07 декабря 2016 в 8:00
Автор: Константин Сидорович. Фото: Алексей Матюшков

Учитель на работе, инквизитор в душé. Жизнь и хобби белорусских косплееров

Автор: Константин Сидорович. Фото: Алексей Матюшков

Косплей — жутко интересное и порой невероятно красивое хобби, но не всегда понятное для многих белорусов. Кто эти люди и зачем они переодеваются в необычные пестрые костюмы, гримируются и обвешиваются мечами? Мы пригласили четверых белорусских косплееров — обычных ребят и девчат, которые в повседневности занимаются вполне прозаическими вещами, зато в качестве хобби выбрали одно из самых многогранных и необычных занятий.

Когда встречаем Валеру, Катю, Алёну и Кирилла в редакции Onliner.by, создается впечатление, что герои нашей сегодняшней статьи только-только с вокзала. Огромные чемоданы и набитые доверху сумки придают молодым людям сходство с бывалыми путешественниками. На самом деле там — весь косплеерский скарб, включая костюмы, аксессуары, грим, арбалеты, пистолеты, мечи и прочий реквизит. В общем, все, что нужно для воплощения того или иного образа.

Потихоньку ребята раскладываются. Подчеркивают — все это ручная работа опытных мастеров, которая не может быть дешевой. Стоимость хорошего костюма порой доходит до $1500! Впрочем, просто так взять и купить его в магазине не получится, потому что каждый образ создается под конкретного человека. Можно, конечно, попробовать купить понравившийся костюм у косплеера, но немногие на это согласятся.

Валерий / лорд-защитник Корво Аттано, 26 лет, руководитель отдела продаж в маркетинговом агентстве

Валерий плотно занимается косплеем около семи лет, но в последнее время чаще сидит в жюри конкурсов и оценивает образы коллег.

— Косплей — это воплощение образа, который можно взять откуда угодно: из фильма, игры, оперы, комиксов, мифологии, аниме. Источник может быть любой, в том числе книга. Как приходят в косплей? Надо зажечься идеей, чтобы у тебя возникла мотивация вкладывать свое время и деньги в воплощение образа. Бывает, прочитаешь книгу или посмотришь фильм, и вот оно — мое! Если человек творческий, то в этом хобби ему проще, но в принципе преград нет ни для кого.

У Валеры семь костюмов, то есть каждый год он создает по одному новому образу. Обычное дело для качественного косплея — потратить на разработку образа полгода. После этого еще полгода-год костюм показывают на фестивалях, где собираются тысячи, а порой и десятки тысяч посетителей. Самые крупные косплей-мероприятия в СНГ — это «Игромир», в рамках которого проходит Comic Con Russia, «Старкон», AVA Expo, а также белорусские «Хиган» и Unicon.

— Косплей — это не только пошив костюма и отыгрыш образа, но и серьезная сценическая работа, включающая написание сценария, запись фонограммы и видеоряда, сценическую актерскую игру, постановку, раскадровку, монтаж, режиссуру, декорации и многое другое.

Идея косплея — максимально точно показать образ героя. Не только в плане внешнего вида (костюм, грим, реквизит), но и отыгрышем роли (типаж, актерская игра). Необязательно делать мечи из стали и точить их, как делают реконструкторы. Главное, чтобы внешне было похоже, а из чего сделано — не так уж важно. Например, имитировать металл можно с помощью пластика и краски с имитацией металлических бликов.

Косплей поддерживает целая индустрия, готовая предложить вам любой ингредиент — от 25-долларовой баночки каллодия, стягивающего кожу и таким образом имитирующего шрамы, до термопластиков вроде Worbla. В Беларуси, правда, со всем этим добром напряженка. У нас можно найти нужного цвета и фактуры ткань, у мастеров-кожевников заказать аутентичный ремень из натуральной кожи, а резчик по дереву поработает над имитацией фэнтезийного пистолета. Но за материалами типа Worbla надо ехать в Москву или Санкт-Петербург, где косплей — это уже отдельное, хорошо развитое направление в современной культуре.

Сегодня Валерий облачился в костюм лорда-защитника Корво Аттано — главного героя игры Dishonored. На создание костюма ушло около пяти месяцев времени и $700 в эквиваленте.

— Свои костюмы я не готов продавать ни за какие деньги. Потому что, как правило, речь идет не столько об одежде, сколько о важном периоде твоей жизни, который ты ценишь и о котором приятно вспоминать. Вы не представляете, какая удивительная эмоциональная отдача от того, когда ты выходишь на сцену и показываешь публике безупречно воссозданный образ, а после выступления срываешь громкие овации зала.

Екатерина / Инквизитор, 21 год, учитель английского языка в школе

Екатерина в косплее совсем новичок. Над своим первым образом она начала работать в октябре прошлого года, а закончила совсем недавно. Зато на фестивале «Хиган» в 2016 году девушка с ходу получила Гран-при среди профессионалов за костюм Инквизитора из игры Dragon Age: Inquisition.

Костюм у Кати сложный, полное преображение с учетом нанесения макияжа занимает два часа. Ходить в этих доспехах долго не получится — через четыре часа становится трудно дышать, даже посидеть с комфортом нельзя. Но девушка очень гордится своей работой, доказывая, что даже с первого раза человек, ранее мало что знавший о косплее, может сделать очень достойный проект.

— Все делала сама, разве что мама объяснила правила построения выкройки, а папа, который реставрирует старинные автомобили, научил меня правильно наносить шпаклевку. Вообще, родители приняли мое хобби очень позитивно, и это здорово!

Костюм Инквизитора выглядит массивно, но на самом деле он весит всего около трех килограммов. Бóльшая часть доспехов сделана из ПВХ, наручи — из термопластика, аналога Worbla. Плюс вручную плетеная кольчуга, светодиод в перчатке, мебельный кожзам для пояса и автомобильный фонарик в посохе. Посох, к слову, сделан из черенка для лопаты, сантехнической изоляционной трубы, пары большущих шприцев и двух дешевых салатных мисок! Благодаря уму и смекалке на создание всего образа ушло не так уж много средств — около 400 рублей.

— Где могла, там искала альтернативу подешевле, потому что зарплата у меня маленькая, а хотелось, чтобы костюм был красивый. Очень понравилось плести кольчугу — такое расслабляющее занятие, то что надо после школы. Кстати, как только директор узнала о моем увлечении, то поручила вести кружок по творчеству. (Cмеется.)

Катя с детства любит рисовать, лепить, шить, красить. Все свои интересы она в итоге объединила в одно большое хобби, которое оценили даже ученики школы, в которой преподает девушка.

— Следующий мой костюм будет еще сложнее, потому что воплощать я буду образ Райдер из Mass Effect: Andromeda. Может быть, тогда уже будет не так жалко образ Инквизитора, и я продам его тысячи за полторы рублей. А вообще, что касается косплея, то это очень классно — сделать из чего-нибудь банального что-то интересное и красивое.

Кирилл / Ведьмак, 27 лет, работает бизнес-аналитиком в Wargaming

Изначально в Кирилле сложно заподозрить могучего Геральта из Ривии — уж слишком разные комплекции. Но через какое-то время мы убедились, что перед нами стоит самый что ни на есть настоящий Геральт из третьей части «Ведьмака».

По словам Кирилла, многие косплееры очень болезненно относятся к тому, что на просторах бывшего СССР максимальное внешнее сходство с героем считается обязательным. При этом не учитывается, что в играх и фильмах персонажи зачастую — перекачанные здоровяки, которых в жизни днем с огнем не сыскать. На Западе все воспринимается намного проще. Ты — толстая девочка, у тебя в шкафу завалялись бабушкины розовые лосины, но при этом ты видишь себя Ларой Крофт? Нет проблем! Тебя никто не упрекнет, что твоя фигура, лицо или костюм не соответствуют образу.

— На мой взгляд, истина здесь где-то посередине. Людям не стоит бояться браться за любимых персонажей, так как некоторые различия могут быть сглажены, к примеру, хорошим гримом. Куда важнее детальная и качественная работа над костюмом и образом. Однако стоит учитывать, что на просторах СНГ за любую мелочь вроде торчащей нитки или квадратных пуговиц вместо ромбовидных могут поднять на смех. Зато работой, к которой не придраться, всегда гордишься, особенно когда видишь, что о ней пишут зарубежные порталы. На иностранных фестивалях, кстати, белорусов очень ценят за качественные костюмы. 

Кирилл увлечен косплеем около двух лет. При этом сделать что-нибудь такое хотелось давно, но все не подворачивался подходящий герой.

— Попробовать свои силы я решил в довольном простом образе Маршалла Ли из мультсериала Adventure Time, однако по-настоящему увлекся созданием сложных образов благодаря вселенной Dragon Age. На данный момент в моем арсенале пять костюмов, самый сложный из которых — сегодняшний Геральт из Ривии.

Чтобы «войти в образ», Кириллу нужно около двух часов и помощник, который покрасит волосы и нанесет грим. Зато костюм Ведьмака гораздо комфортнее доспехов Инквизитора или Корво, в маске которого не так просто ориентироваться в пространстве и дышать полной грудью.

— Самое классное в косплее, на мой взгляд, это детали. Чем детальнее проработан образ, тем лучше он смотрится на сцене и фотографиях. Конечно, тратить немаленькие деньги и особенно время могут себе позволить далеко не все. Поэтому не удивительно, что 90% косплееров показывают довольно простые работы, которые нельзя отнести к международному уровню.

Над костюмом Геральта Кирилл трудился вместе со своей девушкой Александрой почти год, потратив на все про все около 500 рублей. И все это с учетом того, что ребята — профессионалы, открывшие собственную мастерскую крафта (от слова craft — создание сложных элементов костюмов, бутафорского оружия и аксессуаров для косплея). Рыночная стоимость такого наряда с учетом временных затрат составляет не менее $1300 в эквиваленте. Любопытно, что для россиян это довольно низкая цена, поэтому они часто заказывают что-нибудь в белорусских мастерских.

Алёна / Цири, 20 лет, студентка БГУ

Знакомьтесь — это Цирилла Фиона Элен Рианнон, она же Цири и один из ключевых персонажей The Witcher 3: Wild Hunt. Всерьез и надолго косплей затянул Алёну пять лет назад, еще в школе, за год до поступления в БГУ на факультет социокультурных коммуникаций.

Первый опыт создания костюма был неудачный, хотя девушка всего-то и хотела, что сделать красивую школьную форму. Но поскольку шить она в то время не умела, то доверилась швее. В итоге получилось нечто настолько ужасное, что Алёна решила научиться шить сама и с тех пор работает самостоятельно.

— Так я научилась выкройке, шитью, немножко умею крафтить. Теперь корсет могу с закрытыми глазами пошить. А вот замшевые перчатки, моя гордость. Делала их впервые в жизни, но смотрите, как идеально получилось!

В настоящем косплее невозможно прийти в магазин и купить понравившийся костюм. Это будет не косплей, а маскарад. У настоящего косплеера два правильных пути. Первый — все делать самому. Второй — заказывать у сторонних мастеров, но тщательно курировать их работу, подбирать нужный материал, постоянно приезжать на примерки, показывать, где что надо подправить или изменить. И один, и другой вариант отнимают уйму времени и сил.

Всего у Алёны десять костюмов, из которых четыре сложных. Самый совершенный — это Цири. На его создание ушло полгода. Долго пришлось искать кожзаменитель подходящего цвета, узоры на ремне девушка делала с помощью выжигателя, сапоги купила в магазине и потом долго дорабатывала, сама продумывала швы на поясе.

— О да, ремень испил много крови! Все потому, что он очень толстый и проделать в нем отверстия для шва было крайне тяжело — приходилось буквально ввинчивать иглу. Всего на костюм я потратила рублей 500, но не продам его ни за какие деньги. Просто потому, что это моя любовь, в которую я вложила много сил.

Хобби нелегкое, что уж говорить. Это понимают и разработчики игр, которые все чаще и чаще проводят с опытными косплеерами совместные акции. Например, приглашают в промотуры или для участия на стендах во время проведения крупных конференций, таких как Gamescom или E3. Студии заинтересованы, чтобы костюмы получались качественными, поэтому художники, бывает, выпускают официальные гайды с подробнейшим описанием костюмов главных героев той или иной игры.

Большое внимание в косплее уделяется фотосессиям. Цель фотосета — с помощью работы косплеера представить через фотографию полноценную сцену или сюжет, соответствующие первоисточнику. Ниже в качестве примера представлены одни из сильнейших в отечественном косплей-сообществе работ, которые облетели весь мир и собрали множество наград.


Белорусский косплей уже достиг мирового уровня. Пару недель назад минчанин Александр Кузьменков выиграл Гран-при престижного фестиваля GAME & FILM ЕХРО 2016 со своим образом Геральта и получил приглашение на поездку в Майами на Comic Con.

Приятно осознавать, что в последнее время среди сильных работ все чаще и чаще встречается белорусский косплей. Пусть это и небольшой, но все же повод для гордости за талантливых парней и девушек, которых объединяет этот необычный вид творчества.

Декоративная косметика для глаз в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by