всякие поездки на турниры в Москву. Они были чуть-чуть лучше минских. По сути, все тот же клубный формат, но площадки куда больше. На настоящем же чемпионате мира были церемонии открытия и закрытия, огромнейший павильон с десятками компьютеров и игроков. Правда, на ESWC, своем первом турнире в Париже, я всем проиграл. Можно сказать, просто хорошо отдохнул. Посмотрел из-за спин лучших игроков мира на то, как они играют.

Потом уже в 2005-м, на WCG в Сингапуре, удалось пройти свою группу с сильными оппонентами. Но там в плей-офф я попал на чемпиона из Кореи, который меня просто смял. Они очень-очень жесткие ребята — наказывают за задержку в миллисекунду, ничего не прощая. Были и остаются богами киберспорта в жанре RTS. В StarCraft им вообще не было равных.

После двух выступлений на WCG Ярослав понял, что уже пора бы и деньги зарабатывать. И первые 150 евро он получил по контракту с какой-то малозначительной организацией. Просто передал какому-то парню свои данные и по почте получил денежный перевод. Для 18-летнего парня это была немалая сумма. После команды сменялись едва ли не каждый год.

— Выступал под тегом польской организации Pentagram, где вообще не платили ничего и только кормили обещаниями. Хотя состав по Counter-Strike 1.6 у них был грозный, без сомнения сильнейший в мире на тот момент. Они занимали первые места на всех чемпионатах, и мне было приятно находиться в этой команде.

Позже, спустя почти десяток лет, ребята из этого состава стали основой для нынешней команды Virtus.pro по CS:GO. После неудачного сотрудничества с поляками, NightWolf подписал годовой контракт с голландской Serious Gaming. Вышел на пик формы.

— Возможно, я немного хвастаюсь, но в конце 2006 — начале 2007 года я был лучшим в Европе. Играл с лучшими европейскими геймерами, прошел отборочные на крупный офлайн-турнир Extreme Masters, но… к сожалению, заболел. Хроническая усталость. Я просто переиграл, не было никаких сил. Три месяца даже не подходил к компьютеру. Думаю, если бы я был тогда умнее и уделял внимание и своей физической форме, банальной физкультуре, то все давалось бы намного легче. Но это понимаешь только с возрастом. Когда выздоровел, посыпались предложения от более известных команд: mTw, mousesports.

Но игра все меньше интересовала Ярослава, пропала какая-то внутренняя мотивация. И вернувшись к концу 2008 года в Serious Gaming, он решил завязать с профессиональным «вариком».

— Где-то год уже поигрывал в покер, когда мне сообщили, что у меня автоквота на национальный финал отбора на WCG 2009. Узнаю об этом за неделю и начинаю усиленно тренироваться. Естественно, на отборочных у меня все валилось из рук, мой друг Frosen выбивает меня из основной сетки и уже по сетке лузеров я дохожу до финала, где меня выбивает Xelsing. После этого я к Warcraft III не возвращался.

Фото: proplay.ru

В конце карьеры Ярослав еще попробовал себя в StarCraft 2, но на национальном отборе на WCG в упорной борьбе уступил Антону «Lowely» Плебановичу из-за ошибки в один клик. После этого мотивация к тренировкам пропала.

— Об этих временах, посвященных игре, я совершенно не жалею. Я покатался по миру, был в Париже, Сингапуре, видел легендарных чемпионов. С кем-то даже удалось поиграть.

Существовала такая сурово запароленная IRC’a, где были собраны самые заметные киберспортсмены. Очень приятно было в ней состоять. Там же познакомился с Grubby — лучшим игроком в Warcraft III за всю историю. Как-то заметил, что Grubby сидит у себя на канале. А я не постеснялся и зашел к нему поздороваться, предложил поиграть. В четырех играх дважды победил, после чего он попросил не выкладывать никуда эти реплеи. Но демки я, конечно, записал. Показал всем ребятам в клубе. Правда, никто мне не поверил. (Смеется).

— Warcraft — творческая игра одного человека. Особенно в случае с моей расой — эльфами. Там можно было экспериментировать с героями из «Таверны», играть нестандартными стратегиями. В мое время было так: эльфы обыгрывают орка, орк — нежить, нежить — эльфа. А хуманы были более нейтральными, самыми сбалансированными. Я играл эльфами, а потому принципиальными соперниками у меня всегда были андеды: Avatro, Shaman, Lucky. Еще был такой парень Ghost со своей особой коронной «фишкой»: он всех застраивал пушками на их же базе. Это была подлость, его все ненавидели и постоянно ждали подвоха.

— А не пробовал пересесть на DotA, которая в те годы только набирала популярность? Или вернуться на PRO-сцену в какой-нибудь новой онлайн-игре?

— Игроков в «доту» я никогда не уважал, потому как сделана она была на движке Warcraft. Там один герой, тогда как в «варике» куча войск, надо много строить, продумывать стратегии. Но сейчас я уже сильно пересмотрел свое мнение, так как в MOBA критически важно следить за картой, координироваться с товарищами. Какое-то время поиграл в LoL и понял, насколько все это сложно.

Из современных онлайн-баталий мне понравилась World of Tanks, которую я, правда, уже удалил. Но на ней никак не заработать, к тому же имеет место рандом, высокие требования к уровню команды. В том же Warcraft рандома практически не было, только в выпадающих предметах. Допустим, герою, которому нужна мана, выпадает артефакт на силу. Это можно было компенсировать за счет уровня игры.

Недавно запускал обновленный StarCraft 2. Ты знаешь, ручки то помнят, не затвердели с возрастом. Вполне возможно, что однажды я вернусь — если Blizzard выпустит Warcraft 4 или хотя бы обновит текстуры в третьем.

Игры для ПК в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by